МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

АСТРАХАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Утверждено

На заседании кафедры

« 1 » октября 2010

Зав.каф. С.Р.Шафигулина

 

КАФЕДРА
«ОбщЕгуманитарных и естественнонаучных дисциплин»

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНАМ И ЗАЧЁТАМ,

планы семинаров, тематика контрольных работ

 

 

для заочного отделения

 

Астрахань 2010/2011

 

 

 
 

Культурология

 

Учебная дисциплина «Культурология» изучается в течение 1 и 2 семестров в тесной связи с дисциплинами специальной, профессиональной и гуманитарной подготовки юристов, такими как, философия, теория государства и права, отечественная история и др. Изучение дисциплины способствует формированию мировоззренческой целостности восприятия циклов гуманитарных, социальных, экономических и правовых наук.

Курс «Культурология» позволяет обучающимся приобрести необходимые знания социокультурной плоскости жизни общества, культурного взаимодействия в различных структурах, элементах, социальных институтах общества, ознакомиться с различными типами культур, как за рубежом так и в России. Данные знания могут широко использоваться юристами в профессиональной практике.

 

 

Вопросы, выносимые на зачет

1. Сущность и истоки культурологии как науки.

2. Многозначность понятия культуры. Анализ определений.

3. Культурология, ее место в системе гуманитарных наук.

4. Культурология и история мировой культуры

5. Школы, направления и теории в западноевропейской культурологии 19-20вв.

6. Школы, направления и теории в отечественной культурологии 19-20 вв.

7. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

8. Становление культуры – культурогенез.

9. Морфология и динамика культуры.

10. Функции и социальные институты культуры.

11. Язык и символ в культуре. Культурные коды и межкультурные коммуникации.

12. Культурные традиции. Ценности и нормы.

13. Культурная самоидентичность и культурная модернизация.

14. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры.

15. Восточные и западные типы культур. Специфические и «срединные» культуры.

16. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе.

17. Культура и природа. Культура и глобальные проблемы современности.

18. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

19. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

20. Основные этапы становления и развития отечественной культуры в ХХ веке.

21. Проблема повышения правовой культуры современного российского общества.

22. Проблемы охраны и использования культурного наследия.

23. Современная культурная ситуация в России. Критический анализ.

 

Литература

1. Белик А.А. Культурология. Антропологическая теория культур. - М., 1998. - Гл. 1-2.

2. Викторов В.В. Культурология. Учебник. Издание исправленное и дополненное. – М.: Вузовский учебник, 2008.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Учебник для вузов. – 3-е издание, М.:ЮНИКОН-ДАНА, 2008.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1994. - Часть 1.

5. История мировой культуры. Наследие Запада. - М.. 1998. - Гл. 1-2.

6. Культурология. - Ростов-на-Дону, 1995; Изд. 2. - М.,1997. – Гл. 1-3.

7. Культурология. Теория и история культур. - М., 1996. - Введение.

8. Культурология. - М., 1998. - Гл. 1-5.

9. Культурология. ХХ век. Словарь. - СПб, 1997.

10. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. - СПб, 1998. - Т.1-2.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

ДИНАМИКА И СТАТИКА КУЛЬТУРЫ — противо­речивое единство сохранения, воспроизводства и об­новления, развития её элементов, свойств и отноше­ний. Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые происхо­дят в культуре и во взаимодействии различных куль­тур, выражаются понятием “динамика”.

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. идея — мысль, понятие; ло­гос — учение, теория) — система жизненных, социо-культурных, политических позиций и идей, в к-рых осознается и оценивается отношение людей друг к дру­гу и социальной действительности в целом.

КУЛЬТУРА. Этимологически восходит к латинско­му термину “cultura” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “куль­том”, верой, полагая, что культ — это бутон, из кото­рого произрастает культура. Слово и понятие “куль­тура” используются и применяются в несовпадающих отношениях. Насчитывается несколько сотен теорети­ческих определений (дефиниций) культуры. Ее опре­деляют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно чело­веком, противостоит натуре (природе), как мир ис­кусственных фактов (артефактов); как процесс про­грессирующего самоосвобождения человека; как фор­му традиционного поведения, программу образа жизни и т. д.

