Глава 1. Философия Fighting Motion.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение.

Одна из основных проблем в практике современных единоборств - высокий травматизм в полноконтактных видах, сложность или вообще невозможность использования некоторых наиболее эффективных прикладных техник в соревновательной практике. В этом же заключаются приводящие к введению технических ограничений и средств защиты, а также ограничений в контакте. Введение ограничений закономерно ведет к последующей утрате боевого и прикладного значения различных единоборческих систем. В качестве метода и средства разрешения указанной проблемной ситуации мы предлагаем целостную систему прикладной подготовки единоборцев FM или Fighting Motion (Прикладное Боевое Движение), позволяющую, с одной стороны, свести к минимуму риски получения травм и увечий, с другой - не утратить прикладную ценность подготовки бойца-единоборца.

Такой универсальный подход позволяет одинаково эффективно использовать данную систему не только в подготовке спортсменов целого ряда единоборческих видов спорта, но и в тренировках подростков, военнослужащих, сотрудников силовых ведомств, которым необходимо поддерживать хорошую физическую форму, не являясь при этом профессиональными спортсменами. Описываемая система предлагается также представителям других видов спорта в качестве общей и специальной физической подготовки, а ветеранам спорта - для продления жизни в спорте. Она хороша для представителей разновозрастных социальных категорий, осознавших необходимость разносторонней физической подготовки как универсального средства и обеспечения здорового образа жизни. На применении FM ветеранами спорта остановимся подробнее.

Кому нужен спортсмен, вышедший в тираж? Благополучное общество, где счастливы старики и дети – это уже не про нас. А как насчет молодых, в частности, спортивных пенсионеров? В 30-35 лет они еще полны сил и энергии, но уже не востребованы в большом спорте. На тренерскую работу устраиваются, и чего греха таить, годятся очень немногие. В охранных структурах и в ночных стриптиз-барах ветеранов так же не ждут. Конечно, можно рискнуть полностью поменять профиль и стать, например, продавцом косметики, уличным агентом-зазывалой, парикмахером для кошек и собак. Но ведь чудовищно жаль навсегда оставить без применения многолетний уникальный психофизический опыт упорных тренировок, создававший великолепную систему качеств, способностей, двигательной моторики. Чудовищно жаль видеть как постепенно, год за годом жиреет, приходит в негодность с таким трудом слепленное безупречное тело, а проснувшись поутру, мучительно вспоминать и пытаться удержать образ своей молодости, посещающий тебя, увы, только во сне.

Между тем, выход есть! Это полуторагодовалая переподготовка и шаг из спорта в искусство. Если даже не для денег, то хотя бы для души. Уже не мало. Добавьте к сказанному приобретаемую способность к эффективной нейтрализации агрессии уличных хулиганов с их цинизмом и уверенностью в собственной безнаказанности. Бросьте на чашу весов удовольствие и удовлетворение от творческого занятия любимым делом. И тогда Вы непременно поймете, что Fighting Motion - это именно то, что Вам нужно, даже жизненно необходимо, чтобы по-прежнему чувствовать, испытывать мимолетные состояния, моменты счастья и удачи. И пусть дорогу осилит идущий!

Определимся по существу вопроса. Данный педагогический проект касается прикладной боевой технологии, однако и спортивного в проекте достаточно много. Во-первых, он предназначен как для молодежи и широких слоев занимающихся , так и для профессионалов, зрелых мастеров, стоящих перед фактом завершения своей спортивной карьеры, но еще годных на многое. Прежде всего, имеются в виду представители сложно-координационных видов спорта и единоборцы. Но не исключаются игровики и цикличники. Во-вторых, данный проект представляет собой творческий технико-тактический симбиоз нескольких современных олимпийских видов спорта: тхэквондо, дзюдо, художественной гимнастики, фигурного катания, фехтования, бокса. В-третьих, Fighting Motion формально есть не что иное, как физкультурно-спортивная дисциплина, построенная, разработанная как игровая модель условного соперничества на соревновательной основе.

Боевой характер проекта заключается в использовании тестовых программ прикладной боевой подготовки солдат и офицеров спецподразделений разных стран мира, разворачивающейся на четырех уровнях:

- физическая (силовая и иная функциональная) подготовка;

- бой без оружия;

- единоборство безоружного против вооруженного;

- единоборство с оружием.

