Антиинфляционная политика государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном пери­оде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, биз­нес, государственный бюджет. Гиперинфляция не дает деньгам выпол­нять их основные функции и разрушает банковскую систему. Как же бороться с инфляцией?

Если полностью избавиться от инф­ляции нельзя в силу институциональных причин (монополия Центральных банков на эмиссию денег, монополизм профсоюзов и фирм), то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы и реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.

Очень высокая инфляция или гиперинфляция приобретает самоусиливающийся, инерционный характер:во-первых, темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий, и во-вторых, огромная денежная база даже при маленьком денежном муль­типликаторе провоцирует темпы роста денежной массы. Любые меры (эмиссионные или бюджетные, а также индексация до­ходов) стимулирования производства через совокупный спрос повы­сят инфляцию и инфляционные ожидания. Поэтому при гиперинфляции невозможно привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста реального ВВП посредством налогово-бюджетной по­литики. Гиперинфляция делает производство убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, погасить гиперин­фляцию можно лишь монетарными методами. В первую очередь, необходимо максимально ослабить источник ее инерционности - инф­ляционные ожидания.

Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением цено­вых ограничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной сис­теме вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожи­дания вглубь, способствует свертыванию производства. Рано или по­здно фиксированные цены придется отпустить и сжатая ценовая пру­жина выстрелит еще большей инфляцией, разбалансированностью спроса и предложения. Однако, если поддерживать фиксированные цены долгие годы, то необходимо вводить жесткий и всеобъемлющий централизованный контроль, т. е. командно-административную систе­му. Поэтому в условиях гиперинфляции нужно фиксировать не цены, а объем денежной массы. Сначала необходимо минимизировать тем­пы ее прироста, а затем ввести ежегодную фиксацию или рамки изме­нения объема денежной массы в течение года. Такая политика называется таргетированием денежной массы. При этом необходимо учитывать скорость обращения денег, увеличение которой усиливает инфляцию. Как же ограничить рост денежной мас­сы? Идеальный вариант - одновременно повысить норму обязатель­ного резервирования, ограничить операции, ведущие к депозитарно­му расширению денежной массы, временно прекратить эмиссию. Для этого нужно устранить причины дополнительной эмиссии: урегулиро­вать структурный дефицит бюджета, сократив, прежде всего, непроиз­водительные расходы, прекратить индексацию доходов населения. Конечно же, такие меры непопулярны, поэтому их может проводить только сильное правительство, пользующееся доверием населения. Доверие выступает как своеобразный «ценовой якорь», сдерживаю­щий раскручивание инфляционной спирали. В обстановке гиперинфля­ции это единственный способ переломить инфляционные ожидания, остановить инерционную инфляцию.

Следующий шаг после погашения гиперинфляции монетарными методами - решение проблем реального сектора. Необходимо занять­ся балансировкой темпов роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Вариантом такого балансирования являет­ся политика цен и заработной платы.Она заключается в ограни­чении движения цен ростом номинальной ставки заработной платы, ко­торая тесно привязывается к изменению производительности труда. Сторонники этой политики считают, что она, во-первых, устраняет ин­фляционные ожидания и, во-вторых, ограничивает монополизм фирм и профсоюзов. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефици­та. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

Третий шаг - закрепление достигнутых результатов в долгосроч­ном плане. При невысоких темпах инфляции уже возможно проводить промышленную и структурную политику, направленную на повышение производительности труда и снижение издержек. Необходимо привес­ти в соответствие структуру предложения со структурой спроса, а не только балансировать их объемы.

Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального ВВП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повыше­ния производительности труда, внедрения новых технологий и созда­ния новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе и т. д. Для проведения таких преобразований в сти­мулируемых отраслях необходимо создать систему льгот в налогооб­ложении и условиях кредита (включая налоговые каникулы, увеличе­ние нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).

Очень важным условием антиинфляционной политики является не­зависимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам. Итак основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. Необходимо иметь в виду, что лаги в принятии политических решений и их лоббирование – это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искаже­нию ценового сигнала. Следовательно, если суще­ствуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинф­ляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабиль­но низком и, подчеркнем еще раз, предсказуемом уровне.

