Логические основы аргументации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение дисциплины способствует формированию мировоззренческой целостности восприятия циклов гуманитарных, социальных, экономических и правовых наук.

Курс «Логические основы аргументации» позволяет обучающимся приобрести необходимые навыки абстрактного мышления и аргументации, которые широко используются в юридической науке и практике.

 

1. Логические основы аргументации как часть формальной логики.

2. Понятие доказательства. Структура доказательства.

3. Виды доказательств.

4. Понятие опровержения, способы опровержения.

5. Спор, дискуссия, полемика.

6. Форма обоснования тезиса методом дедукции.

7. Форма обоснования тезиса методом индукции.

8. Форма обоснования тезиса методом аналогии.

9. Закон тождества и его роль в доказательстве и опровержении.

10. Закон непротиворечия и его роль в доказательстве и опровержении.

11. Закон исключенного третьего и его роль в доказательстве и опровержении.

12. Закон достаточного основания и его роль в доказательстве и опровержении.

13. Гипотеза и ее разновидности.

14. Гипотеза, построение и этапы развития.

15. Софизмы и паралогизмы.

 

 

Тематика контрольных работ по Логике.

 

I вариант.

Задание №1: Логика как наука. Роль мышления в познании.

Задание №2: Дайте полную логическую характеристику избранных Вами пяти понятий.

Задание №3: Дайте объединенную классификацию суждений (A, E, I, O). Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

 

II вариант.

Задание №1: Основные логические законы. Сущность и содержание.

Задание №2: Дайте полную логическую характеристику избранных Вами пяти понятий.

Задание №3: Дайте объединенную классификацию суждений (A, E, I, O). Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

 

III вариант.

Задание №1: Умозаключение и его виды и их роль в познании.

Задание №2: Дайте полную логическую характеристику избранных Вами пяти понятий.

Задание №3: Дайте объединенную классификацию суждений (A, E, I, O). Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

 

IV вариант.

Задание №1: История становления и развития традиционной логики.

Задание №2: Дайте полную логическую характеристику избранных Вами пяти понятий.

Задание №3: Дайте объединенную классификацию суждений (A, E, I, O). Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

 

V вариант.

Задание №1: Аргументация как прием познавательной деятельности.

Задание №2: Дайте полную логическую характеристику избранных Вами пяти понятий.

Задание №3: Дайте объединенную классификацию суждений (A, E, I, O). Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

 

VI вариант.

Задание №1: Доказательство и опровержение.

Задание №2: Дайте полную логическую характеристику избранных Вами пяти понятий.

Задание №3: Дайте объединенную классификацию суждений (A, E, I, O). Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

 

VII вариант.

Задание №1: Спор и дискуссия как разновидности аргументации.

Задание №2: Дайте полную логическую характеристику избранных Вами пяти понятий.

Задание №3: Дайте объединенную классификацию суждений (A, E, I, O). Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

 

VIII вариант.

Задание №1: Гипотеза и ее роль в процессе познания.

Задание №2: Дайте полную логическую характеристику избранных Вами пяти понятий.

Задание №3: Дайте объединенную классификацию суждений (A, E, I, O). Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Требования к выполнению контрольных работ

Логическим основам аргументации для заочного отделения.

 

1. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради. На титульном листе указываются номер варианта, группа, ФИО.

2. Контрольная работа состоит из трех заданий. Задание №1 – теоретическое, задания №2, №3 – практические.

3. Зачтенная контрольная работа является допуском к экзамену.

 

Варианты:

 

№ варианта I II III IV V VI VII VIII
Буква, с которой начинается фамилия студента А, В, Ч Б, Ж, Щ Г, Д, З К, И, Ш Л, М, Э Н, О, П Р, С, Ю, Я Т, У, Ф, Х

 

Литература

Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: учебное пособие. М.: 2007.

Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. Учебное пособие. М.: 2005.

Перерва В.В. Логические основы аргументации. Учебное пособие. М.: МЮИ 2004.

КонцепциИ современного естествознания

 

Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания» изучается в четвертом семестре в после таких дисциплин как «Философия», «Логика» и др. Изучение дисциплины позволяет студентам, с одной стороны, наполнить конкретным содержанием некоторые философские понятия и категории, а с другой – сформировать более глубокое и объективное мировоззрение.

