Iustitia fundamentum regnōrum. Справедливость – основа государства.
Iustitia in suo cuīque tribuendo cernĭtur. (Digesta) Справедливость заключается в том, чтобы каждому воздавать то, что ему причитается.
Non bis ad eadem rem sit actio. Нельзя дважды возбуждать одно и то же дело.
Pacta sunt servānda. Договоры следует соблюдать.
Dura lex, sed lex. Закон суров, но он закон.
Nullum crimen, nulla poena sine lege. Без закона нет ни преступления, ни наказания.
Oboedientia est legis essentia. Правосудие суть закона.
Salus popŭli suprēma lex est (Cicero). Благо народа – высший закон.
Ut ait lex. (Digesta) Как гласит закон.
Ius est ars boni et aequi (Celsus). Право есть искусство добра и справедливости.
Consortes litis. Участники судебного заседания.
Culpae poena par esto. Пусть наказание будет равно вине.
Ех frequenti delicto augētur poena. Наказание складывается из состава преступления.
Тексты для чтения и перевода
Apud arbĭtrum
Arbĭter noster Marcus Tullius est vir laboriōsus et iustus. Hodiē apud arbĭtrum multae causae privātae sunt: de debĭtis pecuniariis; de testamentis et de mandātis. Primus reus iam in iudiciō est, cetĕri rei etiam in iudiciō sunt. In numĕro causārum prima est causa mea de mandātō et debĭtō pecuniariō. Adversarius meus est Galus Sempronius.
Capĭtis deminutio
Capĭtis deminutiōnis tria genĕra sunt: maxĭma, media, minĭma. Nam tria habēmus: libertātem, civitātem, familiam. Si libertātem amittĭmus, maxĭma est capĭtis deminutio. Si libertātem retinēmus, sed civitātem amittĭmus, media est capĭtis deminutio. Si et libertas et civĭtas retinentur, familia tantum mutātur, minĭma est capĭtis deminutio.
(Digesta)
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Содержание зачета
Содержание экзамена
1. Проверка умения читать вслух и переводить со словарем текст, освещающий вопросы по специальности студента.
2. Сделать устное сообщение на темы, связанные с жизнью студента, отдыхом, учебным заведением, будущей специальностью.
Участвовать в беседе по заданной ситуации общения.
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
Содержание зачета
Содержание экзамена
1. Проверка умения читать вслух и переводить со словарем текст, освещающий вопросы по специальности студента.
2. Сделать устное сообщение на темы, связанные с жизнью студента, отдыхом, учебным заведением, будущей специальностью.
Участвовать в беседе по заданной ситуации общения.
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК
Содержание зачета
Чтение текста. Письменное формулирование трех вопросов к тексту.
Устное изложение любой пройденной темы.
Содержание экзамена
Проверка умения читать вслух и переводить со словарем текст, освещающий вопросы по специальности студента.
Сделать устное сообщение на темы, связанные с жизнью студента, отдыхом, учебным заведением, будущей специальностью.
Участвовать в беседе по заданной ситуации общения.
Философия
Курс «Философия» позволяет обучающимся приобрести необходимые навыки творческого мышления, которые широко используются в юридической науке и практике.
Вопросы, выносимые на экзамен
План семинарского занятия
Тема: Социальная философия.
Вопросы:
1. Социальная философия как теория и методология познания общества. Место социальной философии в системе научного знания.
2. Развитие социально-философской проблематики в ХIХ-ХХ вв. (позитивистская, марксистская и иррационалистические традиции).
3. Общество как система: структура, функционирование, развитие. Диалектика исторического процесса.
4. Общество и природа. Проблемы демографии и экологии в современном мире.
литература
Философия: Ученое пособие / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 5-е изд. 2009.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: Юнити, 2003.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ
АГНОСТИЦИЗМ - воззрение, согласно которому мир принципиально непознаваем.
АКСИОЛОГИЯ - учение о ценностях, раздел философии.
АНОМИЯ - состояние общества, в котором одни нормы уже потеряли силу, а другие ещё не установились.
АНТАГОНИЗМ - противоречие, разрешение которого возможно только через уничтожение одной из сторон.
АНТИНОМИЯ - противоречие между одинаково обоснованными, но взаимно исключающими суждениями.
АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс становления человека и человечества.
