Тема 1. Стоимость — лучшая мера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оценка бизнеса

Для студентов заочного отделения специальности

Финансы и кредит

 

Пермь 2007г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Тема 1. Стоимость — лучшая мера………………………………………………………..……4

1.1. Стоимостные нормативы для определения целей и оценки результатов. 5

Тема 2. МЕТОДОЛОГИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. 6

1. Методологические основы оценки бизнеса. 6

1.1.. Цели оценки бизнеса. 6

1.2.. Оценочные подходы. 6

1.3.. Основные виды стоимости. 7

ТЕМА 3. ДОХОДНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА. 8

1. Основные положения применения доходного подхода. 8

2. Классификация применяемых методик. 8

3. Понятие и классификация денежных потоков. 8

3.1. Модели денежного потока. 8

3.2. Виды денежных потоков. 8

3.3. Расчет денежного потока. 8

4. Принципы прогнозирования денежного потока. 9

4.1. Общие принципы и подходы. 9

4.2. Ключевые факторы и предположения. 10

4.3. Примерный порядок действий при составлении прогноза: 12

4.4. Продолжительность прогноза. 12

4.5. Прогнозирование стоимости бизнеса в терминальном году. 13

4.6. Определение коэффициента капитализации и ставки дисконтирования. 13

ТЕМА 4. «Сравнительный (рыночный) подход при оценке бизнеса». 16

4.1. Общая характеристика сравнительного подхода. 16

4.1.1. Теоретические основы сравнительного подхода: 16

4.1.2. Положительные стороны подхода. 16

4.1.3. Недостатки сравнительного подхода. 16

4.1.4. Источники данных для сравнительного подхода. 16

4.1.5. Применяемые методики. 17

4.2. Методика сделок (продаж). 17

4.3. Методика отраслевых коэффициентов ( отраслевых соотношений). 17

4.4. Методика компании-аналога (рынка капитала). 17

4.4.1. Алгоритм применения методики компании-аналога. 17

4.4.2. Критерии отбора аналогов. 17

4.4.3. Расчет и выбор оценочных мультипликаторов. 18

4.4.4. Характеристики стоимостных мультипликаторов. 19

ТЕМА 5. «ЗАТРАТНЫЙ (ИМУЩЕСТВЕННЫЙ) ПОДХОД ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА». 21

5. 1. Общие положения применения имущественного подхода. 21

5.2. Недостатки подхода: 21

5.3. Классификация методик. 21

5.4. Расчет стоимости по методике чистых активов. 21

5.5. Общий алгоритм расчета по методике откорректированных чистых активов. 23

5.5.1. Алгоритм расчета: 23

Список литературы.. 25

 

 

Тема 2. МЕТОДОЛОГИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

 

Методологические основы оценки бизнеса.

Цели оценки бизнеса.

  1. Купля-продажа всего предприятия или его части.
  2. Управление стоимостью компании.
  3. Повышение эффективности текущего управления компанией.
  4. Разработка стратегического плана развития компании.
  5. Осуществление инвестиционного проекта развития бизнеса.
  6. Реструктуризация (слияние, поглощение, разделение, выделение структурных единиц и т.д.).
  7. Ликвидация предприятия.
  8. Для выкупа акций у акционеров.
  9. Приватизация.
  10. Первоначальное публичное размещение акций (IPO)
  11. Кредитование бизнеса под залог.
  12. Страхование имущества предприятия.
  13. Раздел имущества по бракоразводному процессу.

Оценочные подходы.

Подход к оценке – общий принцип расчета стоимости с использованием одного или нескольких методов оценки.

Метод оценки –конкретный путь расчета стоимости в рамках подхода. В каждом подходе существует свой набор методов расчета стоимости.

В теории и практике оценочной деятельности выделяется три подхода:

¨ Затратный подход (имущественный подход, подход на основе активов).

¨ Рыночный подход (сравнительный подход).

¨ Доходный подход.

Доходный подход – совокупность методов оценки, основанных на определении текущей стоимости ожидаемых доходов от объекта оценки.

Сравнительный (рыночный) подход – совокупность методов оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Затратный подход - совокупность методов оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа.

Схема взаимоотношений между подходами и методами продемонстрирована на рисунке 1.

Основные виды стоимости.