Изучение дисциплины позволяет обучающимся овладеть:

§ методологией научного познания и научной рефлексии;

§ способами и приемами ведения дискуссий путем построения системы аргументов ”pro” и “contra” с применением естественнонаучной терминологии;

§ естественнонаучными знаниями в такой степени, чтобы использовать их не только в профессиональной деятельности, но и в жизнедеятельности вообще.

А также:

§ учитывать отличительные особенности научных знаний от всех других, роль научных фактов;

§ применять алгоритм научного познания для решения практических задач;

§ учитывать особенности проявления динамических и статистических законов при совершении юридических действий;

§ анализировать факты и обстоятельства правонарушений с естественнонаучной точки зрения.

 

Вопросы, выносимые на зачет

1. Естественные и в гуманитарные науки.

2. Современные космологические гипотезы.

3. Порядок и беспорядок природе.

4. Мегамиры, эволюция звезд.

5. Свойства пространства и времени.

6. Закон сохранения энергии, особенности тепловой энергии.

7. Реакционная способность химических элементов и веществ.

8. Биологический уровень организации материи, роль обмена веществ.

9. Структурные уровни организации материи.

10. Взаимосвязь между физическими, химическими и биологическими процессами.

11. Биоэтика, основные проблемы.

12. Человек, физиология и здоровье, биологические ритмы.

13. Необратимость времени и эволюция биосферы.

14. Ноосфера как новое состояние биосферы.

15. Статистические и динамические закономерности в природе.

16. Натурфилософская картина мира.

17. Классическая картина мира.

18.Квантово-релятивистская картина мира.

19.Эволюционная картина мира.

20. Принципы универсального эволюционизма.

21. Земля, внутреннее строение, история геологического развития.

22. Экологические функции литосферы.

23. Типы научной рациональности.

24. Необратимость времени как свойство открытых систем.

25. Путь к единой культуре.

 

Планы семинарских занятий

Тема 1: Предмет, история и направления развития естествознания

Вопросы:

1. Основные отличия механистической и эволюционной парадигм.

2. Эволюция научной картины мира.

3. Вклад великих ученых в естествознание (по выбору студента).

Тема 2: Основные свойства материального мира

Вопросы:

1. Свойства пространства и временит, их связь с законами сохранения.

2. Первое и второе начала термодинамики. Энтропия, ее физический смысл.

3. Условия, необходимые для протекания процессов саморегуляции.

Тема 3: Естествознание и современный мир

Вопросы:

1. Типы научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический.

2. Экологическая этика и биоэтика. Путь к единой культуре.

3. Биосфера и неосфера, условия перехода биосферы в ноосферу.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гусейханов М.А., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. - М., «Дашков и К», 2008.

Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана. 2009.

Найдыш В.А. Концепции современного естествознания. М., ЮНИТИ, 2008.

 

Дополнительная:

Фейнман Р. Характер физических законов. - М., Терра, 2008.

Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. - М., Мир, 1987.

Друянов Л.А. Законы природы и их познание. - М., Просвещение, 1982.

Хокинг С. От Большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. - М., Амфора, 2008.

Степин В.С. Теоретическое знание. - М., Прогресс-Традиция, 2003.

Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М., «Аграф», 2002.

Вернадский В.И. Записки натуралиста, т.1,2. - М., Академия, 1988.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: ЛКИ, 2008.

Мигдал А.Б. Квантовая физика для больших и маленьких. - М, 1989.

Новиков Д.Н. Как взорвалась Вселенная. - М., Наука, 2003.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. - М., Наука, 2006.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1998.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Учебная дисциплина «Отечественная история» изучается в одном семестре в тесной связи с дисциплинами общепрофессиональной и гуманитарной подготовки юристов, такими как, философия, культурология, ИОГП, ИГПЗС, ИППУ и др. Изучение дисциплины способствует формированию мировоззренческой целостности восприятия циклов гуманитарных, социально - экономических и правовых наук.

История является одной из фундаментальных гуманитарный наук. Она изучает процессы развития человеческого общества с древних веков и до настоящего времени. Как учебная дисциплина история выполняет интеллектуально-познавательную, мировоззренческую, воспитательную, аксиологическую и практическую функции.

Курс «Отечественная история» во взаимодействии с другими гуманитарными, социально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих юристов, отвечающих современным квалификационным требованиям, способствовать воспитанию у студентов чувства патриотизма.

Важной задачей преподавания является также выработка у студентов соответствующих навыков и умений, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.

 

Экзаменационные вопросы по Отечественной истории

1. История как наука и учебная дисциплина.

