(по стоянию на 04.09.2004 г.)
Лечебные учреждения | Состоит на стационарном лечении | |||
всего | в том числе | из них тяжелых | ||
дети | всего | в том числе | ||
дети | ||||
г. Беслан (ЦРБ) | ||||
г. Владикавказ: | ||||
РКБ | ||||
КБСМП | ||||
РДКБ | ||||
другие ЛПУ | - | - | ||
ВСЕГО | ||||
ИТОГО |
Эти данные подтверждают наличие устойчивой тенденции, характеризующей логические связи между количеством пострадавших и числом больничных учреждений. Вместе с тем данное обстоятельство, несмотря на все условности, требует:
· поддержания высокой готовности к одномоментному (в короткий период времени) приему многочисленных групп пострадавших несколькими больничными учреждениями;
· четкой оперативной работы диспетчерской службы, способной в короткие сроки решать задачи по целевому распределению пострадавших между лечебно-профилактическими медицинскими организациями, в том числе федерального уровня, расположенных на территории данного региона, а также управлять бригадами скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф;
· наличия у медицинских формирований, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий терактов, эффективных средств связи;
· заблаговременного определения нескольких маршрутов (путей) медицинской эвакуации пострадавших от наиболее вероятных зон чрезвычайных ситуаций до больничных учреждений и согласования их с соответствующими территориальными структурами ГИБДД.
Опыт ликвидации последствий терактов свидетельствует о том, что наиболее высокую нагрузку по оказанию медицинской помощи и лечению пострадавших, как правило, несут городские, а также центральные районные больницы. В три раза меньше чем городские и центральные районные больницы вместе взятые приходится на долю региональных (областные, краевые, республиканские) больничных учреждений.
В лечебно-профилактические медицинские организации, подведомственные Минздраву России и Российской академии наук поступает не столь значительное количество пострадавших при терактах.
Известно, что ранения и травмы, полученные при терактах, являются наиболее сложными и тяжелыми, а многие из пострадавших нуждаются в специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Поэтому вряд ли можно признать такой порядок и интенсивность использования федеральных лечебно-профилактических медицинских организаций оптимальными. Видимо, данное обстоятельство необходимо учитывать при планировании медицинского обеспечения населения, пострадавшего в результате теракта, шире привлекать (при необходимости) эти медицинские организации, особенно те, которые дислоцируются на территории региона, их специалистов (бригады специализированной медицинской помощи) для ликвидации медико-санитарных последствий терактов.
Вышеизложенное подчеркивает, что осуществляя планирование и реализацию мероприятий, направленных на повышение готовности здравоохранения к реагированию на террористические акты, следует больше уделять внимания готовности городских и центральных районных больниц, а также более активно привлекать для ликвидации медико-санитарных последствий специалистов федеральных лечебно-профилактических медицинских организаций.
Таблица 11
Сведения
о террористических актах со взрывами жилых домов и административных зданий
Место и дата совершения теракта | Число госпитали- зированных, чел. | Количество санитарных машин, привлекавшихся при ликвидации последствий теракта, абс. ч. | Время, затраченное на ликвидацию медико- санитарных последствий теракта, час. |
г. Москва, ул. Гурьянова. Взрыв жилого дома, 09.09.1999г. | |||
г. Москва, Каширское шоссе. Взрыв жилого дома, 13.09.1999г. | |||
Республика Дагестан, г. Буйнакск. Взрыв жилого дома, 04.09.1999г. | |||
Республика Дагестан, г. Махачкала. Взрыв жилого дома, 07.09.1999г. | |||
Республика Дагестан, г. Каспийск. Взрыв жилого дома, 07.11.1999г. | |||
Чеченская Республика, г. Грозный. Подрыв административного здания Правительства республики, 27.12.2002г. | |||
Чеченская Республика, с. Знаменское. Взрыв жилого дома, 12.05.2003г. | |||
Чеченская Республика, г. Грозный. Подрыв здания РУБОПа, 20.06.2003г. | |||
Чеченская Республика, г. Грозный. Подрыв здания МВД республики, 13.09.2005г. |
Конечно, указанное соотношение нельзя считать абсолютным. Его следует рассматривать лишь как ориентир, который можно использовать для оперативных расчетов при планировании и принятии решения по организации оказания медицинской помощи пострадавшим при терактах.
