Содержание Стр.
1. Введение. Цели и задачи дисциплины. 5
2. Содержание лекционных занятий. 8
2.1 Тематический план изучения дисциплины. 8
2.2 Краткий теоретический материал по темам курса. 9
2.3 Контрольные вопросы и задания к темам курса. 19
3. Содержание практических занятий. 24
3.1 Тематика практических занятий. 24
3.2 Контрольные вопросы к темам практических занятий. 25
4. Содержание самостоятельной работы. 27
4.1 Темы для самостоятельной работы. 27
4.2 Краткое изложение тем самостоятельной работы 28
4.3 Вопросы для самоконтроля. 39
5. Методические требования и формы промежуточного, итогового контроля и
рекомендации по изучению дисциплины. 47
6. Литература. Глоссарий. 51
Введение
Изучение истории бухгалтерии позволяет углубить знания по теории бухгалтерского учета как в России, так и за рубежом, начиная с Древнего мира. История науки неразрывно связана с историей общества, с развитием производства и общественного сознания. Учетная мысль зародилась в глубокой древности. Первобытные люди уже обладали зачатками хозяйственных знаний. Постепенно возникали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, обмена и потребления материальных благ, а следовательно, появлялась и необходимость их регистрации (учета), основной целью которой был контроль за деятельностью лиц, участвующих в хозяйственном процессе. Первоначально эти представления не выделялись в специальную область знаний, тем более в самостоятельную ветвь науки. Они были вкраплены в нерасчлененное (синкретическое) сознание, основу которого составляли верования, мифы, легенды, сказания. В них люди пытались описать опыт, дать советы или установить правила ведения учета, организации труда, Затем стали появляться элементы экономического мышления с попытками анализа и обобщения хозяйственных явлений. Это были уже предвестники формирования научного знания, которое дало начало развитию бухгалтерской науки.
Развитие бухгалтерской мысли постепенно формировало науку об ее собственной истории. История науки — это история людей, которые ее создавали и совершенствовали. К сожалению, некоторые практикующие бухгалтеры ограничиваются в своей работе лишь сиюминутными техническими операциями: составлением проводок, заполнением документов и т.д. Изучение же закономерностей развития бухгалтерии позволяет специалистам творчески подходить к известным категориям, повышает престиж бухгалтерской профессии и статус бухгалтера в обществе.
Существует несколько подходов к изучению истории бухгалтерского учета:
- философский — авторы пытаются осмыслить ход исторического развития и выяснить, какие законы им управляют (Ф.В. Езерский, Я.М. Гальперин, А. Хаар);
- документальный — вместо выводов и теорий авторы излагают факты (О.О. Бауэр, В.Ф. Широкий, Б. Пенндорф, Ф. Мелис, Э. Стевелинк);
- синтетический — обобщение фактов с помощью какой-либо философской концепции (A.M. Галаган, Н.С. Помазков, А.И. Лозинский, К.П. Кейль, Г.Д. Элридж и др.);
- аналитический — авторы излагают историю не всего учета, а отдельных его категорий (А.К. Литтлтон, B.C. Ямей, Н.Р. Вейцман и др.);
- эволюционный — ретроспективный (исторический) анализ с современных позиций, т.е. с использованием современного понятийно-категориального и терминологического аппарата (Я.В. Соколов, Т.Н. Малькова).
Так или иначе, при изучении истории бухгалтерского учета возникает вопрос об источниках. Если рассматривать учет как практическую деятельность, то решающее значение имеют подлинные учетные документы. Многие из них погибли, а многие древние документы еще не расшифрованы. Даже в современном мире старые документы сдают в утиль, книги — в макулатуру, из памяти исчезают важные факты, или же они сознательно скрываются. Поэтому имеющиеся документы зачастую носят случайный характер. Если рассматривать учет как науку, то ее можно изучать по опубликованным работам, однако трудно судить, что имеет значение, а что является достаточной иллюзией. Разобраться же в том, кто из современников был прав в решении той или иной проблемы, бывает почти невозможно. В настоящее время вопрос о необходимости изучения бухгалтерской науки не вызывает сомнений. Процессы реформирования российского учета и его гармонизации с мировым опытом приводят к осознанию насущной необходимости иметь устойчивые исторические ориентиры при выборе вариантов развития. Наука о бухгалтерском учете многогранна и не ограничивается набором правил, изложенных в инструкциях и стандартах. Представления о теории бухгалтерского учета существенно расширяются при изучении различных взглядов на сущность современных бухгалтерских категорий.
