Налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом.
Основную часть доходов бюджета составляют налоги: во Франции они формируют 95% доходов государственного бюджета, в США – более 90%, в Германии - 80%, в Японии - 75%, в России - более 85%
Налоговые отношения возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Без налогов нет бюджета.
Сущность налоговых изъятий государством:
· Государство изымает определенную часть валового продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов.
· Налоги и займы – два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мире.
· При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и\или муниципальных образований.
Право хозяйственного ведения | Право оперативного ведения | |
Объект | Предприятие как имущественный комплекс | Предприятие как имущественный комплекс и иное имущество |
Прекращение права | По основаниям прекращения права собственности При правомерном изъятии имущества по решению собственника | По основаниям прекращения права собственности При правомерном изъятии имущества по решению собственника |
Правомочия собственника имущества | Создание предприятия Определение предмета и цели его деятельности Назначение руководителя предприятия Реорганизация и ликвидация предприятия Контроль за сохранностью и использованием переданного имущества Получение части прибыли от использования имущества | Изъятие излишнего неиспользуемого или используемого не по назначению имущества Распределение доходов предприятия Осуществление иных правомочий собственника |
Субъект | Государственные и муниципальные предприятия | Казенные предприятия и учреждения |
Правомочия | Владеют, пользуются, распоряжаются имуществом в установленных ГК РФ пределах Не могут распоряжаться переданным им недвижимым имуществом без согласия собственника Остальным имуществом могут распоряжаться по закону или иным правовым актам | Владеют, пользуются, распоряжаются имуществом · в установленных ГК РФ пределах · в соответствии с заданием собственника и целями своей деятельности · с учётом назначения имущества · с согласия собственника Не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом и приобретенным за счет средств, выделенных по смете |
Отличительные признаки налога:
Любой налог внутренне противоречив – в нем сталкиваются интересы двух сторон, а именно государства и налогоплательщика. Главный интерес государства – взять как можно больше налогов, а налогоплательщика – заплатить как можно меньше налогов.
Данное противоречие может быть разрешено посредством четкого разграничения прав и обязанностей сторон.
Права государства: устанавливать налоги, взимать налоги, привлекать к ответственности за налоговые правонарушения.
Обязанности государства: принять справедливую и эффективную налоговую систему, правильно использовать налоги в соответствии с интересами налогоплательщиков, отчитываться об использовании налогов.
Обязанности налогоплательщика: платить законно установленные налоги и сборы.
Права налогоплательщика: требовать от государства выполнения своих обязанностей.
Система налогов и сборов – совокупность налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством РФ. Это составная часть налоговой системы.
Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Элементы налоговой системы:
1) Налоговые отношения – это совокупность властных отношений
v по установлению налогов и сборов (предусматривается сама возможность взимания налогов и сборов, устанавливаться налоги и сборы могут только НК РФ),
v по введению налогов и сборов (введение налогов и сборов – это принятие соответствующего федерального, регионального или местного закона, подробно регламентирующего процедуру взимания),
v по взиманию (взимание – это отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства),
v по контролю (отношения, возникающие при проведении налоговых проверок),
v по привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
2) Субъекты налоговых отношений:
· Налогоплательщики
· Налоговые агенты
· Налоговые органы (ФНС и подразделения)
· Таможенные органы (ФТС и ее подразделения)
· Финансовые органы (Минфин и его подразделения)
· Органы государственных внебюджетных фондов
· Органы налоговых расследований
· Органы, осуществляющие регистрацию организаций и физических лиц
· Лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, понятые, свидетели)
· Кредитные организации
3) Объекты налоговых отношений: денежные средства и правопорядок в налоговой сфере
4) Нормативно-правовая база налогообложения
Налоговое законодательство:
Налоговые отношения помимо налогового законодательства регулируются следующими документами:
Конституция, Международные договоры (имеют преимущество перед налоговым законодательством), Указы президента, Постановления правительства.
На основании налогового законодательства осуществляется налоговая политика государства.
Налоговая политика – действия органов власти и управления по применению налоговых законов.
Проводя налоговую политику, государство преследует цели:
1) Фискальную (мобилизация части создаваемого ВВП в централизованный фонд государства)
2) Экономическую (целенаправленное воздействие на экономику через налоговые механизмы)
3) Социальную (снижение неравенства в уровне доходов населения)
4) Экологическую (стимулирование рационального природопользования и охрана окружающей среды)
5) Международную (укрепление экономических связей с другими государствами за счёт заключения многосторонних договоров во избежание двойного налогообложения)
Налоговый механизм - совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается:
• осуществление системы распределительных и перераспределительных отношений,
• создание централизованного фонда государства для выполнения им своих функций,
• регулирование социально-экономического развития общества.
Элементы налогового механизма:Налоговое планирование, Налоговой регулирование, Налоговый контроль.
Таким образом, налогообложение можно определить как совокупность экономических и правовых отношений, складывающихся на базе смены форм собственности и перераспределения стоимости.
То есть экономическая сущность налога заключается в перераспределении созданного в обществе ВВП, но наиболее полно эта сущность раскрывается в тех функциях, которые выполняют налоги.