  • Обоснованная рыночная стоимость (рыночная стоимость)- наиболее вероятная цена, выраженная в деньгах или денежном эквиваленте, по которой собственность перейдет из рук продавца в руки покупателя, при этом продавец и покупатель действуют исключительно в своих интересах, имеют полную информацию о существе сделки, не испытывают никакого давления со стороны.

Согласно закону об оценочной деятельности: «Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

Объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

Платеж за объект оценки выражен в денежной форме.»

  • Инвестиционная стоимость Специфическая стоимость объекта оценки (бизнеса) для конкретного покупателя, пользователя или инвестора, формирующаяся под влиянием индивидуальных причин.
  • Балансовая стоимость это бухгалтерское понятие, определяет стоимость активов, группы активов в соответствии с их отражением в финансовой отчетности или бухгалтерских записях. Балансовая стоимость бывает первоначальной , восстановительной и остаточной. Первоначальная балансовая стоимость отражается на момент ввода объекта в эксплуатацию. Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства ранее созданных объектов основных средств, определяется в процессе переоценки основных фондов. Остаточная стоимость для отдельного вида актива определяется путем вычитания сумм начисленной амортизации из стоимости приобретения актива.
  • Ликвидационная стоимость определяется, когда предприятие предполагается ликвидировать. Это чистая стоимость активов, которую можно выручить при распродаже предприятия. Количественная оценка будет отличаться от оценки действующего предприятия в сторону значительного уменьшения. Ликвидационная стоимость бывает двух типов, в зависимости от субъекта принятия решения о ликвидации.
  • Страховая стоимость стоимость собственности, определяемая положениями страхового контракта или полиса.
  • Утилизационная (скраповая) стоимость– стоимость объекта собственности (за исключением земельного участка), рассматриваемая как совокупность стоимость материалов, содержащихся в нем, без дополнительного ремонта.

Модели денежного потока

Существует две модели денежного потока:

§ денежный поток для собственного (акционерного) капитала;

§ денежный поток для всего инвестированного капитала.

Виды денежных потоков

Каждая модель может быть в свою очередь рассчитана как на номинальной основе (в текущих ценах), так и на реальной основе (с учетом фактора инфляции).

Расчет денежного потока

На практике используется два метода расчета денежного потока:

- прямой;

- косвенный.

3.3.1. Прямой метод.

Имеет более простую процедуру расчета, понятную отечественным бухгалтерам и финансистам. Он непосредственно связан с регистрами бухгалтерского учета – Главной книгой, журналами-ордерами и др., также данный метод удобен для расчета показателей и контроля за поступлением и расходованием денежных средств.

 

Аналитический отчет о величине денежного потока (прямой метод)

показатели Значения
1. Остаток денежных средств на начало периода  
1. Движение денежных средств в текущей (операционной) деятельности  
2.Поступление выручки от реализации продукции  
3. поступления от продажи имущества  
4. оплата счетов поставщиков  
5. оплата труда  
6. взносы в бюджет и внебюджетные фонды  
7. накладные расходы  
8. выплата процентов по ссудам банка  
9. прочие поступления и выплаты  
10. результат от текущей деятельности( + приток; - отток)  
11. Движение денежных средств в инвестиционной деятельности.  
11. поступления от реализации основных средств  
12. капитальные вложения  
13. результат от инвестиционной деятельности.  
111. Движение денежных средств в финансовой деятельности.  
14. банковский кредит  
15. бюджетная ссуда  
16. погашение ссуд  
17. целевое финансирование и поступления  
18. долгосрочные финансовые вложения  
19. прочие статьи  
20. результат от финансовой деятельности  
21. поступило всего  
22. выплаты всего  
23. всего – приток (+), отток (-) денежных средств.  

 

Косвенный метод.

Расчет денежных потоков косвенным методом ведется от показателя чистой прибыли с необходимыми корректировками на статьи, не отражающие движение реальных денег по соответствующим счетам.

Для расчета прироста или снижения денежных средств в результате текущей деятельности целесообразно осуществить следующие операции:

§ Рассчитать оборотные активы. При корректировке статей оборотных активов следует вычесть их прирост из чистой прибыли, а их снижение за анализируемый период прибавить к данной прибыли.

§ Рассчитать краткосрочные обязательства. При корректировке краткосрочных обязательств следует прирост следует добавить, и уменьшение – вычесть из чистой прибыли.

