Предприятие как объект бухгалтерского учета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Коммерческое предприятие предназначено для удовлетворения потребностей граждан страны в товарах, работах, услугах. Целью его создания является получение прибыли, необходимой для дальнейшего развития, а также для повышения благосостояния его работников и учредителей (собственников). Учредители коммерческого предприятия после его организации или сами управляют предприятием, или нанимают для этой цели руководителей. Учредители определяют сумму необходимого стартового капитала для начала деятельности, указывают ее в уставе организации.

Уставный капитал коммерческого предприятия – обособленное имущество, в рамках которого оно осуществляет свою предпринимательскую деятельность, основанную на рисках.

Учредители не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей (если иное не предусмотрено учредительными документами). Задачей бухгалтерской службы на этапе формирования уставного капитала является учет расчетов с учредителями, позволяющий установить своевременность и полноту оплаты взносов.

Уставный капитал является собственным источником приобретения разного рода имущества.

Имуществом признаются хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию. Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

а) использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

б) обменен на другой объект имущества;

в) использован для погашения кредиторской задолженности;

г) распределен между собственниками организации.

Материально - вещественная форма объекта и юридические условия его использования не являются единственным критерием определения имущества.

В состав имущества включают средства труда, предметы труда, готовую продукцию и товары, права требования (дебиторскую задолженность), денежные средства и др. Задачей бухгалтерии на этапе использования ресурсов является учет их размещения и сохранности, контроль эффективности использования.

По результатам хозяйственной деятельности происходит распределение благ между участниками хозяйственного процесса и государством. На этом этапе бухгалтерия ведет учет расчетов с персоналом по оплате труда, поставщиками ресурсов, расчеты по кредитам и займам, с бюджетом по налогам и сборам и т.п.

Кредиторской задолженностью признается существующее на отчетную дату обязательство организации, которое является следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку ресурсов организации, которые должны были принести ей экономические выгоды. Кредиторская задолженность может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Погашение кредиторской задолженности предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается ресурсов, в которых потенциально заключены экономические выгоды. Это может происходить в следующих формах:

а) выплата денежных средств;

б) передача другого имущества;

в) оказание услуг;

г) замена кредиторской задолженности одного вида другим;

д) преобразование кредиторской задолженности в капитал;

е) снятие требований со стороны кредитора.

В процессе сбыта происходит обмен готовой продукции на денежные и иные средства. От продажи товаров, работ, услуг организация получает доход.

Доходом признается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение кредиторской задолженности, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников.

Доходы включают выручку от реализации, оплату за услуги, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, а также прочие доходы (поступления от продажи основных средств; нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг, и др.). Задачей бухгалтерии в процессе сбыта является учет своевременности и полноты поступлений.

Для исчисления финансового результата деятельности организации, полученные доходы необходимо уменьшить на произведенные расходы.

Расходами признается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников).

Расходы включают материальные затраты, затраты на производство продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, иные затраты, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). На этом этапе задачей бухгалтерии является исчисление себестоимости реализованной продукции и определение финансового результата деятельности организации (прибыли или убытка).

Прибыль, уменьшенная на величину налогов, подлежит распределению между учредителями (собственниками). Однако они могут принять решения о направлении прибыли на расширение бизнеса, тогда часть нераспределенной между учредителями прибыли становится элементом собственного капитала организации. И следующий оборот капитала начинается уже с большей суммы, нежели предыдущий цикл. Таким образом, функционирует расширенное воспроизводство капитала.

Капитал представляет собой остаток хозяйственных средств организации после вычета из них кредиторской задолженности.

Основываясь на этом, приведем схему кругооборота средств предприятия и определим роль бухгалтерского учета для получения необходимой информации (рис. 2).

       
   
 
Учет капитала
 

 

 


 

                                   
   
     
     
Учет труда и заработной платы
         
 
 
Учет денежных средств и расчетов
 
   
 
 
 
   
   
   
 
 
   
Учет доходов, расходов, финансовых результатов
 

 


Рис. 2. Организация бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организаций

 

 

2.3. Классификация хозяйственных средств предприятия, источников их образования

 

Для осуществления хозяйственной деятельности организации необходимы средства (имущество), которые подразделяют на внеоборотные и оборотные активы.

Внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения) включают виды средств, имеющих длительный период оборачиваемости. Они составляют основу производственной базы организации.

Основные средства – часть имущества предприятия, использующаяся в процессе производства, управления или для сдачи в пользование, сроком использования более 12 месяцев, переносящая свою стоимость на себестоимость готовой продукции по частям, по мере износа. Процесс переноса стоимости средств труда на себестоимость продукции (работ, услуг) по частям называют амортизацией. К таким объектам относят здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, вычислительную технику, производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки и объекты природопользования и т.п.

Нематериальные активы – объекты, не имеющие материально-вещественной структуры, которые используются более одного года и способны приносить доход. К нематериальным активам относят исключительные права на объекты интеллектуальной (права на изобретения, полезные модели, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных и т.п.), средства индивидуализации юридического лица (права на товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товара). Их стоимость также по частям переносится на себестоимость продукции через амортизационные начисления.

Капитальные вложения – вложение средств в создание (строительство) и приобретение объектов внеоборотных активов до момента ввода их в эксплуатацию.

Прочие внеоборотные активы – включают иные объекты длительного пользования (например, расходы на научно-исследовательские и конструкторские разработки, долгосрочные финансовые вложения и др.).

Оборотные активы включают запасы и затраты, отвлеченные из оборота средства и деньги. Период их оборота не превышает 12 месяцев.

Материалы – часть имущества, которая используется в качестве предметов труда, целиком включается в себестоимость продукции и составляет материальную основу готовой продукции. В зависимости от технологического процесса материалы могут быть основными и вспомогательными, комплектующими изделиями и деталями. В зависимости от назначения материалы различаются на горюче-смазочные, строительные, запасные части, тарные материалы и т.п.

Незавершенное производство – продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки. Незавершенное производство – это уже не материалы, но еще и не готовая продукция.

Готовая продукция – изделия, соответствующие стандартам качества, предназначенные для продажи.

Товары – ценности, приобретенные с целью дальнейшей перепродажи.

Дебиторская задолженность – права требования или долги других организаций и лиц конкретному предприятию.

Финансовые вложения – инвестиции в ценные бумаги, банковские вклады, займы и др. с целью получения дополнительного дохода.

Денежные средства – остатки наличных денег в кассе и безналичных денег на счетах в банках.

Все средства образованы за счет каких-либо источников. Классификация имущества по источникам образования показывает, откуда (от кого) получены средства. Источники образования подразделяют на собственные и заемные.

Собственный капитал представляет собой совокупность уставного, резервного, добавочного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Уставный капитал – сумма вкладов учредителей в денежном выражении, зарегистрированная в уставе в момент образования юридического лица.

Резервный капитал – суммы средств, образованные за счет прибыли для покрытия чрезвычайных расходов. Это «страховой фонд» организации, который создается в соответствии с решением учредителей.

Добавочный капитал – прирост имущества при переоценке, эмиссионный доход и др. Добавочный капитал дополняет уставный, но не зарегистрирован в уставе и учредительных документах.

Прибыль – это разница между доходами и расходами, полученными при продаже продукции (работ, услуг) и иного имущества (основных средств, материалов и др.), а также превышение прочих доходов над соответствующими расходами за отчетный период. Убыток (превышение расходов над доходами) – величина, уменьшающая собственные источники образования средств.

Заемный капитал– это обязательства организации, погашение которых приведет к уменьшению имущества (кредиты и займы, кредиторская задолженность).

Кредиты банка – денежные средства, полученные от кредитных организаций (банков) на определенный срок на условиях платности, возвратности, обеспеченности.

Займы – денежные средства или вещи, определенные родовыми признаками, полученные от юридических и физических лиц на возвратной основе.

Кредиторская задолженность – обязательства (долги) конкретного предприятия перед другими организациями и лицами, например поставщиками, страховыми организациями, бюджетом и внебюджетными фондами и т.п.

Любое предприятие имеет столько средств, сколько источников их образования, так как это классификация одного и того же имущества, но по разным основаниям (признакам). Например, вид имущества – токарный станок, источник его образования – кредит банка и т.п.

 



Дата: 2016-09-30, просмотров: 209.