Цель и задачи изучения дисциплины.
Цельпреподавания дисциплины «История бухгалтерского учета» - формирование:
— знаний о закономерностях развития учета;
— стремления использовать исторический опыт для совершенствования современной теории и практики бухгалтерского учета;
— творческого восприятия бухгалтерского учета как постоянно развивающейся эволюционной системы.
Задачами изучения данного курса дисциплины являются:
• знание принципов, целей, задач бухгалтерского учета и приемов ведения учета на предприятиях, основ нормативного регулирования учета в Российской Федерации,
• знание исторических аспектов возникновения и дальнейшего развития учетных записей, теоретических аспектов основополагающих концепций бухгалтерского учета, современных тенденций оценки объектов бухгалтерского наблюдения, экономико-правовых аспектов и логику отражения фактов хозяйственной деятельности (ФХД) на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности;
• представление о взаимосвязи бухгалтерского учета с другими экономическими дисциплинами, о структуре этих дисциплин и о роли курса "История и принципы бухгалтерского учета" в этой системе, о связи и различиях между бухгалтерским учетом и налогообложением, об основах системы нормативного регулирования учета, о моделях и различиях в правилах ведения учета в некоторых странах, международных стандартах учета и отчетности и перспективах реформирования учета в РФ;
• обладание навыками самостоятельного применения теоретических основ ипринципов бухгалтерского учета.
Дисциплина изучается в соответствии Государственными образцами стандартами и учебным планом.В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
—основные этапы развития учетных систем в мире;
— возникновение и эволюцию двойной записи в бухгалтерском учете; закономерности развития форм бухгалтерского учета;
— основные национальные школы бухгалтерского учета и их представителей;
— историю и проблемы становления современной системы бухгалтерского учета в России и за рубежом.
Студенты должны уметь:
— самостоятельно пользоваться литературой по истории бухгалтерского учета;
—применять исторический опыт развития бухгалтерского учета в научно-практической работе.
Для изучения дисциплины «История бухгалтерского учета» необходимо использовать знания по следующим дисциплинам: «Теория бухгалтерского учета», «Финансовый и управленческий учет», «Философия», «История мировых цивилизаций и история России», «История экономических учений», «Экономическая теория».
Место дисциплины в учебном процессе.
На основе анализа учебных планов и рабочих программ предшествующих курсов и последующих дисциплин «История бухгалтерского учета» относится к циклу
общеобразовательных дисциплин, которой предшествует изучение предметов «Введение в
специальность», «Экономическая теория», «Теория бухгалтерского учета», «Теория экономического анализа» и другие, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.
Последовательная реализация внутри-межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана позволило оптимально распределить учебное время по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствовать методику проведения занятий, использовать современные технологии обучения и инновационные подходы к изучению образовательных программ, активизировать самостоятельную работу студентов с учетом их времени, создать учебно - методическое обеспечение, активизировать познавательную деятельность, развивать их творческие способности и усилить взаимосвязи учебно, научно - исследовательского и воспитательного процессов.
Содержание лекционных занятий.
2.1 Тематический план изучения дисциплины.
Содержание практических занятий
Цель (практических) семинарских занятий – закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и из литературных источников, тренинг умения применить междисциплинарный и системный подход к изучению истории бухгалтерского учета.
В. ).
5.1. Цель бухгалтерского учета
5.2. Методология учета
5.3. Техника бухгалтерского учета
5.4. Формирование отраслевых систем бухгалтерского учета. Регулирование бухгалтерского учета
Тема. Учет в России.
7.1. Эволюция учета до реформ Петра I (862 — 1700 гг.)
7.2. Влияние реформ Петра I на развитие учета в России
7.3. Распространение в России двойной записи
7.4. Бухгалтерский учет в пореформенной России........
Тема 2.2. Учет в Египте.
Несколько тысяч лет назад люди научились делать папирус. К этому времени – юности мира – восходят и истоки учета и регистрация фактов хозяйственной жизни на свитках папируса.
Длина свитков составляла —4-5 м, высота; — 24- 18 см. Запись велась черной и красной тушью. Делалось это эстетики, например, год писали черной, а месяц и день — красной тушью, частные числа— черной, итоги — красной и т.п. папируса предопределяла и табличный, вариант регистр. По столбцам египетские писцы приводки наименования различных ценностей, д по строчкам — дни, по которым отмечалось количественное их движение.