§ Скорректировать чистую прибыль на расходы, не требующие выплаты денежных средств. Для этого амортизацию следует прибавить к величине чистой прибыли.

 

Общие принципы и подходы.

Принцип 1. Прогнозирование будущей деятельности предприятия необходимо начинать только после тщательного проведенного анализа прошлой деятельности компании.

Анализ прошлой деятельности предприятия базируется прежде всего на финансово-экономическом анализе. Основными блоками такого анализа являются:

1. Анализ производства и реализации продукции:

2. Анализ использования основных производственных фондов.

3. Анализ себестоимости продукции.

4. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

5. Анализ финансового состояния предприятия

Принцип 2. Необходимо точно определить ключевые факторы , на которых основывается сам прогноз; ключевые факторы должны быть разумными

Продолжительность прогноза

Прогноз разбивается на два интервала:

¨ прогнозный период;

¨ постпрогнозный период.

 

Денежный поток первого и второго интервала имеют различную технику расчета.

Конкретный прогнозный период должен быть достаточно продолжительным для того, чтобы к его окончанию компания успела достичь устойчивого состояния, которое характеризуется следующими признаками:

- в течение постпрогнозного периода компания получает одинаковую отдачу от любых новых инвестиций;

- рентабельность компании в расчете на базовый уровень инвестированного капитала остается неизменной;

- компания ежегодно инвестирует в бизнес постоянную долю своей прибыли.

Наиболее общий принцип заключается в том, чтобы избрать такой прогнозный период, в течение которого, по вашим ожиданиям, рентабельность новых инвестиций компании будет устойчиво превышать ее затраты на капитал. Микроэкономический анализ предполагает, что с течением времени в большинстве отраслей конкуренция сбивает рентабельность до уровня затрат на капитал. Как только рентабельность инвестиций компании сводится к затратам на капитал, становится относительно легко оценить ее продленную стоимость. Таким образом, прогнозирование на период вплоть до сходимости этих двух показателей упрощает проблему продленной стоимости. Если вы разделяете такой принцип, ваш прогноз должен простираться на все то время, пока рентабельность устойчиво превышает затраты на капитал.

Если компания принадлежит к циклической отрасли, очень важно, чтобы ваш прогноз полностью охватывал весь цикл. В противном случае ваши допущения о продленной стоимости могут оказаться совершенно нереалистичными, если прогноз построен на данных, характеризующих циклический подъем или, наоборот, циклический спад. Правильнее всего выводить свои допущения о продленной стоимости из долгосрочного прогноза (усредняющего циклические эффекты).

 

Где

R –коэффициент дисконтирования, требуемая инвестором ставка дохода на собственный капитал

Rf -безрисковая ставка дохода

b -коэффициент бетта (является метой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими процессами, происходящими в стране)

Rm-общая доходность рынка в целом (среднерыночного портфеля ценных бумаг)

S1 премия для малых предприятий

S2- премия за риск, характерная для отдельной компании

C –страновой риск.

 

4.6.2. Кумулятивный метод для определения ставки дисконтирования.

R= Rf + S1 + S2 + S3 + S4 + S5+ S6+ S7

Для малых компаний закрытого типа наиболее широко применяется кумулятивный метод. Как показывает само название, кумулятивный метод основан на предпосылке, что ставка дисконтирования, применяемая компанией, «собрана» из ряда факторов риска, которые в совокупности представляют характеристику общего дохода, которые требуется расчетливому покупателю для компенсации совокупного риска, когда он решается приобрести данную компанию.

Кумулятивный метод построения ставки дисконтирования предусматривает сложение безрисковой ставки и рисковые компоненты.

 

Экспертная оценка величины премий за риск, связанный с инвестированием в конкретную компанию

Факторы риска Вероятный интервал значений, %
Руководящий состав: качество управления 0-5
Размер компании 0-5
Финансовая структура (источники финансирования компании) 0-5
Товарная/территориальная диверсификация 0-5
Диверсифицированность клиентуры 0-5
Уровень и прогнозируемость прибылей 0-5
Прочие риски 0-5

4.6.3. Модель WACC (средневзвешенная стоимость капитала)

 

WACC = kd (1-tc) Wd + kpwp + ksws

kdстоимость привлечения заемного капитала

tcставка налога на прибыль предприятия

Wdдоля заемного капитала в структуре капитала

kpстоимость привлечения акционерного капитала в форме привилегированных акций

wpдоля привилегированных акций в структуре капитала

ks -стоимость привлечения акционерного капитала в форме обыкновенных акций

ws -доля обыкновенных акций в структуре капитала

 

Общие положения методики капитализации

Метод капитализации является одним из вариантов доходного подхода, основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость бизнеса (его доли) равна текущей стоимости его будущих доходов, которые принесет эта собственность.

