Глава 3. Физическая и технико-тактическая педагогика в Fighting motion .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1. Правильное дыхание-основа всесторонней подготовки бойца.

Еще в древнейших индийских письменных источниках (Ведах и Упанишадах) дыхание (Прана) отождествлялось с жизнью духа и тела. Сегодня благодаря достижениям биологии, физиологии, биохимии, биомеханики мы прекрасно знаем о той исключительной роли, которую играют дыхательная и кровеносная системы для жизнедеятельности всего нашего организма. Знаем, но далеко не всегда успешно используем это знание на практике. Представляется, что если бы человек не был отягощен техническими благами современной цивилизации, а по-прежнему ежедневно пробегал огромные расстояния в поисках дичи, добывал мясо и защищал свою жизнь в жестоких, практически рукопашных схватках с дикими животными, короче говоря, по-прежнему вел первобытное существование, то наверняка сама психофизическая и биосоматическая система жизнедеятельности позаботилась бы о правильной и эффективной постановке дыхательного процесса автоматически, на уровне условных рефлексов. Ведь не думаем же мы о дыхании при еде или во время сна. Зато мы тут же начинаем испытывать недостаток воздуха и усталость, едва лишь приступаем к тяжелой физической работе. Тело, увы, перестало служить изнеженному человеку как безотказная выносливая боевая машина. А раз так, то вопрос постановки правильного дыхания в режиме повышенной интенсивности жизнедеятельности был и продолжает оставаться крайне актуальным.

Итак, уже из краткого обоснования актуальности проблемы постановки правильного дыхательного режима ясно, что ритм и интенсивность дыхания напрямую зависят от интенсивности движения, работы, двигательного действия. Кроме того, обычно частота дыхания резко повышается, когда человек начинает испытывать сильные эмоции, переживания страха, возбуждения, стыда, радости. Иногда же человек, наоборот, в состоянии шока, сильного удивления, ужаса, забывает дышать на какое-то небольшое время, а потом автоматически восполняет кислородное голодание учащенным дыханием.

В зависимости от специальной тренировки и от объема грудной клетки разные люди имеют, соответственно, и различные возможности при задержке дыхания, скажем, под водой. Изменяется частота дыхания в высокогорных и прибрежных районах, при сильном ветре, на жаре, при охлаждении, прочее. Так что режим дыхания зависит от комплексной психофизической и биосоматической нагрузки, а не только от чисто физической или двигательной работы. Как же учесть столь сложный многопрофильный фактор для правильной корректировки дыхания? При перспективном, долгосрочном, практическом привыкании…. никак, вернее организм, тело сами подстроятся под новые условия автоматически. А вот в самом начале адаптационного процесса желательно знать и уметь воспроизвести ряд дыхательных упражнений и режимов. Отсюда простейшие требования к постановке правильной системы дыхания. Их, в общем-то, не так уж много. Перечислим основные моменты в порядке возрастания сложности.

Дышать всегда следует свободно и, по возможности, ровно, то есть без резких ускорений и замедлений, остановок, перерывов, задержек.

Восстановить недостаток кислорода, например, при выбросе адреналина в крови, можно за счет прокачивания легких, путем выполнения нескольких вентилирующих глубоких вдохов и выдохов.

Поддержать дыхание можно с помощью движений или, наоборот, нужно приурочить режим дыхания к этим движениям: при приседании и наклоне, при сведении и опускании рук следует выдох; при разгибе, вставании, подъеме и разведении рук следует вдох. Таким образом, движение помогает работе диафрагмы.

Выдох почти всегда сопровождает самую интенсивную часть каждого фрагмента физической работы: удар, бросок, резкое отталкивание, приземление. Кроме тех моментов, когда требуется набор воздуха (вдох) для улучшения аэродинамических свойств, то есть для облегчения отрыва от земли и поднятия в воздух: прыжок, подтягивание или подбрасывание вверх собственного тела (взлет).

Если двигательные фрагменты и сопровождающие их выдохи быстро сменяют друг друга, не давая возможности глубоко вздохнуть, то быстрые, поверхностные вдохи следует делать между движениями, на момент окончания каждого из них, как бы «на паузе». Очень похоже на режим дыхания при ручной накачке автомобильной шины, проводимой в быстром темпе.

Вообще, комплексное дыхание включает в себя дыхание верхнее (верхушками легких или грудное), среднее (межреберное) и нижнее (брюшное или животом). Последовательность фаз комплексного дыхания на каждом вдохе и выдохе напоминает набор и выпуск чернил в поршневую ручку или жидкости в шприце. Сначала заполняется воздухом нижний объем (живот, брюшной отдел), затем средний (межреберная часть) и в заключение верхний объем (грудной отдел). В той же последовательности воздух стравливается наружу (живот, ребра, грудь). Но это лишь в идеале, при равномерном и глубоком дыхании, обеспечивающем балансировку всего тела и организма.

В реальной практике акценты на «верхнее», «среднее» и «нижнее» дыхание ставятся разные в зависимости от ситуации. Среднее дыхание, как правило, совсем выпадает или становится чисто проходящим, неакцентным. Нижнее дыхание используется в тех случаях, когда есть возможность провентилировать легкие без непосредственной для себя опасности, например, из-за мгновенной атаки находящегося рядом, в непосредственной близости противника. Или как раз намереваясь атаковать быстро и энергично. Верхнее дыхание незаменимо при активном и быстром выполнении разнообразных, сменяющих друг друга действий без остановки и отдыха, так сказать, не выходя из режима повышенной интенсивности жизнедеятельности.

