Психофизическая процедура, обеспечивающая адекватный психофизический настрой и мобилизацию, называется медитацией. Пассивный вариант медитации требует определенного времени и сам по себе для боевого реагирования не подходит. Зато он может использоваться в учебных и в подготовительных целях, чтобы, когда этот понадобиться, облегчить развертывание активной медитации.
Процедура пассивной медитации, как правило, применяется в качестве подготовки к занятиям йогой, каратэ, в преддверии молитвы, художественного творчества и так далее. Она предполагает определенный порядок следующих друг за другом действий. Во-первых, следует принять удобную сидячую или лежачую позу, расслабить пояс, чтобы одежда или какие-то иные внешние факторы не мешали предстоящему глубокому психическому самопогружению. Во-вторых, следует отрегулировать дыхание и, если есть умение, промассировать биологически активные точки. Как правило, такого умения у большинства людей нет, поэтому рекомендуется круговыми движениями промассировать очаги остаточной боли от ран, травм, ушибов, порезов, а также места, отвлекающие внимание зудом, разломом, другими неприятными некомфортными ощущениями [см.А.А.Передельский, 2008, С.125-126].
Сняв внешние раздражения, можно заняться поиском и локализацией внутренних раздражителей, к которым помимо чувственных относятся эмоциональные и мыслительные факторы. Просто так взять и погасить тревожные мысли и будоражащие эмоции очень трудно. Здесь нужен какой-то отвлекающий мыслительный процесс. Например, можно перед своим мысленным взором воспроизводить круговой процесс кровяного тока: представлять, как кровь чистым фонтаном омывает внутренние органы и вновь поступает в сердце, замутненная продуктами их жизнедеятельности, где вновь очищается и откуда вновь фонтанирует.
Когда общая расслабленность, покой и состояние глубокого самопогружения достигнуты, медитирующий переходит к главному – пытается вызвать образ Пустоты, без чего опустошить сознание при пассивной медитации не представляется возможным. Вызвать образ Пустоты можно разными способами. В качестве примера предложим некоторые ассоциативные ряды.
1.Во время интенсивной тренировки, после общей и специальной разминки, непосредственно перед основной спарринговой частью эффективно используется ассоциативный ряд «Половая тряпка». Тренируемые к этому моменту уже устали и взмокли, тревожащие их в жизни проблемы поблекли, отошли на второй план. Кроме того, при входе в зал всем была продемонстрирована грязная и мокрая половая тряпка из старой мешковины, выжимаемая над ведром с водой и раскладываемая у порога. Так, что образ перед глазами должен стоять как живой. Ничего не нужно представлять, достаточно просто вспомнить. Причем, образ грязной и рваной тряпки достаточно неприятен, подсознательно вызывает ощущение нечистоплотности и желание поскорее от него избавиться, что и требуется для успешного построения ассоциативных связей. В образе грязной половой тряпки подспудно скрыт еще один секрет: воображая себя таким низменным предметом, человек подсознательно начинает испытывать брезгливое чувство к собственному телу, а это, в свою очередь, притупляет любовь и жалость к себе, страх перед болью и получением ущерба.
Работа с образом «Половая тряпка» сопровождается приблизительно следующим текстом:
- лягте спиной на пол, вытяните ноги, выпрямите руки вдоль тела ладонями вверх, закройте глаза, дышите ровно и глубоко (пауза);
- вспомните грязную, рваную, мокрую, старую, плохо выжатую половую тряпку из мешковины, разложенную у порога (пауза);
- вы есть эта половая тряпка. Старая, мокрая, грязная, плохо выжатая, рваная, пузырящаяся половая тряпка (произносить каждое слово раздельно, через паузы, все время повышая интонацию и нагнетая ощущение нечистоты и брезгливости);
- вы мокрые и грязные лежите у порога кучей старой рваной мешковины (пауза);
- на Вас в упор направили мощный прожектор. Под ярким, горячим лучом света Вы начинаете быстро высыхать;
- вы теряете влагу, сохнете, волокна мешковины рассыпаются в пыль. Ваше тело – мешковина, она высыхает и рассыпается в пыль;
- сначала высыхают и рассыпаются края, потом середина, все ближе и ближе к центру;
- вас все меньше, меньше, меньше. Вас уже нет. Остался только мокрый след на полу. Вот высох и этот след. Осталась щепотка пыли;
- я дую на нее. Пыль рассеялась. Все. Ничего нет. Пустота. Пустота и чистый пол, на котором нет ни-че-го.
