Подбор литературы производится студентом самостоятельно. При этом следует пользоваться предметным и алфавитным каталогом библиотек, библиографическими справочниками, списками и перечнем литературы, содержащимся в последних номерах специальных журналов каждого года.
Выполняя работу, студент должен как можно шире привлекать новейшую информацию, относящуюся к его теме. В перечень подбираемой литературы включаются работы отечественных и зарубежных авторов по избранной теме, статьи из журналов и газет, нормативные материалы. Список литературы по изучаемой теме должен быть согласован с руководителем.
В зависимости от темы должны быть использованы разнообразные материалы конкретной организации, перспективные, текущие и оперативно-производственные планы, бизнес-планы, бухгалтерские учетные регистры, отчетность, статистические отчеты, пояснительные записки к отчетности, материалы отделов (технологического, технического контроля, труда и заработной платы, планово-экономического, производственного, финансового, маркетинга, внешнеэкономических отношений, главного механика, энергетика и др.), данные оперативного учета, технические журналы работы оборудования, плана технического и организационного развития производства, распечатки ЭВМ и другие.
На качество курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Подбор данных организации, их критическое осмысление и обработка составляет важнейший этап в подготовке и написании курсовой работы.
4 Составление плана и последовательность выполнения курсовой работы
Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – руководителя работы.
Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, уточняется план исследования, структуру работы, сроки выполнения ее по этапам, определяет необходимую литературу и другие материалы.
Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.
В плане курсовой работы должны быть выделены введение, разделы, вопросы разделов, заключение, список литературы, приложения.
Примерные планы курсовой работы даны в разделе 7 настоящих методических указаний.
Рекомендуется следующая последовательность выполнения работы:
- изучение действующих положений и инструкций;
- изучение специальной экономической литературы (учебников, монографий, брошюр и т.д.), экономических журналов и газет; при этом студент вначале знакомится с новыми изданиями и лишь после этого обращается к более ранним публикациям;
- при изучении литературы рекомендуется делать соответствующие выписки, распечатки, указывая литературные источники и страницу, фиксировать возникшие собственные мысли или критические замечания. Сделанные записи надо группировать по отдельным вопросам (разделам, подразделам, пунктам, подпунктам) курсовой работы в соответствии с ее планом;
- тщательное ознакомление (особенно в курсовых работах студентов заочного факультета) с постановкой бухгалтерского учета в исследуемой организации и критическое отношение к нему автора;
- заполнение документов и учетных регистров, относящихся к теме курсовой работы;
- распределение материалов по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам в соответствии с планом курсовой работы;
- написание курсовой работы, ее оформление, сдача и защита.
Содержание курсовой работы
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, формируются проблемы и круг вопросов, необходимых для их решений, необходимо указать цель и задачи исследования, организацию, по материалам которой выполняется работа, источники информации, используемые методы исследования.
В основных разделах работы должны быть поставлены и разрешены вопросы совершенствования учета в сфере, подлежащей исследованию. Следует избегать описательного характера работы. Фиксация действующих положений и состояния учета должна быть лишь отправным пунктом исследования.
Первый раздел носит общетеоретический (методологический) характер. В нем на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается социально-экономическая сущность исследуемой экономической категории и проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Этот раздел служит теоретическим обоснованием последующих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях деятельности организации. В связи с функционированием в Республике Беларусь рыночной экономики в работе следует отразить особенности экономического развития страны, проблемы и перспективы развития учета. Необходимо также показать возрастающую роль и значение бухгалтерского учета в более полном выявлении и мобилизации текущих и прогнозных резервов роста производительности труда, фондоотдачи, экономии ресурсов, в улучшении конечных финансовых результатов хозяйствования.
При рассмотрении сущности изучаемой экономической категории следует приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматриваются точки зрения тех или иных авторов, то их высказывания нужно приводить без сокращений, при этом критика должна быть объективной. При наличии различных подходов к решению проблемы, содержащихся в положениях и работах отдельных авторов, необходим критический и глубокий их разбор. После этого с учетом критического изучения практики работы организации студент обосновывает свое мнение по спорному вопросу или соглашается с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая при этом собственные аргументы. Он может принять их полностью или частично со своими изменениями и дополнениями, аргументируя это должным образом.
При освещении того или иного вопроса по бухгалтерскому учету в курсовой работе часто излагается установленный каким-либо положением (инструкцией) порядок. В этом случае нужно приводить полное наименование положения, инструкции, указания, письма, кем и когда они утверждены.