От уже привычной в наши дни исторической реконструкции древней и средневековой двигательной практики в проекте, пожалуй, сохранен лишь развернутый образ древних ритуальных магических и тотемистических двигательных комплексов воинов во время религиозных мистерий в честь языческих богов Митры, Одина, Перуна, Уитцилопочтли, Белатукадроса, прочих божеств войны. Эти комплексы, нужно честно признаться, не дошедшие до наших дней, упоминаются нами только по формальному признаку, как идеал предельно совершенного, виртуозного владения телом, оружием, приемами защиты и нападения. Ни о какой религиозной специфике или сакральном мистическом содержании даже речи быть не может. Как уже упоминалось, содержательными аспектами Fighting Motion стали элементы из области олимпийского спорта и современной боевой (прикладной) практики. А посему у-шу, капуэйра, муайтай, попытки создать танцевальные версии тхэквондо, таэквондо, карате-до, кикбоксинга имеют к рассматриваемому проекту весьма и весьма отдаленное отношение. Но имеют, поскольку, пусть частично, неполно, поверхностно, все же отражают социокультурный пласт ритуально-обрядовой практики каменного и бронзового века, а также начального этапа наступления века железа и стали. От той седой древности, по отношению к которой даже эпоху Античности можно считать современностью, остались лишь туманные, обрывистые воспоминания, типа полных восхищения записей известного греческого философа Платона об увиденном им боевом танце Пирриха в исполнении спартанских воинов. «Путем уклонений, отступлений, прыжков в высоту и пригибаний она (Пирриха – авторы) воспроизводит приемы, помогающие избежать ударов и стрел; пытается она воспроизводить и движения противоположного рода, пускаемые в ход при наступательных действиях, то есть при стрельбе из лука, при метании дротика и при нанесении различных ударов». И это писал Платон, очень неоднозначно отзывавшийся об искусстве, но явно одобрявший воинские пиррические пляски, заимствованные греками у еще более древних народов Северного Причерноморья. Как доказательство сказанному у Страбона можно найти упоминание о подобном крымском танце, практиковавшемся задолго до периода греческой колонизации.

Пример с Пиррихой показателен и не одинок. Интересный материал по данному вопросу приводит А.С.Мандзяк в своей книге «Боевые искусства Европы». Он отмечает, что воинские танцы с оружием еще в глубокой древности были популярны у кельтов, шотландцев, народов Крымского полуострова, балканских и критских греков, албанцев, румын, венгров, болгар и македонцев. Среди прочих называются такие древние и средневековые танцы с разнообразным оружием, как Мориска (изображал битву мавров и христиан), Пирриха (исполнялся спартанцами с орудием и в доспехах), Пендозалис (исполнялся критскими мужчинами, высоко подпрыгивающими в полном вооружении), Цаликос (греческий танец с топором как состязание мужчин в наиболее технически сложных приемах), кипрский танец с кинжалами или ножом (который киприоты вырывали зубами из земли во время очередного кувырка), единоличный или парный албанский танец с ятаганами или заменяющими их палками (включавший фрагменты фехтовального поединка на ножах, ятаганах, палках), танец венгерских пастухов Ботоло (и аналогичный румынский танец с фехтованием мечами, саблями палками).

Несмотря на свою близость к искусству, боевые двигательные комплексы, по ряду объективных исторических причин, превратившиеся в фольклорные танцы, широкого распространения в современный период не получили даже как танцевальный жанр, хотя в балете известны «танец восставших басков» и «танец с саблями», а в народном творчестве по-прежнему практикуют Гопак и особенно Лезгинку.

По тем же причинам до нас не дошли ритуальные двигательные комплексы и как единоборческие системы. А раз так, то попытка по крохам восстановить, реконструировать их сложна и бесперспективна. Другое дело, что можно и нужно использовать данный исторический опыт на принципиально новой, современной социокультурной основе. Но сначала следует ответить на вопрос о том, насколько объективна актуальность нашего проекта? Не выдаем ли мы за действительность свое собственное пожелание и субъективное видение проблемы?

 

Удары ножевого боя.