Выдержав паузу, тренер дает команду открыть глаза и встать, после чего незамедлительно начинает отработку спарринговых приемов в парах и группах.
2.Очень похож на предыдущий опыт ассоциативный ряд «Медуза на песке». Применять данную модель лучше всего во время тренировочных сборов, проводимых на южном море. Как и в первом случае, тренируемым следует предварительно и желательно не единожды продемонстрировать выброшенную на песок небольшую медузу, высыхающую под лучами полуденного горячего южного солнца. Понаблюдав за сохнущей медузой 10-15 минут, человек надолго сохранит в памяти яркий и довольно отталкивающий образ, который, кроме всего прочего, бессознательно будет ассоциироваться у него со всем внешним, отвлекающим, мешающим, вызывающим внутреннее отторжение, неприятие, комплексы.
В данном случае знаковый текст приблизительно таков:
- лягте спиной на песок (сядьте на песок, скрестив ноги); руки выпрямите и расположите вдоль тела ладонями вверх (положите руки на колени тыльной стороной ладони); закройте глаза, расслабьтесь, дышите медленно и глубоко;
- вы – выброшенная на песок медуза;
- под Вами сухой песок, над Вами раскаленное полуденное солнце. Песок. Сухость. Солнце. Зной;
- вам жарко, очень жарко. Вы сохнете. Ваша плоть пузырится и высыхает по краям. Ваше тело уменьшается. Вас все меньше, меньше, меньше (последние слова желательно синхронизировать с выдохами);
- ваше тело все тоньше, тоньше, тоньше (синхронизировать текст с выдохами, сопровождая артикуляцию соответствующими паузами);
- вас осталось совсем мало. Кусочек студенистой, желеобразной массы все меньше, меньше, тоньше, тоньше;
- вас нет. И только мокрый высыхающий след на песке. След высыхает, уменьшается, впитывается в песок. Все! Только сухой песок. Над ним пустота. Воздушное жаркое марево. Пустота!
Далее следует команда открыть глаза, встать и приступить к тренировке, в парах с легким контактом на прибрежной песчаной полосе.
3.По мере овладения механизмом пассивной медитации, можно применять менее отталкивающие и более содержательные образы-модели, например, «Парящая птица», «Весенний ручей» и другие. Условие то же, что и раньше: медитирующий до самой процедуры должен ознакомиться с прототипом, какое-то время понаблюдать за ним и хорошо его запомнить. Иначе медитации не получится.
Представляем текстовку ассоциативного ряда «Парящая птица», целью которого, помимо достижения образа Пустоты, является чувство удовлетворения и удовольствия от свободного владения своим телом. После той же процедуры начала медитации, тренер предлагает ученикам представить себе стоящую на песке птицу с колышашимся на ветру белым оперением, поднимающимся и опускающимся в такт дыханию (вдохи-выдохи) как бы под налетающими порывами ветра.