Основным учетным приемом была инвентаризация. При I и II династиях (3400 — 2980 гг. до н.э.) каждые два года вводились инвентаризации движимого и недвижимого имущества. В дальнейшем прерывная инвентаризация была заменена текущим учетом. Его цель заключалась,прежде всего, в проверке достоверности получения и выдачи серебра, хлеба и т.д. Факт хозяйственной жизни оформлялся тремя лицами — один отмечал на папирусе число ценностей, намеченных к отпуску; второй проставлял рядом фактический отпуск и, наконец, третий сравнивал числа и делал отметки о выявленных отклонениях, провода продольную черту на проверенных документах. Ценности со склада могли быть отпущены только при наличии на документе резолюций уполномоченного лица: «подлежит выдаче». Рассматривая учет в Египте, необходимо отметить, что именно здесь, в долине Нила, зародилась зеркальная натуралистическая концепция учета т.е. родилось убеждение, что бухгалтер должен как бы фотографировать то, что возникает в ходе хозяйственной деятельности.
И еще одно важное обстоятельство, которое наложило печать на всю историю экономики вообще и бухгалтерского учета в частности .Все средства производства Древнего Египта были в государственной собственности. Египет был полностью централизованным государством.
Египет был много веков процветающим и могущественным государством.
Обычно считается, что самое главное для процветания страны - рост производства. Опыт Египта убеждает, что это не совсем так. Огромная страна была многие десятилетия занята преимущественно производством — строили пирамиды. И когда начали возводить самую большую пирамиду — Хеопса, то только подведение дороги от каменоломен до места строительства заняло десять лет, а сама стройка длилась двадцать лет. Стройка носила всенародный характер: каждые три месяца работала мобилизованная смена рабочих в сто тысяч человек. Успех был потрясающим: пирамида состоит из 2 300 000 каменных глыб, каждая из которых весит.- 2,5 т Высота пирамида — 146,6 м.
На гербе бухгалтеров, признанном интернациональной эмблемой счетных работников, изображены солнце, весы, кривая Бернулли и начертан девиз: "Наука, доверие, независимость". Солнце символизирует освещение бухгалтерским учетом финансовой деятельности, весы - баланс, а кривая Бернулли - символ того, что учет, возникнув однажды, будет существовать вечно. |
История бухгалтерского учета насчитывает почти шесть тысяч лет и относится к IV веку до н.э. Появление учета связано с хозяйственной деятельностью человека. В течение первых тысячелетий развивался униграфический учет (простая бухгалтерия), который воспроизводил факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали. Простая бухгалтерия развивалась в пять этапов:
· инвентарный учет;
· контокоррент;
· деньги, выступающие объектом учета;
· деньги как объект учета слились с учетом расчетов;
· деньги и контокоррент поглотили учет инвентаря.
Вопросы для самоконтроля.
В. ).
Дайте определение следующих понятий:
регламентация, цели бухгалтерского учета, физиократы, счет, проводка, сложная проводка, корреспонденты, накладные расходы, дебиторы, кредиторы, агенты, кладовщики, поставщики, постулаты, экспертная оценка, форма счетоводства, классическая форма счетоводства, экономическая информация.
Вопроси для самоконтроля:
1. Почему двойная запись с неодинаковой скоростью распространялась в различных отраслях народного хозяйства? Почему позднее
всего она охватила сельское хозяйство?
2. Почему первые книги, посвященные двойной записи, были учебниками, а не теоретическими исследованиями?
3. Почему равенство оборотов и сальдо названо постулатом, а не правилом?
4. Почему лицо не может быть названо дебитором без уведомления, а
кредитором - без согласия?
5. Почему бухгалтерское равенство, вытекающее из постулата Пачоли, называется баланс?
6. Что такое финансово-распределительные счета?
7. Почему старо итальянскую форму счетоводства называют венецианской?
8. В чем разница Мемориала в итальянской и немецкой формах счетоводства?
9. Возможны ли бухгалтерские записи, не основанные на документах?
10. Почему один и тот же факт хозяйственной жизни может быть по-
разному отражен в учете?
11. Почему форма счетоводства, предложенная Т. Джонсом, относится
к простой, а не двойной бухгалтерии?
12. Почему Ж. Савари можно считать родоначальником современной
системы регламентации учета?