АНТРОПОЛОГИЯ - учение о человеке.
АНТРОПОМОРФИЗМ - перенесение присущих человеку свойств на природу, окружающий мир.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек занимает центральное место в мироздании.
АПОСТЕРИОРИ – знание, полученное на основании опыта.
АПРИОРИ - знание, предшествующее опыту и независимое от него.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психологических процессов, актов, состояний, во влиянии которых человек не отдаёт отчёта.
БЫТИЕ - основополагающая, предельно общая абстракция: свойство быть. Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного (идеального); 4) бытие социального.
ВОЗМОЖНОСТЬ - тенденции развития наличной действительности.
ВОЛЮНТАРИЗМ - воззрение, признающее основой мира волю субъекта.
ВОЛЯ - сознательная или бессознательная устремленность человека на те или иные действия.
ВОСПРИЯТИЕ – отражение объекта в целом при непосредственном взаимодействии с ним.
ВРЕМЯ – форма бытия, характеризуемая следующими свойствами: длительность, последовательность изменения и развития.
ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение; процесс развития, приведший к определенному состоянию, предмету, явлению.
ГЕРМЕНЕВТИКА – учение о понимании.
ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания, раздел философии, в котором изучается природа познания, условия его истинности.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – общественные отношения, в основе которых механизм самоуправления.
ДВИЖЕНИЕ- взаимодействие и изменение свойств, отношений, состояний.
ДЕДУКЦИЯ - процесс, идущий от общего к частному или менее общему.
ДЕИЗМ-воззрение, согласно которому Бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - наличное бытие: здесь и сейчас, бытие сущего в действии.
ДЕТЕРМИНИЗМ – учение об изначальной взаимозависимости всего, отрицающее наличие свободы; способ объяснения, который основывается на принципах причинности и закономерности.
ДИАЛЕКТИКА - 1) учение о развитии, универсальных связях мира, всеобщей изменчивости, о раздвоении единого на противоположности; 2) основанный на этом учении метод познания.
ДУАЛИЗМ - воззрение, признающее равноценность двух основ мира: материи и сознания.
ДУХ – невещественное начало мира.
ЗАКОН – существенная, устойчивая, повторяющаяся и необходимая связь.
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – форма конкретного проявления закона.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны с той или иной степенью приближения.
ИДЕАЛИЗМ – направление в философии, утверждающее первичность сознания над материей, идеальное как основание всего сущего
ИДЕАЛЬНОЕ – форма бытия; невещественное, недоступное чувственному познанию.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ – 1) механизм социализации: объединение субъектом себя с другим субъектом на основании установившейся между ними эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов поведения другого; 2) установление тождества.
ИДЕОЛОГИЯ – мировоззрение социальной группы, выраженное в теоретической форме.
ИДЕЯ – "смысл", "значение", "сущность"; форма познания: формулирование обобщенного теоретического принципа, объясняющего закон объекта познания.
ИМПЕРАТИВ – общий закон, высшее требование, важнейший принцип, который определяет, что должно делать и как исполнять обязательное.
ИНДИВИД – конкретный представитель рода человеческого.
ИНДУКЦИЯ – способ рассуждения от частного к общему.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ – учение об иррациональности бытия и природы человека; основанный на этом учении метод познания.
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – недоступное разуму, бессознательное, не подчиняющееся законам логики.
ИСТИНА – соответствие знания объекту познания; духовная реальность в ее информационном и целостном аспектах. Истина может быть абсолютной и относительной.
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – учение, согласно которому ценности, значения, истина – результат договора между людьми.
КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ – средство проверки истинности; признак истинности.
КУЛЬТУРА – способ бытия личности и общества; мир значимого для человека.
ЛЕГИТИМАЦИЯ – общественное признание какого-либо действия, личности, события или факта.
МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, рассматривающее материю как основание всего сущего, сознание как свойство материи: материя первична, сознание вторично.
МАТЕРИЯ – объективная реальность.
МЕТАФИЗИКА – 1) синоним философии; 2) наука о сверхчувственных принципах и началах мира; 3) метод познания, который рассматривает объекты как неизменные и независимые друг от друга, отрицает противоречие как источник развития.