- Вы - белая цапля, стоящая на берегу моря (на песке, на утесе);
- Вас обдувает ветер. Порывы ветра вздымают Ваше оперенье. Перья вздымаются, опадают, вздымаются, опадают, вздымаются, опадают;
- порывы ветра усиливаются, птицу начинает подбрасывать ветром над землей. Подбрасывает, опускает; подбрасывает, опускает; подбрасывает, опускает;
- ветер все усиливается, Вам трудно ему сопротивляться, Вы поддаетесь налетевшему порыву ветра, отрываетесь от земли, расправляете крылья. Взмах и Вы поднимаетесь вверх. Взмах, вверх; взмах, вверх;
- Ваше тело – это пух и легкие перья. Вас держит воздух. Вас поднимает ветер. Взмах, выше; взмах, выше. Вверх, вверх, вверх;
- вокруг Вас чистое голубое небо. Безбрежность, бесконечное голубое небо. Ваше белое оперенье распушилось. Вы – комок перьев и пуха. Комок пуха, разлетающегося в стороны;
- порыв ветра. Пушинки летят в стороны. Порыв, в стороны; порыв, в стороны;
- Ваше тело – пух. Оно все меньше и меньше. Последний комочек пуха. Порыв, разлет. Вдох. Облако пуха разлетается по сторонам (последнее предложение с паузами артикулируется полностью на выдохе);
- тела нет, перьев нет, пуха нет, пустое голубое небо, голубизна, прозрачность, простор, Пустота.
4.«Весенний ручей» - ассоциативный ряд, вызывающий ощущение радостной, бурлящей, всесокрушающей силы и вплотную подводящий к скользящей медитации. Примечание: одноточечная, фрагментарная, скользящая – это уровни активной медитации, о которой речь пойдет ниже.
Текст модели психотренинга «Весенний ручей» следующий:
- весна, солнце, снег растаял, зеленая травка, вода, весенний ручей;
- полдень, марево света, блики на воде журчащего ручья;
- вода журчит, блестит, играет, несет частички мусора, прелые листья, веточки, маленький кораблик из коры дерева;
- на пути потока воды препятствие, завал мусора, запруда. Ручей не может пробить себе дорогу. На плотину оседает все больше мусора, листьев, палочек, веточек. Причалил и встал боком кораблик;
- помогите ручью, палкой пробейте центр запруды, освободите поток;
- вода пошла, ручей размывает остаток запруды справа и слева от стремнины. Вода подхватывает и уносит мусор, листья, палочки, веточки, кораблик;
- преграды не стало, русло выровнялось, поток набрал мощь и силу. Ручей стал полноводной рекой, мощно несущей водные толщи;
- поток, блики, марево, чистота, прозрачность, свежесть, воздух, сила, мощь, энергия.
Модель «Весенний ручей» настраивает на свободное течение боя, скольжение от одного противника к другому. Если же требуется могучее, но одно усилие при полной мобилизации всех сил, например, чтобы что-то взломать, перевернуть, то можно использовать ассоциативный ряд «Цунами».
Психотренинговая модель «Цунами» предназначается для создания настроя для боя с несколькими противниками, предполагающего двух-трехсекундные победоносные схватки с каждым из них по пути скольжения от одного к другому. Причем, скольжения физического (буквального) и психического, при котором внимание бойца не задерживается на каком-либо одном объекте. Оно рассеивается с охватом периферии, а не только центральной области пространства развертывания спарринга. То же касается и временного аспекта. При скользящей медитации в процессе практически не возникает пауз. Маркер условного прицела как бы скользит по целям, нейтрализуя одну за другой.
Текст ассоциативного ряда «Цунами» включает в себя следующее:
- Ваше тело – океан. Могучий, бескрайний, грозный океан. Спокойный, величавый¸ уверенный в своей несокрушимой мощи океан;
- тело океана дышит. Поверхность мерно вздымается и опадает. Валы воды, горбы волн вздымаются и опадают, перекатываются в бесконечную даль. Океан дышит. Он спокоен;
- в недрах океана, где-то внутри, со дна начинает подниматься рожденная глубоководным взрывом волна. Из глубин к поверхности, все мощнее, шире, ближе. Энергия рвется на свободу;
- энергия достигла поверхности. Вспучился шар, столб воды встал и упал огромным фонтаном. Пошла волна;
- волна набирает силу, скорость, ширится, высится как огромный зверь, как безжалостная и всесокрушающая стихия;
- впереди остров. На нем высокие пальмы и хижины. Волна вздымается над ними и… падает вниз и вперед, сносит переднюю хижину, ломает пальму, вырывает с корнем и отбрасывает вторую пальму. Разносит в щепки хижину и идет дальше, дальше. Крушит, ломает, вырывает, уносит;
- препятствий больше нет. Крушить больше нечего. Волна опадает и успокаивается, успокаивается;
- тихая заводь, ровная гладь воды, зеркало, отражающее звезды. Тишина, покой, тьма, величие, Пустота.
