Факторы негативного формирования личности и их криминологическое значение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию - как процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальной ориентации, вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных социальных ролей и функций. В этот период возникают и закрепляются типичные реакции на возникающие жизненные ситуации, наиболее характерные для данного человека.

В науке твердо установилось мнение о том, что социализация личности как активный процесс длится не всю жизнь, а лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок и т.д., т.е. в течение времени, необходимого для становления индивида как личности. В связи с чем, выделяют первичную социализацию, или социализацию ребенка, и промежуточную, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости, т.е. период от 17-18 до 23-25 лет[35].

Андреенкова Н.В. полагает, что процесс социализации индивида прекращается по завершении трех ее основных стадий: а) первичной - социализации ребенка (с рождения до 10-11 лет); б) маргинальной - социализации подростка (с 12 до 16 лет), в) устойчивой (целостной) - социализации юноши (с 17 до 23-25 лет)[36].

По мнению Афанасьева В.С, Гилинского Я.И. и Кона И.С. [37], социализация продолжается в течение всей жизни индивида, характеризуясь динамикой изменения социальных статусов, связей, системы ценностей, появлений всевозможных социальных новообразований.

Особенно важную роль в формировании личности играет социальная среда, представляющая собой конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе и имеющая определенную иерархию взаимосвязанных уровней, не тождественно влияющих на формирование личности. В криминологической литературе отсутствует единство мнений относительно системы этих уровней и степени их влияния на социализацию. Одни специалисты, а качестве самостоятельных уровней социальной среды, выделяют: метасреды, макросреды, социально-государственную и региональную среды, как разновидности макросреды и микросреды, другие же ограничиваются анализом социальных явлений на макро и микро уровнях.

Антонян Ю.М. о социальной среде личности говорит как о состоящей их двух частей: микросреды и той части социальной среды, с которой у личности имеются контакты. Социальная среда, которая складывается вокруг индивида с первых же дней его существования в виде различных формальных и неформальных малых групп, отдельных людей, составляет непосредственное социальное окружение данной личности, ее микросреду. Наряду с ней, на него влияет и широкая социальная среда, например через средства массовой информации или через ту же микросреду. Следовательно, та часть широкой социальной среды с которой взаимодействует личность, также входит в ее социальную среду.


Рис.1. Схема формирования личности

Микросреда

 
 

 


Как мы видим, личность формируется под влиянием не только микросреды, ее составных элементов, но и макросреды - общества в целом, в частности с помощью средств массовой информации. При этом макросреда может воздействовать на личность как напрямую, так и через отдельные сферы микросреды: семью, школу и т.д.

Для наиболее полной характеристики социальной среды личности, в том числе и несовершеннолетнего, влияющей на ее социализацию, можно выделить группу ее основных признаков.

1. Социальная среда личности динамична, ибо в процессе онтогенеза претерпевает существенные изменения и не имеет четких, раз и навсегда установленных границ, что во многом зависит от самой личности, ее уровня социализации, социального происхождения, направленности и содержания интересов и потребностей, изменения социальных ролей, перестройки социальной позиции, повышения или снижения активности.

2. Социальная среда личности неповторима. Неповторимость социальной среды конкретной личности объясняется тем, что она воспринимается каждым сугубо индивидуально и каждый строит свое поведение в зависимости от этого.

3. Социальная среда личности относится к системам с обратной связью, то есть она не только формирует личность, но и личность через свое поведение оказывает обратное влияние на среду. Так, криминогенная среда, сформированная под влиянием совершаемых преступлений, воздействует на отдельных лиц, в том числе и на склонных к совершению преступлений или совершающих их, обычно усугубляя антиобщественную направленность их личности, что может привести к новым преступлениям. Новые преступления, в свою очередь, оказывают влияние на микроокружение, последнее опять на личность и так далее.

4. Социальная среда личности является вероятностной системой, поскольку ее развитие, зависящее от комплекса уже упоминавшихся факторов, нельзя точно прогнозировать.

5. Социальная среда личности не однородна по характеру своего влияния на личность. Поэтому, недопустимо ее безусловное деление на благоприятную, неблагоприятную и нейтральную, ибо факторы, влияющие на социализацию личности настолько многообразны, что сочетают в себе различные по характеру условия.

6. Социальная среда личности в качестве основных условий своего возникновения и развития признает общение и деятельность. Без деятельности невозможно ее включение в социальные отношения, во взаимодействие с социальной средой. Общение же, являясь необходимым и всеобщим условием формирования личности, а также способом передачи социальной и психологической информации, как бы «цементирует» социальную среду личности, укрепляя ее связи с другими людьми, стратами и социальными институтами.

7. Социальная среда личности характеризуется неконтролируемым влиянием на формирование личности, ибо ценностные установки и ориентации общества могут восприниматься не только через сознательно направляемые процессы воспитания и образования, но и стихийно, неконтролируемо, благодаря референтным группам (неформальному общению).

8. Социальная среда личности структурно включает в себя широкую предметно-материальную сферу.

9. Социальная среда личности входит в группу очень сложных систем, так как состоит из сложных подсистем (например, микросреды).