Ножевой бой, в свою очередь, при всем видимом или показном разнообразии довольно прост. Он включает всего два основных удара: укол и подрезку. Хотя у каждого из них есть по нескольку модификаций. Но здесь мы снова вынуждены отвлечься еще на одно примечание, касающееся системности и простоты обучения боевому прикладному движению, на котором необходимо заострить внимание: условные рефлексы, заложенные в основу моторного, автоматического исполнения приемов безоружного и ножевого боя разные. Системообразующим фактором здесь выступает, как ни странно, базовая стойка. Базовая (нулевая) стойка и там, и там, практически, одна и та же, если только не учитывать ось симметрии человеческого тела. Основной базовой стойкой в бое без оружия и против оружия выступает левосторонняя стойка (то есть та, при которой левая рука и левая нога выдвинуты вперед). В ситуации боя на ножах вроде бы та же базовая стойка оказывается в основном варианте применения правосторонней при выдвинутых вперед правых конечностях. Соответственно, вооружена правая рука. С одной стороны, пустяк, но системы условных рефлексов разведены по разным полюсам, не смешиваются и не ослабляют действия, остроты друг друга взаимопогашающим наложением. Кстати, нож в правой передней руке указывает на атакующий, агрессивный стиль ножевого боя.

Теперь вернемся к технике ножевого боя. «Укол» - это тычковый удар ножом, выполняемый обычно на выпаде вперед с выносом, выпрямлением ударной руки. Есть две менее применяемые, но все же иногда используемые модификации данного удара, в ситуации, когда укол производится как бы в сторону от себя; в том случае, когда укол практикуют по элиптической или диагональной траектории, ведя руку с ножом со стороны и как бы пытаясь зацепить противника лезвием как крюком. Обе модификации выполняются полусогнутой рукой. Только в первом случае при ударе ножом рука идет на разгиб, а во втором – на сгиб.

Во всех трех модификациях укола (основной и производных) нож зажат в ладони в так называемом филиппинском захвате, при котором большой палец служит направляющей удара, а мизинец и безымянный пальцы обеспечивают (даже в большей степени, чем средний и указательный) крепость и надежность хвата ручки ножа, гарантируя от соскальзывания. Кисть при применении филиппинского захвата остается максимально подвижной, способной к развороту на 180° и более.

Именно такой кистевой разворот осуществляется в практике удара уколом, когда нож, пронзив мишень, возвращается обратно, расширяя проделанное отверстие.

Основными зонами условного поражения противника уколом являются голова, шея, живот, пах, почки, печень. Поэтому обычно выделяют верхний и нижний уколы.

«Подрезка» - это синтетический удар ножом, совмещающий в себе целых два приема: рубление и резание. Первый прием обеспечивает мощь удара, второй – увеличение длины и глубины пореза. Но самое главное в том, что подрезка содержит в себе рывок, освобождающий нож. Тогда как в случае с уколом нож освобождается с помощью второй руки, которая, упираясь ладонью в грудь или плечо противника, как бы снимает мишень с клинка.

Подрезка бывает внешней и внутренней. Внешняя подрезка выполняется ударом ножа извне к себе по диагональной или вертикальной, но всегда элиптической траектории в направлении против часовой стрелки. Внутренняя подрезка, наоборот, осуществляется ударом ножа от себя, наотмашь, по такой же траектории, что и внешняя, но уже по часовой стрелке. Наиболее употребляемые зоны поражения, собственно говоря, те же, что и при тычковом ударе ножом: голова, шея, живот, пах, почки. Добавляются внутренние части конечностей, особенно запястье руки противника, удерживающей нож. Поэтому выделяют не только верхние и нижние подрезки, но также подрезки превентивные и основные. Основные подрезки, как правило, ориентированы на шею, лицо, а превентивные – на запястье вооруженной руки или на внутреннюю часть ноги противника, ближе к его паху. Отметим, что укол гораздо реже практикуется как превентивное действие. Исключением выступает укол в пах.

По аналогии с ударной техникой безоружного бойца попробуем свести основные удары ножом в таблицу (см.таблицу 2).

Таблица 2.

Сводная таблица элементов ударной техники боевым ножом.

