Тема 1: «Общая характеристика экономического контроля»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конспекты лекций

Предмет и метод экономического контроля

Предметом экономического контроля являются:

1. на стадии производства – процессы, связанные с производством продукции (работ, услуг), изучаемые с точки зрения соблюдения правильности установленных тарифных ставок, расценок и должностных окладов, условий и охраны труда, своевременности и правильности расчетов по труду, правильности оприходования, хранения, использования и расходования средств производства, соблюдения технологического режима производства и хранения готовой продукции, формирования её себестоимости;

2. на стадии распределения – возобновление запасов средств труда и предметов труда, выдача средств для оплаты затраченного труда, в соответствии с его количеством и качеством, возобновление и пополнение фондов накопления и потребления, отчислен6ие средств органам государственного бюджета, социального обеспечения и социального страхования;

3. на стадии обмена – операции по сбыту готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), расчетам, договорным и иным отношениям, связанных с продажами;

4. на стадии потребления, завершающий один цикл экономического воспроизводства и начинающий его новый цикл, подконтрольным является преимущественно производственное потребление, связанное с возобновлением и расширением производства товаров и услуг.

Методом экономического контроля в условиях рыночной экономики выступает совокупность приёмов и способов, обеспечивающих выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку.

 

Тема 2: «Система контроля в РФ»

Основные организационные формы экономического контроля

В Российской Федерации на современном этапе

На современном этапе развития страны экономический контроль в организационном отношении представлении главным образом органами государственного и аудиторского контроля, тогда как внутренний и общественный контроль осуществляется в рамках деятельности соответствующих коммерческих и некоммерческих организаций.

Основными органами государственного контроля являются: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и их территориальные органы, судебные и правоохранительные органы (система судов общей юрисдикции, Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ и др.), отраслевые министерства и ведомства, органы специализированного государственного контроля, а также соответствующие государственные органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Права и обязанности должностных лиц по экономическому контролю.

Решение задач, возложенных на экономический контроль, обеспечивается чётким наделением его исполнителей определенными правами и обязанностями, регулирующими их поведение в процессе выполнения контрольных функций.

Все должностные лица, занимающиеся выполнением контрольных функций, обязаны знать действующее законодательство, ведомственные и межведомственные инструкции и положения, входящие в круг их компетенций. Они должны соблюдать законные интересы личности и государства, проявлять необходимую корректность и объективность, избегать оглашения непроверенных фактов, обеспечивать доказательность выявленных нарушений, решительно и настойчиво добиваться устранения вскрытых недостатков, принимать действенные меры к тому, чтобы в результате проведения контроля улучшалось положение дел, обеспечивалось безусловное соблюдение принципа справедливости.

По окончании ревизии или проверки и составлении акта должностные лица, деятельность которых подвергается проверке, могут ознакомиться со всеми контрольными данными, характеризующими их деятельность, и при необходимости в письменной форме давать свои объяснения, делать замечания или приводить возражения. В тех случаях, когда в актах ревизии или отчётах о результатах проверки, относящихся к служебной деятельности этих лиц, необходима их подпись, они обязаны подписать данные документы даже при наличии их замечаний и возражений, оформленных в виде соответствующих приложений к актам ревизии.

Обоюдное соблюдение прав и обязанностей, как со стороны проверяющих, так и со стороны проверяемых, обеспечивает наиболее успешное проведение экономического контроля.

 

Тема 3:«Планирование и организация контрольно-ревизионной работы»

Планирование ревизионной работы и порядок назначения ревизий.

Понятие контрольно-ревизионной работы означает совокупность трудовых процессов, связанных как с непосредственным выполнением контрольных функций, так и с созданием необходимых условий для их осуществления.

Планирование контрольно-ревизионной работы включает в себя определение на предстоящий период перечня и условий осуществления трудовых процессов по экономическому контролю соответствующего контрольно-ревизионного органа. Выделяют перспективные и текущие планы контрольно-ревизионной работы, различающиеся продолжительностью планируемого периода.

Перспективные планы составляют, как правило, на среднесрочную перспективу (3-5 лет). Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, её совершенствованию, подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного аппарата.

Текущие планы контрольно-ревизионной работы составляют на предстоящий календарный год и периоды менее года (квартал, месяц). В отличие от перспективных планов они характеризуются большой детализацией и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций и конкретных мероприятий по обмену опытом работы, повышению квалификации, подготовке отчетов и предложений по улучшению организации контрольно-ревизионной работы с указанием сроков их выполнения и исполнителей.

Результативность организации всего контрольно-ревизионного дела зависит прежде всего от правильности организации ревизий и проверок, в связи с чем порядок их назначения и проведения регламентируется более подробно, чем остальные формы экономического контроля.

