Тема 1. Предмет, система и методы криминологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

ОБЩАЯ ЧАСТЬ. 6

Тема 1. Предмет, система и методы криминологии. 6

1.1. Из истории развития криминологии. 6

1.1.1. Классическое и антропологическое направления криминологических теорий. 6

1.1.2. Социологическое направление криминологической теории. 8

1.1.3. Развитие отечественной криминологии. 10

1.2. Предмет и система криминологии. 11

1.2.1. Понятие, объект и характеристика предмета криминологии. 11

1.2.2. Система курса криминология. 12

1.2.3. Цели, задачи, функции криминологии. 14

1.3. Криминология в системе наук. 15

1.4. Методология и методика криминологических исследований. 19

1.4.1. Научные и информационные основы криминологических исследований. 19

1.4.2. Социологические методы криминологических исследований. 22

1.4.3. Статистические методы в криминологических исследованиях. 25

1.4.4. Организация криминологических исследований. 27

Вопросы для повторения. 29

Тема 2. Преступность и ее причины.. 29

2.1. Преступность как социально-правовое явление и ее основные характеристики. 29

2.1.3. Понятие преступности и ее основные признаки. 29

2.1.2. Основные показатели преступности. 31

2.1.3. Латентная преступность, ее виды и методы оценки. 36

2.2. Причины и условия преступности. 40

2.2.1. Понятие причин преступности, их уровни и общая криминологическая характеристика 40

2.2.2. Причины преступности в современной России. 46

Вопросы для повторения. 50

Тема 3. Личность преступника. Механизм конкретного преступления. 51

3.1. Понятие и структура личности преступника. 51

3.1.1. Понятие личности преступника. 51

3.1.2:Структура личности преступника. 56

3.1.3. Соотношение социального и биологического в личности преступника. 57

3.1.4. Классификация и типология преступников. 62

3.2. Механизм индивидуального преступного поведения. 65

3.2.1. Понятие и общая характеристика причин и условий конкретного преступления. 65

3.2.2. Факторы негативного формирования личности и их криминологическое значение 67

3.2.3. Мотивация как основополагающий этап в механизме преступного поведения. 73

3.2.4. Роль конкретной ситуации в механизме преступного поведения. 75

3.3. Жертва преступления и ее роль в механизме преступного поведения. 78

Вопросы для повторения. 82

Тема 4. Предупреждение преступности. 83

4.1. Теоретические проблемы предупреждения преступности. 83

4.1.1. Предупреждение преступности в системе социально-правового контроля над криминальной ситуацией. 83

4.1.2. Классификация мер предупреждения преступности. 87

4.1.3. Объекты и субъекты предупреждения преступности. 89

4.1.4. Социально-экономические, политические, идеологические и правовые предпосылки предупреждения преступности (общесоциальное предупреждение преступности) 91

4.1.5. Индивидуальное предупреждение преступлений. 94

4.1.6. Виктимологическая профилактика. 96

4.2. Криминологическое прогнозирование и планирование мер борьбы с преступностью.. 97

4.2.1. Криминологическое прогнозирование. 97

4.2.2. Планирование мер борьбы с преступностью.. 98

Вопросы для повторения. 100

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. 101

Тема 5. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений несовершеннолетних 101

5.1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних в Российской Федерации 101

5.2. Причины и условия преступности несовершеннолетних. 107

5.3. Предупреждение преступности несовершеннолетних. 112

5.3.1. Понятие профилактики преступлений несовершеннолетних и система субъектов ее осуществляющих. 112

5.3.2. Меры профилактики и пресечения преступлений несовершеннолетних. 116

Вопросы для повторения. 121

Тема 6. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности. 121

6.1. Состояние, структура и динамика женской преступности. 121

6.2. Причины и условия женской преступности. 127

6.3. Характеристика мер профилактики женской преступности. 129

Вопросы для повторения. 132

Тема 7. Криминологическая характеристика и предупреждение корыстной преступности. 132