№ п/п Полное название ударного элемента Тип удара Куда наносится Краткое описание удара
Основной Превентивный
1. Тычковый удар на выпаде вперед с выпрямлением руки Основной Превентивный Живот (пах) Укол-выпад –живот(пах)
2. Тычковый удар на выпаде вперед с выпрямлением руки Основной   Шея Уклон-выпад-шея
3. Тычковый удар на уклоне в сторону от себя разгибом руки в локте Основной   Почки Уклон-уклон - почки
4. Тычковый удар в сторону от себя разгибом руки в локте Основной   Область подмышки Укол-подмышка
5. Тычковый удар в сторону от себя разгибом руки в локте Основной   Шея Укол -шея
6. Внешняя подрезка ударом ножа со стороны к себе   Превентивный Запястье вооруженной руки Внешняя подрезка- запястье
7. Внешняя подрезка ударом ножа со стороны, извне к себе   Превентивный Внутренняя поверхность ноги ближе к паху Внешняя подрезка - нога
8. Внешняя подрезка ударом ножа со стороны, извне к себе Основной   Низ живота (корпуса) Внешняя подрезка – живот (корпус)
9. Внешняя подрезка ударом ножа со стороны, извне к себе Основной   Шея, голова Внешняя подрезка – шея (голова)
10. Внутренняя подрезка ударом ножа от себя, наотмашь   Превентивный Запястье вооруженной руки Внутренняя порезка - запястье
11. Внутренняя подрезка ударом ножа от себя, наотмашь   Превентивный Внутренняя поверхность ноги ближе к паху Внутренняя подрезка - нога
12. Внутренняя подрезка ударом ножа от себя наотмашь Основной   Низ живота (корпуса) Внутренняя подрезка - живот (корпус)
13. Внутренняя подрезка ударом ножа от себя наотмашь Основной   Шея, голова Внутренняя подрезка – шея (голова)

 

Блоки.

Несмотря на предпочтение принципа ассиметрического воздействия и связанных с ним смещений, уклонов, нырков, уходов, контратакующих действий в расходящихся плоскостях с атаками противника, в технике Fighting motion система блоков также имеет место, причем, на всех трех уровнях. Блоки представлены тремя основными ипостасями (видами): подставками, сбивами, отводами.

Блоков – подставок (или щитов) четыре: ладонью, локтем, коленом, стопой. Правда, упоминаются иногда плечо и бедро, но это есть частные, предельные случаи блокировки локтем и коленом. Целью блоков- подставок является принятие на костно-мышечный корсет и смягчение ударов противника, а, по возможности, и использование силы этих ударов для возбуждения толчка и инерции ответного действия. Блокирующая конечность группируется таким образом, чтобы распределить вес атакующего удара на максимально большую площадь своего тела, особенно на участок тела, обеспечивающий функцию физического центра тяжести. Блок – подставка – это наш крепостной бастион, передний фронт боевых действий, поэтому совершенно неверно было бы ослаблять его, отбрасывая в сторону, назад голову и верхнюю часть туловища. Если уж Вы используете блок – подставку, то тело при этом должно походить на монолитную глыбу с некой смягчающей прослойкой – поверхностью приема атакующего вектора.

Естественно, все блоки - подставки рассматриваются в качестве разновидностей группировки тела и конечностей в базовой стойке, хотя есть варианты их применения, например, в широкой арочной фронтальной стойке, разворачивающей тело боком к удару противника.

Соответственно, блоки – подставки (даже в сочетании локтевого и коленного) не в состоянии перекрыть все участки тела, поэтому в основном они прикрывают голову и мягкие ткани, например, паховую зону. Если возникает выбор по предпочтению зоны, области защиты блоком – подставкой локтем, то из двух вариантов (живот, голова) всегда следует защищать голову. Пах на худой случай может защитить бедро, а живот и брюшную полость – мощные накачанные мышцы брюшного пресса.