Формула методики следующая:

V- стоимость

P -чистая прибыль

K-коэффициент капитализации.

Общие положения методики дисконтирования.

Где:

CF - ожидаемый денежный поток в i-м периоде

r– коэффициент дисконтирования.

Vt– стоимость бизнеса в терминальном году

n - период.

4.7.4. Алгоритм методики дисконтирования

  1. Выбор модели денежного потока.
  2. Ретроспективный анализ финансово-экономической деятельности предприятия.
  3. Выделение ключевых факторов.
  4. Определение длительного прогнозного периода.
  5. Расчет прогнозной формы № 2 для каждого года прогнозного периода
  6. Расчет прогнозной формы № 1 для каждого года прогнозного периода.
  7. Расчет величины денежного потока для каждого прогнозного года
  8. Расчет величины стоимости бизнеса в постпрогнозный период.
  9. Определение ставки дисконта.
  10. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.
  11. Внесение при необходимости итоговых поправок.

Применяемые методики

В сравнительном подходе различают следующие методики:

  • Методика сделок;
  • Методика отраслевых коэффициентов.
  • Методика компании-аналога (метод рынка капитала).
  • Методика регрессионного анализа

 

Методика сделок (продаж).

Базой для расчетов являются цены приобретения компании в целом, либо контрольного пакета акций, такие сделки могут происходить при слиянии или поглощении компаний.

 

Критерии отбора аналогов.

Оценщик редко когда сумеет найти компанию-аналог, во всех отношениях такую же, как объект оценки. Лучшее, на что оценщик может рассчитывать, это найти некоторое количество компаний открытого типа, подобных оцениваемой по многим решающим параметрам.

Факторы отбора:

Принадлежность к той же отрасли.Перечень аналогов должен содержать компании, работающие в одной и той же отрасли, или торгующие в том же сегменте рынка, что и оцениваемая компания. Стоит отметить, что некоторые из компаний-аналогов могут быть очень диверсифицированы, так что только небольшая доля их ресурсов может концентрироваться на том же отраслевом направлении.

Размер компании.Сравнение по размеру должно осуществляться на основе ряда факторов, включая объем продаж, уровень доходов, число торговых точек и т.д. Сопоставляя компании по размеру, оценщик должен в первую очередь рассматривать факторы, оказывающие непосредственное воздействие на величину компании.

Перспективы роста. Рынок часто рассматривает компании с высокими перспективами роста как лучший объект для инвестиций, чем такие же компании с меньшими перспективами роста. Поэтому, стоимостные мультипликаторы для быстро растущих компаний могут быть выше, чем для медленно растущих. Перспективы роста определяются тремя факторами:

- общим темпом инфляции;

- перспективами роста отрасли в целом;

- индивидуальными возможностями компании для роста в рамках данной отрасли.

Первые два фактора (ожидаемые темпы инфляции и перспективы роста для отрасли в целом) должны одинаково влиять на все компании данной отрасли. Поэтому оценщик должен сосредоточиться на третьем факторе.

Перспективы роста компании в рамках данной отрасли могут быть измерены с помощью оценки доли рынка. В каждой отрасли обычно имеется много компаний, конкурирующих за сохранение и расширение своей доли на рынке. Отдельная компания может расти с большей скоростью, чем данная отрасль в целом просто за счет увеличения своей доли на рынке. Оценщик должен внимательно оценивать конкурентные преимущества и недостатки оцениваемой компании по сравнению с каждой компанией-аналогом. Перечислим некоторые из конкурентных факторов, подлежащих анализу:

- доминирование на рынке

- успехи в НИОКР

Финансовый риск.Оценщик должен оценить финансовый риск для каждой компании-аналога и сопоставить эти показатели с финансовым риском оцениваемой компании. Финансовый риск должен оцениваться несколькими способами:

Ø структура капитала. Обычно речь идет о степени заемного или собственного финансирования операций компании.