Изучение проверяемого предприятия осуществляется по его бизнес-планам, годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности, налоговым декларациям, статистической отчетности, актам ревизий и отчетам проверок, проведенных в предыдущие периоды, докладным запискам, объяснениям, заявлениям и заключениям соответствующих должностных лиц. В ходе ознакомления с этими данными контрольно-ревизионные работники получают определенное представление о размере и характере хозяйственно-финансовой деятельности проверяемого предприятия и часть из них приобщают к материалам для возможного использования в ходе ревизии или проверки.

 

Подготовка к ревизии и организация её проведения.

Предварительная подготовка необходимых ревизионных материалов включает в себя составление их макетов в целях экономии рабочего времени непосредственно в ходе проведения ревизии или проверки. Этот этап подготовительных мероприятий является одним из важнейших элементов рациональной организации труда работников контрольно-ревизионного аппарата, позволяющих устранить его нерациональные затраты и существенно повысить оперативность экономического контроля. Как показывает практика, ещё до начала ревизии или проверки можно заготовить значительную часть ревизионного материала, включаемого впоследствии в основные документы – акты, отчеты или справки. К таким материалам относятся заранее составленные и заполненные макеты промежуточных актов ревизии денежных средств и имущественных ценностей, ведомостей целевого использования бюджетных ассигнований и подотчетных сумм, списки дебиторов и кредиторов с просроченными долгами, ведомостей наличия излишних, залежавшихся и неходовых имущественных ценностей, расчетов потерь продуктов в пределах норм естественной убыли и т.д.

После осуществления подготовительных мероприятий ревизионная группа (ревизор) выезжает на проверяемое предприятие для непосредственного проведения ревизии или проверки. Основными этапами являются: установление делового контакта, оповещение, общее ознакомление с объектами контроля, контрольная инвентаризация, собственно ревизия или проверка соответствующих вопросов, обусловленных её программой, определение размера материального ущерба и документальное оформление результатов.

 

Оформление результатов ревизии.

Составление итоговых документов ревизий и проверок регулируется обычно регламентами, инструкциями и иными внутренними нормативными актами соответствующих органов экономического контроля.

Акт ревизии считается документом, обобщающим результаты её проведения и имеющим юридическую силу, то есть принимаемым в качестве источников доказательства. Такие свойства акта ревизии обусловливают необходимость соблюдать общий порядок его оформления.

Акт ревизии должен быть лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком. В нём недопустимы никакие неоговоренные исправления. Все поправки, вносимые в акт, должны быть подписаны соответствующими должностными лицами. Не следует перегружать акт ревизии описанием однородных фактов, достаточно изложить их в общей форме со ссылкой на приложение перечня таких нарушений и недостатков к данному документу. Не допускается включать различного рода выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверки.

Акт ревизии состоит из общей (вводной) и основной (описательной) части.

Общая (вводная) часть акта ревизии содержит общие сведения о ревизии или ревизуемом предприятии, что имеет определенное юридическое значение при использовании этого документа в качестве источника доказательства. Содержание общей (вводной) части акта регламентируется более или менее однообразно для всех ревизий, независимо от их характера, задач и целей. В ней сначала указывают полное название данного документа и тему ревизии, место и дату составления акта, состав ревизионной группы (должность, фамилия, имя, отчество каждого лица, осуществляющего ревизию), основание и сроки проведения ревизии, полное наименование ревизуемой организации, период, за который проводилась ревизия. Далее приводятся сведения о предыдущей ревизии, должностных лицах ревизуемой организации, ответственных за её хозяйственно-финансовую деятельность, краткие данные о предприятии и характере ревизии отдельных вопросов изучения этой деятельности.

В основной (описательной) части акта ревизии отражаются результаты изучения поставленных её программой вопросов. Для удобства пользования данным документом все содержимое этой части акта подразделяется на отдельные тематические разделы, соответствующие программе ревизии. В каждом из этих разделов кратко, но достаточно полно и четко излагаются результаты изучения соответствующих вопросов. После этого следуют подписи в следующей очередности: сначала акт подписывают должностные лица, осуществляющие ревизию, затем руководитель и главный бухгалтер, ревизуемой организации.

На основании общего акта ревизии и приложенных к нему документов ревизуемая организация принимает соответствующие решения, направленные на устранение вскрытых недостатков и нарушений.

 

Правоохранительных органов

Акт ревизии выступает источником доказательства в судебно-следственной практике, в связи с чем правоохранительные органы практикуют проведение документальных ревизий в процессе следствия по делам, связанным с растратами имущества. Порядок их проведения регламентируется соответствующими предписаниями следственных работников.