Психологическая обстановка, захват и удержание заложников,
Наличие угрозы для жизни
Любая чрезвычайная ситуация, в том числе и террористический акт, является неожиданным стрессогенным фактором, вызывающим у людей психологические и эмоциональные сдвиги, зачастую с длительными сроками излечения и дестабилизации духовной жизни.
Психолого-психиатрические последствия ЧС являются одним из наиболее распространенных, оказывая существенное влияние на состояние психического и соматического здоровья человека, его физическую и умственную работоспособность, а также профессиональное долголетие.
Психологические нарушения у лиц, осуществляющих ликвидацию последствий теракта могут препятствовать правильной оценке ЧС, её масштабов и принятию эффективного управленческого решения.
Из числа пострадавших в ЧС на долю лиц с непсихотическими психическими нарушениями по данным различных авторов приходится от 30 до 75% и более. Эти нарушения могут маскировать клиническую картину черепно-мозговой травмы, травматического шока и кровопотери, оказывать негативное влияние на заживление ран мягких тканей, увеличивать частоту гнойных осложнений вследствие отрицательного влияния на репаративные процессы в ранах, а также способствовать развитию комбинированных поражений.
Для террористических актов, особенно, с многочисленными человеческими жертвами, а это, прежде всего, взрывы жилых домов, административных зданий, культурно-развлекательных центров, захват и удержание заложников, когда для ликвидации их медико-санитарных последствий требуется продолжительное время, как указывалось ранее, характерным является мощное длительное психологическое воздействие не только на пострадавших и их родственников (близких), но и на личный состав (спасателей) аварийно-спасательных формирований.
Вследствие этого у них достаточно часто возникают психические расстройства непсихотической формы (фобические переживания, «панические» неврастеноподобные затяжные аффективные ситуационные реакции, тревоги), которые в последующем способствуют развитию посттравматического стрессового расстройства.
Например, по данным Портновой А.А. (2005) острые реакции на стресс наблюдались практически у всех детей и подростков, побывавших в заложниках (г. Беслан). Нарушения сознания (по типу суженного и сумеречного) наблюдались в острый период травмы (в период пребывания в заложниках) у 40,3% детей и подростков, психомоторные нарушения (возбуждение и заторможенность) – у 77,4%, эмоциональные проявления (тревога, страх, ужас, вина, отчаяние) – у 98,4%. В структуре других психических расстройств у пострадавших преобладали нарушения сна (96,7%), повторное переживание травмы (95,2%), страхи (91,9%) и нарушение поведения (45,2%).
Не менее важным фактом является то, что тяжелораненые (тяжелотравмированные) в ближайшем периоде после получения травмы или ранения существенно меньше подвержены психотравмирующему воздействию жизнеугрожающих событий, чем легкораненые (легкотравмированные) или те, кто вообще не имел ранений и травм (Литвинцев С.В., Шамрей В.К. и др., 2005). Несомненно, вышеуказанные особенности необходимо учитывать при организации и оказании медицинской помощи пострадавшим в результате терактов.
Опыт ликвидации последствий, особенно крупномасштабных, террористических актов говорит о том, что многие из пострадавших, как правило, нуждаются в медико-психологической и психиатрической помощи. Данное обстоятельство обуславливает необходимость организовывать для указанных контингентов оказание такой помощи.
Об этом достаточно убедительно свидетельствуют данные приведенные в таблице 12, характеризующие медико-санитарные последствий взрывов домов в Москве (Костомарова Л.Г. и др., 2001).
Таблица 12
Дата: 2016-10-02, просмотров: 272.