При рассмотрении данного вопроса недопустима ни социологизация ни биологизация личности преступника. Первое обычно выражается в преувеличении влияния среды на ее формирование и поведение, игнорировании субъективных факторов, психологических свойств, психических состояний и процессов, сведении личности к ее социальным ролям и функциям, положению в системе общественных отношений. Второе - в придании решающего значения только психологическим факторам без учета сформировавшей их социальной среды, тех условий, в которых развивался человек или в которых он действовал. Криминология должна исходить из единства социального и психологического, их постоянного взаимодействия.
Биологическое в человеке имеет огромное значение для его жизнедеятельности. Для человека как общественного существа биологическое выступает в качестве необходимой предпосылки развития его надбиологических свойств. После рождения человека на базе биологических предпосылок происходит сложный процесс формирования сознания, мышления, языка.
Генетическая программа человека обладает свойствами, обеспечивающими готовность новорожденного к последующему развитию в адекватных социальных условиях. Такая готовность имеет достаточно универсальный характер. Универсальность такой готовности хорошо видна на примере языка. Достоверно установлен факт, что ребенок способен овладеть любым языком, который он слышит после рождения.
Важной особенностью мозга является его неспециализированность. Благодаря существованию комплексов, ансамблей взаимодействующих нейронов, служащих материальной базой познания и деятельности, человек создает и использует в своем сознании и поведении неограниченное число программ.
Учет влияния врожденных особенностей личности имеет большое значение при анализе индивидуализированного взаимодействия биологического и социального. Что же относится к этим особенностям?
Темперамент в своей основе является врожденной чертой человека и характеризует динамические особенности психической деятельности индивида. Согласно И.П.Павлову, темперамент детерминируется действием трех основных свойств нервной системы: силой, уравновешенностью, подвижностью процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем окончательное формирование во многом зависит от морально-волевых сторон характера.
Характер — более сложная система в человеческой психике; для его формирования ведущим служит влияние условий жизни и деятельности человека. Свойства темперамента существенно преобразуются при их включении в характер. В результате никакой темперамент не служит препятствием для развития общественно ценных свойств личности, равно как и отрицательных ее свойств. Генетически детерминированные свойства темперамента - это лишь предпосылки воспитания, обучения, формирования характера, развития умственных и физических способностей.
Формирование личности как объект генетического изучения представляет собой весьма сложную область для исследователя. Очень нелегко отличить фенотипическую изменчивость, возникающую под влиянием воспитания, образования, всего комплекса социальных условий, от влияния генотипа.
Например, тот факт, что дети воспроизводят формы поведения родителей, еще мало говорит о роли биологической наследственности, поскольку родители регулируют воспитание детей, а те сами подражают родителям, испытывая при этом влияние семейной среды в целом.
Биологический характер имеют такие, откладывающие определенный отпечаток на личность человека признаки, как возраст, пол, а так же индивидуальные физиологические и психологические особенности. Однако, во всех этих случаях «срабатывает» не столько биологическая природа подобных признаков, сколько их социальное содержание и значение.
Рассмотрим это подробнее.
Возрастные особенности. Внешние воздействия социальной среды различны в зависимости от возраста человека. К тому же эти воздействия падают на различную почву: незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма к многим психическим проявлениям, особенно детского организма и т.п., приводят к тому, что различны результаты этих воздействий. На каждом возрастном этапе личность с ее социальным содержанием неодинакова.
Характер интересов, представлений о жизненных ценностях, привычек, норм и особенностей поведения в различных условиях не может быть не связан с половыми различиями, преломляемыми в психике данного человека.
Но значительно меньшая доля в преступности женщин в сравнении с мужчинами, объясняется не биологическими особенностями пола, она связана с положением женщины в семье, быту, производстве. Биологические различия полов настолько опосредованы социальными факторами, что именно им и принадлежит ведущая роль в различном формировании психологии мужчины и женщины.