Ø Ликвидность. Ликвидность это мера способности компании покрывать свои текущие обязательства текущими активами. Чем выше ликвидность, тем выше ее оценка.

Операционный риск.Оценщик должен сопоставить операционные риски оцениваемой компании и компаний-аналогов. Более высокий операционный риск для оцениваемой компании обычно побуждает консультанта снижать ее стоимостные коэффициенты по сравнению со средними для компаний-аналогов, и наоборот.

Ø Операционный леверидж. Чем больше постоянные издержки компании относительно ее переменных издержек, тем больше чувствительность прибыли относительно изменений дохода и, таким образом, выше операционный риск.

Ø Изменчивость результатов в прошлом. Чем больше изменчивость во времени результатов деятельности компании, тем выше операционный риск, если, конечно, причины повышенной изменчивости результата по-прежнему имеют место.

Анализируя вышеприведенный факторы, оценщик составляет список компаний-аналогов. И переходит к следующему шагу в оценке – выбору подходящих стоимостных мультипликаторов.

 

Отношение Цена/Дивиденды (P/D)

При применении данного мультипликатора цена акции компании-аналога делится на размер годового дивиденда в расчете на одну акцию. Хотя метод прост в употреблении, он по следующим соображениям редко используется на практике:

- многие компании закрытого типа не платят дивиденды;

- даже когда дивиденды выплачиваются они несоизмеримы с дивидендами, выплачиваемыми компаниями открытого типа. Собственники компаний закрытого типа обычно получают деньги другими способами (компенсации, арендная плата, и т.п.)

- способность компании выплачивать дивиденды должна соответствовать ее чистому денежному потоку.

Несмотря на то, что он редко используется этот метод может оказаться полезным при следующих обязательствах:

- подлежащая оценке компания ежегодно выплачивает дивиденды и существует некоторая согласованность P/D- мультипликаторов компаний-аналогов.

- Способность оцениваемой компании выплачивать дивиденды может быть обоснованно оценена.

Общие положения применения имущественного подхода.

Условия, при которых применяется имущественный (затратный) подход в оценке бизнеса:

- Предприятие относится к компании закрытого типа;

- Если у предприятия фондоемкое производство;

- Оценка холдинговых или инвестиционных компаний;

- Оценка предприятий, не имеющих ретроспективных данных о прибылях;

- Оценка предприятий, сильно зависящих от контрактов и не имеющих постоянной клиентуры;

- Оценка предприятий, значительную часть активов которых составляют финансовые активы (ценные бумаги, дебиторская задолженность);

- Ликвидации предприятия;

- Санация предприятия;

- Анализ и выявление возможностей выделения отдельных производственных мощностей в экономически самостоятельные подразделения.

5.2. Недостатки подхода:

- не учитывает будущие выгоды и доходы от владения бизнесом;

- не учитывает коньюктуры рынка;

- позволяет оценить стоимость 100% доли;

- не учитывает скидки и премии за контроль.

Классификация методик

  1. Методика чистых активов.
  2. Методика скорректированных чистых активов.
  3. Методика замещения
  4. Методика ликвидационной стоимости.
  5. Метод накопленных активов.

 

Приложение

кПорядкуоценки стоимости чистых активов

Акционерных обществ

Расчет

Список литературы

К общей части

  • Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»
  • Гинзбург А.И. Экономический анализ.-СПб.:Питер, 2004.-480с.:(Серия «Учебник для вузов)
  • Киран Уолш «Ключевые показатели менеджмента»
  • Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры.- М.: Финансы и статистика, 2001
  • Оценка бизнеса / под. Ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой.-М.: Финансы и статистика, 1998
  • Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. Постановление № 519 от 6.07.01.
  • Десмонд Гленн М., Келли Ричард Э. Руководство по оценке бизнеса: Пер. англ.: И.Л. Артеменков – М., 1996.
  • Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управления – М. Дело, 2003.

К доходному подходу

  • КоуплендТ., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление: Пер. с анг.- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.-576с (серия «Мастерство»)
  • Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: пер.с анг.-М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997.-1120 с.
  • Виленский П.Л., Лифшиц В.Н. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов.Теория и практика:Учебн.-практ. Пособие.- М.: Дело,2001.
  • Бизнес-планирование: Учебник / под ред. Попова В.М., Ляпунова С.И.- М.: Финансы и статистика, 2000.