В первом разделе необходимо охарактеризовать нормативно-правовую базу по бухгалтерскому учету исследуемого объекта бухгалтерского учета, кратко изложить суть нормативно-правовых актов.
В конце первого раздела дается краткая экономическая характеристика изучаемой организации, по данным которой выполняется курсовая работа. Особое внимание при этом уделяется тем сторонам ее деятельности, которые влияют на методологию, методику и организацию бухгалтерского учета организации. Приводится таблица с основными показателями деятельности исследуемой организации за два года, предшествующих году, в котором выполняется курсовая работа в соответствии с приложениями А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И или К в зависимости от отраслевой принадлежности исследуемой организации. Цифры должны быть подтверждены соответствующими приложениями к курсовой работе. После таблицы должен быть дан краткий анализ динамики показателей.
Во втором разделе излагается методика бухгалтерского учета изучаемого объекта и критически оценивается практика учетно-контрольной работы в исследуемой организации на ее практическом цифровом материале. Для этого к курсовой работе прилагаются заполненные первичные документы, сводные и накопительные учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, дебетовые ведомости к ним, распечатки, другие регистры бухгалтерского учета в зависимости от особенностей учета изучаемой организации), формы отчетности. По их данным показывается методика и организация учета, возможности и пути дальнейшего его совершенствования, внедрения или совершенствования автоматизированной обработки учетной информации. Если в исследуемой организации учетные работы ведутся вручную или уровень их механизации недостаточен, студент обязан тщательно изучить имеющиеся пакеты прикладных программ по компьютеризации учетных работ, сформулировать конкретные рекомендации по автоматизированной обработке учетной информации.
В третьем разделе рассматривается организация и методика составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и статистической отчетности по исследуемому объекту, разрабатываются направления развития учета и конкретные предложения по совершенствованию организации бухгалтерского учета в исследуемой организации по результатам проведенного изучения.
Методика формирования показателей отчетности должна раскрываться на фактическом материале изучаемой организации с указанием учетных регистров, являющихся источниками информации для составления отчетности.
Предложения по совершенствованию учета должны быть конкретными и приемлемыми для организации.
В заключительной части курсовой работы обобщаются результаты проведенного исследования и излагаются основные выводы по их результатам, рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета. В выводах кратко, четко, достаточно полно дается оценка постановки учета в организации и конкретные рекомендации по дальнейшему улучшению учетной работы, их обоснование.
Курсовая работа, которая только пересказывает учебники, учебные пособия или инструкции, не допускается к защите и возвращается студенту на доработку.
Изложение материала должно быть последовательным и логическим. Все разделы работы необходимо увязывать между собой, уделяя особое внимание переходам от одного раздела к другому, от вопроса к вопросу.
Иллюстрируя отдельные положения работы цифровыми материалами из справочников, монографий и других источников, а также цитируя различных авторов, необходимо делать ссылки на соответствующие источники (автор, название работы, год издания, издательство или журнал, страница). Таблицы, схемы, диаграммы, непосредственно связанные с текстом работы, приводятся в процессе ее изложения, а документы, учетные регистры и таблицы, имеющие иллюстративный характер, даются в приложениях.
Все схемы, графики, диаграммы, таблицы, документы, учетные регистры (карточки, разработачные таблицы, ведомости, журналы-ордера, распечатки и т.д.) обязательно должны быть дополнены в соответствующем пункте, подпункте курсовой работы подробными пояснениями.
Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 7 дней преподавателем – руководителем работы, который решает вопрос о допуске работы к защите.
При оценке работы учитываются содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и экономический). Одновременно руководитель отмечает положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что необходимо доработать.
Курсовая работа оценивается в рецензии словами «допускается к защите» или «не допускается к защите».
Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления. Если курсовая работа по заключению рецензента подлежит доработке, после исправления она представляется на кафедру на повторное рецензирование с обязательным приложением первой рецензии.
Курсовая работа защищается перед комиссией, которая определяет уровень теоретических знаний и практических навыков студента, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям.
Комиссия по защите курсовых работ в составе двух-трех преподавателей, один из которых – руководитель курсовой работы, утверждается соответствующей кафедрой за 10-15 дней до защиты.
На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.
Курсовая работа должна быть защищена до сдачи экзамена, иначе студент не допускается к сессии.
Оформление курсовой работы
Курсовая работа не только должна быть содержательной и самостоятельной, но и должна быть оформлена по стандартам.