При возникновении необходимости проведения документальной ревизии в процессе следствия судебно-следственные органы направляют постановление (письмо) соответствующим органам экономического контроля, на основании чего издается приказ (распоряжение) о её назначении. В постановлении следователя или письме следственных органов кратко указывается суть дела, объём ревизии, за какой период и в какой срок она должна быть проведена, какие виды операций и у каких материально ответственных лиц следует их проверить, перечень вопросов, подлежащих проверке. В ходе проведения такой ревизии контролеры призваны дать объективный ответ на все вопросы, поставленные следственными органами. Особое внимание уделяется точности определения характера нарушения, размера материального ущерба, виновных лиц, ссылок на законодательные и нормативные акты и документальному подтверждению ответов на вопросы следователя.

С особенной тщательностью подходят к документальному оформлению результатов ревизии, проводимой по требованию судебно-следственных органов. Наряду с общим актом ревизии, составляемым в общеустановленном порядке, контролеры формируют и другие относящиеся к делу ревизионные материалы: изъятые документы, письменные объяснения материально ответственных лиц, свои заключения на них, промежуточные акты инвентаризации, расчеты потерь в пределах норм естественной убыли, расчеты материального ущерба, заключения экспертиз, справки о результатах лабораторного анализа, приказы или другие документы о принятии мер по материалам ревизии.

 

Денежных средств в банках

В соответствии с действующим законодательством сельскохозяйственные организации обязаны хранить свои денежные средства, предназначенные как для основной деятельности, так и для капитальных вложений, в кредитных учреждениях. Контроль и ревизии операций по счетам сельскохозяйственных организаций в обслуживающих банках должны быть направлены на выявление соблюдения действующего порядка открытия счетов, зачисления на них поступающих денежных средств и их использования по целевому назначению.

Обязанности по выполнению этих функций возложены прежде всего на руководителей и главных бухгалтеров предприятий, которые призваны постоянно контролировать эти операции. Именно они вправе открывать счета в банках и распоряжаться хранящимися на них денежными средствами. Должностными положениями о главных бухгалтерах предусмотрены особые права и обязанности их по контролю за использованием денежных средств.

В наиболее полном объёме выявляется соблюдение действующего законодательства при совершении банковских операций в ходе проведения документальных ревизий и проверок. В этом случае устанавливается наличие соответствующих счетов хозяйства в банках, характер и законность совершаемых по ним операций, правильность их документального оформления, эффективность использования денежных средств, соответствие данных об их наличии и движении, отраженных в различных документах и записях.

Ревизию или проверку банковских операций проводят по каждому счету в отдельности. При этом особое внимание уделяют проверке операций по расчетным счетам, через которые осуществляется абсолютное большинство расчетов, связанных с основной деятельностью хозяйства. Прежде всего следует сверить остатки по каждому такому счету, значащиеся на начало каждого месяца проверяемого периода в регистрах бухгалтерского учёта (Главной книге, журнале-ордере) и выписках банков, руководствуясь дешифровкой кодов в соответствующих графах. При наличии расхождений необходимо выявить их причины и привести указанные данные в соответствие непосредственно в ходе ревизии или проверки этих операций.

Затем, используя приёмы контрольного изучения документов и их взаимной сверки, следует тщательно проанализировать выписки по каждому расчетному счету и приложенные к ним документы. В первую очередь обращают внимание на установление их подлинности, для чего проверяют наличие в них дат, номеров первичных документов, шифров корреспондирующих счетов, штампов, подписей работников банка. Особому контролю подвергаются реальность совершенных операций, их соответствие действующему законодательству и режиму счетов. В свою очередь суммы, значащиеся в выписках и приложенных к ним документах, сверяют с записями по счету 51.

 

Конспекты лекций

Тема 1: «Общая характеристика экономического контроля»

«Контроль» (от франзуского controle – дословно «список, ведущийся в двух экземплярах») означает проверку (отслеживание, регулирование и иное управляющее воздействие на любой объект).

В сферу экономического контроля сельскохозяйственных товаропроизводителей входит: наблюдение за выполнением агротехнических и зооветеринарных мероприятий, разработка и выполнение производственной программы по растениеводству и животноводству, сохранностью и использованием экономических ресурсов, формированием и использованием финансовых результатов.

Сущность экономического контроля в условиях рыночной экономики состоит в отслеживании экономического производства для оценки его фактического состояния и принятие необходимых мер по результатам этого отслеживания.

Значение экономического контроля заключается в целенаправленном воздействии на ход производственных процессов для достижения оптимальных конечных результатов.

В нашей стране действуют основные принципы экономического контроля: законность, объективность, профессиональная компетентность, функциональная независимость, ответственность, действенность, рациональность.

Законность является одним из важнейших принципов экономического контроля и означает непременное соблюдение правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующую среду контрольной деятельности.