Выделяют внутренние и внешние причины инфляции. Среди внутренних причин можно выделить неденежные (немонетарные) и денежные (монетарные). Не денежные (немонетарные) факторы:

1. Диспропорции в воспроизводственном процессе.

2. Циклическое развитие экономики.

3. Монополизация производства. Структура рынка теперь все'меньше напоминает собой условия совершенной конкуренции, когда действует большое число производителей, продукция которых характеризуется однородностью. Современный рынок представляет собой монополию профсоюзов, монополии крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства.

4. Государственное ценообразование.

5.«Инфляционные ожидания». Население, привыкшее в условиях постоянного повышения цен, рассчитывает на их дальнейший рост, надежда на их снижение практически исчезает. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокого уровня заработной платы. Население запасается товарами впрок, предполагая, что цены на них еще более повысятся.

Денежные (монетарные) факторы:

1.Диспропорциональность или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците государственного бюджета и накоплении государственного долга. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центрабанке, то это приводит к росту массы денег l обращении. Одними из главных причин дефицитов государственного бюджета является рост военных расходов и увеличение государственного долга, для покрытия которых нередко выпускаются дополнительные бумажные деньги.

2. Эмиссия денег.

3. Кредитная экспансия. Внешние причины инфляции:

1. Мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный). В результате возникает импортируемая инфляция, опасность которой увеличивается со все большим вовлечением экономики страны в международные связи, с ростом открытости экономики.

К внутренним причинам инфляции в России относятся:

- катастрофический спад производства;

- деформация народнохозяйственной структуры, выражающейся в существенном отставании отраслей потребительского сектора, сложном положении сельского хозяйства при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, особенно военного машиностроения;

- быстро растущие цены высокомонополизированных хозяйствующих субъектов (ТЭК, транспорт);

- долларизацию денежного обращения, значительный приток инвалюты;

- вытеснение импортом отечественных товаров;

-огромный внутренний и внешний долг - быстрое падение курса рубля.

Неспособность преодолеть инфляцию порождается несовершенством хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики не было эффективных экономических рычагов, которые способны регулировать соотношения между денежной и товарной массой, работали в основном административные ограничения. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Министерство финансов и не Госбанк.

Чтобы поддержать темпы постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост потребления. Дефициты обусловили повышенный спрос.

Виды инфляции. В настоящее время выделяют следующие виды инфляции:

1. В зависимости от факторов, порождающих инфляцию, говорят об «инфляции спроса» и «инфляции издержек».

2. В зависимости от интенсивности государственного вмешательства в сферу товарно-денежных отношений инфляция может протекать в явной (открытой) форме, при которой инфляционные процессы проявляются в виде соответствующего роста уровня цен, или в подавленной форме, при которой цены фиксируются государством на более или менее постоянном уровне. В последнем случае инфляция проявляет себя в виде товарного дефицита и снижения качества продукции. До 1992г. инфляция в России был подавленной.

3. В зависимости от темпов роста цен различают ползучую (умеренную) инфляцию (до 10% в год), галопирующую (до 200% в год), гиперинфляцию (свыше 200% в год).

4. В зависимости от способности государства управлять инфляционным процессом возникает управляемая или неуправляемая инфляция.

5. В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную. В первом случае цены на различные товары меняются по отношению друг к другу в постоянной пропорции. Соответственно изменениям цен приспосабливаются прочие макроэкономические показатели. При несбалансированной инфляции наблюдаются различные темпы роста цен на различные товары. Экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.

6. В зависимости от масштабов распространения различают региональную, национальную и мировую инфляцию.

7. По ожидаемости: ожидаемая инфляция - это инфляция, которую можно прогнозировать на какой-либо период или она планируется правительством страны; непредвиденная (неожидаемая) инфляция - характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на систем*, налогообложения и денежном обращении. Внезапный скачок цен может спровоцировать инфляционные ожидания, которые в свою очередь будут подстегивать рост цен.

Можно выделить следующие типы безработицы.

1. Фрикционная безработица — которая появляется в связи с переходом с одного места службы на другое либо с переездом. Так­же об этом типе безработицы можно говорить в отношении тех отрас­лей, где временное увольнение является обычным, причем это не ска­зывается на уровне годового дохода работников (например, строители, рабочие, речники, дорожники). Некоторый уровень фрикционной без­работицы является неизбежным, поскольку не вся информация о со­стоянии рынка труда доступна и издержки, связанные с поиском ново­го места, зачастую достигают высокого уровня.

