Денежные агрегаты: понятие, порядок расчета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. Понятие – показатели объема и структуры денежной массы, виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, т.е. возможностью быстрого превращения в наличные деньги.

Принцип расчета денежных агрегатов заключается в том, что:

а) каждый последующий денежный агрегат включает предыдущий;

б) каждый последующий ден. агрегат включает менее ликвидные финансовые активы, чем предыдущий (то есть по мере роста ден. агрегатов их ликвидность уменьшается).

В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава.

Чаще всего используются агрегаты МО (наличные деньги), М1 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования), М2 (наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады), МЗ (наличные деньги, чеки, любые вклады), L (наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги).

Порядок расчета ЦБ РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов:

МО – наличные деньги в обращении;

Ml = МО плюс средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, плюс средства страховых компаний, плюс депозиты населения до востребования в Сбербанке и в коммерческих банках;

М2 = Ml плюс срочные вклады населения в Сбербанке;

МЗ = М2 плюс сертификаты и облигации госзайма.

Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат МО (наличные деньги), ликвидность Ml ниже, чем МО, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут в течение всего срока вклада использоваться банком для своих целей и возвращаются вкладчику по истечении этого срока.

Денежная масса М2 определяется движением нал-х денег и безнал-х средств, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от сбережений населения и остатков средств на счетах юридических лиц. Отсюда следует, что если процесс сбережений населения идет интенсивно, население доверяет банкам и держит свои деньги на их счетах, то ЦБ имеет большие возможности увеличить денежную массу. Сбережения населения выполняют как бы функцию обеспечения новых денег.

Б.Денежная база — это совокупность наличных денег в обращении и общего объема резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке. Б.д. представляет собой пассив в балансе Центрального банка. Б.д. регулируется Центральным банком страны проведением операций на открытом рынке: продажей и покупкой банком государственных бумаг, валюты, а также другими способами.

Количеств, взаимосвязь между денежной массой и Д. б. такова:
М = m Н, где М - денежная масса; m - денежный мультипликатор; Н - денежная база.

В. Денежный мультипликатор - расчетный числовой коэффициент, используемый для прогнозирования изменения массы денег в национальной экономике. Денежный мультипликатор показывает, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса за счет изменения Центральным банком России (ЦБР) уровня обязательных резервов коммерческих банков. Выведем формулу денежного мультипликатора

Денежная масса (М1) состоит из средств на руках у населения (наличные деньги) и средств на текущих банковских счетах (депозиты): М = С + D

Сумма наличности и резервов, контролируемых центральным банком, носит название денежной базы (monetary base) или денег повышенной мощности (high-powered money) и обозначается Н: Н = С + R

ЦБ регулирует и контролирует денежную массу через регулирование величины денежной базы, поскольку денежная масса представляет собой произведение величины денежной базы на величину денежного мультипликатора.

Чтобы вывести денежный мультипликатор, введем следующие понятия: 1) норма резервирования rr, которая равна отношению величины резервов к величине депозитов: rr = R/D или доле депозитов, помещенных банками в резервы. Она определяется экономической политикой банков и регулирующими их деятельность законами; 2) норма депонирования сr , которая равна отношению наличности к депозитам: сr = С/D. Она характеризует предпочтения населения в распределении денежных средств между наличными деньгами и банковскими депозитами.

Поскольку С = сr х D, а R = rr х D, то можно записать:

М = С + D = сr х D + D = (сr + 1) х D (1)

Н = С + R = сr х D + rr х D = (сr + rr) х D (2)

Разделим (1) на (2), получим:

М (сr + 1) х D (сr + 1) (cr + 1)

------ = --------------- = ------------ отсюда M= ----------- H

Н (сr + rr) х D (сr + rr) (cr + rr)

(cr + 1)

М = multден x H multден = ----------

(сr + rr)

Величина [(сr + 1)/ (сr + rr)] представляет собой денежный мультипликатор или мультипликатор денежной базы, т.е. коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) денежная масса при увеличении (сокращении) денежной базы на единицу. Как любой мультипликатор, он действует в обе стороны. Если центральный банк хочет увеличить денежную массу, он должен увеличть денежную базу, а если он хочет уменьшить предложение денег, то денежная база должна быть уменьшена.

Г. Сейчас на территории России находится в обращении 6,4 миллиарда банкнот, Самой популярной из них является тысячерублевая купюра - это каждая третья выпущенная банкнота. ЦБ ежегодно тратит на организацию ден. обращ. в стране 14 млрд. рублей, из них 8 миллиардов рублей расходуется на печатание банкнот и чеканку монет. При этом немало средств тратится на перевозку наличных денег - это очень затратный вариант денежного обращения. В России очень высока доля наличного обращ-я. В развитых странах доля наличных денег, несмотря на активное развитие безнал-х расчетов, превышает 70%, а в России она достигает 97% всех расчетов. К тому же, по данным ЦБ, к 2011 году объем наличных денег в обращении удвоится по сравнению с тем, что имеется в настоящее время. За последние 10 лет доля наличных денег в обороте в России увеличилась в 28 раз. Такая ситуация является одной из основных причин роста "теневого сектора" в российской экономике, поэтому надзорным органам необходимо активнее работать в рамках федерального закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. По информации департамента наличного обращения ЦБ в России сегодня находится в обращении 74,8 миллиона банковских карт. Однако почти 90 процентов всех этих карт приходится на реализацию зарплатных проектов и используется для обналички. Это происходит потому, что очень мало торговых точек принимают платежи по пластиковым картам. Поэтому на каждую безналичную операцию в России приходится 32 наличных расчета. По словам специалистов, большую роль в предпочтении гражданами "налички" играет то, что она принимается везде, обеспечивает скорость и безопасность расчетов, а также анонимность для покупателя. От наличных денег отказываться пока рано еще и по другой причине: они позволяют ЦБ обеспечивать контроль за денежной массой и инфляцией. Кроме того, гарантом наличных денег является ЦБ, который не может обанкротиться по определению, а электронные деньги выпускают коммерческие банки, подверженные банкротству.

Денежно – кредитная политика – совокупность гос. мероприятий в области ден. обращения и кредита, направленных: на регулирование эк. роста; сдерживание инфляции; обесп-е занятости населения; выравнивание платежного баланса; стабильность %х ставок и цен.

Основными инструментами ДКП Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России – Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. ЦБ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) – представляют собой нормы обязательных отчислений коммерч. банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в ЦБ. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации, сумму недовнесенных средств, а также взыскать штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

При отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, обязательные резервы, депонируемые в Банке России, используются для погашения обязательств кред. орг-ии перед вкладчиками и кредиторами.

Нормативы обяз.рез-в не могут превышать 20% обязательств кр.орг..

3) операции на открытом рынке – купля-продажа ЦБ казначейских векселей, гос. облигаций и прочих гос. цен. Бумаг, а т/ж краткосросн. операции с указ-ми ц.бум. с совершением позднее обратной сделки. Покупая цен. бумаги ЦБ увеличивает количество денег в обращении, продавая – изымает часть из обращения.

4) рефинансирование кредитных организаций – кредитование ЦБ кред. орг-ций, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устан-ся ЦБ.

5) валютные интервенции – купля – продажа ЦБ ин-ной валюты на валютных рынках для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6) установление ориентиров роста денежной массы – БР может устан-ть ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой гос. ДКП.

7) прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефин-ние кредитных организаций и проведение кред-ми орг-ми отдельных банковских операций.

8) эмиссия облигаций от своего имени – БР в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации- 8% на 26.12.2011

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях.

Сдерживающая политика

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева» экономики. В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.

 


Дата: 2016-10-02, просмотров: 188.