При определении принципов принятия решений можно рассматривать их с двух позиций: как принципы (приоритеты) поведения руководителя или как принципы организации управленческого труда при принятии решения.
К таким принципам относятся: пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, концентрация однородных предметов труда (информации, документов) в одном месте, гибкость и т.д.
1. Пропорциональность процесса оценивается соответствующим коэффициентом:
Кпр = Mmin : Мтах,
где Mmin, Мтах — минимальная и максимальная соответственно пропускная способность или характер рабочего места в технологической цепи (например, мощность, разряд работ, объем информации).
2. Принцип непрерывности — это процесс рациональной организации процессов, определяемый отношением рабочего времени (Траб) к общей продолжительности процесса (Тпроцесса).
Кнепр = Траб : Тпроцесса.
3. Параллельность — принцип рациональной организации процессов, характеризующий степень совмещения операций во времени
4. Прямоточность - принцип рациональной организации процессов,
Кпрям = Допт: Дфакт,
где Допт — оптимальная длина пути прохождения предмета труда (без лишних звеньев, возвратов); Дфакт — фактическая длина пути прохождения предмета труда.
5. Ритмичность — принцип рациональной организации процессов, характеризующий равномерность их выполнения во времени.
Вопрос №4. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
Процесс решения включает три основные фазы: подготовку, принятие и организацию выполнения. Каждая из этих фаз подразделяется на определенные этапы.
Фаза подготовки управленческого решения подразделяется на следующие этапы: уяснение проблемы, анализ исходной ситуации, постановка задачи, разработка вариантов решения.
На этапе уяснения проблемы необходимо четко представить желаемую ситуацию и трудности, которые связаны с ее достижением.
Следующий этап предполагает анализ исходной ситуации. На этом этапе анализируют потенциал организации и состояние окружающей среды на момент принятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или получения желаемого результата.
Постановка задачи - это этап, в ходе которого конечную цель подразделяют на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные с конечной целью.
Разработка вариантов решения - заключительный этап фазы подготовки управленческого решения. Основное содержание этого этапа заключается в предложении различных вариантов решения поставленных задач.
Фаза принятия решения включает анализ предлагаемых вариантов и выбор оптимального варианта.
Анализ предлагаемых вариантов решения осуществляется обычно руководителем совместно со специалистами и предполагает: во-первых, выбор критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого варианта и, во-вторых, сопоставление принятых критериев с возможными результатами по каждому варианту.
Выбор оптимального варианта осуществляется обычно руководителем по результатам анализа предложенных вариантов. Оптимальный вариант - это наилучший вариант в данных условиях по заданному критерию.
Поэтому на данном этапе обычно широко применяются приемы системного анализа. Системный анализ позволяет сопоставить и оценить возможные варианты достижения поставленных целей.
Обязательным условием выбора варианта решения является комплексный учет его возможных положительных и отрицательных последствий.
Выбор оптимального варианта решения утверждает руководитель. Решение формулируется и документально оформляется, фиксируется (т. е. подписывается) руководителем, после чего задания доводятся до непосредственных исполнителей, т. е. осуществляется организация исполнения.
Заключительная фаза принятия управленческого решения - организация выполнения. Эта фаза включает доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение организационного плана, и организацию контроля.
Доведение заданий до исполнителей предполагает, что смысл принятого решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции в исполнении решения.
Этап формирования организационного плана предусматривает четкое определение объема работ по каждой задаче и определение приоритетов, ресурсов и сроков выполнения заданий каждым исполнителем.
Организация контроля за исполнением решения - заклю-чительный этап исполнения решения, который включает текущий и заключительный контроль. Текущий контроль осуществляется на протяжении всей работы по исполнению решения, а заключительный проводится по результатам исполнения и позволяет, с одной стороны, соизмерять цели и результаты, а с другой - осуществлять вознаграждения по результатам исполнения.
В процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений принимают участие все категории работников аппарата управления: руководители, специалисты и технические исполнители. Однако степень их участия в этом процессе различна.
Процедура процесса подготовки, принятия и осуществления управленческого решения
Специалисты выполняют в основном логические операции и процедуры. Они разрабатывают варианты решений, участвуют в анализе этих вариантов, а также в необходимых случаях принимают участие в формировании и реализации организационного плана и контроля.
Технические исполнители выполняют в основном технические операции и процедуры при оформлении решений и организационного плана, а также участвуют в процессе организации контроля.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 268.