При оформлении курсовой работы следует руководствоваться Стандартом предприятия «Общие требования и правила оформления текстовых документов. Агульныя патрабаванні і правілы афармлення тэкставых дакументаў» (СТП 15-06-2004) и настоящими методическими указаниями.
Курсовая работа выполняется на писчей бумаге формата А4 на одной стороне листа, которые сшиваются в папке – скоросшивателе или переплетаются. Общий объем работы должен быть 25 – 30 страниц печатного текста (без приложений).
Текст работы, выполненной на компьютере, печатается через один межстрочный интервал в текстовом редакторе Microsoft World, шрифтом Times New Roman размером 13…14 pt или шрифтом Arial Cyr размером 12…13 pt. Текст работы следует писать (печатать), соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 25 мм, правое – не менее 10 мм, нижнее и верхнее – не менее 20 мм.
При выполнении текстового документа машинописным способом или с помощью компьютера число строк на странице документа должно быть в пределах 40 – 50. В каждой строке должно быть не менее 60 знаков с учетом пробелов между словами. Рукописныйтекст должен иметь 35 – 45 строк на одной стороне листа с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм.
Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, начинают с абзаца отступом от начала строки, равным 12 – 15 мм.
Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, пастой или тушью соответствующего цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.
Повреждение листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускается.
Разделы должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего документа без точки в конце, записанную с абзацного отступа. Разделы «Содержание», «Введение», «Реферат», «Заключение», «Список литературы», «Приложение» не имеют номеров, но включаются в единую нумерацию и пишутся посередине страницы с прописной буквы. Подразделы, пункты и подпункты должны иметь нумерацию в пределах соответствующего раздела, подраздела, пункта, состоящую из номеров соответствующих разделов, подразделов, пунктов, разделенных точкой. В конце номера точка не ставится.
Расстояние между заголовком и текстом, заголовками раздела и подраздела при выполнении документа машинописным способом должно быть 2 интервала, при выполнении рукописным способом – 10 мм.
Пункты и подпункты основной части следует начинать с абзацного отступа. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, допускается исправлять чернилами, пастами или тушью соответствующего цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.
Курсовая работа может быть написана на белорусском или на русском языке.
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется посередине нижнего поля страницы без точки в конце.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Титульный лист работы оформляется согласно приложению К.
Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.
Допускается выделение заголовков и подзаголовков жирным шрифтом. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты (кроме содержания, введения, реферата, заключения, списка литературы и приложения) нумеруют арабскими цифрами. Разделы, подразделы, пункты и подпункты должны иметь заголовки. Слово «раздел» не пишется. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов, пунктов и подпунктов.
Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.
Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией. При необходимости перед названием рисунка помешают поясняющие данные. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок». Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы.
Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблица слева, справа и снизу ограничивается линиями. Между наименованием таблицы и верхней ее линией должен быть одинарный интервал. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
Таблицы, кроме таблиц приложения, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать после слова «Таблица» перед заголовком таблицы. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют. Слово «Таблица» пишется с абзаца.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается после слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.
Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, подзаголовки – со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует.
Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.
При переносе таблицы первая ее часть не должна иметь нижнюю горизонтальную линию, головку таблицы следует повторять на следующем листе и над ней размещать слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Если головка таблицы велика, допускается ее не повторять: в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Если цифровые или иные данные к какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк, заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения нормативных документов не допускается.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение помещается над таблицей справа.
При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.
Примечания к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей ее окончание.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первую строку пояснения начинают под формулой со слова «где» без двоеточия, после формулы ставят запятую. Формулы, следующие одна за одной, не разделенные текстом, разделяются запятой.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если формула или уравнение не умещаются в одну строку, они должны быть перенесены после знака операции или других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.
Формулы и уравнения в работе следует нумеровать сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых, скобках в крайнем правом положении страницы напротив формулы. Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.
При ссылке на литературу после упоминания о нем в тексте курсовой работы проставляют в косых скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемая информация.
При ссылках на таблицы, рисунки, формулы, приложения следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5», «в соответствии с рисунком 3», «в соответствии с приложением Л», «по формуле (3)», (приложение В) и т.п.
Список использованных литературных источников должен содержать перечень литературы, использованной при выполнении курсовой работы.
Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине страницы слово «Приложение» и его буквенного обозначения.