13. Почему разделение аналитических и синтетических счетов - наиболее крупное событие в учете после появления двойной записи?
14. Как на практике проводится коллация?
15. Какова практика применения карточек в современном учете?
16.' Актуально ли правило Дезарно для автоматизированных регистров учета?
17. Почему справедливо правило Мендеса? Почему оно относится к правилам, а не к постулатам?
18. Как в современных правилах ведения кассовых операций используется предложение Ларю?
19. Почему итальянская форма счетоводства не допускала разделения
труда в бухгалтерии?
20. Почему большое число счетов губит американскую форму счетоводства?
Тема. Учет в России.
Дайте определение следующих понятий:
менталитет, эволюция, революция, варяги, ответственность, материальная ответственность, соха, круговая порука, дозорная книга, окладная книга, ужимная книга, умолотная книга, столовая книга, регламент, дьяк, келарь, вратарь, старец, строитель, приказчик, монастырь, целовальник, прикладывание рук, рукоприкладство, секуляризация, ресконтро, провиантмейстер, линейная запись, слабая и сильная сторона счета, дневник, скаска, теория одного ряда счетов и теория двух рядов счетов, микроучет, макроучет, пермутации, модификации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие исторические памятники могут содержать сведения о бухгалтерском учете в допетровской России?
2. Почему в допетровской России не было двойной записи?
3. Почему низкий уровень правосознания сдерживает развитие бухгалтерского учета?
4. Почему петровские преобразования коснулись организации ипрактики ведения бухгалтерского учета?
5. В чем значение Адмиралтейского Регламента для развития учета вРоссии?
6. Как приемы учета выработки, разработанные Генниным, применя
ются в современной русской металлургической промышленности?
7. Почему первые русские книги по учету были переводными? Почему в наше время так много переводных книг, а в советское время они были исключительным явлением?
8. Почему, реформы царя-освободителя привели к бурному развитию теории и практики учета в России?
9. В чем оригинальность учения Ф. В. Езерского?
10. Дайте русский вариант слов: акцепт, аудитор, архив, баланс, бухгалтерия, дивиденд, инвентарь, кадастр, калькуляция, капитал, квитанция, контокоррент, контроль, прейскурант, рентабельность, сторно, табель, фактура, счет-фактура, хронология, цивилистика, эконометрия, этика.
11. В чем сходство идей Езерского и Джонса?
12. Почему журнал «Счетоводство» нуждался в правительственной субсидии?
13. В чем заслуга А. М. Вольфа в развитии учета в России?
14. Как вы понимаете утверждение С. М. Бараца о том, что время -учетный измеритель?
15. Почему Л. И. Гомберг назвал свою теорию учета - экономологмя?
16. Что такое отраслевой учет?
17. Охарактеризуйте роль математики в теории учета.
18. Почему меновая теория учета предполагает наличие одного ряда счетов, а балансовая теория - двух рядов счетов?
19. Что лежит в основе баланса в представлении меновой и балансовой теорий учета?
20. В чем разница между прямыми и косвенными расходами?
21. Почему необходимо говорить «личный», а не «лицевой счет»?
22. Почему теорию Н. С. Лунского называют балансовой?
23. Прокомментируйте утверждение Ф. И. Бельмера: «Отчетная балансовая таблица может не быть тождественной с балансом Главной книги ни по содержанию, ни по итогам»?
24. Как идеи Валицкого о макроучете реализуются в современном
мире?
25. Как в наши дни проводится типизация отчетности?
26. В чем заслуги русских бухгалтеров XIX - XX вв.?
27. Почему наука и практика противопоставляются друг другу?
28. Чем модификации отличаются от пермутаций?
Бухгалтерского учета».
***Автором, который сформулировал принципы системы стандартных издержек, был:
*1) Ч. Гаррисон
2) Д. Хиггинс
3) Л. Дикси
***Джон Хиггинс является автором:
1) теории стандартных издержек
2) теории прямых издержек
*3) теории учета затрат по центрам ответственности
***Чарльз Кларк в 1933 г. создал метод учета затрат на производстве, сущность которого заключается в разделении издержек на постоянные и переменные. Этот метод получил название:
*1)директ-костинг
2) стандарт-кост
3) ресибл-центр
***Персоналисты представляли балансовое уравнение как:
1) К = А + П
2) К = А - П
*3)А = П + К
***Создателем международного герба бухгалтеров является:
1)Ф. Гарнье
*2) Ж . В . Дюмарше
3) Л. Баттардон
***Институалисты рассматривали капитал как:
*1) собственность предприятия
2) кредиторскую задолженность предприятия собственнику
3) учетную категорию
*** Персоналисты рассматривали счет прибылей и убытков как:
1) финансово-результативный
*2) собирательно - распределительный
3) операционный
***Различия между финансовым и управленческим учетом были сформулированы Хорнгреном:
1) в начале XX в.