7.1. Состояние, структура и динамика преступлений против собственности. 132

7.2. Причины и условия корыстной преступности. 138

5.3. Предупреждение корыстной преступности. 143

Вопросы для повторения. 145

Тема 8. Организованная преступность. 145

8.1. Характеристика организованной преступности. 146

8.1.1. Понятие и признаки организованной преступности. 146

8.1.2. Криминологическая характеристика организованной преступности в российской федерации 148

8.1.3. Основные направления по противодействию организованной преступности. 151

8.2. Формы проявления организованной преступности в современной России и меры противодействия им 154

8.2.1. Коррупция и борьба с ней. 154

8.2.2. Компьютерная преступность. 161

8.2.3. Транснациональная организованная преступность. Транснациональные преступные организации 167

Вопросы для повторения. 175

Тема 9. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности 176

9.1. Состояние, структура и динамика насильственной преступности. 176

9.2. Причины и предупреждение насильственных преступлений. 184

Вопросы для повторения. 186

Тема 10. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в сфере незаконного оборота наркотиков. 187

10.1. Общая характеристика преступности в сфере незаконного оборота наркотиков. 187

10.1.1. Состояние, структура и динамика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков 187

10.1.2. Характеристика особенностей личности наркопреступника. 192

10.2. Причины и условия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. 197

10.3. Особенности профилактики преступности в сфере незаконного оборота наркотиков 200

Вопросы для повторения. 207

Тема 11. Рецидивная и профессиональная преступность и ее предупреждение. Преступность в местах лишения свободы.. 208

11.1. Рецидивная и профессиональная преступность. 208

1.1.1. Рецидивная и профессиональная преступность в истории России. 208

11.1.2. Понятие и криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности 211

11.1.3. Причины и условия рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение 215

11.2. Преступность в местах лишения свободы.. 219

11.2.1. Понятие и характеристика преступности в местах лишения свободы.. 219

11.2.2. Причины и предупреждение пенитенциарной преступности. 223

Вопросы для повторения. 224

Тема 12. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью.. 225

ГЛОССАРИЙ.. 227

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ.. 234

Схемы……………………………………………………………………………………………………...236


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Этимологически слово «криминология» означает учение о преступлении и происходит от лат. «crimen» - преступление и греч. «logos» – наука, учение. Однако с самого зарождения она интересовалась преимущественно преступностью как сложным социальным явлением.

Возникновение и развитие криминологии связывают обычно с тремя именами и датами: в 1761 г. вышла книга Ч.Беккариа «О преступлениях и наказаниях», в которой содержались многие взгляды и положения относительно природы преступности и социального контроля над ней, хотя само слово «криминология» тогда еще не употреблялось. Этот термин был введен в научный оборот антропологом Топинаром в 1879 г. А в 1885 г. вышла книга Р.Гарофало «Криминология». С тех пор это название никем практически не оспаривалось.

 

Цели и задачи изучения темы

Цельданной темы заключается в ознакомлении студентов с криминологией как наукой и учебной дисциплиной.

К решаемым данной темой задачам относятся изучение исторических этапов развития науки, уяснение ее объекта, предмета и места в системе научных знаний, методологии и методики криминологических исследований.

Система курса криминология

Криминология в системе наук

По мере развития криминологии ее место в системе других наук существенно менялось. Особого упоминания заслуживает тот факт, что криминология вышла из недр уголовного права. Поиски ответа на вопрос, почему люди совершают преступления, начался в глубокой древности. На научном же уровне этот вопрос попытались разрешить уголовное право и социология уголовного права. Специалисты именно этих научных областей обратились к отысканию причин преступности. В начале это были чисто интуитивные поиски, без надлежащей эмпирической базы. Во второй половине XIX в. криминологические исследования активизировались. Весьма интересные соображения о природе, причинах преступности и личности преступника высказали не только специалисты в области уголовного права, социологи и криминалисты, но и психологи и психиатры.

Криминология и по сей день сохранила междисциплинарные связи.