Если приложение одно, оно не нумеруется, если приложений более одного, то они обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, исключая буквы Ё, 3, Й, О, Ч, Ш, Ъ, Ы, Ь. После последней буквы алфавита приложения обозначаются арабскими цифрами. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
При оформлении курсовой работы не рекомендуется заключать текст каждой страницы в рамку, писать разноцветными чернилами заголовки и текст, украшать титульный лист и текст работы различными рисунками.
Сдаваемая курсовая работа, отвечающая всем указанным выше требованиям, должна быть зарегистрирована лаборантом кафедры в специальном журнале.
Работа проверяется руководителем. Все замечания по ней отражаются в рецензии руководителя. Окончательная оценка курсовой работы дается после ее устной защиты в комиссии, назначаемой распоряжением заведующего кафедрой.
7 Тематика курсовых работ и их содержание
1 Организация бухгалтерского учета, оценка его состояния в организации, направления развития с учетом международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
2 Бухгалтерская профессия в условиях развития рыночной экономики.
3 Учет основных средств в организации.
4 Оценка основных средств в бухгалтерском учете, теория, практика и перспективы развития.
5 Учет затрат на вложения во внеоборотные активы.
6 Способы начисления и учет амортизации основных средств и нематериальных активов.
7 Учет затрат на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств.
8 Учет арендованных и сданных в аренду основных средств, учет лизинговых операций.
9 Учет нематериальных активов.
10 Способы оценки материалов в текущем учете, их достоинства и недостатки, условия применения.
11 Организация учета материалов в организации.
12 Учет тары и тарных материалов в организации.
13 Учет и контроль обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
14 Учет давальческих операций.
15 Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей, специальной оснастки и специальной одежды.
16 Учет товаров и тары в торговых организациях.
17 Учет операций с наличными денежными средствами и денежными документами.
18 Учет операций с денежными средствами на счетах организации в банках.
19 Учет денежных средств и расчетных операций.
20 Учет расчетов векселями в организации.
21 Учет расчетов с подотчетными лицами.
22 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, резервов по сомнительным долгам.
23 Учет кредитов и займов.
24 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
25 Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.
26 Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
27 Учет внутрихозяйственных расчетов.
28 Учет финансовых вложений, резервов под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги.
29 Учет использования рабочего времени и его оплаты.
30 Учет расчетов с работниками по оплате труда в организации.
31 Учет выработки рабочих и расчетов с ними за выполненный объем работ.
32 Учет прямых затрат на производство продукции (работ, услуг).
33 Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов организации, их распределение по видам продукции (работ, услуг).
34 Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) и калькулирование их себестоимости в организации промышленности при нормативном методе учета затрат.
35 Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) и калькулирование их себестоимости в организации промышленности при попередельном методе учета затрат.
36 Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) и калькулирование их себестоимости в организации промышленности при позаказном методе учета затрат.
37 Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, методы их распределения по видам продукции (работ, услуг)
38 Учет и оценка незавершенного производства, их развитие.
39 Учет непроизводительных расходов и потерь.
40 Учет затрат на производство продукции в сельскохозяйственной организации.
41 Учет и калькулирование себестоимости продукции животноводства.
42 Учет и калькулирование себестоимости продукции растениеводства.
43 Учет животных на выращивании и откорме.
44 Учет издержек производства и обращения в общественном питании.
45 Учет издержек обращения в розничной (оптовой) торговле.
46 Учет расходов обслуживающих производств и хозяйств.
47 Учет затрат и калькулирование себестоимости работ и услуг в транспортной организации.
48 Учет затрат и формирование себестоимости продукции в строительной организации.
49 Учет выпуска готовой продукции (работ, услуг).
50 Учет выпуска и реализации готовой продукции (работ, услуг) в организации.
51 Учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг) в организации.
52 Учет и распределение коммерческих расходов.
53 Учет импортных и экспортных операций в организации.
54 Учет товарооборота в торговой организации.
55 Учет товарооборота в организациях общественного питания.
56 Учет финансовых результатов деятельности организации.
57 Учет финансовых результатов от реализации товаров в торговле.
58 Учет поступления и реализации товаров на условиях комиссии (консигнации).
59 Учет формирования и распределения прибыли в организации.
60 Учет формирования и изменения уставного фонда организации, расчетов с учредителями, собственных акций (долей), выкупленных у акционеров.
61 Учет образования и использования резервного, добавочного, инновационных и других специальных фондов организации.
62 Учет образования и использования резервов в организации.
63 Состав, содержание и совершенствование бухгалтерской отчетности организации с учетом МСФО.
64 Учет целевого финансирования.
65 Учет на забалансовых счетах организации.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 217.