При использовании блока – подставки коленом (бедром) не стоит забывать обязательное правило отрыва ноги от поверхности земли, пола. Иначе сильный удар может переломить блокирующую конечность. Такая же опасность поджидает бойца, слишком сильно выдвинувшего вперед блокирующую ладонь или локоть: потеряв поддержку всего тела, они могут быть сломаны. При поднятии ноги на блок – подставку стопой нужно также обеспечить жесткую сцепку – структуру всего тела, чтобы в случае очень сильного атакующего удара противника просто сместиться на опорной ноге по направлению вектора силы, а не завалиться, упасть при выполнении блока. В данном случае может подломиться опора, жестко стоящая на полу, земле, иной горизонтальной или, тем более, находящейся под небольшим углом поверхности.

Блоки – сбивы выполняются ладонью, внешним или внутренним ребром стопы, реже локтем (предплечьем) или коленом (голенью). Основной принцип действия и цель блоков – сбивов следующие: не мешать развертыванию удара противника, а корректировать, подправлять вектор силы атаки, отводя его вниз или в сторону с частичным заземлением. При исполнении блока – сбива тело бойца получает крутящий момент, который можно использовать для контратаки, являющейся частичным продолжением враждебного атакующего действия.

Блок – сбив в правую или левую сторону лучше всего выполнять конечностью одноименной с атакующей конечностью противника. Применение разноименной конечности тоже возможно, но в этом случае снижается сила блокирующего действия и уменьшается маневренный потенциал для контратаки.

Силу блока – сбива, кстати, также следует рассчитывать: слишком слабый блок – сбив не выполнит поставленную задачу, слишком сильный вернет находящемуся в состоянии атаки телу противника устойчивость, равновесие, а, возможно, и обеспечит крутящий момент для продолжения атаки серией ударов. Поэтому сила блока – сбива должна быть необходимой и достаточной лишь для того, чтобы отвести атакующую конечность соперника от своего тела, а иногда и еще более узкофункционально – чтобы открыть узкий коридор атаки самому себе.

Блоки - отводы. Это, как правило, усиленные и выполняемые двумя руками блоки, целью которых является не просто блокировка ударов оппонента, но и , прежде всего, вовлечение его в ловушку, затягивающую, засасывающую атакующую конечность и подставляющую голову или тело противника под встречный удар, под логично, в соответствии с инерцией общего движения, выстраиваемую контратаку.

Основных блоков – отводов четыре: верхний внешний, верхний внутренний, нижний внешний и нижний внутренний. Хотя возможно применение и других модификаций, особенно при атаке сверху или снизу. В последних двух случаях используются синтетические усиленные блоки, частично работающие на сбив или отвод, частично – на жесткую встречу - подставку.

Четыре основных и два дополнительных усиленных блока – отвода формируются из простых отводящих блоков (нижнего, верхнего, внутреннего среднего и внешнего среднего), то есть из конфигураций одной руки, попеременно блокирующей удары оппонента, направленные в голову (шею), справа и слева в грудной отдел, в низ живота (пах).

Натыкаясь на усиленный блок – отвод, атакующая конечность соперника попадает в плотные, зажимающие ее с обеих сторон тиски, которые довольно мягко, но настойчиво увлекают эту конечность в нужную точку пространства. При этом противник до последнего момента, иначе говоря, до начала контратакующего действия, должен быть абсолютно уверен в эффективности своей атаки, не встречающей жесткой физической помехи, отпора.

Сводная таблица изложенных выше блоков может выглядеть следующим образов (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Сводная таблица блоков или блокирующих технических приемов в спортивно-боевых танцах.