К сравнительному подходу

  • Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бейли Дж. Инвестиции:Пер. с анг.-М.:Инфра –М, 1997.
  • Чиркова Е.В. Действуют ли менеджеры в интересах акционеров? Корпоративные финансы в условиях неопределенности.- .М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.-288 с.

К имущественному подходу

  • Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости
  • Оценка недвижимости: Учебник /под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 496 с.
  • Оценка рыночной стоимости машин и оборудования. Учебно-практическое пособие.- М., Дело, 1998.
  • Оценка интеллектуальной собственности: Учебное пособие/под ред. С.А. Смирнова.- М.: Финансы и статистика,2002.
  • Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков. Распоряжение Минимущества РФ № 568-р от 06.03.02.

Оценка бизнеса

Для студентов заочного отделения специальности

Финансы и кредит

 

Пермь 2007г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Тема 1. Стоимость — лучшая мера………………………………………………………..……4

1.1. Стоимостные нормативы для определения целей и оценки результатов. 5

Тема 2. МЕТОДОЛОГИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. 6

1. Методологические основы оценки бизнеса. 6

1.1.. Цели оценки бизнеса. 6

1.2.. Оценочные подходы. 6

1.3.. Основные виды стоимости. 7

ТЕМА 3. ДОХОДНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА. 8

1. Основные положения применения доходного подхода. 8

2. Классификация применяемых методик. 8

3. Понятие и классификация денежных потоков. 8

3.1. Модели денежного потока. 8

3.2. Виды денежных потоков. 8

3.3. Расчет денежного потока. 8

4. Принципы прогнозирования денежного потока. 9

4.1. Общие принципы и подходы. 9

4.2. Ключевые факторы и предположения. 10

4.3. Примерный порядок действий при составлении прогноза: 12

4.4. Продолжительность прогноза. 12

4.5. Прогнозирование стоимости бизнеса в терминальном году. 13

4.6. Определение коэффициента капитализации и ставки дисконтирования. 13

ТЕМА 4. «Сравнительный (рыночный) подход при оценке бизнеса». 16

4.1. Общая характеристика сравнительного подхода. 16

4.1.1. Теоретические основы сравнительного подхода: 16

4.1.2. Положительные стороны подхода. 16

4.1.3. Недостатки сравнительного подхода. 16

4.1.4. Источники данных для сравнительного подхода. 16

4.1.5. Применяемые методики. 17

4.2. Методика сделок (продаж). 17

4.3. Методика отраслевых коэффициентов ( отраслевых соотношений). 17

4.4. Методика компании-аналога (рынка капитала). 17

4.4.1. Алгоритм применения методики компании-аналога. 17

4.4.2. Критерии отбора аналогов. 17

4.4.3. Расчет и выбор оценочных мультипликаторов. 18

4.4.4. Характеристики стоимостных мультипликаторов. 19

ТЕМА 5. «ЗАТРАТНЫЙ (ИМУЩЕСТВЕННЫЙ) ПОДХОД ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА». 21

5. 1. Общие положения применения имущественного подхода. 21

5.2. Недостатки подхода: 21

5.3. Классификация методик. 21

5.4. Расчет стоимости по методике чистых активов. 21

5.5. Общий алгоритм расчета по методике откорректированных чистых активов. 23

5.5.1. Алгоритм расчета: 23

Список литературы.. 25

 

 

Тема 1. Стоимость — лучшая мера

Стоимость (дисконтированный денежный поток) — лучшая мера результатов деятельности потому, что ее оценка требует полной инфор­мации. Чтобы понять, как создается стоимость, необходимо:

1) мыслить долгосрочными категориями;

2) управлять всеми денежными потоками, относящимися и к счету прибылей и убытков, и к балансу;

3) уметь сравнивать между собой денежные потоки за различные периоды време­ни с поправкой на соответствующий риск.

Почти невозможно прини­мать правильные решения, не обладая всей полнотой информации, а ведь ни один другой показатель результатов деятельности не содержит столь полной информации, как стоимость.