Развитие современной науки характеризуется процессами интеграции (объединения знаний) и дифференциации (выделения новых отраслей знаний). Эти процессы можно наблюдать и на примере криминологии, анализируя ее положение в системе других наук. Так, сформировалась криминальная психология, которая, в сущности, представляет собой симбиоз криминологии и психологии, сосредоточенный на личности преступника и преступном поведении, причинах преступности психического характера. Криминальная психология может представлять собой союз криминалистики и психологии, уголовного права и психологии и т.д. То же самое можно утверждать относительно криминальной психиатрии или криминальной сексологии как о самостоятельных криминологических теориях. Иными словами, мы наблюдаем весьма интересное явление - возникли научные дисциплины двойной или даже тройной природы, именно к ним относится и криминальная психология. Она использует достижения и криминологии, и психологии, можно сказать, что криминальная психология с помощью методов психологии обслуживает юридическую практику. Естественно, теоретические выводы криминологов-психологов тоже могут быть небезынтересны для психологов. Наряду с этим криминологи для обслуживания собственных проблем часто привлекают не только психологические, но и социологические, и философские, и иные знания.

Некоторые исследователи (например, A.M. Яковлев[10]) называют криминологию социологией преступности. Вряд ли с такой позицией можно согласиться, поскольку с тем же успехом криминологию можно определить и как психологию преступности; или как педагогику преступности, если речь идет о проблемах индивидуальной профилактики преступлений и исправления преступников; или как экономику преступности, если говорить о проблемах преступности в сфере экономики и разработки экономических (социально-экономических) мер противодействия преступности, и т.д. При этом нельзя сомневаться в существовании мощного блока социологии преступности, что, однако, не делает криминологию социологией преступности. Криминология широко применяет достижения и методы социологии, как и других наук, например психологии, психиатрии, педагогики.

Из юридических наук криминология наиболее тесно взаимодействует с уголовным правом. Криминология вышла из недр уголовного права, что породило долгие научные дискуссии о том, является ли она самостоятельной наукой или составляющей уголовного права.

В отличие от уголовного права криминология изучает преступность как совокупность преступлений, каждое из которых имеет свои причины. Уголовное же право изучает преступление, точнее, тот набор признаков, совокупность которых позволяет признать деяние преступным. Криминология подобные вопросы перед собой не ставит, ее предметом является преступность. Иными словами, криминология изучает не преступление, а преступное поведение. Таким образом, у этих наук разные, хотя и недалекие друг от друга интересы.

Теперь обратимся к личности преступника, которую исследует именно криминология. Уголовное право изучает не личность преступника, а лицо, совершившее преступление, субъект преступления, т.е. набор, совокупность признаков, позволяющих определить, подлежит ли человек уголовной ответственности.

Наконец, хотелось бы отметить, что только криминология разрабатывает меры борьбы с преступностью, стратегию, организацию и тактику этой борьбы. Разумеется, продуманные и серьезные суждения о мерах борьбы с преступностью могут высказать не только криминологи, но и, например, политики, журналисты, публицисты, писатели, кто угодно. Однако именно криминология занимается этим профессионально и систематически, опираясь на достаточно разработанную и научно обоснованную базу.

Тесно связана криминология и с другими юридическими науками, особенно с уголовно-процессуальным правом. Для уголовного процесса, особенно для доказательственного права и теории доказательств, весьма интересны достижения криминологии в области изучения личности преступника, причин и механизма преступного поведения. Специалисты в области процесса нередко используют криминологические работы. При этом необходимо обратить внимание на двусторонний характер этой связи: криминологи и процессуалисты помогают и стараются быть полезными друг другу. Криминология заинтересована в том, чтобы уголовно-процессуальное право активно способствовало предупреждению преступлений, а достижения криминологии применялись для совершенствования этой отрасли права. Кстати, все законы, даже казалось бы далекие от проблем преступности, должны проходить криминологическую экспертизу. Об этом говорят давно, но ничего для внедрения в практику не делают.

Теперь рассмотрим взаимосвязи криминологии и уголовно-исполнительного права. Можно ли наладить процесс исправления преступников, создать эффективные, справедливые законы об уголовных наказаниях, если не пользоваться достижениями криминологии? Конечно нет. Криминология позволяет разобраться, почему человек совершил преступление. А воздействие на человека, совершившего преступление, должно осуществляться с обязательным учетом субъективных причин, которые привели его к преступлению. Поэтому мы можем с полным основанием говорить о тесной связи криминологии и уголовно-исполнительного права. Разрабатывая меры борьбы с преступностью, особенно рецидивной, криминология весьма заинтересована в повышении эффективности исправления преступников. Это один из важнейших путей профилактики преступлений.