2. Происхождение восточных славян.

3. Образование древнерусского государства Киевская Русь.

4. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей.

5. Принятие христианства. Значение принятия христианства на Руси.

6. Политическая раздробленность Руси: причины, суть, итоги.

7. Характеристика Владимиро-Суздальского княжества.

8. Характеристика Галицко-Волынского княжества.

9. Характеристика Новгородской феодальной республики.

10. Борьба русских земель и княжеств с монголами и крестоносцам в XIIIв.

11. Образование централизованного Российского государства: предпосылки, этапы.

12. Правление Ивана III. Завершение процесса централизации.

13. Реформы Ивана IV Грозного.

14. Внешняя политика Российского государства в годы правления Ивана IV.

15. Россия на рубеже XVI-XVIIвв. Смутное время.

16. Борьба с польско-литовскими и шведскими интервентами в начале XVIIв. Земские ополчения.

17. Восстания начала XVII века (в период Смутного времени).

18. Внутренняя политика в годы правления первых Романовых.

19. Внешняя политика в годы правления первых Романовых.

20. Социально-экономическое развитие в XVII веке.

21. Внутренняя политика Петра I. Причины проведения реформ, содержание и значение.

22. Внешняя политика Петра I. Основные направления и итоги.

23. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762гг.).

24. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.

25. Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны: причины и итоги.

26. Социально-экономическое развитие первой половины XIX века.

27. Реформы государственного управления первой половины XIX века.

28. Внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812г.

29. Внешняя политика Николая I. Крымская война.

30. Общественно-политическое развитие России первой половины XIX века.

31. Реформы 60-70-х гг. XIX века. Александра II.

32. Контрреформы Александра III.

33. Основные направления внешней политики во второй половине XIX века.

34. Общественное движение в России во второй половине XIX века.

35. Революция 1905-1907гг. Причины, движущие силы, итоги и значение.

36. Февральская революция 1917г. Октябрьская революция 1917г.: причины, победы большевиков.

37. Россия в Первой мировой войне.

38. Гражданская война в России: причины, основные этапы, итоги.

39. Новая экономическая политика: причины перехода к НЭПу, сущность, итоги.

40. Образование СССР: предпосылки, значение.

41. Социально-экономические и политические преобразования в СССР в конце 20-30-х гг. XX века.

42. Формирование нового общественного строя и политического режима в 20-30г. XX века.

43. Индустриализация в СССР. Причины, содержание и итоги.

44. Коллективизация сельского хозяйства. Причины, содержание и итоги.

45. Советская внешняя и внутренняя политика в 1920-1941гг.

46. Великая Отечественная война (1941-1945гг.): причины, значение и цена победы.

47. Внутренняя и внешняя политика в послевоенный период (1945-1950-е гг.).

48. Внутренняя политика в 1960-1980-е гг.

49. Внешняя политика в 1960-1980-е гг.

50. Распад СССР и его геополитические последствия.

51. Внешняя политика в 1990-е – начале 2000-х гг.

52. Экономические преобразования в начале XXI века.

ТЕМЫ СООБЩЕНИй НА СЕМИНАРЕ:

"Проблема становления и укрепления государственности в отечественной истории"

1. Государственность на Руси: два взгляда на историю вопроса.

2. Восточные славяне и их роль в образовании древнерусского государства.

3. Цивилизация Киевской Руси.

1. Киевская Русь и Византия.

2. Киевская Русь и Европа.

6. Образование Московского государства.

7. Формирование государственной идеологии в российском государстве.

8. Царствование Ивана IV.

9. Смутное время в России на рубеже XVI-XVII вв.

10. Реформы Петра I.

11. Эпоха Екатерины Л. "Просвещенный абсолютизм".

12. Экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в.

13. Буржуазные реформы 60-70-х годов.

14. Россия на рубеже XJX-XX веков. Поиск системы экономического развития.

15. Экономические реформы начала XX века С.Н.Витте и П.А.Столыпина.

 

Политология

 

Курс политологии позволяет обучающимся приобрести необходимые навыки ориентации в политической жизни общества, её структурах, элементах, политических институтах. Данные знания широко используются в юридической науке и практике.

Изучение дисциплины способствует формированию политической грамотности, расширению мировоззрения и целостности восприятия циклов гуманитарных, социальных, экономических и правовых наук.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет политологии как науки и учебной дисциплины.

2. Возникновение и основные этапы развития политической науки.

