Роман Достоевского «Преступление и наказание» — произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его.
Нравственные терзания, охватившие Раскольникова после ужасного преступления, подтверждают то, что его «проба» не прошла: он не смог переступить через кровь. Сонечка помогает ему найти опору в вере в Бога, призывает избавиться от мучений, покаявшись перед всеми на площади. И действительно, в конце основной части романа Раскольников приходит в полицию и признается в содеянном.
Казалось бы, история убийства и его раскрытия завершилась. Но главная мысль Достоевского не в этом. Он считал индивидуализм страшной болезнью, которая может привести к катастрофическим последствиям все человечество. Как справиться с ней? Ведь Раскольников, идя с повинной, не отказывается от своей ужасной идеи. Он лишь утверждается в том, что сам он «вошь эстетическая», а отнюдь не «властелин мира». Так что же происходит в эпилоге? Помогает ли он нам понять, как избавить не только Раскольникова, но и все человечество от «моровой язвы» индивидуализма?
Мы знаем, что в натуре Раскольникова есть много хорошего: он по природе свой добр, отзывчив к страданиям других, готов помогать, выручать из беды. Это известно уже из основной части романа (сон о лошади, помощь семье Мармеладовых) и дополняется новыми сведениями в эпилоге (помощь студенту, спасение детей во время пожара). Именно потому деятельная любовь Сонечки, последовавшей за Рас-кольниковым на каторгу, ее сострадание ко всем несчастным каторжанам, которые сразу полюбили ее, так сильно воздействует на героя. Увидев во сне страшную картину, воплотившую его идею, когда все, считая себя «право имеющими», начинают убивать друг друга, Раскольников «исцеляется». Теперь он свободен от своей теории и готов возродиться, вернуться к Богу, к людям. Путь Раскольникова пройден: мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия и сострадания.
Но готов ли писатель предложить этот «рецепт» для всех, пораженных «болезнью» индивидуализма? Пожалуй, и в эпилоге окончательного ответа на этот вопрос нет. Может быть, в этом и заключен его главный смысл: показав историю Раскольникова, писатель предлагает все новым и новым поколениям читателей задуматься над поставленными проблемами и попытаться найти свое решение.
«Двойники» Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
Во всех произведениях Ф. М. Достоевского исследуется нравственная суть человека. Писатель всегда освещал самые трагические стороны жизни, побуждая читателя к осмыслению глобальных проблем, таких как добро и зло, жестокость и милосердие, сострадание и черствость. Человеческую трагедию, нравственную и физическую гибель людей видим мы и на страницах романа «Преступление и наказание».
В попытке осмысления граней добра и зла Достоевский создает систему образов, включающую в себя как близких по духу людей, так и тех, чьи взгляды полностью противоречат друг другу. Главный герой романа — Родион Раскольников является одним из самых ярких образов произведения, который раскрыт с удивительной глубиной и психологизмом. Добрый по натуре, молодой человек очень любит свою мать и сестру, жалеет Мармеладовых, оказывает им посильную помощь. И в то же время именно у него зарождается противоестественная, античеловеческая теория о разделении людей на две группы, на тех, кто «тварь дрожащая», обреченная на покорность и страдания, и тех, кто «право имеет» — право убивать ради высших целей, ради нелепых принципов.
Какой же итог ждет Раскольникова, причисляющего себя к тем, кто «право имеет», взявшего на себя ответственность убивать никчемных и ненужных людей ради сомнительного блага «униженных и оскорбленных»? Мучительное раскаяние, нравственные страдания, одиночество заставляют его задуматься о верности своего предположения, о жизнеспособности и правомерности ужасной теории. Через многое пришлось пройти герою, чтобы обрести понимание основных жизненных ценностей, очистить душу, покаяться.
На своем «крестном» пути Раскольников встречает людей, оказывающих разное воздействие на него. Среди них есть и те, кто претворяет его теорию в жизнь, не мучаясь при этом угрызениями совести. Один из таких персонажей — Свидригайлов — человек, давно идущий по тому пути, на котором Раскольников сделал первый шаг. Не мучаясь сомнениями, он превращает свою жизнь в беспрерывное сладострастие, принося в жертву тех, кто не может дать ему достойный отпор. «...Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша»,— говорит он. На нем много грехов — изнасилование глухонемой сироты, убийство слуги, карточное шулерство, смерть жены. Совершенно спокойно он относится к преступлению Раскольникова, полагая, что он с ним, Свидригайловым, «одного поля ягоды», презирая Родиона за нравственные мучения: «...понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? ...Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Уверившись в полной безнаказанности, он не подчиняется никаким запретам, подтверждая тем самым царящую в обществе несправедливость.
Кажется, что в душе Свидригайлова не осталось ничего святого. Но в то же время он не причисляет себя к злодеям и еще способен совершать добрые поступки. Проснувшаяся в нем любовь пробуждает его совесть, и он помогает Соне, детям Катерины Ивановны. Но ставшая бессмысленной жизнь подводит его к самоубийству.
Да, между ним и Раскольниковым действительно «есть какая-то точка общая», но различие их в том, что Раскольников, совершив преступление, «черту» не переступил, «на этой стороне остался», а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается.
Близки идеи Раскольникова и Петру Петровичу Лужину, который живет по принципу «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Без лишних сомнений он распоряжается судьбами других людей ради собственной выгоды. Конечно, мысль об убийстве не придет ему в голову, но, по меткому выражению Раскольникова, «...доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...». Чтобы погубить человека или самоутвердиться на чужом несчастье, Лужин не пренебрегает никакими средствами, поэтому он не менее жесток и безнравственен, чем обычный убийца.
Раскрыв в романе образы «двойников» Раскольникова, Достоевский в то же время противопоставил им главного героя, в душе которого добро одержало верх. Пусть не сразу, пройдя долгий путь страданий, но он находит выход из тупика, в который завели его ложные идеи о допустимости превосходства «сильного» над слабым.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 1032.