Можно назвать и другие аспекты этой связи. Существуют такие дисциплины, как уголовно-исполнительная психология и уголовно-исполнительная педагогика. Уголовно-исполнительное право активно взаимодействует с этими науками, которые в свою очередь опираются на достижения юридической психологии и криминологии.

Теперь обратимся к связям криминологии с криминалистикой. Криминалистика - наука об организации, тактике и методике расследования преступлений. Конечно, она должна широко использовать достижения криминологии, как, впрочем, и криминология должна опираться на достижения криминалистики в некоторых вопросах. Ведь строить следственные версии и успешно искать преступников невозможно в отсутствие четких, ясных, научно обоснованных представлений, что такое преступник и почему он совершил преступление. Так, на основании осмотра места преступления можно предположить, в силу каких субъективных причин и ради чего совершено это действие, а это и предположения, в свою очередь, помогут выстроить следственные версии. Возможные мотивации могут быть уяснены с привлечением криминолого-психологических знаний.

Сказанное выше о криминалистике вполне может быть отнесено и к теории розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность - это наука о том, как предупредить и раскрывать преступления с помощью оперативно-розыскных сил и средств. И, конечно, наука оперативно-розыскной деятельности широко использует достижения криминологии. Имеется в виду даже не столько практическая оперативная работа, а в первую очередь теория. В последние годы успешно формируется такая дисциплина, как оперативно-розыскная психология, которая немало черпает у криминальной психологии.

Криминология также взаимодействует с административным правом, используя возможности этой науки для разработки концепции предупреждения преступности и ее отдельных видов, индивидуального предупреждения преступлений и профилактики рецидива. Для понимания связи криминологии и административного права важно помнить, что совершению преступлений часто предшествуют административно-наказуемые поступки.

Криминология связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.

Административная деликтология изучает и регламентирует правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Взаимосвязь административных правонарушений с преступлениями осуществляется по двум течениям. Первое - способность некоторых из них перерастать в преступления, например нарушение правил торговли, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения. Другая разновидность криминогенное административных правонарушений состоит в том, что они создают благоприятные условия для совершения преступлений и формирования личности преступников.

Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государственное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения. Предупреждение дисциплинарных проступков выполняет функцию раннего предупреждения таких преступлений, как нарушения правил производства строительных, горных работ, нарушения техники безопасности, посягательства на дорожную и пожарную безопасность, на трудовые права работников, исполнение служебных функций и воинского долга.

Гражданская деликтология - сфера изучения и предупреждения гражданско-правовых деликтов в области предпринимательства, имущественных отношений, обязательственных прав физических и юридических лиц. Применение гражданско-правовых, финансовых, налоговых санкций за предпреступные правонарушения позволяет на стадии ранней профилактики не допустить совершения экономических преступлений.

Семейная деликтология изучает семейную дезорганизацию - разводы, конфликтность, детскую безнадзорность, которые непосредственно граничат с бытовой преступностью и преступностью несовершеннолетних. Их предупреждение, устранение условий семейного неблагополучия способствуют недопущению их перерастания в соответствующие преступления.

Криминология также использует данныеобщей, социальной и юридической психологии для познания причин и условий преступности и преступлений, так как они играют ведущую роль в изучении и классификации личности преступника, значимы для разработки мер профилактического воздействия. Это же относится к даннымдемографии, социологии и политологии, которые значимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, и т.д.

Вопросы для повторения

1. Почему возникла наука криминология и какие потребности социальной жизни обусловили ее существование и развитие?

2. Каковы основные положения классического направления криминологической теории?

3. В чем состоит главный постулат антропологического направления криминологической теории?

4. Какое значения для развития криминологии имеют социологические школы?

5. Что изучает криминология?

6. В чем состоит специфика криминологического знания?

7. В каких направлениях развивался предмет криминологии?