№ п/п Полное наименование блокирующего приема Чем блокируют Что блокируют Краткое название блока
1. Блок – подставка (щит) ладонью Ладонь Кулак, локоть Подставка - ладонь
2. Блок – подставка (щит) локтем (плечом или предплечьем) Локоть Кулак, локоть, подъем стопы Подставка - локоть
3. Блок – подставка (щит) коленом (бедром и голенью) Колено Колено, стопа, кулак Подставка - колено
4. Блок – подставка (щит) стопой, упирающейся в тело противника Стопа Выход тела на удар Упор - стопа
5. Блок – сбив ладонью в сторону Ладонь Запястье, голень Сбив – ладонь в сторону
6. Блок – сбив ладонью вниз Ладонь Запястье, голень (бедро) Сбив – ладонь снизу
7. Блок – сбив предплечьем Предплечье Запястье, голень Сбив - предплечье
8. Блок – сбив внешним ребром стопы Внешнее ребро стопы Щиколотка, кисть Внешний сбив - стопа
9. Блок – сбив внутренним ребром стопы Внутреннее ребро стопы Щиколотка, кисть Внутренний сбив - стопа
10. Блок – отвод двумя руками прямого или бокового удара в голову Запястье и ладонь Голень, кисть Верхний отвод наружу
11. Блок – отвод двумя руками прямого или бокового удара в низ живота наружу (за спину) Запястье и ладонь Голень, кисть Нижний отвод наружу
12. Внешний блок – отвод двумя руками удара в грудь, в голову Запястье и ладонь Голень, кисть Верхний отвод внутрь
13. Внутренний блок – отвод двумя руками удара в грудь, в голову Запястье и ладонь Голень, кисть Верхний отвод наружу
14. Блок – отвод двумя руками прямого или бокового удара в низ живота, вовнутрь (на грудь) Предплечье и ладонь Голень, кисть Нижний отвод скрещением
15. Блок – отвод скрещиванием рук удара в пах или в живот Запястья Голень кисть Нижний отвод скрещением
16. Блок – отвод скрещиванием рук удара в голову сверху Предплечье и ладонь Голень, кисть Верхний отвод скрещиванием

 

Разработки боя на ножах

В основе предпочтения той или иной стратегии, тактики для ведения спортивно-боевых действий заложены многие факторы. Главными из них являются тип и характер используемых средств защиты и нападения, а также позиция противоборствующих сторон, определяемая в частности, взаиморасположением и дистанцией между ними. Указанные факторы тесно зависимы друг от друга, что отражается давно известной в теории и практике единоборств дистанционной концепцией боя.

Собственно говоря, для того, чтобы понять разницу между безоружным и вооруженным поединком не нужна и эта концепция. Достаточно опыта и логического мышления. Даже на интуитивном уровне ясно, что в случае применения бойцами холодного оружия, например, ножа, общая оперативная ситуация спортивно-боевого взаимодействия (противодействия) претерпевает определенные изменения. Эти изменения недостаточны для существенной метаморфозы общей оперативной схемы, но все-таки они есть и с ними следует считаться. Поэтому при всей базовой технико-тактической общности, согласованности всех трех уровней системы боевого прикладного движения, между ними есть и различия, носящие как физический, так и психологический характер.

Наибольшей спецификой отличается третий уровень рассматриваемой системы, то есть бой на ножах. Уяснив для себя его особенности, будет гораздо легче понять и своеобразие второго, смешенного уровня – уровня боя безоружного бойца с вооруженным ножом оппонентом. Указанное обстоятельство стало решающим при определении последовательности изложения учебного материала.

Что можно сказать об особенностях оперативной технико-тактической разработки боя на ножах? И почему, собственно, дуэль на ножах, а не на рапирах, шестах, дубинках, пистолетах?

Начнем с ответа на второй вопрос. В современном мире, как и много веков назад, нож остается наиболее распространенным оружием ближнего боя, нивелирующим разницу в силе, массе, а в разумных пределах и численности противников. Нож компактен, легко скрывается в складках, карманах одежды, в обуви, в сумках и портфелях, просто в рукаве или руке. Он не привлекает к себе особого внимания со стороны правоохранительных структур в силу разнообразного бытового назначения. Итак, по многим статьям нож заслуживает права считаться усилением человеческих возможностей и грозным средством самозащиты.

С другой стороны, нож всегда выступал оружием темных улиц и подворотен, то есть оружием всякого рода воров и бандитов. Именно с ножом хулигана многим из нас приходилось или, к сожалению, придется встретиться в самой обычной гражданской, мирной жизни. И было бы совсем не лишним уметь владеть ножом, особенно если в силу определенных причин Вам случится отобрать его у нападающих и против них же применить. Однако при всех своих плюсах, нож и сам по себе, и как любое оружие вообще, имеет ряд минусов, недостатков. Делающий ставку на нож человек, почти всегда путает, забывает, что опасен не сам нож, а тот, кто им владеет, что простое ношение ножевого оружия автоматически не делает его владельца сильнее, а наоборот, ослабляет, ограничивая и количество бьющих конечностей, и число вариантов выбора адекватного по ситуации поведения. Владелец ножа (правда, в меньшей степени, чем владелец пистолета, карабина, автомата) начинает сразу же считать себя охотником, оставаясь, в большинстве случаев, той же дичью, жертвой, но уже утратившей внимание, бдительность, то есть ослабленной и потому легко доступной. Кроме того, еще не переступивший законы морали и общества человек однозначно испытает психофизические сложности, столкнется с мешающими эффективно применить нож факторами духовно-нравственного порядка. Только человек до конца, до самого момента возникновения экстремальной ситуации об этом точно знать не будет. Озарение, как правило, становится неприятной, а для многих и последней неожиданностью.