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ — процесс до­стижения идентичности, отождествление и приспособ­ление в культуре.

КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communicatio — сообщение, communicare — делать общим, связывать) — процесс взаимодействия между субъек­тами социокультурной деятельности с целью переда­чи или обмена сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством знаковых сис­тем (естественных и искусственных языков).

КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ — 1) процесс раз­вития культуры, соответствующий современным требованиям; 2) концепция, согласно которой фиксируются пути и способы совершенствования “опаздыва­ющих” культур, вхождения их в мировое сообщество.

КУЛЬТУРНАЯ САМОБЫТНОСТЬ — феномен суще­ствования уникальных культурных образований, об­ладающих специфическими чертами и характеристи­ками, не подлежащих заимствованию или передачедругим культурам.

КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ — осозна­ние особенностей своей культуры, ее оценка в исто­рии и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глоба­лизации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ— материальные и ду­ховные ценности, созданные в прошлом, а также па­мятники, историко-культурные территории и объек­ты, значимые для сохранения и развития самобытно­сти того или иного народа, его вклад в мировую цивилизацию.

КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ — признание суще­ствования различных культур как относительно авто­номных образований, отличающихся специфическим на­бором способов социальной практики (способы накоп­ления, творческого преобразования и транслирования социального опыта коллективной жизни), набором ме­тодов осуществления познавательной деятельности, фор­мами представлений, верований и идей, суммой ис­пользуемых языков культуры для символического обо­значения предметов, явлений и процессов окружаю­щего мира.

КУЛЬТУРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — выделение че­ловека из мира культуры и осознание себя в ней, оцен­ка себя как личности.

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ — понятие, очерчивающее стандарты деятельности людей. В них содержатся по­буждения и ограничения, разрешения и запреты.

КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis— множественный) — сосуществование и проявление раз­личных, иногда противоречащих друг другу ценнос­тей, идеалов, мнений, точек зрения и т. д. в рамках единой культуры.

КУЛЬТУРНЫЙ СИНКРЕТИЗМ (от греч. synkretis-mos — соединение): 1) нерасчлененность, отсутствие дифференциации в явлениях культуры. Например, первобытная культура характеризуется слитностью, не­раздельностью искусства, магии, познавательной де­ятельности. В самом искусстве его различные виды — танец, пение, музыка, пантомима, стихосложение и т. д. — также не были отделены друг от друга; 2) внеш­нее, неорганическое смешение разнородных культурных элементов. К. с. такого рода характеризуется высокой степенью эклектичности и проявляет себя в разных сферах культуры. Так

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (от лат. cultura и греч. genesis — возникновение): 1) возникновение культуры как та­ковой; 2) один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении куль­туры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых арте­фактов, не существовавших в культуре ранее.

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ — совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в созна­нии людей, индивидуальном и коллективном, мощно влияющих на него.

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ — материальные продукты, результаты и процессы человеческой дея­тельности; то, в чем овеществляется духовная куль­тура.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, со­ставляющие ее блоки.

СУБКУЛЬТУРА — культура группы людей, объеди­ненных общими интересами в определенной области жизнедеятельности. Рост С. совпал с формированием массовой культуры, становлением постиндустриаль­ного общества, развитием разделения труда и про­фессиональной специализации, укреплением идеоло­гии плюрализма. Среди основных форм выделяют про­фессиональные, возрастные, культурные, региональ­ные и т. д. Примеры субкультур: хиппи, вегетариан­цы, культуристы, различные электронные сообщества и т. д. Функция С. — помогать человеку найти соци­альную и культурную связи с др. людьми.