8. Каковы цели и задачи криминологии?

9. Раскройте содержание функций криминологии.

10. Что представляет собой система криминологии?

11. Раскройте понятие методов криминологии.

12. Покажите соотношение общенаучных и частнонаучных методов криминологии.

13. Каковы специальные методы криминологии?

14. С какими науками наиболее тесно связана криминология?

15. Какова связь криминологии с науками криминального цикла?

16. В чем выражается самостоятельность науки криминологии?

 

Вопросы для повторения

1. Назовите отличительные признаки (свойства) преступности. Дайте определение этого понятия.

2. Что такое состояние преступности?

3. Назовите коэффициенты преступности. Каков порядок их исчисления? Какое значение они имеют в криминологических исследованиях?

4. Что означает и как исчисляется структура преступности? Назовите виды структур преступности в зависимости от оснований, по которым она будет построена.

5. Что понимается под динамикой преступности? Какие социальные и правовые обстоятельства влияют на статистическую кривую, отражающую динамику преступности?

6. Что такое «география преступности»? Каково значение анализа региональной распространенности преступности?

7. Раскройте понятие латентной преступности. Ее разновидности и пути выявления.

8. Что такое причины и условия преступности? Как они определяются? Какое различие между ними? В чем проявляется их взаимодействие?

9. Что понимается под факторами преступности? Дайте классификацию этих факторов и кратко раскройте их содержание.

10. Что вы понимаете под социальной сущностью причин и условий преступности?

11. Как вы понимаете систему криминогенных детерминант? Покажите их уровни.

12. Классифицируйте причины и условия преступности по следующим основаниям: а) уровню действия (субординации); б) содержанию; в) природе возникновения. Предложите собственный вариант классификации.

13. Какое место в системе криминогенной детерминации занимают причины и условия конкретного преступления?

14. Почему нельзя отождествлять причины и условия совершения преступления и преступности? Каково их соотношение?

Вопросы для повторения

1. Перечислите основные свойства (признаки, черты) личности преступника. С учетом этих признаков и свойств дайте определение личности преступника.

2. В чем состоит отличие личности преступника от личности непреступника?

3. Раскройте структуру личности преступника. Какие подсистемы входят в систему «личность преступника»?

4. Что такое криминогенная личность? Как она соотносится с личностью преступника, с понятием «опасное состояние»?

5. Существует ли криминальная личность? В чем ее отличие от криминогенной личности и личности преступника?

6. На каких уровнях возможно и необходимо криминологическое изучение личности преступника? Каково значение криминологической характеристики личности преступника для: а) уголовного законодательства; б) индивидуализации наказания?

7. Можно ли оценить личность по ее внешности? Как можно изучать личность преступника по татуировкам?

8. Расскажите о классификации преступников (основания, цели, и значение классификаций).

9. Как соотносятся социальное и биологическое в личности преступника? Почему решающую роль в детерминации преступного поведения играют социальные свойства субъекта? Какова роль биологических особенностей лица в его преступном поведении?

10. Что такое преступное поведение? Из каких элементов состоит механизм преступного поведения?

11. Что следует понимать под причиной конкретного преступления?

12. Перечислите и раскройте содержание обстоятельств неблагоприятного нравственного формирования личности.

13. Определите и охарактеризуйте понятие условия совершения конкретного преступления.

14. Что представляет собой неблагоприятная жизненная ситуация в криминологическом значении этого слова?

15. Какова взаимосвязь между причинами, условиями и неблагоприятной криминогенной ситуацией и какая роль их в «механизме» преступного поведения?

16. Какова роль потерпевшего в механизме преступного поведения? Перечислите ситуации, предшествующие преступлению, исходя из поведения потерпевшего.

17. Назовите формы виктимного поведения.

 

В деятельности органов внутренних дел индивидуальная профилактика приобретает особую значимость в настоящее время. В связи с известными процессами в обществе, изменением уголовной политики резко увеличивается количество лиц, осуждаемых к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также освобождаемых от уголовной ответственности с применением мер административного воздействия.

