Предметом экономического контроля являются:
1. на стадии производства – процессы, связанные с производством продукции (работ, услуг), изучаемые с точки зрения соблюдения правильности установленных тарифных ставок, расценок и должностных окладов, условий и охраны труда, своевременности и правильности расчетов по труду, правильности оприходования, хранения, использования и расходования средств производства, соблюдения технологического режима производства и хранения готовой продукции, формирования её себестоимости;
2. на стадии распределения – возобновление запасов средств труда и предметов труда, выдача средств для оплаты затраченного труда, в соответствии с его количеством и качеством, возобновление и пополнение фондов накопления и потребления, отчислен6ие средств органам государственного бюджета, социального обеспечения и социального страхования;
3. на стадии обмена – операции по сбыту готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), расчетам, договорным и иным отношениям, связанных с продажами;
4. на стадии потребления, завершающий один цикл экономического воспроизводства и начинающий его новый цикл, подконтрольным является преимущественно производственное потребление, связанное с возобновлением и расширением производства товаров и услуг.
Методом экономического контроля в условиях рыночной экономики выступает совокупность приёмов и способов, обеспечивающих выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку.
Тема 2: «Система контроля в РФ»
Основные организационные формы экономического контроля
В Российской Федерации на современном этапе
На современном этапе развития страны экономический контроль в организационном отношении представлении главным образом органами государственного и аудиторского контроля, тогда как внутренний и общественный контроль осуществляется в рамках деятельности соответствующих коммерческих и некоммерческих организаций.
Основными органами государственного контроля являются: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и их территориальные органы, судебные и правоохранительные органы (система судов общей юрисдикции, Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ и др.), отраслевые министерства и ведомства, органы специализированного государственного контроля, а также соответствующие государственные органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Права и обязанности должностных лиц по экономическому контролю.
Решение задач, возложенных на экономический контроль, обеспечивается чётким наделением его исполнителей определенными правами и обязанностями, регулирующими их поведение в процессе выполнения контрольных функций.
Все должностные лица, занимающиеся выполнением контрольных функций, обязаны знать действующее законодательство, ведомственные и межведомственные инструкции и положения, входящие в круг их компетенций. Они должны соблюдать законные интересы личности и государства, проявлять необходимую корректность и объективность, избегать оглашения непроверенных фактов, обеспечивать доказательность выявленных нарушений, решительно и настойчиво добиваться устранения вскрытых недостатков, принимать действенные меры к тому, чтобы в результате проведения контроля улучшалось положение дел, обеспечивалось безусловное соблюдение принципа справедливости.
По окончании ревизии или проверки и составлении акта должностные лица, деятельность которых подвергается проверке, могут ознакомиться со всеми контрольными данными, характеризующими их деятельность, и при необходимости в письменной форме давать свои объяснения, делать замечания или приводить возражения. В тех случаях, когда в актах ревизии или отчётах о результатах проверки, относящихся к служебной деятельности этих лиц, необходима их подпись, они обязаны подписать данные документы даже при наличии их замечаний и возражений, оформленных в виде соответствующих приложений к актам ревизии.
Обоюдное соблюдение прав и обязанностей, как со стороны проверяющих, так и со стороны проверяемых, обеспечивает наиболее успешное проведение экономического контроля.
Тема 3:«Планирование и организация контрольно-ревизионной работы»
Планирование ревизионной работы и порядок назначения ревизий.
Понятие контрольно-ревизионной работы означает совокупность трудовых процессов, связанных как с непосредственным выполнением контрольных функций, так и с созданием необходимых условий для их осуществления.
Планирование контрольно-ревизионной работы включает в себя определение на предстоящий период перечня и условий осуществления трудовых процессов по экономическому контролю соответствующего контрольно-ревизионного органа. Выделяют перспективные и текущие планы контрольно-ревизионной работы, различающиеся продолжительностью планируемого периода.
Перспективные планы составляют, как правило, на среднесрочную перспективу (3-5 лет). Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, её совершенствованию, подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного аппарата.
Текущие планы контрольно-ревизионной работы составляют на предстоящий календарный год и периоды менее года (квартал, месяц). В отличие от перспективных планов они характеризуются большой детализацией и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций и конкретных мероприятий по обмену опытом работы, повышению квалификации, подготовке отчетов и предложений по улучшению организации контрольно-ревизионной работы с указанием сроков их выполнения и исполнителей.