3. Особенности становления политологии в России.

4. Основные категории, методы и функции политологии.

5. Современные политологические концепции в западной теоретической мысли.

6. Политическая сфера жизни общества.

7. Понятие политики и ее современные интерпретации.

8. Структура и функции политики.

9. Происхождение, сущность и отличительные признаки го­сударства.

10. Формы государственной власти и формы правления.

11. Понятие правового государства и принципы его органи­зации.

12. Президентская и парламентская республики: общее и особенное.

13. Политические режимы: сущность и типы.

14. Политические режимы. Авторитарный режим

15. Тоталитарный режим: характерные особенности, условия возникновения

16. Политические партии как субъекты политики: понятие, функции. Политические движения

17. Типологии политических партий

18. Политическая элита.

19. Политическое лидерство и его особенности.

20. Власть как политическая категория.

21. Средства и механизм осуществления власти.

22. Основные ветви власти и принцип "разделения властей".

23. Легитимность власти, ее делегирование и ресурсы.

24. Политическая власть. Легитимность власти

25. Политическая система общества: понятие, структура, функции, типология

26. Группы интересов и группы давления. Лоббизм и коррупция.

27. Политическое сознание: сущность, структура.

28. Политическая культура: понятие, составные элементы, функции.

29. Политические идеологии: понятие, функции, типологизация

30. Система выборов органов власти и типы избирательных систем.

31. Уровни и формы массового политического участия.

32. Политические конфликты: понятие, причины, типы. Стадии конфликта.

33. Способы разрешения политических конфликтов.

34. Способы разрешения политических конфликтов.

35. Политические проблемы межнациональных отношений.

36. Политический процесс. Особенности политических про­цессов в России.

37. Политическое прогнозирование.

38. Международные отношения: уровни, формы и типы. Факторы геополитики

 

Литература

Политология: учебник для вузов / под редакцией проф. Лавриненко В.Н. – М.: Юнити-Дана, 2003.

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарика, 2008. - 588 с.

Политология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2005.

Политология (конспект лекций). Пособие для подготовки к экзаменам. М.: ПРИОР, 2005 - 144 с.

Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 336 с.

Лучков Н. А. Политология. Ответы на экзаменационные вопросы. – М.: Экзамен, 2005. – 160 с.

Философия права

 

Курс «Философия права» позволяет приобрести необходимые навыки творческого мышления, которые широко используются в юридической науке и практике.

Изучение дисциплины способствует формированию мировоззренческой целостности восприятия циклов гуманитарных, социальных, экономических и правовых наук.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

1. Предмет философии права.

2. Структура и функции философии права.

3. Философия права в системе общественных наук.

4. Типология правопонимания.

5. Виды права: естественное, позитивное и гуманистическое. Их соотношение.

6. Способы обоснования права.

7. Формы бытия (существования) права.

8. Специфика процесса правового познания. Герменевтика и право.

9. Правовая аксиология.

10. Право как форма свободы.

11. Свобода и справедливость как правовые ценности.

12. Право как ценность.

13. Онтологическая природа права.

14. Правовая реальность: понятие, структура.

15. Право в системе социальных норм.

16. Право и закон.

17. Право и правопорядок.

18. Человек как правовое существо.

19. Правосознание как проблема философии права.

20. Функции и формы бытия правосознания.

21. Основные типы и виды правовых идеологий.

22. Правовой менталитет.

23. Формы деформации правосознания.

24. Универсально-цивилизационное и специфично-культурное в правосознании.

25. Философский смысл и обоснование прав человека.

26. Концепция правового государства. Философское содержание основных характеристик правового государства.

27. Античная философия права.

28. Философия права эпохи Средневековья.

29. Философия права Нового времени.

30. Философия права в России (Б.Н.Чичерин, П.И.Новгородцев, В.С.Соловьев, Н.А. Бердяев и др.).

31. Общая характеристика философии права 20 столетия.

32. Неокантианская концепция философии права.

33. Неогегельянская концепция философии права.

34. Экзистенциальная философия права.

35. Нормативная теория права Г. Кельзена.

36. Неопозитивистская концепция права Г.Харта.

 

Понятийный аппарат: аксиология, гносеология, гуманизм, герменевтика, деонтология, естественное право, ментальность, онтология, парадигма, позитивизм, правовая реальность, правосознание, правопонимание, рефлексия, рационализм, свобода, справедливость, теоцентризм, трансцендентный, право.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 162.