*2) в середине XX в.
3) в конце XX в.
***Д. Л. Кэрри разработал основы Кодекса профессиональной этики, который был принят:
1) в 1970 г.
*2) в 1987 г.
3) в 1998 г.
***Не является подходом к решению унификации бухгалтерского учета:
1) стандартизация
2) гармонизация
*3) универсализация
Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Средства обучениявключают в себя учебную литературу (рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, словари тематические и иностранных слов), наглядные пособия в виде схем, графиков, таблиц.
Использование информационных технологийприветствуется при изучении дисциплины «История бухгалтерского учета». ИТ могут использоваться студентами при прохождении тренировочных тестов по темам дисциплины, при подготовке материалов семинарских занятий с помощью ресурсов Интернет и т.п.
Краткий глоссарий:
Абак— вычислительный инструмент (счеты), который использовался в Древнем Египте, а затем в Древней Греции.
Адверсария— тип хронологического учетного регистра в Древнем Риме.
Бирки счетные— древние документы, на которых имеются упорядоченное чередование линий, комбинации однотипных знаков (точки, дуги, прямые и волнистые линии), но отсутствуют качественные характеристики учетных объектов (наименование, дата или срок хранения и т.п.).
Двойная запись— способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на двух счетах в одинаковых суммах: по дебету одного и кредиту другого счета.
Диаграфе— древнегреческий банковский документ, прообраз современного платежного поручения.
Диаграфическая (двойная) бухгалтерия— в перечень счетов простой бухгалтерии вводятся счета собственных средств. Все факты хозяйственной жизни отражаются дважды в денежном измерении, что придает двойной записи символический характер.
Документ— материальный носитель информации.
Инвентарная форма учета— статичная форма учета, при которой основным документом был инвентарь. Инвентарь составлялся «той или иной периодичностью, сравнение инвентарей позво- ляло определить результат хозяйственной деятельности.
Инвентарь— опись имущества в натуральном измерении.
Кодекс— деревянные таблички, скрепленные вместе с одной стороны; использовались для текущих систематических записей в Древнем Риме.
Парадигма— общие теоретические предположения, закономерности и методики, составля-ющие науку.
Приходо-расходная форма учета— форма учета, основанная на ведении счетов в натуральном измерении, имеющих приходную и расходную части.
Симбол— первичный документ древнегреческих банков.Представлял собой кольцо-печатку, глиняную или деревянную табличку, разломленную надвое, с помощью которых устанавливали личность вкладчика.
Счет— способ текущей группировки объектов учета, однородных по экономическому содержанию.
Униграфический (простой) учет— запись фактов хозяйственной жизни на счетах в натураль-ных измерителях. Абстрактные величины, такие, как прибыль, в системе учета не отражаются, а исчисляются по результатам инвентаризации.
Унификация— проблема стыковки разных моделей бухгалтерского учета, выработка общих правил и учетных процедур.
Форма бухгалтерского учета— совокупность учетных регистров и порядок записи в них.
Эфемерида— тип хронологического учетного регистра в Древней Греции.
Литература. Глоссарий.
Основная литература:
1. Профессиональный бухгалтер России. 2-е изд, доп.информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2000.
2. Лупикова Е.В. Развитие профессиональных навыков в процессе изучения дисциплины «История бухгалтерского учета». Актуальные вопросы учета, анализа и аудита в современных условиях сборник статей. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000.
3. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета: учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003.
4. Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. - М. Финансы и статистика, 2002.
5. Соколов Я. В., Соколов В. Я. История бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2006.
Дополнительная литература:
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. М, 1996.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. М, 1996.
3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России: Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997 г. М., 1997.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Утверждено Минфином РФ 29.07.98г., № 34н. М., 1998.
5. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета. М., 1999.
6. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета М, 2000.
6. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. М.: Финансы и статистика, 1996.
7. Малькова Т.Н. Бухгалтер на перекрестке истории // Известия СПбГУЭФ. 1997.