ИСКУССТВО — особая форма культуры, включает спе­цифические виды познания, деятельности, удовлетворяет индивидуальные и социальные эстетические по­требности; отражая действительность в системе худо­жественных образов, содержит концентрированную информацию о духовной жизни общества.

ЭКОНОМИКА — форма культуры, содержанием ко­торой является материальное обеспечение обществен­ной жизни человека в обществе в результате его ак­тивного целенаправленного воздействия на природу.

КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — глобальный про­цесс сближения национальных культур и ценностей, укрепления культурных, коммуникационных, цивилизационных связей, в ходе которого достижения на­уки и искусства, новые формы социальной и полити­ческой деятельности быстро распространяются и усва­иваются в современном мире, формируя его целостность.

 

Этика

 

Учебная дисциплина «Этика» изучается в течение 3 и 4 семестров в тесной связи с дисциплинами специальной, профессиональной и гуманитарной подготовки юристов, такими как, философия, теория государства и права, культурология, отечественная история и др. Изучение дисциплины способствует формированию мировоззренческой целостности восприятия циклов гуманитарных, социальных, экономических и правовых наук.

Курс «Этика» позволяет обучающимся приобрести необходимые знания в области морально-нравственных отношений в социуме, группе, культуры взаимодействия в различных структурах, элементах, социальных институтах общества. Ознакомиться с основами делового общения специалиста в области юриспруденции. Данные знания могут широко использоваться юристами в профессиональной практике.

 

вопросы, выносимые на зачет

1 Предмет этики, ее структура и место в системе гуманитарных знаний.

2. Функции этики. Роль этики в обновлении общественной жизни.

3. Содержание золотого правила нравственности.
4. Сфера значимости моральных требований.

5. Специфика человеческого бытия в учении Конфуция.

6. Этика буддизма.

7. Этические учения Сократа.

8. Основные идеи этики Эпикура.

9.Этические аспекты учения Аристотеля.

10.Этика эпохи Средневековья и Возрождения.

11.Этические взгляды представителей немецкой классической философии.

12.Этические воззрения русских философов.

13. Марксистская этика и ее специфика.

14. Моралисты нашего времени.

15. Категории этики, их генезис и специфика.

16.Добро и зло как наиболее общая форма нравственной оценки деятельности личности.

17.Моральный долг как потребность служения интересам общества.

18. Совесть как способность человека критически оценивать себя.

19. Свобода как осознанная необходимость.

20. Идеал и смысл жизни.

21. Идея нравственного совершенства.

22. Справедливость как выражение принципа взаимоотношений между людьми.

23. Идеал милосердия в различных культурных традициях.

24.Профессиональная этика юриста. Ее сущность и особенности.

25.Признаки, характеризующие особенности профессиональной деятельности.

26.Основные морально-нравственные качества личности сотрудников правоохранительных органов.

27.Нравственные начала служебных отношений и деловой активности.

28. Нравственный аспект взаимосвязи целей, средств и результата правоохранительной деятельности.

29. Соотношение нравственных принципов и правовых норм.

 

План семинарского занятия

Вопросы:

1. Категории этики, их генезис и специфика.

Добро и зло, свобода, совесть, долг и др.

2. Профессиональная этика юриста.

а) Мораль и право.

б) Специфика профессиональной этики юриста.

ЛИТЕРАТУРА

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М.: Гардарики, 2007.

Гусейнов А.А. Введение в этику. - М., 1985

Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. - Минск, 1997.

Словарь по этике / Под ред. Гусейнова А.А. - М., 1989.

Филатова О.Г. Этика. Конспект лекций. — СПб., 2000.

Этика. Пособие для подготовки к экзаменам. — М., 2000.

 

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Содержание зачета

  1. Чтение текста. Письменное формулирование трех вопросов к тексту.
  2. Устное изложение любой пройденной темы.

 

Содержание экзамена

1. Проверка умения читать вслух и переводить со словарем текст, освещающий вопросы по специальности студента.

2. Сделать устное сообщение на темы, связанные с жизнью студента, отдыхом, учебным заведением, будущей специальностью.