МЕТОД – система взаимосвязанных правил (требований), ориентирующих субъекта в его познавательной и предметно-преобразующей деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ – система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
МИР – все существующее, все сущее.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов личности, социальной группы на мир, выражающая их отношение к действительности.
НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы: умозрительное истолкование природы как целого (античная философия); учение о природе, свободное от религиозного воззрения в средневековой философии.
НАУКА – система знания и деятельность по его получению.
НЕБЫТИЕ – бытие в отрицании.
ОБЩЕСТВО – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – направление в философии, согласно которому идеальное – основа всего сущего – независимо от субъекта познания.
ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии, раздел философии.
ПАРАДИГМА – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
ПАТРИСТИКА – религиозная философия периода поздней античности (I – V вв.).
ПЕРВОНАЧАЛО – то, что содержится во всех вещах, из чего произошли все вещи, и во что они превращаются.
ПЕРСОНАЛИЗМ – направление современной религиозной философии, признающее личность ("персона") высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением активности "верховной персоны" – бога.
ПОЗНАНИЕ – процесс творческой деятельности людей, формирующий их знание.
РАЦИОНАЛИЗМ – воззрение, признающее разум источником познания и критерием его истинности.
РЕАЛЬНОСТЬ – единство возможного и действительного, ставшего и становящегося.
РЕЛЯТИВИЗМ – воззрение, признающее относительными все знания и ценности.
СЕНСУАЛИЗМ – учение в гносеологии, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств. Сенсуалисты полагают, что разум не способен дать ничего нового по сравнению с чувственностью.
СКЕПТИЦИЗМ – направление в философии, сторонники которого признают познаваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знаний.
СОЗНАНИЕ – субъективная реальность.
СХОЛАСТИКА – 1) средневековая философия в период зрелости; 2) метод мышления, черты которого: некритическое следование авторитету, догматизм, умозрительность, отсутствие систематического эмпирического наблюдения, преобладание дедукции.
ТЕЛЕОЛОГИЯ – учение о целесообразности всего сущего, о цели как причине существования.
ТЕОЛОГИЯ – учение о мире, построенное в логических формах на основе текстов, принимаемых как свидетельство бога о самом себе (как откровения).
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – направление в современной философии, которое определяет характеристики бытия через размышления сознания о своих актах и о данном в них содержании.
ФИЛОСОФИЯ – рефлективно-теоретическая система, выражающая наиболее общее видение мира как целого, и система принципов, которая учит "искусству жить" разумно; наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.
ФУТУРОЛОГИЯ – наука о будущем.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – 1)социальное бытие культуры; 2) качественная характеристика общества (социальные отношения, технология, уровень культурного развития людей, предоставление гражданских свобод); 3) период развития общества; 4) техническая сторона культуры.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ – существование, характеризующееся конечностью.
ЭМПИРИЗМ – направление в гносеологии, которое рассматривает опыт как единственный источник знания.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ – основанный на опыте.
ЯЗЫК – система знаков, служащих средством общения, мышления, выражения.
Социология
Курс социологии позволяет приобрести необходимые навыки ориентации в социальной плоскости жизни общества, её структурах, элементах, социальных институтах. Данные знания широко используются в юридической науке и практике.
Вопросы, выносимые на зачет
1. Социология как наука и учебная дисциплина.
2. Предмет и объект изучения социологии.
3. Структура социологического знания. Его функции и уровни.
4. Развитие классического периода социологии.
5. Понятие и признаки общества.
6. Социальные институты.
7. Культура как объект социального познания.
8. Общая характеристика социологии личности.
9. Социализация личности.
10. Социальный контроль и самоконтроль.
11. Социальные нормы: понятие и виды. Девиантное поведение.
12. Понятие социальной структуры общества. Причины социальной дифференциации.
13. Социальная стратификация: понятие и статусные признаки.
14. Социальная группа: понятие и типология.
15. Социальная мобильность: понятие и виды.
16. Сущность, виды и функции социальных институтов.
17. Семья как важнейший социальный институт.
18. Сущность методологии социологического анализа.
19. Методика и техника сбора социологической информации.
20. Сущность социального движения и его разновидности.
21. Особенности духовной культуры в современной России.
22. Россия в мировом сообществе.
23. Социальные изменения в обществе.
24. Виды социальных процессов.
25. Социальные движения.
26. Социальный конфликт: понятие, стадии, пути разрешения.