Индивидуальная профилактика преступлений — это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, оказа­нию воздействия на них и окружающую их среду с целью по­зитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной среде.

В этой связи необходимо помнить, что отбор лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии конкретных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым - ущемление прав и законных интересов граждан. Применительно к индивидуальной профилактической работе органов внутренних дел такие основания - это, прежде всего факты противоправного поведения.

К объектам индивидуальной профилактики следует отнести: антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно; элементы структуры этой личности, определяющие искаженное ее содер­жание (антиобщественную направленность); социально значимые психофизические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению), например, аномалии в психике не исключающие вменяемости, аномалии в сексуальном поведении; условия неблагоприятного формирования личности, и криминогенного влияния на нее в семье, ином бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах, а также неблагополучные условия индивидуального бытия; элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые в данный момент проявляют себя, объективно имеют кримино­генный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность выявления и воздействия на них.

Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному.

Достижение этой цели требует решения ряда конкретных задач. Применительно к деятельности органов внутренних дел к ним относятся: выявление лиц, чье поведение свидетельствует о реаль­ной возможности совершения преступлений; изучение этих лиц и источников отрицательного воздей­ствия на них; прогнозирование индивидуального поведения; постановка на учет в органе внутренних дел; планирование мер индивидуальной профилактики; непосредственное профилактическое воздействие; контроль за поведением и образом жизни этих лиц; систематическая проверка результатов проведенных профилактических мероприятий.

Индивидуальная профилактика начинается с выявления лиц, могущих быть объектами профилактического воздействия. Обеспечение полного выявления этих лиц требует системати­ческого и своевременного поступления информации из всех воз­можных источников. К основным таким источникам могут быть отнесены следующие: книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части; уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении; материалы об административных или других правонарушениях; заявления и письма граждан; и т.д.

Выявление неразрывно связано с изучением тех лиц, ко­торые могут быть объектами индивидуальной профилактики. При этом необходимо в первую очередь изучить следующие данные о личности профилактируемого:

1.преступное и иное противоправное поведение; факторы, детерминирующие преступное и иное противо­правное поведение; социально-демографические свойства; индивидуально-психологические особенности; особые склонности антиобщественного характера; признаки преступного опыта; физиологические особенности и заболевания; условия жизни.

Индивидуальная профилактика пред­полагает достаточно длительное и систематическое воздействие. При этом должен комплексно применяться весь арсенал ме­тодов, все силы и средства воздействия на личность, соответствующие демократическим принципам отношения к личности.

При этом можно выделить следующие методы индивидуально-профилактического воздействия: убеждение, помощь, принуждение.

Планирование мер борьбы с преступностью

Криминологическое прогнозирование очень тесно связано с планированием борьбы с преступностью. Планирование борьбы с преступностью может быть ведомственным, межведомственным или охватывать город, район, регион, субъект Федерации или федеральный округ, даже всю страну. В любом случае это должно быть комплексное планирование, предусматривающее участие правоохранительных и иных государственных и общественных организаций, администраций предприятий и учреждений, в том числе культур­ных, предпринимательских структур и т.д. Все они должны реали­зовывать экономические, организационные, технические, воспи­тательные и иные предупредительные меры.

По своему содержанию и направленности планы могут быть ориентированы на борьбу преступностью в целом, с отдельными ее видами (преступность несовершеннолетних, насильственная преступность, корыстная преступность и др.) или на борьбу с преступностью в отдельных сферах жизни, в неблагополучных слоях общества, в тех или иных отраслях хозяйства или в социальных группах.

Планы борьбы с преступностью должны опираться на результаты криминологического прогноза, в них должны вноситься необходимые коррективы в зависимости от результатов прогнозирова­ния. Планы должны ориентироваться также и на возможности, ко­торые имеются у субъекта предупредительной деятельности, и обязательно учитывать особенности объекта предупредительного воздействия. Без этого ничего не получится. Таким образом, субъект, объект и результаты криминологического прогнозирова­ния должны быть связаны между собой, особенно если речь идет о планах не только на будущий год, а скажем, на несколько лет.