Такая концовка ассоциативного ряда «Цунами» необходима, потому что мощь и разрушительную силу атакующего бойца необходимо, во-первых, отделить от накала страстей и эмоций, обезличить, во-вторых, локализовать рамками боя. Человек, выполнив задачу, должен успокоиться, адаптироваться в социальном мире, вернуться к согласию с окружением и с самим собой. Он должен почувствовать, понять, принять, что у него нет чувства вражды и ненависти к миру, только к врагам этого мира, нарушившим его закон и естественный ход событий. А потому нет раскаяния и сожаления. Боец должен почувствовать ответственность и присущность, иначе рано или поздно его психика не выдержит, сорвется.
Каждый из нас ответственен за мир, в котором живет. Поскольку это наш мир. Мы и есть этот мир, неотделимы от него, присущи ему изнутри, из самых сокровенных глубин мироздания. Мы должны почувствовать (а не просто понять), вообразить себя одновременно частью огромного целого и всем этим целым. Тогда мы ощутим в себе безграничную силу и энергию. Мы ощутим себя потоком этой космической силы, вселенского света, энергии. Мы станем уверенными в себе и спокойными, уравновешенными в этой уверенности.
Именно такой образ должен родиться и закрепиться в сознании тренируемого ученика в результате психотренинга с ассоциативным рядом «Космос». Психотренинговую модель «Космос» из-за ее сложности и абстрактности лучше всего предварять какой-то другой, менее сложной моделью. Например, «Космос» очень естественно вырастает из модели «Парящая птица». Таким образом, текст сложного по образу психотренинга является продолжением текста другого, более простого. В случае с ассоциативным рядом «Парящая птица», заканчивающимся ассоциацией с бестелесной, беспредельной Пустотой, целесообразно продолжить текст приблизительно так:
- осталось только чистое сознание, бестелесно существующее «Я» - самосознание, сгусток энергии, воля, поднимающаяся вверх с восходящим потоком воздуха;
- посмотрите вниз. Под Вами Земля. Сначала она все больше. Кусочек пляжа вырастает, охватывает отель, несколько соседних отелей, всю прибрежную зону и аэропорт;
- мы поднялись еще выше, и земля под нами превращается в подобие карты. Подробности не различимы. Одни разноцветные контуры: синие, голубые, белые, зеленые, коричневые;
- карта отдаляется, отдаляется, превращаясь в шар-глобус;
- самосознание «Я» поднимается все выше из атмосферы в стратосферу. Голубая бесконечность темнеет, чернеет. Тьма сгущается;
- шар-глобус все уменьшается. Он парит в черноте космоса. Вокруг него звезды. Глобус становится меньше, еще меньше, пока не превращается в точку;
- вокруг нас звездная космическая бесконечность, звездная черная Пустота;
- наше сознание начинает расширяться, вбирая в себя все больше звездной Пустоты. Свет нашего сознания расходится в бесконечность;
- охваченное нашей личностью, сознанием пространство космоса чуть-чуть светлеет. Мы и космос едины. Космос – это наше сознание, наше тело. Нам уютно, комфортно, спокойно. Галактики – наши органы, наши конечности. Мы ощущаем свои звездные руки и ноги. Космос пульсирует - это наше дыхание;
- мы расширяемся, стремимся вдаль, в бесконечность, вбирая в себя пустоту. Пустоту. Пус-тоту-ту-у-у.
Указанными ассоциативными рядами пассивная медитация, конечно, не ограничивается. Их можно придумать еще очень много. Главное, чтобы они служили цели вызывания образа Пустоты и нагнетали в Вас силу и энергию, уверенность и покой, могущество и власть. Вы становитесь непобедимы, прежде всего, тогда, когда Вы непоколебимо уверены в своей непобедимости.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 342.