Объективность означает достоверность результатов контроля, что свою очередь требует системного подхода, честности. Добросовестности и беспристрастности при проведении контрольных мероприятий. Несоблюдение этого принципа ведет по существу к утере их смысла, делает невозможным принятие правильных решений, направленных на устранение недостатков и дальнейшее развитие бизнеса.

Профессиональная компетентность предполагает наличие специальной профессиональной подготовки, необходимой для эффективного выполнения контрольных функций. При всем многообразии участников и форм осуществления экономического контроля требуются знания и навыки, непосредственно связанные с приёмами и способами проведения соответствующих контрольных действий, не говоря уже о необходимости солидной профессиональной подготовки специалистов этого профиля.

Функциональная независимость обусловлена необходимостью обеспечить объективность контроля и требует определенной свободы профессионального поведения контролеров, не обремененных служебной подчиненностью по отношению к проверяемым лицам, а также организационной и финансовой зависимостью.

Ответственность связана с неотвратимостью правовых последствий при нарушении правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие сферы контрольной деятельности. Важное значение этого принципа состоит в том, что он направлен на недопущение своеволия, нечестности, корысти в действиях контролеров, защиту законных интересов проверяемых лиц. Чаще всего нарушение этого принципа связано с незаконным разглашением и использованием конфиденциальной информации, некачественным проведением контрольных мероприятий, нанесением материального и морального вреда проверяемым лицам.

Действенность контроля означает его воздействием на экономику и выражается через эффективность мер, принятых по результатам его осуществления. Соблюдение этого принципа позволяет не только своевременно устранять недостатки и добиваться возмещение виновными лицами причиненного ущерба, но и создавать условия для более эффективного ведения дел и повышения общей культуры бизнеса.

Рациональность предполагает соизмерение расходов на осуществление экономического контроля с экономическими выгодами, получаемыми от его проведения. Здесь общий подход таков: получаемая экономическая выгода от проведения контроля должна многократно покрывать связанные с этим расходы.

Для понимания сущности экономического контроля наряду с основными принципами важное значение имеет определение его целей и задач.

Цели экономического контроля: повышение эффективности, усиление социальной значимости и приращение стоимости бизнеса.

Задачи:

а) проверка соблюдения действующего законодательства и иного нормативного регулирования финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов;

б) обеспечение сохранности контролируемых экономических ресурсов и выявление фактов недостач, потерь, порчи и иного нерационального использования;

в) проверка планов (смет, бюджетов), выявление и интерпретация отклонений фактических результатов от заданных параметров финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов;

г) выявление и использование резервов роста и повышения эффективности экономического производства;

д) проверка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

 

Выделяют четыре вида экономического контроля: государственный, внутренний, аудиторский и общественный.

Государственный контроль представлен специальными органами государственного аппарата, компетенция которых распространяется на проверку соответствующих вопросов во всех отраслях национальной экономики. Разновидностями государственного контроля выступают ведомственный и вневедомственный контроль. Ведомственный контроль является контрольной функцией каждого министерства, комитета или другого отраслевого (функционального) ведомства и направлен на систематическую проверку хозяйственной деятельности организаций и учреждений, входящих в систему того или иного ведомства. В отличие от органов государственного вневедомственного контроля, полномочия которых распространяются на все отрасли экономики, компетенция органов ведомственного контроля ограничивается системой только данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства. Система одновременного функционирования государственного вневедомственного и ведомственного контроля предполагает наиболее эффективное воздействие экономического контроля на процессы экономического производства, поскольку при этом полнее учитываются интересы развития как отдельных ведомств, так и всей национальной экономики.

Внутренний контроль выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями. В свою очередь, внутренний контроль может осуществляться собственником (путем создания ревизионных комиссий или на договорной основе) и исполнительным органом путем создания специальной службы внутреннего контроля (аудита) либо непосредственно управленческим персоналом.

Аудиторский контроль характерен для рыночной экономики и появился в нашей стране лишь в начале девяностых годов прошлого века. Представляя собой независимую проверку состояния бухгалтерского учёта и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторский контроль охватывает все смежные вопросы финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, благодаря чему он правомерно рассматривается как отдельный вид экономического контроля. Так как в ходе осуществления аудита зачастую оказываются и сопутствующие консультационные услуги, то становится очевидным его особое значение для нормального ведения бизнеса.

Общественный контроль представлен в деятельности трудовых коллективов, наделенных трудовым законодательством определенными правами и гарантиями, которые обязаны соблюдать работодатель.

 

Формы экономического контроля по: сферам применения (финансовый, специализированный), времени проведения (предварительный, текущий, последующий), источникам контрольных данных (документальный, фактический), полноте охвата объектов (сплошной, выборочный), периодичности проведения (систематический, разовый), способам проведения (следствие, хозяйственный спор, проверка, экономический анализ, самоконтроль, ревизия).

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 451.