Есть три типа людей, применяющих нож:

- убийцы и преступники, для которых подобный опыт привычен;

- дилетанты, не имеющие нужного опыта и гибнущие при возникновении минимального сопротивления;

- функционеры, тренирующиеся с ножом не ради его применения, но с целью достижения мастерства владения, а потому и рассматривающие бой на ножах не как подготовку к убийству, а как разновидность искусства.

У функционеров нет и быть не может моральных запретов и угрызений совести по поводу применения ножа. Их рефлексы, сформированные в процессе длительных занятий на основе активной медитации моторны, действуют вне и независимо от разума, запускаются и останавливаются лишь сигнальной установкой на начало и конец боя.

Насколько и в чем реальный убийца и функционер могут превосходить один другого? Очевидно, полный и окончательный ответ на поставленный вопрос мы не получим никогда, но ясно одно: противостоять убийце сколько-нибудь достойно и эффективно может либо другой убийца, либо опытный, зрелый функционал. Поэтому выбор ножа как боевого оружия третьего уровня системы боевого прикладного движения отнюдь не случаен.

Исходя из особенностей общей оперативной обстановки ножевого боя, выделяют те же самые описанные выше три вида стратегического замысла. Учитывая, что нашей задачей является организация эффективной самозащиты, мы предпочтем один из контратакующих стилей ножевого боя, практикуемый в мире под названием филиппинского. Нужно оговориться, что имеется в виду не истинно, а псевдофилиппинский стиль, используемый в подготовке некоторых американских и западноевропейских спецподразделений и получивший свое название из-за соответствующего хвата ножа.

«Филиппинский» стиль боя на ножах в очень большой степени построен на тех же основах, что и спортивное фехтование на саблях и рапирах. Он создан для правшей, то есть бойцов, использующих правую руку в качестве основной и, соответственно, практикуется в правосторонней базовой стойке. Правая (она же передняя) рука вооружена ножом. Левая – выполняет функции защиты, отвлекающего фактора и силовой поддержки.

«Филиппинский» стиль как контратакующая стратегия подразумевает под собой возможность применения трех тактических приемов – методов: жесткой встречи, паса (пропуска) и следования.

Тактика «жесткой встречи», «паса (пропуска)» и «следования» имеет как общие черты, так и свои особенности. Общими для всех трех тактических методов чертами, помимо контратакующего характера, выступает фундаментально заложенный в них принцип единства трех ударов: превентивного, основного, контрольного.

Превентивный удар, как правило, ориентирован на подрезку вооруженной кисти атакующего противника (хотя есть и исключения). Основной удар оправдывает свое название. Он направлен на шею или внутренние, жизненно важные органы человеческого тела с целью условной или реальной ликвидации оппонента. Контрольный удар нужен для подстраховки основного, увеличения скорости и масштаба разрушительного воздействия. Кроме того, на контрольном ударе происходит погашение инерции движения, связывающего в единую последовательную цепочку все три ударных технических элемента.

Общим для указанных тактических способов (методов) является и минимизированная система стэпов – микросмещений. По сути дела, в оперативной разработке ножевого боя с применением филиппинского захвата ножа используются всего три-четыре вида микросмещений.

Стэп № 1 в практике третьего уровня Fighting motion отличается некоторым своеобразием. Он также обеспечивает волнообразное возвратно-поступательное колебательное движение тела, но в очень мелком диапазоне. боец как бы часто-часто топчется на одном месте, включая в режим движения все тело. Особенной жизнью живут руки, постоянно совершающие, на первый взгляд, хаотичные, а на самом деле системные кругообразные манипуляции в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Мельтешение пальцев защитной руки дополняет сложность базовой диспозиции, которая требуется для запутывания оппонента, отвлечения его внимания от направления главного удара или для раздергивания его психики и побуждения к потере осторожности, к переходу в атаку.