Результативность организации всего контрольно-ревизионного дела зависит прежде всего от правильности организации ревизий и проверок, в связи с чем порядок их назначения и проведения регламентируется более подробно, чем остальные формы экономического контроля.
Изучение проверяемого предприятия осуществляется по его бизнес-планам, годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности, налоговым декларациям, статистической отчетности, актам ревизий и отчетам проверок, проведенных в предыдущие периоды, докладным запискам, объяснениям, заявлениям и заключениям соответствующих должностных лиц. В ходе ознакомления с этими данными контрольно-ревизионные работники получают определенное представление о размере и характере хозяйственно-финансовой деятельности проверяемого предприятия и часть из них приобщают к материалам для возможного использования в ходе ревизии или проверки.
Подготовка к ревизии и организация её проведения.
Предварительная подготовка необходимых ревизионных материалов включает в себя составление их макетов в целях экономии рабочего времени непосредственно в ходе проведения ревизии или проверки. Этот этап подготовительных мероприятий является одним из важнейших элементов рациональной организации труда работников контрольно-ревизионного аппарата, позволяющих устранить его нерациональные затраты и существенно повысить оперативность экономического контроля. Как показывает практика, ещё до начала ревизии или проверки можно заготовить значительную часть ревизионного материала, включаемого впоследствии в основные документы – акты, отчеты или справки. К таким материалам относятся заранее составленные и заполненные макеты промежуточных актов ревизии денежных средств и имущественных ценностей, ведомостей целевого использования бюджетных ассигнований и подотчетных сумм, списки дебиторов и кредиторов с просроченными долгами, ведомостей наличия излишних, залежавшихся и неходовых имущественных ценностей, расчетов потерь продуктов в пределах норм естественной убыли и т.д.
После осуществления подготовительных мероприятий ревизионная группа (ревизор) выезжает на проверяемое предприятие для непосредственного проведения ревизии или проверки. Основными этапами являются: установление делового контакта, оповещение, общее ознакомление с объектами контроля, контрольная инвентаризация, собственно ревизия или проверка соответствующих вопросов, обусловленных её программой, определение размера материального ущерба и документальное оформление результатов.
Оформление результатов ревизии.
Составление итоговых документов ревизий и проверок регулируется обычно регламентами, инструкциями и иными внутренними нормативными актами соответствующих органов экономического контроля.
Акт ревизии считается документом, обобщающим результаты её проведения и имеющим юридическую силу, то есть принимаемым в качестве источников доказательства. Такие свойства акта ревизии обусловливают необходимость соблюдать общий порядок его оформления.
Акт ревизии должен быть лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком. В нём недопустимы никакие неоговоренные исправления. Все поправки, вносимые в акт, должны быть подписаны соответствующими должностными лицами. Не следует перегружать акт ревизии описанием однородных фактов, достаточно изложить их в общей форме со ссылкой на приложение перечня таких нарушений и недостатков к данному документу. Не допускается включать различного рода выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверки.
Акт ревизии состоит из общей (вводной) и основной (описательной) части.
Общая (вводная) часть акта ревизии содержит общие сведения о ревизии или ревизуемом предприятии, что имеет определенное юридическое значение при использовании этого документа в качестве источника доказательства. Содержание общей (вводной) части акта регламентируется более или менее однообразно для всех ревизий, независимо от их характера, задач и целей. В ней сначала указывают полное название данного документа и тему ревизии, место и дату составления акта, состав ревизионной группы (должность, фамилия, имя, отчество каждого лица, осуществляющего ревизию), основание и сроки проведения ревизии, полное наименование ревизуемой организации, период, за который проводилась ревизия. Далее приводятся сведения о предыдущей ревизии, должностных лицах ревизуемой организации, ответственных за её хозяйственно-финансовую деятельность, краткие данные о предприятии и характере ревизии отдельных вопросов изучения этой деятельности.
В основной (описательной) части акта ревизии отражаются результаты изучения поставленных её программой вопросов. Для удобства пользования данным документом все содержимое этой части акта подразделяется на отдельные тематические разделы, соответствующие программе ревизии. В каждом из этих разделов кратко, но достаточно полно и четко излагаются результаты изучения соответствующих вопросов. После этого следуют подписи в следующей очередности: сначала акт подписывают должностные лица, осуществляющие ревизию, затем руководитель и главный бухгалтер, ревизуемой организации.
На основании общего акта ревизии и приложенных к нему документов ревизуемая организация принимает соответствующие решения, направленные на устранение вскрытых недостатков и нарушений.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 268.