Литература
Кравченко А.Н. Социология: Учебник для вузов. Изд. 2-е доп. – М.: 2006.
Социология: Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. Изд. 3-е доп. и пер. – М.: Юнита-Дана, 2006.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. Под ред. В.И.Добренькова.-М.: 1998.
Русский язык и культура речи
Вопросы, выносимые на зачет
1. Понятие о языке.
2. Понятие о языковой норме.
3. Функциональные стили русского языка.
4. Важнейшие черты разговорного стиля русского языка.
5. Важнейшие черты публицистического стиля русского языка.
6. Важнейшие черты официально-делового стиля русского языка.
7. Важнейшие черты научного стиля русского языка.
8. Морфологический принцип русской орфографии.
9. Фонетический принцип русской орфографии.
10. Традиционный принцип русской орфографии.
11. Факторы, влияющие на смысловую точность речи.
12. Синонимы: определение, понятийные и стилистические синонимы, понятие о доминанте, функции синонимов.
13. Антонимы: определение, градуальные и контрадикторные антонимы.
14. Омонимы и паронимы.
15. Термины: определение, пути образования терминов, принципы использования.
16. Профессионализмы: определение, отличие профессионализмов от терминов, принципы использования профессионализмов.
17. Общая характеристика активного и пассивного словаря.
18. Особенности употребления устаревших слов.
19. Особенности употребления неологизмов.
20. Особенности употребления иноязычной лексики.
21. Арго: определение, отличия арго от литературного языка, три источника формирования арготического словаря.
22. Управление как вид синтаксической связи. Конструкции с управлением в официально-деловом стиле.
23. Согласование как вид синтаксической связи. Трудные случаи согласования.
24. Конструкции с отглагольными существительными в текстах официально-делового стиля.
25. Параллельные синтаксические конструкции в текстах официально-делового стиля.
26. Порядок слов в текстах официально-делового стиля.
27. Однородные члены предложения в текстах официально-делового стиля.
28. Правила образования сложных предложений.
29. Юридические тексты: определение и основные требования к их составлению.
30. Основные требования, предъявляемые к судебной речи.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ
1.Буква -О- пишется в слове
А) выск…чить; Б) ур…вновешенный; В) зараж…н; Г) смеш…н.
2.Буква -Е- пишется в слове
А) непр…менно; Б) изв…нение; В) кр…минальный; Г) пр…чудливый.
3.НИ пишется в предложении
А) Нельзя н… признать вашей правоты.
Б) Н… тот или иной вид оружия, а правое дело даёт истинное превосходство над врагом.
В) Это была н… самая приятная встреча.
Г) Кого н… спроси, все молчат!
4.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
А) об испугавш…йся дочер…;
Б) в застывш…м ине…;
В) в древн…й истори…;
Г) свеж…м дуновени…м.
5.Укажите пример с ошибочным образованием формы слова
А) позже;
Б) пара сапог;
В) в трёхстах километрах;
Г) подписанные договора.
Литература
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.
Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М., 1981.
Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2001.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
ЭкономиКА
Вопросы, выносимые на зачет
1. Определение экономики и её виды.
2. Типы экономических систем
3. Понятие национальной экономики
4. Особенности экономики России
5. Интернационализация экономической деятельности
6. Интеграция России в мировую экономическую систему
7. Основные макроэкономические показатели
8. Роль государства в экономическом регулировании
9. Рынок, его основные черты
10. Функции рынка
11. Классификация рынков.
12. Рынок совершенной конкуренции
13. Рынок несовершенной конкуренции
14. Рынок олигополии
15. Рынок чистой монополии
16. Рынок труда
17. Рынок капитала
18. Факторы производства
19. Спрос
20. Предложение
21. Эластичность спроса
22. Конкуренция
23. Инфляция, безработица
24. Понятие мирового хозяйства
25. Основные формы МЭО
26. Издержки и прибыль предприятия
27. Понятие открытой и закрытой экономики
28. Собственность и её виды
29. Финансовая политика
30. Платежный баланс
Литература
Экономика: учебник / Под ред. д. э. н., проф. Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2005.
Курс экономической теории / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. – М., 2007.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2007.
Религиоведение
Вопросы, выносимые на зачет
1. Предмет религиоведения.
1. Отличительные особенности теологии и религиоведения.