На практике совершенно оправданно выделяется приоритетное планирование борьбы с преступностью несовершеннолетних, в котором принимают участие специалисты самого различного профиля. Авторы таких планов понимают, что от преступности несовер­шеннолетних зависит состояние преступности в обществе в целом, в том числе и рецидивной, и организованной преступности.

В процессе планирования преступность необходимо рассматривать как сложную, стихийно складывающуюся многофакторную систему, характеризующуюся нестабильностью и вероятностью. Преступность, будучи системным образованием, имеет собствен­ную структуру, специфические функциональные связи между со­ставляющими ее компонентами (отдельными преступниками, груп­пами и видами преступлений). Она выступает не как механическая сумма конкретных преступлений, а как определенное качествен­ное единство, социальное явление системного порядка. Непосред­ственное управляющее воздействие на преступность в целях ее ог­раничения и локализации имеет существенные ограничения в силу вероятностного характера и стихийности этого социального фено­мена, сложного переплетения различных факторов, порождающих преступность либо способствующих ей. Борьба с преступностью может и должна быть плановой и организованной.

Анализ задач, стоящих перед правоохранительными органами как субъектом криминологического планирования, свидетельствует о том, что они носят комплексный характер и могут быть решены только совместными целенаправленными усилиями государственных и общественных организаций, что, безусловно, требует широкого использования принципов программно-целевого планирования для разработки и реализации мероприятий по предотвращению преступлений и борьбе с преступностью в целом. Переход на систему программно-целевого планирования позволит существенно повысить эффективность перспективного планирования предупредительной деятельности правоохранительных органов.

Вопросы для повторения

1. Дайте понятие и раскройте содержание предупреждения преступности. Определите место предупреждения преступности в системе социально-правового контроля над криминальной ситуацией.

2. Как соотносятся между собой понятия «предупреждение», «профилактика», «противодействие» преступности?

3. Дайте классификацию профилактических мер по уровню, механизму, направленности, субъектам, объектам и другим критериям.

4. Раскройте содержание и цели общесоциальной и специальной профилактики преступности. Назовите их субъекты.

5. Что такое криминологическое прогнозирование? Назовите способы, цели и виды криминологического прогнозирования.

6. Раскройте содержание, цели и задачи криминологического планирования (программирования). Перечислите виды планов (программ).

7. В чем состоит профилактическая функция уголовного законодательства?

8. Каковы содержание, цели и субъекты индивидуальной профилактики преступлений?

9. В чем особенности виктимологической профилактики? Какова ее суть?


ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Вопросы для повторения

1. Какова криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в современной России.

2. В чем заключаются особенности личности несовершеннолетних правонарушителей?

3. Назовите особенности детерминации преступности несовершеннолетних.

4. Перечислите основные направления профилактики преступности несовершеннолетних.

5. Какие субъекты предупреждения преступлений несовершеннолетних вам известны?

 

Цели и задачи изучения темы

Цель изучения темысостоит в обозначении и раскрытии проблем преступного поведения женщин; его причинного комплекса; разработка системы предупреждения преступности среди женщин.

К решаемым данной темой задачам относятся изучение криминологических показателей и тенденций преступности женщин; детерминирующего влияния криминогенных социальных процессов на масштабы, структуру и динамику преступности женщин; психологических особенностей женщин, допускающих антиобщественное поведение; мер предупреждения женской преступности.

Вопросы для повторения

1. Каковы криминологически особенности женской преступности?

2. Перечислите причины и условия женской преступности.

3. Раскройте содержание общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступности женщин.

4. В чем заключается роль правоохранительных органов в профилактике женской преступности?

 

Цели и задачи изучения темы

Цель изучения темысостоит в обозначении и раскрытии проблем корыстной преступности; его причинного комплекса; разработка системы предупреждения корыстных преступлений.

К решаемым данной темой задачам относятся изучение криминологических показателей и тенденций корыстной преступности; детерминирующего влияния криминогенных социальных процессов на масштабы, структуру и динамику корыстной преступности; мер предупреждения корыстной преступности.

Вопросы для повторения

1. Дайте понятие и перечислите виды корыстной преступности.<

Дата: 2016-09-30, просмотров: 209.