Особое значение имеют физические и психические индивидуальные особенности человеческого организма. Они изменяют условия восприятия человеком окружающей среды. Так состояние здоровья и некоторые особенности физической конституции могут сказываться на выборе профессии, отражаться на семейном положении, обуславливать некоторые потребности, а иногда и черты характера. Понятно, физические недостатки человека (уродство, хроническая болезнь и др.)- это те обстоятельства, с которыми данный человек вынужден считаться в своем поведении. Стало быть, это факторы, не являясь причинами антиобщественного поведения, могут вместе с тем, оказывать при определенных условиях неблагоприятное воздействие на формирование жизненных взглядов и привычек. Но в таком случае «срабатывает» не чисто биологическое содержание подобных признаков, а их социальное значение.
Оценка роли биологических факторов часто представляет собой тот рубеж, который разделяет многие криминологические теории.
Отечественные криминологи исходили и исходят из того, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это отнюдь не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины.
Некоторые ученые в подтверждение того, что биологические факторы могут сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность к такому поведению биологически детерминирована и может передаваться по наследству, приводят данные о том, что в общей массе преступников немало лиц с расстройствами психической деятельности.
Действительно, как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающих насильственные преступления, высок удельный вес людей, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости. Он достигает 30 %. Положения психологии, психофизиологии, психиатрии, некоторые криминологические данные дают основание считать, что ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов. Эти черты препятствуют нормальной социализации личности, приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни. Значимость указанных факторов возрастает в современных условиях, характеризуемых общей психической напряженностью, увеличением количества эмоционально-стрессовых расстройств, состояний психической дезадаптации.
Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений. Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства. Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль е его противоправном поведении. В-третьих, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии могут способствовать возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.
Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т.д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если, конечно, они имеются, вовсе не представляют мотивов преступного поведения, хотя и могут влиять на них.
Как установлено, психопатии, например, являются одним из факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время давно известно, что психопаты успешно работают и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом[27].
Человеческая личность, в том числе личность преступника, есть продукт определённых социальных влияний, связей, отношений. При любой природной основе различные социальные условия (воспитание, образование, окружение, образ жизни и т.п.) способны выработать как нравственно положительный, так и нравственно отрицательный облик личности, и, следовательно, именно эти условия определяют ее социальную сущность. Это не означает, конечно, что в структуре индивидуально-личностных свойств и качеств человека, обуславливающих совершение им преступления, психофизиологические и вообще биологические признаки не имеют никакого значения.
Имеются ли в личности преступника такие естественные психофизиологические свойства, которые отличают его от человека, не совершающего преступления, и, следовательно, имеют криминогенное значение?
На этот кардинальный вопрос следует ответить отрицательно.
Биологические свойства (и то не целиком) обуславливают телесную организацию человека - структуру и функции его органов. Однако это только предпосылка для развития человеческого существа. Не она является решающим фактором развития и изменения человеческого рода и общества.
Воздействие всей совокупности общественных условий на личность опосредуется через внутренний мир человека. «Эффект всех внешних воздействий, общественных в том числе, зависит от внутренних условий, от той «почвы», на которую эти воздействия падают»[28]. Личность индивидуально отражает общественные условия. «Из всей совокупности того, что ему (человеку) дает жизнь, воспитатели, школа, книги и вся бесконечность прочих влияний он берет то, что ему каким-то образом подходит, что увязывается с его биологией и биографией, прошлым опытом, запасом идей, с его настроениями, личными особенностями, интересами и т.п. из всего этого он сам делает свои выводы и, основываясь на них, сам намечает для себя жизненную линию»[29].Каждый человек является носителем индивидуального сознания, представляющего собой взаимодействие психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления), психического состояния (бодрости, усталости, активности, пассивности), психических свойств личности (темперамента, направленности, способности, характера).[30] «Исключительность и неповторимость человека определяются своеобразием связей признаков и свойств, индивидуальным способом их выражения»[31].
Свойства и признаки, взятые вне индивидуальной связи, по своему содержанию аналогичны у многих людей, в этом смысле они являются общими. Тождественные свойства характера можно обнаружить у разных людей. Способностями, которыми обладает данный человек, обладают многие другие, но у каждой личности своеобразная структура, взаимосвязующая все свойства и способы их проявления. Именно вследствие этой индивидуальности и неповторимости человеческой личности можно понять, почему одинаковые внешние воздействия вызывают разную реакцию. Внутреннее отражение внешнего мира и ответная реакция каждой личности специфичны, специфичен и внутренний мир человека, хотя он и социально детерминирован.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 235.