В Москве (1999г.)
Объект нападения террори-стов (место взрыва) | Число пострадавших | Ситуационно обусловленные обращения за медико-психологической помощью | ||||||
Всего | в том числе | Всего | медико-психологическая и психиатрическая помощь оказана в условиях | |||||
погибшие | медицинская помощь оказана в условиях | |||||||
стацио-нара | амбула-торно | |||||||
стацио-нара | амбула-торно | |||||||
г. Москва улица Гурьянова | 236 | 88 | 86 | 62 | 665 | 15 | 650 | |
Каширское шоссе | 149 | 121 | 16 | 12 - | 440 - | 10 - | 430 - |
Примечание: числитель – всего пострадавших, знаменатель – в том числе
Следует отметить, что организовывать медико-психологическую и психиатрическую помощь пострадавшим при терактах приходится не только в специальных лечебно-профилактических медицинских организациях (отделениях), но и вблизи места совершенного теракта вне медицинской организации – в медицинском пункте (кабинете) развертываемого пункта временного размещения пострадавших при теракте.
При террористических актах с многочисленным количеством заложников, длительное время удерживаемых террористами и наличием угрозы для их жизни и здоровья, требуется высокая готовность медицинских формирований и организаций, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий такого теракта, к оказанию в короткие сроки большому числу пострадавших экстренной медицинской помощи вне медицинской организации, осуществлению медицинской эвакуации их, как правило, в несколько лечебно-профилактических медицинских организаций и одномоментному приему многочисленных групп пострадавших этими организациями.
Такое положение обуславливает иметь достаточное количество бригад скорой медицинской помощи, бригад экстренного реагирования службы медицины катастроф и санитарного автотраспорта с учетом прогноза. Требуется четкая организация диспетчерской службы и распределения пострадавших по больничным учреждениям.
Задачи медицинского обеспечения населения
При террористических актах
Основные задачи медицинского обеспечения населения при террористических актах в основном с применением взрывных устройств и обычных средств поражения:
· прогнозирование и планирование медицинского обеспечения населения при терактах применительно, прежде всего к объектам их наиболее вероятного совершения;
· своевременное оказание необходимой медицинской помощи населению, пострадавшему в результате терактов;
· организация и оказание медико-психологической помощи пострадавшим, участникам аварийно-спасательных работ и другим лицам;
· организация и осуществление медицинской эвакуации пострадавших из зоны террористического акта до больничных учреждений и между лечебными организациями;
· лечение пострадавших при терактах в лечебно-профилактических медицинских организациях;
· участие в проведении мероприятий по защите населения и территории от воздействия поражающих факторов, возникающих при разрушении опасных объектов;
· организация снабжения медицинским имуществом организаций и формирований здравоохранения, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий терактов;
· восстановление функционирования медицинских организаций, выведенных частично или полностью из строя в результате теракта;
· подготовка медицинских кадров, формирований и организаций к работе в условиях терактов;
· обобщение и изучение опыта по подготовке органов управления здравоохранением, медицинских формирований и организаций к реагированию на теракты и их работы по спасению жизни и сохранению здоровья пострадавших.
Перечисленные задачи достаточно полно определяют не только основное содержание противодействия терроризму, но и цели деятельности при подготовке к работе органов управления здравоохранением, медицинских формирований и организаций по организации и оказанию медицинской помощи пострадавшим, а также в ходе ликвидации медико-санитарных последствий терактов.
4.Группировка сил и средств здравоохранения при организации медицинского обеспечения населения, пострадавшего в терактах………………………………………………………………..
Под группировкой медицинских сил и средств следует понимать организационно, функционально и территориально объединенные в определенную систему различные органы управления здравоохранением, медицинские формирования и организации, привлекаемые для выполнения конкретных задач лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших при террористических актах.
К созданию группировки медицинских сил и средств для выполнения лечебно-эвакуационных мероприятий необходимо приступать, как правило, частично - заблаговременно (на основе прогнозирования) и окончательно - в ходе принятия решения на ликвидацию медико-санитарных последствий совершенного теракта. Следовательно, группировка сил и средств здравоохранения должна создаваться применительно к конкретной ЧС, обусловленной террористическим актом. Такой методический подход, видимо, следует рассматривать как необходимое условие создания устойчивой в потенциальном и функциональном отношении системы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших в результате терактов.
С учетом вышеизложенного определения «группировки» становится очевидным, что ее элементы могут иметь неодинаковую внутриведомственную (Минздрава России) принадлежность. Следовательно, в составе группировки возможно наличие сил и средств здравоохранения различных уровней (муниципального, регионального и даже федерального).
Видимо, можно согласиться с тем, что для удобства при описании и четкого разграничения расположения привлекаемых медицинских сил и средств при ликвидации медико-санитарных последствий теракта, их предназначения и порядка применения целесообразно употреблять понятие «эшелонированная группировка сил и средств».
Очевидно, что в этом случае определения «эшелон» и «группировка» сил и средств здравоохранения (медицинские бригады, лечебно-профилактические медицинские организации, транспортные средства, структуры снабжения медицинским имуществом, органы управления здравоохранением), расположенных на отдельно взятой территории и предназначенных для решения поставленных задач лечебно- эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего в результате теракта, по сути своей совпадают. Это не исключает целесообразности введения понятия «эшелон». Дело в том, что, говоря о группировке сил и средств здравоохранения первого, второго и других эшелонов, подразумевается наличие единой целостной системы здравоохранения, осуществляющей ликвидацию медико-санитарных последствий отдельно взятого теракта.