Содержание Стр.
1. Введение. Цели и задачи дисциплины. 5
2. Содержание лекционных занятий. 8
2.1 Тематический план изучения дисциплины. 8
2.2 Краткий теоретический материал по темам курса. 9
2.3 Контрольные вопросы и задания к темам курса. 19
3. Содержание практических занятий. 24
3.1 Тематика практических занятий. 24
3.2 Контрольные вопросы к темам практических занятий. 25
4. Содержание самостоятельной работы. 27
4.1 Темы для самостоятельной работы. 27
4.2 Краткое изложение тем самостоятельной работы 28
4.3 Вопросы для самоконтроля. 39
5. Методические требования и формы промежуточного, итогового контроля и
рекомендации по изучению дисциплины. 47
6. Литература. Глоссарий. 51
Введение
Изучение истории бухгалтерии позволяет углубить знания по теории бухгалтерского учета как в России, так и за рубежом, начиная с Древнего мира. История науки неразрывно связана с историей общества, с развитием производства и общественного сознания. Учетная мысль зародилась в глубокой древности. Первобытные люди уже обладали зачатками хозяйственных знаний. Постепенно возникали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, обмена и потребления материальных благ, а следовательно, появлялась и необходимость их регистрации (учета), основной целью которой был контроль за деятельностью лиц, участвующих в хозяйственном процессе. Первоначально эти представления не выделялись в специальную область знаний, тем более в самостоятельную ветвь науки. Они были вкраплены в нерасчлененное (синкретическое) сознание, основу которого составляли верования, мифы, легенды, сказания. В них люди пытались описать опыт, дать советы или установить правила ведения учета, организации труда, Затем стали появляться элементы экономического мышления с попытками анализа и обобщения хозяйственных явлений. Это были уже предвестники формирования научного знания, которое дало начало развитию бухгалтерской науки.
Развитие бухгалтерской мысли постепенно формировало науку об ее собственной истории. История науки — это история людей, которые ее создавали и совершенствовали. К сожалению, некоторые практикующие бухгалтеры ограничиваются в своей работе лишь сиюминутными техническими операциями: составлением проводок, заполнением документов и т.д. Изучение же закономерностей развития бухгалтерии позволяет специалистам творчески подходить к известным категориям, повышает престиж бухгалтерской профессии и статус бухгалтера в обществе.
Существует несколько подходов к изучению истории бухгалтерского учета:
- философский — авторы пытаются осмыслить ход исторического развития и выяснить, какие законы им управляют (Ф.В. Езерский, Я.М. Гальперин, А. Хаар);
- документальный — вместо выводов и теорий авторы излагают факты (О.О. Бауэр, В.Ф. Широкий, Б. Пенндорф, Ф. Мелис, Э. Стевелинк);
- синтетический — обобщение фактов с помощью какой-либо философской концепции (A.M. Галаган, Н.С. Помазков, А.И. Лозинский, К.П. Кейль, Г.Д. Элридж и др.);
- аналитический — авторы излагают историю не всего учета, а отдельных его категорий (А.К. Литтлтон, B.C. Ямей, Н.Р. Вейцман и др.);
- эволюционный — ретроспективный (исторический) анализ с современных позиций, т.е. с использованием современного понятийно-категориального и терминологического аппарата (Я.В. Соколов, Т.Н. Малькова).
Так или иначе, при изучении истории бухгалтерского учета возникает вопрос об источниках. Если рассматривать учет как практическую деятельность, то решающее значение имеют подлинные учетные документы. Многие из них погибли, а многие древние документы еще не расшифрованы. Даже в современном мире старые документы сдают в утиль, книги — в макулатуру, из памяти исчезают важные факты, или же они сознательно скрываются. Поэтому имеющиеся документы зачастую носят случайный характер. Если рассматривать учет как науку, то ее можно изучать по опубликованным работам, однако трудно судить, что имеет значение, а что является достаточной иллюзией. Разобраться же в том, кто из современников был прав в решении той или иной проблемы, бывает почти невозможно. В настоящее время вопрос о необходимости изучения бухгалтерской науки не вызывает сомнений. Процессы реформирования российского учета и его гармонизации с мировым опытом приводят к осознанию насущной необходимости иметь устойчивые исторические ориентиры при выборе вариантов развития. Наука о бухгалтерском учете многогранна и не ограничивается набором правил, изложенных в инструкциях и стандартах. Представления о теории бухгалтерского учета существенно расширяются при изучении различных взглядов на сущность современных бухгалтерских категорий.