Участвовать в беседе по заданной ситуации общения.

 

  1. Существительное, образование множественного числа.
  2. Порядок слов английского предложения.
  3. Типы вопросов в английском языке.
  4. Притяжательный падеж существительного.
  5. The Present Simple Tense.
  6. The Future Simple Tense.
  7. Модальные глаголы can, may, must и их эквиваленты.
  8. Местоимения some, any, no и их производные.
  9. The Past Simple Tense.
  10. The Past Continuous Tense.
  11. The Present Perfect Tense.
  12. The Past Perfect Tense.
  13. Пассивный залог (Present, Past, Future Simple Passive).
  14. Согласование времен.
  15. Much, many, few, little.
  16. Глагол to have и оборот to have (has) got.
  17. Артикль с именами собственными и вещественными.

 

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Содержание зачета

  1. Чтение текста. Письменное формулирование трех вопросов к тексту.
  2. Устное изложение любой пройденной темы.

 

Содержание экзамена

1. Проверка умения читать вслух и переводить со словарем текст, освещающий вопросы по специальности студента.

2. Сделать устное сообщение на темы, связанные с жизнью студента, отдыхом, учебным заведением, будущей специальностью.

Участвовать в беседе по заданной ситуации общения.

 

  1. Lesen und übersetzen Sie den Text mit Helfe des Wörterbuches.
  2. Referieren Sie den Zeitungsartikel.
  3. Erzählen Sie Ihren Lebenslauf.
  4. Erzählen Sie über den Lebenslauf eines berühmten Deufschen
  5. Erzählen Sie über Ihren Arbeifstag.
  6. Erzählen Sie über den Arbeifstag Ihrer Freundin (Ihres Freundes)
  7. Erzählen Sie über den Arbeifstag Ihrer Freundin (Ihres Freundes)
  8. Erzählen Sie über die Hauptstadt Russlands.
  9. Erzählen Sie über r die Haupfstadt Deutschlands.
  10. Erzählen Sie über einen berühmten juristen.

 

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Содержание зачета

Чтение текста. Письменное формулирование трех вопросов к тексту.

Устное изложение любой пройденной темы.

 

Содержание экзамена

Проверка умения читать вслух и переводить со словарем текст, освещающий вопросы по специальности студента.

Сделать устное сообщение на темы, связанные с жизнью студента, отдыхом, учебным заведением, будущей специальностью.

Участвовать в беседе по заданной ситуации общения.

  1. Passé composé
  2. Future Simple.
  3. Le nom.
  4. Imparfait.
  5. Présent.
  6. Plus-que-parfait.
  7. Множественное число существительных.
  8. Артикль (определенный, неопределенный).
  9. Сложное предложение.
  10. Местоимения (личные, указательные, притяжательные, неопределенные, вопросительные).

 

Философия

Курс «Философия» позволяет обучающимся приобрести необходимые навыки творческого мышления, которые широко используются в юридической науке и практике.

 

