Среди множества задач российского государства первостепенное значение имеет разработка эффективной системы кадровой работы. Ее актуальность и сложность определяют следующие обстоятельства:
кадры, персонал являются творцами и производителями материальных и духовных ценностей, субъектами управления общественными процессами;
многоаспектность кадровой проблемы, необходимость учета и использования для ее решения организационно-управленческих, социально-экономических, правовых, нравственных и психологических знаний и умений;
необходимость применения новых подходов в соответствии с обновлением всей политики Российской Федерации, учета отечественного и зарубежного опыта.
Государственная кадровая политика (ГКП) заключается в определении стратегии работы с кадрами на общегосударственном уровне, целью которой является формирование, развитие и рациональное использование трудовых ресурсов страны.
Российская государственная кадровая политика находится в стадии разработки, формирования ее концепции, т.е. системы взглядов на цели и принципы работы с кадрами. Понятием "кадры" принято обозначать основной (штатный) и квалифицированный состав работников. В последние годы в научной литературе и практике часто используется более емкое понятие "персонал", которое включает весь личный состав работающих. Наряду с кадровыми работниками к персоналу относятся временные, совместители, стажеры, проходящие испытательный срок и другие категории. На основе кадровой политики строится кадровая работа, теория и практика управления персоналом.
В концепции ГКП предусматриваются следующие главные цели:
обеспечение высокого профессионального уровня управленческого и исполнительного труда;
эффективное использование интеллектуального потенциала трудовых ресурсов страны;
создание благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения.
Приоритетными стратегическими направлениями достижения указанных целей следует считать:
обеспечение высококвалифицированными, компетентными кадрами государственной службы Российской Федерации;
формирование системы обеспечения рыночной экономики соответствующими кадрами специалистов массовых профессий, предпринимателей, менеджеров, фермеров и др.;
реформу средней и высшей школы, специального профессионального образования, в том числе послевузовского, с учетом социальных и экономических преобразований, требований современного этапа научно-технического прогресса и организации труда;
обеспечение рациональной трудовой занятости населения, предотвращение массовой безработицы, особенно среди молодежи, уволенных в запас военнослужащих и специалистов ВПК;
создание новой нормативно-правовой и информационной базы кадровой работы в целях научного обеспечения государственного регулирования кадровых процессов.
В целом новая концепция государственной кадровой политики направлена на укрепление демократического правового государства и социально ориентированной рыночной экономики, на обеспечение конституционного права граждан на свободу выбора места, рода и времени своей трудовой деятельности.
Государство выступает главным субъектом кадровой политики, формирующим ее стратегию, основные принципы и цели. При этом должны учитываться интересы народа, социальных групп и слоев, права отдельного человека. Эта сложная задача решается путем распределения кадровых функций среди ветвей государственной власти.
Во-первых, в концепции государственной кадровой политики отражаются принципиально важные позиции государства как субъекта управления по отношению к человеку, его способностям и в сопоставлении со стратегией развития общества. Она предопределяет направленность и содержание деятельности государства по воспроизводству и востребованности кадрового потенциала общества, механизмы управления профессиональными ресурсами общества преимущественно экономическими методами, соответственно принятой социально-экономической стратегии. Концепция государственной кадровой политики придает практике управления кадровым потенциалом общества системность, направленность, плановость, научность. Есть ли правовые основы для такой роли государства в обществе. Да есть. Они представлены, прежде всего, в Конституции РФ, федеральных законах.
Во-вторых, в концепции государственной кадровой политики задаются наиболее общие направления развития правовых основ, определяющих стратегию формирования, развития и востребованности кадрового потенциала общества.
Прежде всего, государства призвано определять развитие правовых основ своей деятельности по таким направлениям:
разработку основных принципов и приоритетов в области профессионального развития кадрового потенциала в соответствии с тенденциями развития науки, технологий, отраслей промышленности, общества;
разработку принципов и механизмов экономического стимулирования деятельности субъектов управления по востребованности кадрового потенциала общества;
формирование правовых и организационных основ защиты общества от непрофессионализма;
создание системы гарантий, компенсаций и защиты интересов граждан, занятых в профессиональных видах деятельности;
формирование экономических механизмов, регулирующих распределение кадрового потенциала с целью сохранения и поддержания единого социокультурного пространства в регионах России.