Для резкого сокращения дистанции до противника и нанесения ему укола в область живота или шеи используется глубокий выпад на переднюю ногу (стэп – выпад вперед, разновидность стэпа №1). Для ухода с директрисы (линии эффективной траектории удара) практикуется стэп - запятая передней или задней ногой, а также циркулярный шаг. (стэп-уход- разновидность стэпа №9). Данные стэпы позволяют не только выйти из-под удара атакующего ножа соперника, но и значительно усилить свой контратакующий выпад за счет толчка от тазобедренной области, волной перетекающего в плечо и локоть.

В целях гарантированного выхода из-под атакующего укола или длинной подрезки в пах, низ живота, применяется микросмещение назад с неглубоким выпадом на заднюю ногу. При этом живот как бы втягивается, а тело выгибается дугой, оставляя в месте прогиба лишь пустоту и манипулирующие руки (стэп – выпад назад – разновидность стэпа №3).

И, наконец, против укола в шею очень эффективен уклон влево с одновременным стэпом в эту же сторону и превентивной подрезкой в область паха, но внутренней части бедра противника (стэп-уклон – разновидность стэпа № 7). Кстати сказать, данный стэп с уклоном влево – это уже не общая, а частная, принадлежащая тактике паса (пропуска) оперативная разработка. Таким образом, отметив общие черты, мы можем перейти к оперативно-тактическим частностям.

Что из себя представляет оперативная диспозиция тактического метода жесткой встречи? Жесткая встреча осуществляется комбинированным действием обеих рук, усиленным массой выводимого из-под атакующего удара тела. При этом Вы оказываетесь по отношению к плоскости атаки где-то под углом 90°, режете кисть и тут же прихватываете место пореза своей свободной ладонью, перекрывая директриссу и перехватывая контроль за вооруженной конечностью оппонента. Фиксируя руку противника с ножом, Вы наносите основной и контрольный контратакующие удары. Данная оперативная диспозиция, соответственно, располагает своими основными контратакующими сериями ударов ножом.

При оперативной развертке тактического метода пас (пропуск) перехвата свободной ладонью запястья вооруженной руки оппонента не требуется. Здесь другой подход: уклоняясь, смещаясь от удара противника, Вы, одновременно, режете его атакующую кисть (запястье) движением своей вооруженной руки, направленным в диаметрально противоположную сторону. После этого, слегка подстраховывая подрезанную руку соперника, Вы добиваете его основным и контрольным ударами. Число комбинаций приемов способом пас (пропуск) приблизительно равно числу комбинаций приемов способом жесткой встречи.

Оперативная работа по тактическому методу следования также имеет свою специфику. Выполняя, как и в предыдущем случае, уклон, смещение от атакующего ножа оппонента, Вы круговым движением своей вооруженной кисти вниз и на себя освобождаетесь от перспективы столкнуться с бьющей рукой соперника, затем резко ускоренно нагоняете и режете запястье (кисть) этой руки, после чего добавляете основной и контрольный удары в плановые, типовые области поражения. Здесь число комбинаций ударов ножом относительно невелико, а по своему составу эти комбинации напоминают серии первых двух оперативных методов (способов).

Тактика Fighting motion.

Говоря об общей для всех уровней Fighting motion тактике, целесообразно кратко рассмотреть общетактическую линию и общетактические модели.

Общетактическая линия или направленная динамика изменения тактики выглядит следующим образом. Началом «движения» всегда служит непродолжительная (до 10 секунд) разведка, изучение стиля и уровня мастерства оппонента. От обычных единоборческих систем, в боевом прикладном движении изучается не противник, а соратник, то есть боец, осуществляющий свою деятельность в ассиметрическом взаимодействии с Вами. Учитывая, что оба партнера нацелены на контратакующую манеру ведения боя, им приходится по очереди выступать атакующими ассистентами друг другу. Но при этом ассистент – это реальный атакующий боец, выполняющий задачу нанесени

Дата: 2016-10-02, просмотров: 225.