Вопросы, выносимые на экзамен

  1. Мировоззрение, структура, содержание, типы.
  2. Мифологическое и религиозное мировоззрение.
  3. Особенности философского мировоззрения.
  4. Мораль и право. Мораль и политика.
  5. Бытие как исходная философская категория.
  6. Проблема человека. Историко-философский аспект.
  7. Понятия: индивид, индивидуальность и личность.
  8. Сущность, природа, предназначение человека.
  9. Проблема жизни, смерти и бессмертия.
  10. Сознание: историко-философский аспект.
  11. Сознательное и бессознательное.
  12. Проблема познания в истории философии.
  13. Структура процесса познания: уровни и формы.
  14. Обыденное и научное познание.
  15. Концепции истины в теории познания.
  16. Общество как предмет философского анализа.
  17. История как предмет философии.
  18. Духовная жизнь общества.
  19. Культура как предмет философского анализа.
  20. Категория «сознание». Сущность и происхождение сознания.
  21. Сознание и мышление, сознание и язык.
  22. Мораль и моральное сознание.
  23. Мораль и право. Мораль и политика.
  24. Философия Древней Индии.
  25. Философия Древнего Китая. Конфуций – родоначальник китайской философской мысли.
  26. Даосизм.
  27. Античная философия. Основные этапы. Характерные черты. Проблема первоначала.
  28. Гераклит как представитель античной натуралистической школы.
  29. Пифагор и его школа.
  30. Философия элеатов: Парменид, Зенон.
  31. Философия Сократа.
  32. Платон и его философия объективного идеализма.
  33. Аристотель – вершина античной философии .
  34. Философия эпохи Средневековья. Основные идеи и принципы.
  35. Философия эпохи Средневековья. Основные идеи и принципы.
  36. Фома Аквинский и философская схоластика.
  37. Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм.
  38. Философия Нового времени. Эмпиризм Ф. Бекона.
  39. Философия Нового времени. Рационализм Р. Декарта.
  40. Философия эпохи Просвещения.
  41. Немецкая классическая философия. Им. Кант – родоначальник немецкой классической философии.
  42. Г.В.Ф. Гегель и его философия абсолютного идеализма.
  43. Л. Фейербах, философия антропологического материализма.
  44. Марксистская философия.
  45. Современная западная философия. Основные этапы, характерные черты, круг проблем.
  46. Экзистенциальная философия.
  47. «Философия жизни» Ф. Ницше.
  48. Философия позитивизма.
  49. Психоаналитическая философия.
  50. Русская философия: основные этапы, характерные черты, круг проблем.
  51. Вл. Соловьев и его философия Всеединства.
  52. Н. Бердяев, его философия свободы, творчества и отчуждения.
  53. «Западники» и славянофилы.

 

План семинарского занятия

Тема: Социальная философия.

Вопросы:

1. Социальная философия как теория и методология познания общества. Место социальной философии в системе научного знания.

2. Развитие социально-философской проблематики в ХIХ-ХХ вв. (позитивистская, марксистская и иррационалистические традиции).

3. Общество как система: структура, функционирование, развитие. Диалектика исторического процесса.

4. Общество и природа. Проблемы демографии и экологии в современном мире.

литература

Философия: Ученое пособие / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 5-е изд. 2009.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: Юнити, 2003.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ

АГНОСТИЦИЗМ - воззрение, согласно которому мир принципиально непознаваем.

АКСИОЛОГИЯ - учение о ценностях, раздел философии.

АНОМИЯ - состояние общества, в котором одни нормы уже потеряли силу, а другие ещё не установились.

АНТАГОНИЗМ - противоречие, разрешение которого возможно только через уничтожение одной из сторон.

АНТИНОМИЯ - противоречие между одинаково обоснованными, но взаимно исключающими суждениями.

АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс становления человека и человечества.

АНТРОПОЛОГИЯ - учение о человеке.

АНТРОПОМОРФИЗМ - перенесение присущих человеку свойств на природу, окружающий мир.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек занимает центральное место в мироздании.

АПОСТЕРИОРИ – знание, полученное на основании опыта.

АПРИОРИ - знание, предшествующее опыту и независимое от него.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психологических процессов, актов, состояний, во влиянии которых человек не отдаёт отчёта.

БЫТИЕ - основополагающая, предельно общая абстракция: свойство быть. Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного (идеального); 4) бытие социального.

ВОЗМОЖНОСТЬ - тенденции развития наличной действительности.

ВОЛЮНТАРИЗМ - воззрение, признающее основой мира волю субъекта.

ВОЛЯ - сознательная или бессознательная устремленность человека на те или иные действия.

ВОСПРИЯТИЕ – отражение объекта в целом при непосредственном взаимодействии с ним.

ВРЕМЯ – форма бытия, характеризуемая следующими свойствами: длительность, последовательность изменения и развития.

ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение; процесс развития, приведший к определенному состоянию, предмету, явлению.