Существуют и другие показатели результатов деятельности корпора­ций, но ни один из них не является столь всеобъемлющим, как сто­имость. Существует необычайно прочная взаимосвязь между рыночной стоимостью компании и ее дисконтированными денежными потоками. Стоимость не бывает краткосрочной в отличие от других показателей. Прибыль в расчете на акцию или рентабельность акционерного капита­ла, как правило, дают очень близорукий взгляд на вещи — в них закла­дывается информация в лучшем случае на несколько последующих лет. Более того, такой показатель, как прибыль, ориентирован главным об­разом на управление счетом прибылей и убытков и весьма слабо отража­ет фактические объемы и сроки возникновения денежных потоков. Даже разница между рентабельностью инвестированного капитала и затратами на привлечение капитала, если она используется только для краткосрочных целей, может оказаться неудачным показателем, поскольку побуж­дает к недостаточному инвестированию («выжиманию соков» из пред­приятия ради увеличения рентабельности вложенного капитала). Если менеджер, ориентированный на стоимость, хорошо справляется со сво­ей работой, результаты его деятельности найдут отражение в росте стоимости капитала. Другие показатели — такие как рост прибылей, рентабельность акцио­нерного (собственного) капитала и разница между рентабельностью ин­вестированного капитала и затратами на привлечение капитала — не столь всеобъемлющи, как созданная стоимость, и в меньшей степени связаны с фактической рыночной стоимостью компаний.

Взяв на вооружение принципы управления стоимостью, вы сумеете принимать более удачные решения и идти на более обоснованные ком­промиссы, независимо от социальных условий или главной цели вашей компании. Во всех системах, будь то европейские, американские или японские, устанавливается определенный компромисс между заинтере­сованными сторонами. Стоимость как наилучший экономический показатель позволяет достигать более ясных и точных компромиссов, по­скольку требование любогоучастника поддается стоимостной оценке. Возьмите, например, рабочую силу. Стоимость требований, предъявляе­мых работниками к компании, представляет собой дисконтированную приведенную стоимость всех денежных потоков, которые работники надеются получить от компании в настоящем и в будущем. Стоимость — не сиюминутный показатель. Для ее оценки требуется учитывать самую полную информацию за длительный срок. пока рентабельность не достигнет конкурентного уровня. Стоимость уничтожается.

1.1. Стоимостные нормативы для определения целей и оценки результатов

Экономическая прибыль представляет собой разность между рентабельностью инвестиций и их альтернативными издержками, умноженную на величину инвестированного капитала:

Важную роль в управлении стоимостью играет глубокое понимание того, какие именно параметры деятельности фактически определяют стоимость бизнеса. Назовем их ключевыми факторами стоимости. Знать их важно по двум причинам. Во-первых, организация не может работать непосредственно со стоимостью. Она вынуждена заниматься тем, на что способна влиять, — например, удовлетворением запросов потребите­лей, себестоимостью, капитальными вложениями и т. д. Во-вторых, именно эти факторы стоимости помогают менеджерам высшего эшелона понять, что происходит на всех остальных уровнях организации, и до­нести до них свои планы и намерения.

Фактор стоимости — это просто любая переменная, влияющая на стоимость компании. Однако, чтобы факторами стоимости можно было пользоваться, надо установить их соподчиненность, определить, какой из них оказывает наибольшее воздействие на стоимость, и возложить ответственность за этот параметр на конкретных людей, участвующих в достижении целей организации.

Необходимо разработать продуманную до мелочей систему факторов стоимости — до самого детального уровня, где фактор стоимости увязы­вается с показателями, на основе которых принимаются решения, зави­сящие непосредственно от функциональных и оперативных менеджеров. Общие факторы стоимости, такие как рост объема продаж, прибыль от основной деятельности, оборачиваемость капитала, одинаково хорошо применимы почти ко всем деловым единицам, но им не хватает конкретности, и они приносят мало пользы на низовом уровне.

Ключевые факторы стоимости не статичны, и их необходимо время от времени пересматривать.

Факторы стоимости нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Например, повышение цены само по себе может существенно увеличить стоимость — но только если не повлечет за собой потерю значительной доли рынка. По этой причине мы советуем анализировать различные сценарии развития событий, чтобы лучше понять взаимосвязи между факторами стоимости. Сценарии показывают, как скажутся на стоимо­сти компании или ее деловой единицы различные сочетания совмести­мых предпосылок, и тем самым помогают менеджерам увидеть взаимо­связь стратегии и стоимости.

 

Тема 2. МЕТОДОЛОГИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

 



Дата: 2016-10-02, просмотров: 222.