2. Греко-римский период развития религии.
3. Развитие представлений о религии от Средних веков до Реформации.
4. Развитие представлений о религии. Эпоха Возрождения и Новое время.
5. Основы концепции сущности религии.
6. Понятие религии. Традиции религии.
7. Особенности религиозной веры.
8. Религиозное сознание.
9. Религиозный культ.
10. Религиозные организации. Типология.
11. Основные подходы к проблеме происхождения религии.
12. Классификация религий.
13. Родоплеменные религии.
14. Понятие религиозного опыта.
15. Типы религиозного опыта.
16. Понятие национально-государственной религии и ее особенности.
17. Религия Древнего Египта.
18. Религия Древней Месопотамии.
19. Религия Древней Греции. Мифология.
20. Религия Древнего Рима.
21. Индуизм: возникновение, основные этапы развития.
22. Основы вероучения индуизма.
23. Основные направления индуизма.
24. Сикхизм как национальная религия Индии.
25. Иудаизм: возникновение и основы вероучения.
26. Основы культовых действий иудаизма.
27. Ранние национальные религии Китая.
28. Даосизм.
29. Конфуцианство.
30. Буддизм как мировая религия, ее возникновение.
31. Буддизм: основы вероучения.
32. Основы культовых действий буддизма.
33. Региональные формы буддизма: чань-буддизм и ламаизм.
34. Христианство как мировая религия.
35. Христианство и иудаизм. Основное содержание религий.
36. Православие как разновидность христианства.
37. Православное вероучение.
38. Православная культовая система.
39. Управление современной Русской православной церковью.
40. Католицизм как разновидность христианства. Особенности вероучения.
41. Особенности культовой системы католицизма.
42. Управление Римской католической церковью.
43. Протестантизм: возникновение и основы вероучения.
44. Основные направления протестантизма.
45. Ислам как мировая религия. История возникновения.
46. Ислам: особенности вероучения.
47. Культовая система ислама.
48. Нетрадиционные религиозные культы.
План семинарского занятия
Тема: Мировые религии.
Вопросы:
1. Христианство как мировая религия.
2. Ислам как мировая религия. История возникновения.
3. Буддизм как мировая религия, ее возникновение.
Литература
Основы религиоведения: Учеб./Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высш. школа., 1998.
Поликарпов А.И. История религий. - М., 1998.
Религии мира. Учеб. пособие / Под ред. Щапова А.Н. - М., 1998.
Яблоков И.Н. Религиоведение. - М.: Гардарики, 1999.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Агностицизм– идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувственного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание. Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только посредством органов чувств, познанием явлений. Следовательно, предметом человеческого познания может быть лишь то, что доступно этим чувствам, т.е. один чувственный мир.
Англиканство – одно из трех основных течений протестантизма, сочетающее католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой; глава англиканской церкви – король, назначающий епископов, в том числе примаса англиканской церкви – архиепископа Кентерберийского.
Анимизм – вера в существование сверхъестественных духовных двойников у материальных предметов, в духов природы и духов умерших предков, душ живых людей.
Буддизм – религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в VI – V вв. до н.э. Входит в Сань цзяо – одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры.
Вероучение – система взглядов, целостное учение, которого придерживаются приверженцы конкретной религии.
Даосизм – религиозно-философское учение, считается одной из трех главных религий Китая наряду с конфуцианством и буддизмом. Принципы философии даосизма изложены в книге «Дао дэ цзин», авторство которой приписывается основателю даосизма Лао-цзы.
Зороастризм – древняя религия, возникшая на рубеже I-II вв. до н.э. в Средней Азии (преимущественно в Иране) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья. Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра.
Индуизм– религиозно-философская система Древней Индии, включающая в себя большое количество сект, школ, направлений, являющейся конгломератом близких религиозных течений, а не единой конфессией. Все они имеют ряд общих особенностей (полиморфизм, культовая практика, признание варно-кастового деления общества, ритуально-поведенческие установки и т.д., что позволяет рассматривать индуизм как самостоятельно религиозно-философскую систему. Индуистом стать нельзя, им можно только родиться. В индуизме отсутствует единая организация.
Кальвинизм – одно из трех основных течений протестантизма, в центре которого находится учение о божественном предопределении, согласно которому судьбы людей изначально предопределены Богом.
