В организацию исследования включают процесс от разработки гипотез до реализации (внедрения) полученных результатов в научной и практической деятельности. Технология научно-практического изучения преступности и мер социального контроля над ней состоит из трех этапов.
Подготовительный— формулирование проблемы, постановка научной гипотезы, разработка программы исследования. Рабочий— разработка инструментария, пилотаж (пробное обследование), сбор информации и т.д. Заключительный — формулирование выводов, отчетов и внедрение результатов исследования в практику.
Последовательность проведения исследовательских операций, т.е. их процедура, складывается следующим образом:
—общая постановка задачи;
—составление программы (построение гипотезы, определение основных направлений исследования);
—определение методики исследования (какая нужна информация, способы ее получения, оценка и определение объема информации — расчет выборки, где ее можно получить и какие средства для этого использовать);
—составление рабочего плана (организационные вопросы);
—разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, бланков интервью и т.д.);
—уточнение (проверка) методики — пилотажное исследование;
—сбор информации (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);
—статистическая обработка полученной информации;
—формулирование выводов и разработка конкретных предложений по результатам исследования, внедрение их в практику.
Для проведения исследования чаще всего создается исследовательская группа. Определив исполнителей и наметив порядок проведения исследования, разрабатывают его конкретную программу.
Программаисследования должна содержать теоретическую основу, т.е. краткое описание самой проблемы с анализом уже имеющегося комплекса научных знаний, теорий, обобщения результатов ранее проведенных исследований. В прикладном смысле программа — это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с определением правил, процедур и логической последовательности операций по проверке намеченных гипотез. Она определяет, какая эмпирическая информация и за какой период будет собираться, какие вопросы будут изучаться, какие социальные взаимосвязи, направления и процессы действительности станут предметом исследования.
Исходный пункт любого научного исследования — постановка проблемы, а важнейший элемент программы — исследовательская гипотеза. Это главный методический инструмент, на котором строится весь процесс исследования. Гипотеза дает возможность выработать обоснованные предположения о структуре изучаемых объектов и характере существующих между ними взаимосвязей, позволяет установить связь между изучаемыми социальными явлениями.
На основе разработанной гипотезы составляется план исследования, который затем переходит в рабочий план. Он необходим не только для планирования соответствующих работ с указанием конкретных сроков и исполнителей. Рабочий план одновременно и творческий документ, позволяющий вести исследование целенаправленно, рентабельно и методически правильно.
Один из наиболее важных этапов криминологических исследований — их внедрение в практику.Выделяют следующие формы внедрения:
- подготовка планов социального развития, комплексных планов предупреждения преступлений и (или) иных правонарушений, федеральной и региональной программ борьбы с преступностью, перспективных и текущих планов работы правоохранительных органов;
- подготовка законодательных предложений, ведомственных нормативных актов и других управленческих документов по актуальным проблемам противодействия преступности;
- подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, методических писем и т.п.;
- проведение научно-практических конференций и семинаров, использование результатов исследований в учебном процессе юридических вузов и повышении квалификации практических работников;
- подготовка научных рекомендаций, предусматривающих совершенствование форм, средств и методов деятельности по противодействию преступности на всех направлениях.
Вопросы для повторения
1. Почему возникла наука криминология и какие потребности социальной жизни обусловили ее существование и развитие?
2. Каковы основные положения классического направления криминологической теории?
3. В чем состоит главный постулат антропологического направления криминологической теории?
4. Какое значения для развития криминологии имеют социологические школы?
5. Что изучает криминология?
6. В чем состоит специфика криминологического знания?
7. В каких направлениях развивался предмет криминологии?
8. Каковы цели и задачи криминологии?
9. Раскройте содержание функций криминологии.
10. Что представляет собой система криминологии?
11. Раскройте понятие методов криминологии.
12. Покажите соотношение общенаучных и частнонаучных методов криминологии.
13. Каковы специальные методы криминологии?
14. С какими науками наиболее тесно связана криминология?
15. Какова связь криминологии с науками криминального цикла?
16. В чем выражается самостоятельность науки криминологии?
Дата: 2016-09-30, просмотров: 221.