ГЕРМЕНЕВТИКА – учение о понимании.

ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания, раздел философии, в котором изучается природа познания, условия его истинности.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – общественные отношения, в основе которых механизм самоуправления.

ДВИЖЕНИЕ- взаимодействие и изменение свойств, отношений, состояний.

ДЕДУКЦИЯ - процесс, идущий от общего к частному или менее общему.

ДЕИЗМ-воззрение, согласно которому Бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - наличное бытие: здесь и сейчас, бытие сущего в действии.

ДЕТЕРМИНИЗМ – учение об изначальной взаимозависимости всего, отрицающее наличие свободы; способ объяснения, который основывается на принципах причинности и закономерности.

ДИАЛЕКТИКА - 1) учение о развитии, универсальных связях мира, всеобщей изменчивости, о раздвоении единого на противоположности; 2) основанный на этом учении метод познания.

ДУАЛИЗМ - воззрение, признающее равноценность двух основ мира: материи и сознания.

ДУХ – невещественное начало мира.

ЗАКОН – существенная, устойчивая, повторяющаяся и необходимая связь.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – форма конкретного проявления закона.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны с той или иной степенью приближения.

ИДЕАЛИЗМ – направление в философии, утверждающее первичность сознания над материей, идеальное как основание всего сущего

ИДЕАЛЬНОЕ – форма бытия; невещественное, недоступное чувственному познанию.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – 1) механизм социализации: объединение субъектом себя с другим субъектом на основании установившейся между ними эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов поведения другого; 2) установление тождества.

ИДЕОЛОГИЯ – мировоззрение социальной группы, выраженное в теоретической форме.

ИДЕЯ – "смысл", "значение", "сущность"; форма познания: формулирование обобщенного теоретического принципа, объясняющего закон объекта познания.

ИМПЕРАТИВ – общий закон, высшее требование, важнейший принцип, который определяет, что должно делать и как исполнять обязательное.

ИНДИВИД – конкретный представитель рода человеческого.

ИНДУКЦИЯ – способ рассуждения от частного к общему.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – учение об иррациональности бытия и природы человека; основанный на этом учении метод познания.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – недоступное разуму, бессознательное, не подчиняющееся законам логики.

ИСТИНА – соответствие знания объекту познания; духовная реальность в ее информационном и целостном аспектах. Истина может быть абсолютной и относительной.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – учение, согласно которому ценности, значения, истина – результат договора между людьми.

КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ – средство проверки истинности; признак истинности.

КУЛЬТУРА – способ бытия личности и общества; мир значимого для человека.

ЛЕГИТИМАЦИЯ – общественное признание какого-либо действия, личности, события или факта.

МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, рассматривающее материю как основание всего сущего, сознание как свойство материи: материя первична, сознание вторично.

МАТЕРИЯ – объективная реальность.

МЕТАФИЗИКА – 1) синоним философии; 2) наука о сверхчувственных принципах и началах мира; 3) метод познания, который рассматривает объекты как неизменные и независимые друг от друга, отрицает противоречие как источник развития.

МЕТОД – система взаимосвязанных правил (требований), ориентирующих субъекта в его познавательной и предметно-преобразующей деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ – система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

МИР – все существующее, все сущее.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов личности, социальной группы на мир, выражающая их отношение к действительности.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы: умозрительное истолкование природы как целого (античная философия); учение о природе, свободное от религиозного воззрения в средневековой философии.

НАУКА – система знания и деятельность по его получению.

НЕБЫТИЕ – бытие в отрицании.

ОБЩЕСТВО – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – направление в философии, согласно которому идеальное – основа всего сущего – независимо от субъекта познания.

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии, раздел философии.

ПАРАДИГМА – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

ПАТРИСТИКА – религиозная философия периода поздней античности (I – V вв.).

ПЕРВОНАЧАЛО – то, что содержится во всех вещах, из чего произошли все вещи, и во что они превращаются.