Католицизм (Западное вероисповедание, Римско-католическое вероисповедание) (греч. katholikos – всеобщий) – одно из основных, наряду с протестантизмом и православием, направлений в христианстве. Католицизм окончательно оформился как вероучение после разделения церквей в 1054 г.
Лютеранство – одно из трех основных течений протестантизма, понимающее веру как непосредственную связь человека с Богом без посредничества церкви; центральный тезис – об “оправдании верой”: спасение достигается только верой в Христа и не зависит ни от каких заслуг или дел человека.
Политеизм – многобожие, поклонение ряду богов, олицетворяющих, как правило, различные силы природы и социальные явления.
Православие – одна из трех основных христианских конфессий, восточная ветвь христианства, “церковь истинной веры”, не имеющая единого духовного центра и единого главы церкви.
Протестантизм – одна из трех основных христианских конфессий, совокупность многочисленных самостоятельных церквей, утверждающих принцип спасения личной верой и право каждого верующего на личное общение с Богом без посредников.
Секуляризация – процесс выхода различных сфер жизни общества, общественного сознания, социальных отношений и институтов из-под влияния религии, обретение ими светского, мирского характера, отчуждение церковной собственности в пользу государства.
Суннизм – одно из двух основных направлений ислама, признающее наряду с Кораном святость Сунны.
Тотемизм – первобытная форма религии, основанная на вере в то, что сверхъестественным предком (тотемом) и символом конкретного человеческого рода было священное животное, растение либо некое явление природы.
Фетишизм – одна из ранних форм религии, выражающаяся в поклонении неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Шаманизм – распространенная в период разложения первобытнообщинного строя вера в способность особых людей (шаманов) быть посредниками между человеком и духами, предсказывать будущее, вызывать изменения в природе, лечить от болезней, провожать умерших в подземный мир.
Шиизм – одно из двух основных направлений ислама, признающее Коран божественным откровением и исключительное право прямых потомков Мухаммеда (имамов, унаследовавших четвертому халифу Али – двоюродному брату и зятю Мухаммеда) быть наследниками его миссии.
Эсхатология – религиозные учения о конце света, связанные с завершением борьбы доброго и злого начал, сил света и тьмы.
Язычество – собирательное обозначение различных политеистических религиозных верований, обрядов и праздников.
Латинский язык
Вопросы, выносимые на зачет
1. Латинские выражения из учебных пособий по латинскому языку для студентов юридических факультетов.
2. Правила постановки ударения
3. Латинские названия грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж).
4. Структура словарной формы имени существительного
5. Модели словарной формы существительных I, II, III, IV, V скл.
6. Определение основы имени существительного.
7. Определение склонения имени существительного. Признаки 1-V скл.
8. Определение рода существительного.
9. Определение типов существительных III скл.
10. Структура словарной формы имени прилагательного.
11. Модели словарной формы прилагательных 1 группы
12. Модели словарной формы прилагательных 2 группы.
13. Определение основы имени прилагательного.
14. Склонение прилагательных 1 группы.
15. Склонение прилагательных 2 группы.
16. Степени сравнения прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степеней сравнения.
17. Словарная форма и склонение прилагательных в сравнительной степени.
18. Словарная форма и склонение прилагательных в превосходной степени.
19. Неправильные степени сравнения прилагательных.
20. Количественные числительные от 1 до 10.
21. Образование действительного причастия настоящего времени. Словарная форма, склонение, перевод на русский язык.
22. Образование страдательного причастия прошедшего времени. Словарная форма, склонение, перевод на русский язык.
ЛИТЕРАТУРА
Кацман Н.Л., Покровская З.А. Латинский язык: Учебник для студентов высших учебных заведений - 6-е изд. - ("Учебник для вузов"). – М.: ВЛАДОС, 2006.
Нисенбаум М. Е. Латинский язык: Учебник. – М., 2006.
Светилова Е.И. Латинский язык для юристов: Учебник - ("Gaudeamus"). – М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2007.
Логика
Курс логики позволяет приобрести необходимые навыки абстрактного мышления и аргументации, которые широко используются в юридической науке и практике.
Изучение дисциплины способствует формированию мировоззренческой целостности восприятия циклов гуманитарных, социальных, экономических и правовых наук.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 262.