Существенную помощь в регулировке дыхания оказывает двусложное звукоизвержение (крик, клич): а-хе, э-го, асс-а, барр-а, ки-йа, ур-а, ки-хап. Сопровождающий каждое резкое движение или удар голосовой шум представляет собой некое слитное междометье, состоящее из двух слогов:

- первого сильного, акцентного, выполняемого на выдохе;

- второго слабого, выполняемого за счет частичного вдоха.

В каждом из них фаза концентрации сменяется фазой расслабления, а выброс воздуха из легких дополняется частичным воздушным забором (взятием).

Все изложенные выше правила и принципы постановки «правильного дыхания» так или иначе применяются в Fighting motion в разных фазах, моментах развития, развертывания боевого прикладного движения.

Основным же регулятором дыхания выступает технико-тактический рисунок, решение, композиция. Общий принцип довольно прост:

- на увеличенной дистанции (вне угрозы) дыхание, по большей части, брюшное;

- на дистанции поражения, в непосредственной близости и при обмене ударами – приемами дыхание, как правило, грудное;

- звукоизвержение выступает в качестве постоянного сопровождения, фона для наиболее резких движений, для своих ударов; для концентрации при приеме чужих ударов.

Грамотно организованная система дыхания играет основополагающую, но далеко не исчерпывающую роль в подготовке бойца. В частности, она способствует росту выносливости, силовых и скоростных качеств, но ни одно физическое качество или способность нельзя довести до необходимой кондиции без общих и специальных физических тренировок, являющихся темой дальнейшего разговора.

 

3.2. Общая и специальная физическая подготовка Fighting motion

Под термином «общая физическая подготовка» в нашем случае имеется в виду процесс получения базовой системы психофизических навыков, необходимых для любого из трех уровней проекта Fighting motion (Прикладное Боевое Движение): без оружия, синтетическом и с любым холодным, а иногда и огнестрельным оружием по выбору бойца. Соответственно, под специальной физической подготовкой подразумевается базовая система навыков второго порядка, играющая роль фундамента для технико-тактических приемов, моделей, программ какого-то одного из трех проектных уровней. Что конкретно включают в себя базовые системы физической подготовки первого и второго порядков (или общей и специальной физической подготовки)? Организация, состав и структура физической, а правильней будет сказать психофизической подготовки первого порядка включает следующие разделы:

1. поставленную и ориентированную на контактный поединок систему дыхания (которая разбиралась выше);

2. устойчивую и тренированную в режиме активной медитации психику;

3. развитую систему двигательной координации (двигательный анализатор), предполагающую целый ряд моментов:

- умение за счет хорошо тренированного вестибулярного аппарата мгновенно находить и сохранять статическое или динамическое равновесие;

- слаженную работу тазобедренного участка тела, плечевых, локтевых и кистевых, коленных и голеностопных суставов, позволяющую запускать по всему телу возвратно-поступательные волнообразные движения от физического центра тяжести (в районе пупка) до кончиков пальцев рук и ног;

- навыки уравновешенной ударной работы рук и ног, создающие условия для максимальной взаимозаменяемости конечностей в атаке;

- чувство дистанции и времени, влияющее на автоматический выбор ударного или защитного рычага, части тела (локоть, кисть, колено, стопа);

- определенную гибкость, позволяющую уклониться и избежать удара, захвата;

- прыгучесть, то есть способность легко уйти от подсечки, разорвать или, наоборот, резко сократить дистанцию, поднявшись в воздух;

- тренированную опорно-двигательную систему, не отвлекающую на себя внимание в момент решения технико-тактической задачи и не вызывающую усталость в процессе постоянного качания маятника, выполнения стэповых микросмещений, челночных передвижений и так далее;

- умение производить скользящие подъезды и отъезды по отношению к противнику за счет группировки, правильного распределения массы тела и хорошей инерции движения;

- хорошее чувство ритма, умение держать и менять ритм двигательного действия, переходить от монотонного исполнения к ускорению, чередовать физический взрыв и состояние расслабленности.

В принципе, многое из указанной базовой психофизической подготовки можно развивать вне технико-тактических тренировок. Но поступать так совершенно неразумно и нецелесообразно. Гораздо логичнее отшлифовать все без исключения компоненты базовых физических качеств в контексте изучения общих для трех уровней боевого прикладного движения техники и тактики. То же самое можно сказать и относительно специальной физической подготовки, которую вообще трудно себе представить без техники боя того или иного уровня.

Именно технико-тактические занятия дают возможность развить до нужной степени стретчинг (растяжку) и левостороннюю координацию на первом, безоружном уровне рассматриваемого педагогического проекта; отточенную реакцию, точность и экономность движений – на втором; правостороннюю координацию и гибкость кистевого, лучезапястного отдела, гимнастику и акробатику третьего уровня, то есть уровня боевого движения с оружием. Поэтому главный педагогический принцип в физической подготовке бойца-танцора требует заниматься ею только в контексте отработки техники и тактики боевого прикладного движения.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 226.