ПЕРСОНАЛИЗМ – направление современной религиозной философии, признающее личность ("персона") высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением активности "верховной персоны" – бога.

ПОЗНАНИЕ – процесс творческой деятельности людей, формирующий их знание.

РАЦИОНАЛИЗМ – воззрение, признающее разум источником познания и критерием его истинности.

РЕАЛЬНОСТЬ – единство возможного и действительного, ставшего и становящегося.

РЕЛЯТИВИЗМ – воззрение, признающее относительными все знания и ценности.

СЕНСУАЛИЗМ – учение в гносеологии, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств. Сенсуалисты полагают, что разум не способен дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

СКЕПТИЦИЗМ – направление в философии, сторонники которого признают познаваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знаний.

СОЗНАНИЕ – субъективная реальность.

СХОЛАСТИКА – 1) средневековая философия в период зрелости; 2) метод мышления, черты которого: некритическое следование авторитету, догматизм, умозрительность, отсутствие систематического эмпирического наблюдения, преобладание дедукции.

ТЕЛЕОЛОГИЯ – учение о целесообразности всего сущего, о цели как причине существования.

ТЕОЛОГИЯ – учение о мире, построенное в логических формах на основе текстов, принимаемых как свидетельство бога о самом себе (как откровения).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – направление в современной философии, которое определяет характеристики бытия через размышления сознания о своих актах и о данном в них содержании.

ФИЛОСОФИЯ – рефлективно-теоретическая система, выражающая наиболее общее видение мира как целого, и система принципов, которая учит "искусству жить" разумно; наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.

ФУТУРОЛОГИЯ – наука о будущем.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – 1)социальное бытие культуры; 2) качественная характеристика общества (социальные отношения, технология, уровень культурного развития людей, предоставление гражданских свобод); 3) период развития общества; 4) техническая сторона культуры.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ – существование, характеризующееся конечностью.

ЭМПИРИЗМ – направление в гносеологии, которое рассматривает опыт как единственный источник знания.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ – основанный на опыте.

ЯЗЫК – система знаков, служащих средством общения, мышления, выражения.

 

 

Социология

 

Курс социологии позволяет приобрести необходимые навыки ориентации в социальной плоскости жизни общества, её структурах, элементах, социальных институтах. Данные знания широко используются в юридической науке и практике.

 

Вопросы, выносимые на зачет

 

1. Социология как наука и учебная дисциплина.

2. Предмет и объект изучения социологии.

3. Структура социологического знания. Его функции и уровни.

4. Развитие классического периода социологии.

5. Понятие и признаки общества.

6. Социальные институты.

7. Культура как объект социального познания.

8. Общая характеристика социологии личности.

9. Социализация личности.

10. Социальный контроль и самоконтроль.

11. Социальные нормы: понятие и виды. Девиантное поведение.

12. Понятие социальной структуры общества. Причины социальной дифференциации.

13. Социальная стратификация: понятие и статусные признаки.

14. Социальная группа: понятие и типология.

15. Социальная мобильность: понятие и виды.

16. Сущность, виды и функции социальных институтов.

17. Семья как важнейший социальный институт.

18. Сущность методологии социологического анализа.

19. Методика и техника сбора социологической информации.

20. Сущность социального движения и его разновидности.

21. Особенности духовной культуры в современной России.

22. Россия в мировом сообществе.

23. Социальные изменения в обществе.

24. Виды социальных процессов.

25. Социальные движения.

26. Социальный конфликт: понятие, стадии, пути разрешения.

 

Литература

Кравченко А.Н. Социология: Учебник для вузов. Изд. 2-е доп. – М.: 2006.

Социология: Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. Изд. 3-е доп. и пер. – М.: Юнита-Дана, 2006.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. Под ред. В.И.Добренькова.-М.: 1998.

Русский язык и культура речи

Вопросы, выносимые на зачет

1. Понятие о языке.

2. Понятие о языковой норме.

3. Функциональные стили русского языка.