2. Структурная безработица, которая объясняется структурными сдвигами в экономике, обесценивающими уровень квалификации не­которых категорий рабочей силы. Кроме того, структурными безра­ботными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и не­большой производственный опыт. Такому типу безработицы особенно подвержены такие социальные группы населения, как молодежь в воз­расте до 20 лет и представители некоторых национальных мень­шинств. Структурная безработица — это не просто проблема отсутст­вия работы. Некоторые виды деятельности — работа санитара в больнице, работа в кафе быстрого обслуживания или мытье ма­шин — доступны почти всегда и не требуют особой квалификации. Но люди, оказавшиеся безработными вследствие структурных сдвигов, не задерживаются на таких рабочих местах долго, надеясь найти работу, более соответствующую их прежнему роду деятельности. Но даже краткие периоды подобной деятельности имеют тенденцию формиро­вать стиль работы, весьма отличный от эталонного. Это делает многих структурных безработных непривлекательными с точки зрения их по­тенциальных нанимателей.

3. Естественная норма безработицы — совокупное количество безработных указанных выше двух типов, которые существуют как в благоприятные, так и в неблагоприятные периоды экономического

развития.

4. Циклическая безработица, которая рассчитывается как раз­ность между фактической величиной нормы безработицы, зарегистри­рованной в данный период времени, и величиной естественной нормы. Норма безработицы не всегда остается на уровне своего естественного значения. В результате мощного подъема экономической активности норма безработицы может упасть ниже своего естественного уровня. В такие периоды ситуация на рынке труда становится настолько на­пряженной, что продолжительность среднего периода безработицы уменьшается по сравнению с нормальным значением, сокращая чис­ленность фрикционных безработных. Находят работу даже многие из тех, кто составляет наименее гибкую часть структурных безработных. Напротив, в периоды спада деловой активности норма безработицы превышает свой естественный уровень. Тогда даже наиболее добросо­вестные рабочие, имеющие квалификацию высшего уровня, могут оказаться временно уволенными. Продолжительность их среднего срока незанятости выходит за пределы того интервала, в котором без­работица считается фрикционной.

1. Определение уровня безработицы.

2. Типы безработицы.

Определение уровня безработицы. Безработица - это одна из основных макроэкономических проблем. Почему важно изучать безработицу? Причины: 1) труд является фактором производства, поэтому безработица характеризует потери ограниченных ресурсов для производства товаров; 2) перспектива безработицы ставит людей перед неопределенностью относительно их будущих доходов; 3) безработица ударяет не только по безработным, она распространяется по всему обществу, увеличивая, таким образом, социальную напряженность. В рыночной экономике всегда наблюдается некоторая безработица.

В каждый момент времени все население можно разделить на 5 групп:

1. Лица, находящиеся за пределами трудоспособного (рабочего) возраста (трудоспособный возраст для мужчин: от 16 до 59 лет, для женщин от 16 до 54 лет).

2. Лица, находящиеся в специализированных учреждениях.

3. Лица в рабочем возрасте, но не трудоспособные.

4. Лица в рабочем возрасте, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-либо причине не работающие и не ищущие работу.

5. Рабочая сила (экономически активное население), которая состоит: а) работающие (занятые); б) не работающие, но активно ищущие работу (безработные).

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. В Российской Федерации конституционно гарантирована добровольность труда, при которой гражданин вправе как работать, так и не работать, выбирать ритм труда, его объем и нагрузку. Поэтому важно определить, наряду с занятыми, тех, кто относится к незанятым. Незанятые - это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия). Их можно разделить на собственно безработных (тех, кто по каким-то причинам потерял работу, но активно ищет ее) и тех, кто и не пытается найти работу.

Официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

К безработным по методологии МОТ относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались поисками работы, т.е. обращались в службу занятости, помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администраторам предприятия, предпринимали шаги к организации собственного дела; в) были готовы приступить к работе. Методология МОТ включает в безработных студентов и пенсионеров, если они занимались поиском работы.