Функции налогов:
v Фискальная (исторически первая, элементарная функция; “фиск” – казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства). Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Фискальная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование средств производится на самые различные государственные нужды.
v Социальная (перераспределительная). Реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. Социальная функция позволяет также перераспределять доходы между различными категориями населения. (например, применяя прогрессивную шкалу налогообложения личных доходов). Косвенные налоги считаются самыми социально несправедливыми.
v Регулирующая (нацелена на решение задач налоговой политики посредством использования налоговых механизмов и предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, его структуру, научно-технический прогресс, экологическую безопасность, распределение национального дохода, спрос и предложение, объем доходов и сбережений населения):
§ стимулирующая,
§ дестимулирующая,
§ воспроизводственная
v Контрольная (государство отслеживает своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах, определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики)
Для того чтобы налоги могли выполнять свои функции, налоговая система должна быть построена на определенных принципах:
· Принцип всеобщности
· Принцип равного налогообложения (все плательщики равны перед НК)
· Принцип справедливости (отсутствие перекоса налогового бремени)
· Принцип экономической обоснованности (установление налогов и сборов не могут быть произвольным, нарушающим единство экономического пространства страны; при установлении налогов должны учитываться микро и макроэкономические последствия для налогоплательщиков, для отдельных отраслей и для бюджета в целом; затраты по сборам налогов не должны превышать налоговых поступлений)
· Принцип стабильности. Налоговые законы должны быть сформулированы чётко и доступно. Любые неустранимые сомнения, противоречия и неясности в налоговом законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика!
· Принцип презумпции правоты налогоплательщика. Действует с оговорками, так как введен досудебный порядок урегулирования налоговых споров и досудебное взыскание штрафов с налогоплательщика.
Элементы налога(налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения):
1) Плательщики или субъекты. Субъект налога (налогоплательщик) – лицо, на которое возложена обязанность уплатить налог за счёт собственных средств. Носитель налога – лицо, которое несет тяжесть обложения в конечном итоге (за счёт носителя налог уплачивается в бюджет; это понятие применяется в экономическом аспекте и юридически не закреплено).
2) Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность заплатить налог (получение дохода, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи).
ü Имущество(виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ)
ü Доход(экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить)
ü Прибыль
ü Стоимость реализованных товаров, выполненных работ, услуг(товар – любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц; услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности)
ü Иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога
3) Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (часть объекта или совокупность объектов).
4) Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Различают понятия налоговый период и отчётный период. Иногда они могут совпадать, иногда отчетность представляется несколько раз за налоговый период. Так, налоговым периодом по налогу на прибыль установлен – год, а отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года
5) Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям лиц предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
Формы налоговых льгот:
· Изъятия – выведение части объектов из перечня подлежащих налогообложению (стипендии, пенсии, алименты)
· Налоговые вычеты (уменьшение налоговой базы)
· Снижение налоговых ставок
· Изменение сроков уплаты налога. Может предоставляться в виде
o отсрочки (по объективным причинам – бесплатно, по субъективным – штраф)
o рассрочки
o инвестиционного налогового кредита (самая мощная льгота по налогу на прибыль; основания: проведение НИОКР или технического перевооружения собственного производства, внедренческая или инновационная деятельность, выполнение особого заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению)
Инвестиционный налоговый кредит – это такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
· Налоговые каникулы
6) Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения. Виды ставок: твердые (специфические; фиксированный размер налога на единицу налогообложения), процентные (адвалорные), комбинированные (сочетание твердых и процентных ставок).
7) Порядок исчисления налога – совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Информационное обеспечение – данные бухгалтерского и налогового учета. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налогоплательщика (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций), налоговый орган (налог на имущество физических лиц, налог на землю для физических лиц) или налогового агента (НДФЛ, налог на доходы иностранных юридических лиц).
Методы исчисления налогапри взимании НДФЛ:
· по глобальной (германской) системе исчисление налога осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика
· шедулярная (английская) система предусматривает разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и каждая часть облагается по отдельности
Исчисление налога можно осуществлять по двум системам:
· кумулятивная (накопительная)система - предполагает определение суммы налога и его взимание с начала периода нарастающим итогом
· некумулятивная система - предусматривает обложение налоговой базы по частям, без нарастающего итога.
8) Порядок и сроки уплаты налога.
Порядок уплаты налога - нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов: направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд), средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте), механизм платежа (в безналичном или наличном порядке), особенности контроля за уплатой налога.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи) Конкретный порядок уплаты налога устанавливается законодательством применительно к каждому налогу.
Сроки уплаты налога – дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет (предельная дата или указание на какое-то действие, которое должно произойти).
Виды налогов
По способу взимания:
ü Прямые (НДФЛ, НДПИ, налог на прибыль)
ü Косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины)
По уровню власти:
ü Федеральные (элементы едины для всей территории страны; их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган; эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней)
ü Региональные (транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес)
ü Местные (налог на имущество физических лиц, налог на землю; всегда поступают в местные бюджеты)
По объекту:
ü С доходов (ЕНВД, на прибыль)
ü Имущественные (на имущество физических лиц, организаций, транспортный налог)
ü Ресурсные (НДПИ, на землю, на воду, лесной налог, сбор за использование объектов…)
ü На потребление (все косвенные)
ü С отдельных видов деятельности
По субъекту:
ü С физических лиц (НДФЛ и на имущество)
ü С юридических лиц (на прибыль и на имущество)
ü Смешанные
По уровню бюджета:
ü Закрепленные (непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет)
ü Регулирующие (налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджету; С 2009 г. ставка налога на прибыль организаций (20%) распределяется по бюджетам: в федеральный бюджет - 2%, в региональный бюджет - до 18%)
По методу исчисления:
ü Прогрессивные (налог на имущество физических лиц)
ü Пропорциональные (большинство: на прибыль, НДФЛ
ü Регрессивные (сейчас нет, был – единый социальный налог)
Дата: 2016-09-30, просмотров: 211.