Не следует забывать и о том, что ГКП имеет важнейшую внешнеполитическую составляющую через подготовку кадрового потенциала для других стран.
Объектом государственной кадровой политики выступает кадровый потенциал общества в целом, в том числе и кадры государства – государственные и муниципальные служащие, а также наиболее общие принципы формирования трудовых и кадровых отношений в организациях. Таким образом, в государственной кадровой политике находят отражение вопросы регулирования содержания, качество, стратегия, приоритеты формирования кадрового потенциала общества. Важным объектом государственной кадровой политики является разработка принципов и механизмов востребованности кадрового потенциала. Для этого могут использоваться различные средства: экономические и административные методы, жесткое планирование, распределение, закрепление. Так, например, в советский период в формировании и использовании кадрового потенциала господствовал планово-распределительный характер. Государство выступало и в роли заказчика и в роли потребителя кадров и являлось единственным субъектом кадровой политики. В условиях рыночных отношений государство утратило эту монополию, но обрело более общую регулирующую функцию по отношению к воспроизводству и востребованности кадрового потенциала.
В содержании государственной кадровой политики находят отражение основные принципы защиты общества от непрофессионализма в тех вида труда, которые носят профессиональный характер, небезопасны для общества и для здоровья человека, как потребителя результатов профессиональной деятельности.
Важным объектом теории и практики государственной кадровой политики является разработка принципов и определение механизмов защиты интересов профессионалов, изучение последствий индивидуальной профессионализации человека в том или ином виде деятельности и установление для них системы льгот, гарантий, условий снижения рисков профессиональных заболеваний, ограничений, которые являются обязательными для всех других субъектов кадровой политики.
В-третьих, разработка концепции государственной кадровой политики важна и для разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам регулирующим формирование, развитие и востребованность кадрового потенциала.
Сегодня сама жизнь потребовала от руководства субъектов РФ выстраивать свою стратегию по отношению к кадровому потенциалу. Ряд субъектов РФ разработали и ввели в действие различные нормативные документы с названиями, имеющими отношение и к кадровому потенциалу и к трудовому потенциалу и к кадровой политике в целом и т.д. Начали создаваться и организационные механизмы, которые призваны содействовать упорядочению работы с кадровым потенциалом на уровне регионов. Эта работа требует всесторонней поддержки со стороны федерального центра. Но необходимо определиться в чем именно, по каким направлениям кто и что должен делать, поскольку обязанность на государственных институтах всех уровней по отношению к человеку должна быть выполнена.
В-четвертых, в условиях открытости границ для труда, включенности России в процессы глобализации, становиться ясно, что кадровый потенциал становиться таким же вожделенным ресурсом, как и природные ресурсы. Идея дешевой рабочей силы на Западе стала забываться уже 50-е годы ХХ столетия. И если общество тратить огромные средства на формирование и развитие кадрового потенциала, а государство не может обеспечить конкурентоспособные условия для его востребованности в стране, то Россия превращается в кадрового донора для тех стран, у которых условия реализации человеком своего профессионального потенциала выше. Поэтому концепция государственной кадровой политики должна выступать и своего рода инструментом, который позволит выработать такую позицию государства, которая с одной стороны, обеспечивала бы накопление кадрового потенциала и его эффективную реализацию в России. С другой стороны, предлагала бы комплекс мер, которые через кадровый потенциал, работающий в других странах, обеспечивал бы отстаивание российских интересов, не приводя к истощению кадрового потенциала в целом.
Таким образом, как нам представляется трансформация политической и экономической системы России обусловила и трансформацию роли государства в управлении воспроизводством и рациональным использованием ее кадрового потенциала.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 243.