Тема 6.1. Возникновение науки бухгалтерского учета в Италии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С начала XIX в. в итальянском учете наметились две тенденции. Первая выводила учет из отношений, возникающих между лицами, участвующими в хозяйственном процессе, в связи с движением и хранением ценностей (юридическое направление). Вторая была основана на учете самих ценностей (экономическое направ­ление).

Начало юридическому направлению положил Никколо д'Анастасио (1803), который сформулировал следующие утверж­дения.

1. Учет — это регистрация прав и обязательств собственни­ка.

2. В центре учетной системы находится\счет «Капитал». Все факты хозяйственной жизни должны затрагивать этот счет.

Начало экономическому направлению было положено Джузеппе Людовико Криппой (1838). Он указывал, что «цель учета сос­тоит в исследовании результатов хозяйственной деятельности» ,которая сопряжена с постоянными изменениями объема и состава имущества. Эти изменения и есть предмет учета.

Н. д'Анастасио и Д. Л. Криппа стали основателями трех школ итальянской научной бухгалтерии: ломбардской (Милан), тоскан­ской (Флоренция) и венецианской (Венеция). Представители каждой из этих школ оставили след в истории.

Ломбардская школа. Отцом науки о бухгалтерском учете счи­тают создателя ломбардской школы Франческо Виллу (1801 -1884).Бухгалте­рия, согласно Вилле, представляет собой комплекс экономико-административных понятий, прилагаемых к ведению счетов и книг. Ее цель — контроль организации хозяйства и имущества. Контроль предполагает сохранность ценностей и эффективность их использования, вскрытие резервов, обеспечение максималь­ных результатов при минимальных затратах.Бухгалтерский учет включает три части: 1) область экономи­ко-административных отношений (теория учета); 2) правила ве­дения регистров и их практическое использование; 3) организа­цию управления, в том ч Все счета в учете должны открываться агентам (лицам, работающим внутри предприятия) и корреспондентам (лицам, сторонним по отноше­нию к предприятию).

Поскольку управление предполагает постоянное перемеще­ние прав и обязательств между агентами и корреспондентами, возникает необходимость непрерывного увеличения ответствен­ности у одних и уменьшения ее у других лиц. Так, координация прав и обязательств определяет двойную запись:

• Лицо, чья ответственность увеличивается, — дебетуется, чья ответственность уменьшается, — кредитуется.

Тосканская школа. Юридический аспект (слой) бухгалтерской теории был развит тосканской школой бухгалтеров, основателем которой был Франческо Марчи (1822 — 1871).Выделяется четыре группы лиц — агентов (материально ответственных лиц), корреспондентов (лиц, с которыми ведутся расчеты), администратора и собственника. Каждой группе лиц соответствует определенная группа счетов. Продолжил дело Марчи Джузеже Чербони (1827 - 1917), ко­торый и стал главой тосканской школы. Он рассматривал бухгал­терский учет как часть юриспруденции. Его учение было названо Д. Чербони логисмографией.. В логисмографии все хозяйственные операции делились на три группы:

1) собственно юридические, отражающие расчеты с корреспондентами;

2) статистические, приводящие к внутренним изменениям в составе имущества;

3)экономические, изме­няющие суммы расчетов предприятия с собственником, напри­мер с государством

Смысл логисмографии - в последовательном разложении и персонализации счетов,

цель - в контроле деятельности агентов и корреспондентов хозяйства,

предмет — права и обязательства физических и юридических лиц,

метод — регистрация.

Венецианская школа. Глава венецианской школы Фабио Беста (1845 — 1923) в противовес тосканской школе развивал экономи­ческую трактовку учета. Беста впервые разделил контроль на предварительный, теку­щий и последующий, т.е. создал классификацию, которая и по­ныне лежит в основе всех учебников по учету, контролю и аудиту. В бухгалтерском учете на первой стадии разрабатываются инструкции, положения, сметы, ведется вся плановая работа, на второй — проводятся инвентаризации; оформляются доверен­ности, приходные и расходные материальные и кассовые ордера. В соответствии с экономической трактовкой учета Беста под­черкивал, что в учете изучается не количественная и качествен­ная структура хозяйственных ценностей, а их стоимость. Из это­го следовало, что факты хозяйственной жизни, не вызывающие изменения стоимости, не должны отражаться на бухгалтерских счетах. Таким образом, внутренние обороты выносились за границы баланса и Главной книги. В этом было принципиальное от­личие экономического направления. Провозгласив, что объектом учета выступают не сами ценности, но их стоимость, Беста выдвинул ставшую знаменитой теорию фонда.

Фонд — это общий объем стоимости, вложенный в предприя­тие. Фонд состоит из отдельных элементов. Каждому элементу соответствует определенный счет. Все счета носят стоимостный характер и делятся на прямые и производные. Прямые включают весь актив и кредиторов, производные счета — собственные сред­ства и результаты.

Беста составил и первую научную классификацию систем и форм счетоводства. Он выделял четыре системы:

патримональную — в основе лежит учет имущества (это наша коммерческая бухгалтерия);

финансовую - в основе лежит учет сметы (эта наш бюджет­ный учет);

депозитную — это учет чужого имущества, переданного на хранение (примером может служить учет на товарных складах);

договорную — это учет обязательств, вытекающих из догово­ров и их выполнения.

С начала XX в. венецианская школа стала ведущей в Италии.

Из последователей Ф. Бесты наиболее известны П. д'Альвизе и Д. Дзаппа. Пьетро д'Альвизе (1934) назвал свою теорию учета логисмологией

ДжиноДзаппа (1879 — 1960) — последний и самый крупный из великих итальянских бухгалтеров — завершает классическую итальянскую школу. Возвращаясь к идеям Виллы, он значитель­но расширил цели и границы бухгалтерии. Учет трактовался им как абсолютно самостоятельная наука об управлении, не зависи­мая от юридических и политико-экономических доктрин.

Из всех попыток синтеза идей различных школ учета Италии наиболее интересной была статмографая, предложенная Эману­элем Лизани (1845 — 1915). Он, находясь под влиянием идей анг­лийского позитивиста Д. С. Милля, уподоблял хозяйственный процесс механизму, поэтому ввел в учет заимствованные из меха­ники понятия — статика и динамика, причем под динамикой он понимал имущественные счета (актива и кредиторской задол­женности), под статикой - счета чистого имущества (актив ми­нус кредиторская задолженность).

Вывод: При всем разнообразии взглядов итальянской бухгалтерии ее можно рассматривать как единое целое. Даже различия между юридичес­ким (тосканская школа) и экономическим (венецианская школа) направлениями несущественны. И тосканцы, и венецианцы в ду­хе ломбардской школы рассматривали учет как средство (функ­цию) управления, только первые трактовали цели учета как уп­равление людьми, а вторые — как управление ресурсами — цен­ностями, участвующими в хозяйственном процессе.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 313.