4. Важнейшие черты разговорного стиля русского языка.

5. Важнейшие черты публицистического стиля русского языка.

6. Важнейшие черты официально-делового стиля русского языка.

7. Важнейшие черты научного стиля русского языка.

8. Морфологический принцип русской орфографии.

9. Фонетический принцип русской орфографии.

10. Традиционный принцип русской орфографии.

11. Факторы, влияющие на смысловую точность речи.

12. Синонимы: определение, понятийные и стилистические синонимы, понятие о доминанте, функции синонимов.

13. Антонимы: определение, градуальные и контрадикторные антонимы.

14. Омонимы и паронимы.

15. Термины: определение, пути образования терминов, принципы использования.

16. Профессионализмы: определение, отличие профессионализмов от терминов, принципы использования профессионализмов.

17. Общая характеристика активного и пассивного словаря.

18. Особенности употребления устаревших слов.

19. Особенности употребления неологизмов.

20. Особенности употребления иноязычной лексики.

21. Арго: определение, отличия арго от литературного языка, три источника формирования арготического словаря.

22. Управление как вид синтаксической связи. Конструкции с управлением в официально-деловом стиле.

23. Согласование как вид синтаксической связи. Трудные случаи согласования.

24. Конструкции с отглагольными существительными в текстах официально-делового стиля.

25. Параллельные синтаксические конструкции в текстах официально-делового стиля.

26. Порядок слов в текстах официально-делового стиля.

27. Однородные члены предложения в текстах официально-делового стиля.

28. Правила образования сложных предложений.

29. Юридические тексты: определение и основные требования к их составлению.

30. Основные требования, предъявляемые к судебной речи.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

1.Буква -О- пишется в слове

А) выск…чить; Б) ур…вновешенный; В) зараж…н; Г) смеш…н.

 

2.Буква -Е- пишется в слове

А) непр…менно; Б) изв…нение; В) кр…минальный; Г) пр…чудливый.

 

 

3.НИ пишется в предложении

А) Нельзя н… признать вашей правоты.

Б) Н… тот или иной вид оружия, а правое дело даёт истинное превосходство над врагом.

В) Это была н… самая приятная встреча.

Г) Кого н… спроси, все молчат!

 

 

4.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

А) об испугавш…йся дочер…;

Б) в застывш…м ине…;

В) в древн…й истори…;

Г) свеж…м дуновени…м.

 

5.Укажите пример с ошибочным образованием формы слова

А) позже;

Б) пара сапог;

В) в трёхстах километрах;

Г) подписанные договора.

 

Литература

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М., 1981.

Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2001.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

ЭкономиКА

 

Вопросы, выносимые на зачет

1. Определение экономики и её виды.

2. Типы экономических систем

3. Понятие национальной экономики

4. Особенности экономики России

5. Интернационализация экономической деятельности

6. Интеграция России в мировую экономическую систему

7. Основные макроэкономические показатели

8. Роль государства в экономическом регулировании

9. Рынок, его основные черты

10. Функции рынка

11. Классификация рынков.

12. Рынок совершенной конкуренции

13. Рынок несовершенной конкуренции

14. Рынок олигополии

15. Рынок чистой монополии

16. Рынок труда

17. Рынок капитала

18. Факторы производства

19. Спрос

20. Предложение

21. Эластичность спроса

22. Конкуренция

23. Инфляция, безработица

24. Понятие мирового хозяйства

25. Основные формы МЭО

26. Издержки и прибыль предприятия

27. Понятие открытой и закрытой экономики

28. Собственность и её виды

29. Финансовая политика

30. Платежный баланс

 

 

Литература

Экономика: учебник / Под ред. д. э. н., проф. Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2005.

Курс экономической теории / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. – М., 2007.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2007.

 

 

Религиоведение

 

Вопросы, выносимые на зачет

1. Предмет религиоведения.

1. Отличительные особенности теологии и религиоведения.

2. Греко-римский период раз

Дата: 2016-10-02, просмотров: 176.