Цель и задачи изучения дисциплины.
Цельпреподавания дисциплины «История бухгалтерского учета» - формирование:
— знаний о закономерностях развития учета;
— стремления использовать исторический опыт для совершенствования современной теории и практики бухгалтерского учета;
— творческого восприятия бухгалтерского учета как постоянно развивающейся эволюционной системы.
Задачами изучения данного курса дисциплины являются:
• знание принципов, целей, задач бухгалтерского учета и приемов ведения учета на предприятиях, основ нормативного регулирования учета в Российской Федерации,
• знание исторических аспектов возникновения и дальнейшего развития учетных записей, теоретических аспектов основополагающих концепций бухгалтерского учета, современных тенденций оценки объектов бухгалтерского наблюдения, экономико-правовых аспектов и логику отражения фактов хозяйственной деятельности (ФХД) на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности;
• представление о взаимосвязи бухгалтерского учета с другими экономическими дисциплинами, о структуре этих дисциплин и о роли курса "История и принципы бухгалтерского учета" в этой системе, о связи и различиях между бухгалтерским учетом и налогообложением, об основах системы нормативного регулирования учета, о моделях и различиях в правилах ведения учета в некоторых странах, международных стандартах учета и отчетности и перспективах реформирования учета в РФ;
• обладание навыками самостоятельного применения теоретических основ ипринципов бухгалтерского учета.
Дисциплина изучается в соответствии Государственными образцами стандартами и учебным планом.В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
—основные этапы развития учетных систем в мире;
— возникновение и эволюцию двойной записи в бухгалтерском учете; закономерности развития форм бухгалтерского учета;
— основные национальные школы бухгалтерского учета и их представителей;
— историю и проблемы становления современной системы бухгалтерского учета в России и за рубежом.
Студенты должны уметь:
— самостоятельно пользоваться литературой по истории бухгалтерского учета;
—применять исторический опыт развития бухгалтерского учета в научно-практической работе.
Для изучения дисциплины «История бухгалтерского учета» необходимо использовать знания по следующим дисциплинам: «Теория бухгалтерского учета», «Финансовый и управленческий учет», «Философия», «История мировых цивилизаций и история России», «История экономических учений», «Экономическая теория».
Место дисциплины в учебном процессе.
На основе анализа учебных планов и рабочих программ предшествующих курсов и последующих дисциплин «История бухгалтерского учета» относится к циклу
общеобразовательных дисциплин, которой предшествует изучение предметов «Введение в
специальность», «Экономическая теория», «Теория бухгалтерского учета», «Теория экономического анализа» и другие, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.
Последовательная реализация внутри-межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана позволило оптимально распределить учебное время по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствовать методику проведения занятий, использовать современные технологии обучения и инновационные подходы к изучению образовательных программ, активизировать самостоятельную работу студентов с учетом их времени, создать учебно - методическое обеспечение, активизировать познавательную деятельность, развивать их творческие способности и усилить взаимосвязи учебно, научно - исследовательского и воспитательного процессов.
Содержание лекционных занятий.
2.1 Тематический план изучения дисциплины.
Тема 1. Зарождение и развитие учета в Древнем мире
Хозяйственная деятельность и потребность в информации. Средства осуществления устного учета. Развитие вычислительной основы учета. Первобытные учетные документы.
Древнеегипетский учет. Государственное устройство и его влияние на учет. Появление и престиж учетной профессии. Обучение и подготовка счетных работников. Инвентарные и приходо-расходные счета. Первичный учет и отчетность'.
Шумеро-вавилонская бухгалтерия. Инвентарные и приходо-расходные счета. Первичный учет и отчетность. Первые попытки юридического регулирования учета. Подготовка специалистов по учету.
Древнегреческая бухгалтерия. Зарождение экономической науки. Государственное устройство и организация учета. Отчетность и ответственность должностных лиц. Развитие денежного обращения и появление банков. Оформление и учет банковских операций (наличных и безналичных расчётов). Хронологические и систематические учетные регистры. Эллинистический учет и отчетность.
Древнеримский учет. Юридическое регулирование учета. Ответственность и отчетность должностных лиц. Классификация средств. Система учетных регистров в Древнем Риме. Учетная терминология.
Литература: 1 – о, 5 – о, 5 – д.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 409.