Занятые неполный рабочий день относятся к категории занятых. Лица, не имеющие работу и не ищущие ее, считаются выбывшими из состава рабочей силы.

С отходом от административно-командной системы управления наряду с другими рынками появляется и рынок труда, на котором происходит купля-продажа рабочей силы. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между работниками и предпринимателями по поводу включения первых в процесс общественного производства через механизм спроса и предложения. Важнейшими элементами рынка труда являются спрос и предложение. Под спросом понимается потребность предприятия в работниках определенных профессий и квалификаций, под предложением - потребность работников при действующих ставках заработной платы в оплачиваемой работе. Рабочая сила как товар выступает только тогда, когда совершается акт ее купли-продажи.

Типы безработицы. Фрикционная безработица - краткий период незанятости, необходимый для поиска места службы соответствующего квалификации работника. Как правило, эти непродолжительные периоды безработицы являются добровольными. Данный тип безработицы объединяет людей, которые: либо являются незанятыми в связи с переходом с одного места службы на другое, либо уже нашли работу и в течение недели предполагают приступить к деятельности на новом месте, а также тех работников, где временные увольнения являются обычным явлением, причем это Ht сказывается на уровне их годового дохода (например, строительные рабочие).

Структурная безработица связана с закрытием устаревших предприятий и производств, сокращением выпуска продукции ряда отраслей (например: в связи с социальной переориентацией экономики, уменьшением числа занятых в аппарате управления и т.п.). Эта безработица связана также с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочих рук оказывается ненужной, либо требуются люди нового уровня квалификации.

Циклическая безработица. Для ее определения необходимо ввести понятие «естественный уровень (норма) безработицы». Безработица фрикционного и структурного типов существует в большинстве случаев как в благополучные, так и в неблагополучные периоды экономического развития. Общее число безработных обоих типов формируют естественный уровень безработицы. Считается, что значение естественного уровня лежит в интервале от 5,5 до 6%. Однако ряд экономистов считают неприемлемым использование термина «естественный» по отношению к безработице, так как государство должно активно бороться особенно со структурной безработицей.

В периоды спада уровень безработицы существенно превышает свой естественный уровень, так как снижение объемов производства вынуждает высвобождать часть рабочей силы. В результате мощного подъема производства, в точке наивысшей деловой активности, норма безработицы может упасть даже ниже своего естественного уровня. В такие периоды ситуация на рынке труда становится настолько напряженной, что сокращается численность даже фрикционных и структурных безработных. Циклическая безработица - это разность между фактическим уровнем безработицы, зарегистрированным на данный момент, и естественным уровнем безработицы. В периоды спада циклическая безработица прибавляется к фрикционной и структурной. В периоды наивысшего подъема деловой активности циклическая безработица может принимать даже отрицательное значение.

Деньги и денежная политика.

Деньги – универсальное средство обмена, особый товар, наделенный свойством всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех др. товаров.

Функции денег:

1. Мера стоимости. Заключается в оценке стоимости товаров путем установления цен. При установлении цен исходной величиной служит не индивидуальный уровень затрат труда отдельного товаропроизводителя на изготовление товара, а необходимый уровень затрат.

2. Средство обращения. Деньги используются для оплаты приобретаемых товаров. Особенность функции – передача товаров покупателю и его оплата происходят одновременно. В этой функции используются наличные ден. знаки. Одни и те же ден знаки могут применяться многократно в разл. сделках, от одних участников сделок к другим.

3. Средство платежа. Деньги выполняют данную функцию, когда существует необходимость отсрочки платежа. Деньги начинают выступать в виде средства погашения различных обязательств. В данном случае купля и продажа разрываются и становятся относительно самостоят-ми.

4. Средство накопления и сбережения. В состав денежных накоплений входят остатки наличных денег, хранящихся у граждан, а также остатки на счетах в банках. Образование денежных накоплений граждан обусловлено: превышением их доходов над расходами, необходимостью создания резервов для предстоящих крупных и сезонных расходов. Выполнение функции средства накопления – предпосылка развития кредитных отношений, с помощью кот. возможно использовать временно свободных средств.

5. Мировые деньги. Проявляются во взаимоотношениях между странами или между юр. и физ. лицами, находящихся в разных странах.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 191.