Активная медитация (в отличие от пассивной) – это не подготовка к деятельностному процессу, не настрой на активность, а непосредственно сам процесс, сама деятельность, несущая на себе отпечаток личности. Это состояние растворенности сознания личности в акте, в процессе активного творчества, активной творческой деятельности. Это процедура самовыражения человеческого «Я» через творчество. [см.А.А.Передельский, 2008, С.128-150].
Активно медитирующий человек сливается с любимым делом, забывает о времени, о голоде, о жажде. Его не беспокоят посторонние мысли и чувства. Он настроен на одну единственную волну – волну своего творчества.
Понятно, что одна и та же деятельность может быть творческой и далекой от творчества, то есть содержащей или не содержащей в себе отпечаток самовыражающейся личности художника, поэта, музыканта, скульптора, единоборца, одним словом – творца. Активная медитация как раз и выступает той знаковой процедурой, которая объединяет противоположные друг другу субъект и объект в одно неделимое целое, в единый субстрат, существо, квинтэссенцию творческой деятельности. Поэтому только на основе активной медитации становится возможным настоящее искусство. Шедевр рождается в том случае, когда художнику удается постичь, почувствовать предмет изнутри, эмпатически осознать себя в этом предмете. Например, почувствовать суть, природу камня – означает понять, что эта суть, природа, на самом деле, есть не что иное, как заложенная в камень, слившаяся, единая душа художника, камня и изображаемого образа.
Для единоборца активная медитация служит механизмом слияния с противником в одно целое и механизм управления этим подвижным целым на основе законов самой целостности.
Активная медитация включает три (в ряде источников называется два) уровня. Отсюда выделяются три стадии активной медитации: одноточечная, фрагментарная, скользящая. Эти уровни-стадии взаимосвязаны, но, одновременно, и самодостаточны. Они знаменуют собой переход от владения частью к владению целым. Истинное мастерство и, тем более, искусство базируется на современном владении целостностью. Но медитировать можно на каждом из трех уровней отдельно, чтобы в итоге объединить их на высшем уровне скользящей медитации.
Одноточечная активная медитация построена на многократном повторении и вживании в некую простую или даже сложную составную операцию, которая воспринимается как единая и завершенная. Внимание медитирующего всецело поглощено отражением одной локальной точки, области, зоны оперативной деятельности, имеющей четкие и относительно небольшие пространственно-временные контуры. В качестве одноточечной операции могут выступать двигательные действия, мыслительные процедуры, элементы осязания, звукоизвержения, вербальность (речевого) и зрительно-текстового плана, вкусовые качества. Главное, объединяющее все перечисленные оперативные моменты начало заключается в признании их процессуального характера. Одноточечная медитация реализуется на процессах и в процессах, причем, процессах до такой степени небольших по протяженности и длительности, чтобы восприниматься и рассматриваться в качестве одномоментных, единых, завершенных, самодостаточных (имеющих начало, развертку, окончание). Приведем несколько примеров.
Певцы и музыканты (духовики, струнники, народники) регулярно и по многу раз воспроизводят одни и те же звуки, добиваясь нужной высоты, точности и четкости убывающего или нарастающего звучания. Делается это для того, чтобы в самый ответственный момент, во время концерта в составе оркестра или в сольном исполнении данные ноты прозвучали не просто чисто, но с «душой». Тогда ценители начинают ассоциировать личность певца или музыканта с музыкальным пассажем, высокой нотой, прочее. «Это тот оперный певец, который берет верхнее си бемоль», - восхищаются театралы. «А у этого скрипача прекрасно получаются нюансы: крещендо и диминуэндо», - обсуждают любители музыки.
У спортсменов одноточечная активная медитация используется при отработке отдельно взятых приемов: толчка, старта, рывка, броска, удара, пируэта, прыжка, прочее. У художников также есть излюбленные приемы по отработке мастерства и авторского стиля, которым уделяется особое внимание, и которые становятся объектом и полем для активной медитации.
Существуют, довольно часто встречаются особенно в монотонной деятельности, не требующей высокой квалификации (сельскохозяйственный труд, горнорудное дело, земляные работы, разгрузка-погрузка и так далее) операции, настолько отупляющее-однообразные, что без применения одноточечной активной медитации (позволяющей забыться, выключить сознание, мысли, эмоции) их выполнение просто невозможно, сводит с ума. Другое дело, что активно медитирующий человек в большинстве случаев и не подозревает, что он медитирует. Просто включается неосознанный защитный психофизический механизм, механизм психического самосохранения. Подобно тому, как под действием сходного, аналогичного механизма даже довольно бодрый студент засыпает на нудной, скучной лекции, монотонно, неэмоционально говорящего профессора.
Второй, более высокий и сложный уровень активной медитации – фрагментарный – требует, соответственно, и более искусного владения уже не одной отдельно взятой операцией, а целым небольшим комплексом, взаимосвязанных операций. В музыке таким комплексом выступает музыкальная фраза, в изобразительном искусстве – набросок, в спорте – двигательная связка приемов. На уровне фрагментарной активной медитации некая небольшая, но слитая или слитная комбинация элементов воспринимается и воспроизводится как сложная целостность, позволяющая выстроить определенную логику, инерцию процессуального перехода, как бы скольжения от одного элемента, части - к последующим звеньям общей комбинации. Возвращаясь к примерам из области музыки, можно вспомнить такие формы, как гамма, этюд. Этюды и фрагментные (фрагментарные) зарисовки практикуются художниками. А у представителей целого ряда видов спорта фрагмент двигательного действия вообще заложен как базовая основа (техника метания, прыжка, стиль плавания, лыжного хода).
В единоборствах фрагментарная активная медитация незаменима при отработке стандартных атакующих, защитных, контратакующих комбинаций, создающих, так называемую, коронную технику, то есть личную, строго индивидуальную, излюбленную технику, которая превращается в индивидуальный стиль, выразительный почерк мастера.
Скользящая активная медитация – это третий и самый совершенный уровень, стадия активной процессуальной медитации, вбирающая в себя все предыдущие. Главное ее отличие заключается в свободе от пространственно-временных и технико-тактических ограничений. Основное требование к ней – максимальная адекватность природе того процесса, на котором осуществляется скользящая активная медитация. Это уровень совершенного, свободного, раскрепощенного владения, высшего мастерства всем процессом, каким бы большим и сложным он не был, будь то музыкальная импровизация или художественное полотно. Скользящая активная медитация и мастерство неотделимы друг от друга и выступают условием взаимного существования. Данная гармония отличает ремесленника или мастера лишь по названию от истинного мастера-художника, мастера-творца. В спорте, имеющем сходство с искусством в эстетической деятельности, но искусством не являющимся, скользящая активная медитация, к сожалению, не применима. Соответственно, не применима она и в спортивных единоборствах.
Но единоборства – это не только спорт, но и искусство, поэтому в своем апогее, превращающем единоборство в художественную деятельность, в искусство, мастерство единоборца обязательно предполагает использование скользящей активной медитации. Мало того, одно не может существовать без другого. Таким образом, Fighting Motion - модель, претендующая на статус искусства – практикует все уровни активной медитации как цель и основной механизм достижения совершенства. Только при этом условии с полным основанием можно говорить о творчестве, самовыражении, художественном образе - порождаемых изобразительными средствами из арсенала Fighting motion (Прикладного Боевого Движения).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 308.