Одним из основополагающих требований, которое необходимо выполнять при создании эшелонированной группировки медицинских сил и средств является то, что она должна обеспечивать оказание всех видов медицинской помощи населению, пострадавшему при теракте, бесперебойное снабжение медицинским имуществом медицинских формирований и организаций, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий, управление этими силами. В связи с этим следует отметить, что количество эшелонов в группировке медицинских сил и средств может быть несколько.
При организации лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших медицинская помощь оказывается специалистами формирований скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф, медицинских организаций муниципального, регионального и федерального уровней. Следовательно, на основе этого можно заключить, что при создании системы ЛЭО, имеются возможности применения различных организационных форм по использованию медицинских формирований и организаций, которые входят в состав медицинской группировки сил и средств.
Практическая деятельность здравоохранения свидетельствуют о том, что следует выделять три варианта группировок медицинских сил и средств, создаваемых применительно к организации ликвидации медико-санитарных последствий терактов, которые являются в большей мере типовыми. Основными факторами, определяющими создание того или иного типового варианта группировки следует считать место совершения теракта и его масштаб, в том числе число санитарных потерь и количество пострадавших, нуждающихся, прежде всего, в медицинской помощи, оказываемой в условиях стационара медицинской организации, структуру этих пострадавших, возможности муниципальных, региональных медицинских организаций по оказанию медицинской помощи пострадавшим, их лечению и осуществлению медицинской эвакуации.
Опыт ликвидации медико-санитарных последствий терактов показывает, что в том случае если в результате таких ЧС возникает значительное количество пострадавших, как правило 100-150 человек и более, то медицинские организации, подведомственные здравоохранению региона, зачастую не в состоянии в оптимальный срок оказать всем пострадавшим необходимую медицинскую помощь в полном объеме и обеспечить полноценное особенно специализированное лечение. Поэтому в таких случаях для ликвидации медико-санитарных последствий теракта следует создавать соответствующий вариант группировки с привлечением сил и средств здравоохранения муниципального, регионального и федерального уровней с определенным количеством входящих в ее состав элементов и эшелонов.
Данный вариант группировки сил и средств здравоохранения представлен на рисунке 12.
Из содержания данного рисунка видно, что первый эшелон группировки медицинских сил и средств располагается, как правило, в пределах (вблизи) зоны террористического акта.
Типовой состав первого эшелона медицинской группировки сил и средств может включать в себя следующие элементы: бригады скорой медицинской помощи и территориального центра медицины катастроф, в том числе санитарные автомобили (реанимобили); оперативную группу органа управления здравоохранением региона или территориального центра медицины катастроф; медицинский пункт, в т. ч. пункт (кабинеты или помещения, оборудованные для работы) для оказания медико-психологической помощи. Кроме того в отдельных случаях в состав первого эшелона группировки могут входить ,мобильный медицинский отряд территориального центра медицины катастроф либо полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК «Защита», оперативная группа Минздрава России, в т.ч. ВЦМК «Защита» (Штаба ВСМК).
Необходимо обратить внимание на следующее требование, которое должно неукоснительно выполняться в первом эшелоне медицинских сил и средств – в зоне террористического акта должен обязательно создаваться резервный фонд носилок медицинских и средств обогрева (одеяла, спальные мешки и т.д.).
Основными задачами медицинских специалистов, работающих в составе первого эшелона группировки следует считать:
· организация и осуществление медицинской сортировки пострадавших в зоне террористического акта;
· оказание скорой медицинской помощи пострадавшим при теракте в экстренной или неотложной формах;
· реализация распределения пострадавших по лечебно-профилактическим медицинским организациям (если для ликвидации последствий привлекается несколько больничных учреждений), в которых им предусматривается оказание медицинской помощи;
· медицинская эвакуация пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи, оказываемой в условиях стационара, преимущественно в ближайшие больничные учреждения;
· оказание медицинской помощи участникам аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для ликвидации последствий теракта;
· оказание медико-психологической помощи пострадавшим, участникам аварийно-спасательных работ и другим лицам;
· координация деятельности медицинских формирований (подразделений), работающих в зоне теракта;
· контроль за прибытием и деятельностью медицинских бригад (скорой медицинской помощи, службы медицины катастроф), работающих в зоне теракта;
· обеспечение информацией соответствующих органов управления здравоохранением о медико-санитарной обстановке в зоне теракта;
· взаимодействие с органами управления и формированиями других министерств и организаций, участвующих в ликвидации последствий теракта, по согласованию совместной деятельности в целях своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим.
Следует отметить, что степень значимости большинства из вышеперечисленных задач, возлагаемых на первый эшелон группировки сил и средств здравоохранения, в определенных условиях, имеющих место при различных терактах, может быть неодинаковой.
Опыт работы по ликвидации медико-санитарных последствий терактов требует обратить внимание на качественное выполнение медицинской сортировки в очаге ЧС.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 404.