Как уже было отмечено, социальная среда личности и микросреда личности – явления разные. И именно микросреда является основой формирования отрицательной направленности личности.

Важной частью микросреды, как известно, является бытовая сфера. Семья, оставаясь основной общностью в быту, представляет собой сложное социальное образование, социально-психологическую группу и особый институт общества. Наряду с семьей для быта характерны и более широкие формы общности - родство, соседство и знакомство.

Криминологически значимые проблемы семьи имеют несколько аспектов. Первый касается взаимодействия семьи с личностью в процессе формирования последней. В результате семья определяет потребности, интересы, установки и другие характеристики личности, способствующие или препятствующие ее противоправному поведению. Второй аспект связан с взаимодействием личности и семьи непосредственно в ситуации совершения преступления и сразу после него.

Микросреда человека, как уже отмечалось ранее, состоит из отдельных личностей и малых групп (последние нередко именуются в литературе психологическими группами). Под малой группой в социологической и социально-психологической литературе обычно понимается «совокупность людей, согласованно взаимодействующих более или менее продолжительное время на основе общих ценностей, непосредственно влияющих друг на друга и при этом сознательно выделяющихся из окружения; вступление в них носит сугубо избирательный характер»[38].

В свою очередь, малые группы принято делить на формальные и неформальные (референтные). При этом если в формальных группах нормы и правила поведения, права и обязанности всех членов заранее предписаны, фиксируются в определенных документах, то в жизнедеятельности неформальной группы этого нет. В ней отсутствует особый аппарат для закрепления и соблюдения поведенческих норм, однако, группа, используя свой авторитет, стремится к тому, чтобы ее члены следовали им.

Семейное неблагополучие, неудачи в школе и сближение с досуговой криминогенной группой для личности могут иметь различную последовательность, но в подавляющем большинстве случаев наблюдается взаимодействие этих трех элементов. Семья, школа (училище), досуговая. группа - естественная среда для большинства детей и подростков, обладающая большой силой влияния на них.

Подавляющее большинство отечественных криминологов, изучая неблагоприятные условия социальной среды личности несовершеннолетнего, акцентируют внимание на негативных социально-экономических явлениях современной жизни, последствия которых ощутимы сегодня каждым.

Современная российская культура как на институциональном, так и на субъективно-деятельностном уровнях сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. При этом недостаточно уделяется внимание религиозной сфере жизни общества и ее влиянию на формирование личности. Но все же, в течение уже многих лет социологи наблюдают за двойственной тенденцией, имеющей место в России: с одной стороны, усиливается процесс секуляризации подрастающего поколения (освобождения от влияния религии, системы ее ценностей и норм), когда традиционная религия утрачивает свое социальное влияние, а с другой - растет многообразие форм религиозной жизни. Влияя на формирование личности, эти тенденции лишь усиливают ее социальные деформации:

К сожалению, отечественные криминологи стараются в своих исследованиях, обходить стороной изучение негативных факторов массовой культуры и субкультуры, влияющих на формирование сознания и психики подростков. В социологической науке под субкультурой несовершеннолетних и молодежи понимается культура определенного молодою поколении, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Сегодня, в условиях российской действительности, ее определяющей характеристикой является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей.

Социальное отчуждение находит свое проявление в отсутствии у немалого числа подростков четко выраженной личностной самоиндентификации, силе поведенческих стереотипов, обусловливающих деперсонализацию установок Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается в отношении к социуму, в межличностном общении, в контркультурной направленности подросткового досуга. Результаты социально-психологических исследований, проводимых в среде несовершеннолетних, позволяют нам выделить основные негативные особенности, характерные для их субкультуры: а) преимущественно развлекательно-рекреативная направленность (более одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге «ничегонеделание»); б) американизация культурных потребностей и интересов. Коммерциализация культурного процесса детерминирует вытеснение ценностей национальной культуры, как классической, так и народной, схематизированными стереотипами, ориентированными на внедрение «американского образа жизни» в его примитивно-облегченном воспроизведении. Все более заметный отход от корм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, безусловно не может не отражаться на системе установок, ориентации и идеалов несовершеннолетнего, приобретающих все более асоциальный характер; в) приоритет потребительских ориентации над креативными; г)слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Данные социологических исследований показывают, что самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и во многом обусловлена влиянием массовой культуры (масскульта), затронувшей самые демократичные массовые разновидности искусства, в том числе телевидение, кинематограф и поп-музыку.

Изучая эти условия, криминология, должна исходить из единства социального и психологического, их постоянного взаимодействия, не допуская, как излишней социологизации, так и психологизации (тем более биологизации) факторов, детерминирующих криминализацию личности несовершеннолетнего.

Тем не менее, связь между преступным поведением личности и негативными условиями ее социализации носит статистический, вероятностный характер. С позиции криминологической науки это объясняется наличием как внешних обстоятельств, способных, препятствовать такому поведению, даже исключать его, так и постоянно соотносящегося с другими людьми механизма, которым является психика человека.



Дата: 2016-09-30, просмотров: 395.