Ф.М. Достоевский.
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения - преступление, «идейное» убийство.
За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студентов университета, ...живущий в крайней бедности», написал статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи заключается «в том, что люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Но эта теория «двух разрядов» сама по себе уже есть преступление. Теория решает только один вопрос — кому жить, а кому умереть. Раскольников задумал убить и обобрать старуху-процентщицу Алену Ивановну. Герой романа мечтает на ее деньги сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: Раскольников, находящийся в плену «теории» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам. Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя. А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступление и против него. Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно — и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву. Даже сны у него разные. Первый сон — предостережение от убийства, но не нашлось у Раскольникова сил отказаться от своих намерений. Второй сон — повторение преступления, он убивает человека.
Внутренняя борьба двух характеров героя проявляется и в его поступках. Это ярко показано в эпизоде встречи Раскольникова с девушкой на улице и городовым. Здесь как будто два разных человека. Один совершает доброе дело — спасает девочку, другой — совершает преступление, отрекаясь от нее. При спасении девочки им движет сострадание, добро, благожелательность, при отречении от нее — отчаяние, злоба, неверие.
По своей теории Раскольников должен быть вместе с теми, кого он ненавидит, но он не может быть вместе со своими врагами. И он должен презирать и отступиться от тех, кого он любит. Для него все было бы проще, если бы он никого не любил и если бы его не любили. Тогда ему было бы все ясно. Есть теория, есть абстрактные люди, они «обыкновенные». Он — «избранный» и поэтому может делать с ними все что захочет. Он пока не думает ни о родных, ни о близких, ему важно сказать свое «новое слово» и сделать первый шаг. И тогда абстрактные «обыкновенные» люди превращаются в мать, сестру, любимую, Лизавету, Миколку.
Раскольников несколько раз говорил о том, что он «убил для себя». Но для того, чтобы спокойно «убить для себя», нужно и быть одному, а быть одному - это значит быть без совести. «О, если бы я был один!» — для Раскольникова это мечта отделаться от совести, и это еще одно доказательство того, что преступление «по совести» невозможно. Преступление возможно только без совести. И Раскольникова спасают любящие его люди — мать, сестра, Соня.
Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня недавно получила желтый билет. Их души еще не стали черствыми, не отупели, они еще обнажены для боли — и своей, и чужой. Раскольников хорошо понимает значение этого совпадения, и поэтому он выбрал Соню для себя. Но ему первое время было тяжело с ней. Он надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним. А она — вдруг не согласилась. «Тихая, слабенькая» Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от «теории», воссоединиться с людьми и жизнью.
На каторге Раскольникова стали одолевать муки сомнения. Он даже заболел. Его гордость была уязвлена. Именно на каторге он видит сон, который потом и заставит его страдать, потому что в этом сне, в этом бреду он как бы увидел со стороны свою теорию. Казалось бы, совершенное преступление должно было бы сблизить Раскольникова с каторжными. Но в действительности все вышло по-другому. Между ними была пропасть, и «казалось, он и они были разных наций... Его даже стали под конец ненавидеть - почему? Он не знал этого. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». Это произошло потому, что каторжный народ интуитивно почувствовал, что Раскольников и на каторге относит себя к «высшему разряду», а их и Соню (которую они полюбили) — к «низшему».
Все изменилось с того момента, когда Раскольников понял, что только «бесконечной любовью искупит он теперь все страдания». Раскольников почувствовал, что теперь все изменилось, все должно быть по-другому. Ему казалось, что даже бывшие враги его — каторжане — смотрели на него теперь иначе. «Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково».
Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои ошибочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе. Физически он убил другого, а духовно — себя. Но под влиянием любви и прощения он убедился в ложности своего пути. Только любовь близких людей спасла его, и благодаря этому он смог заново «переродиться» и начать новую жизнь.
Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих большой город, Петербург. Отношение автора романа к своим героям проявляется и в сочувственном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.
Целью Достоевского было проследить «психологический процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя. Он считает, что психологический рисунок зависит не от внешних воздействий среды, а от внутреннего состояния души.
«Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые выступает как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который был назван полифоническим (многоголосым).
В основе драматического конфликта романов Ф.М.Достоевского — борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский соединяет с исследованием политических взглядов и философских теорий, которые влияют на это развитие. Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологическим произведением.
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
- Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. – Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная, и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь? - Ну, понимаю, - отвечает офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища. - Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семей, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь одной чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали! - Конечно, она недостойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа. - Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», - я ничего не хочу говорить против долга и совести, - но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай! - Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай! - Ну! - Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет? - Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут и дело … - А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию! <…> (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».) | |||||
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. | |||||
B1 | В каком городе разворачивается действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? | ||||
Ответ: | |||||
B2 | Какой художественный прием, характерный для прозы Ф.М. Достоевского, становится в тексте важным средством создания настроения: «Понимаешь? Понимаешь?», «Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!», «Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!»? | ||||
Ответ: | |||||
ВЗ | Какое литературное направление, признающее существование объективных социально – исторических закономерностей, влияющих на личность и общество, является ведущим в творчестве Ф.М. Достоевского? | ||||
Ответ: | |||||
B4 | Укажите термин, которым в литературе называют средство художественной изобразительности, помогающее Ф.М. Достоевскому определить отношение героя к тому, о чем он говорит: «бессмысленная», «ничтожная», «злая», «вредная». | ||||
Ответ: | |||||
B5 | Какой художественный прием позволил персонажу романа Ф.М. Достоевского противопоставить «одну смерть и сто жизней»? | ||||
Ответ: | |||||
B6 | Взволнованность речи студента создается восклицательными и вопросительными предложениями, не требующими ответа. Как называются такие вопросы и восклицания? | ||||
Ответ: | |||||
B7 | В репликах студента многократно встречаются слова, обозначающие преувеличенно большое количество («сто тысяч добрых дел и начинаний», «сотни, тысячи… существований», «тысячи жизней» и др.). Какой художественный троп здесь использован? | ||||
B1 | Петербург | ||||
B2 | повтор | ||||
B3 | реализм | ||||
B4 | эпитет | ||||
B5 | антитеза | ||||
B6 | риторические | ||||
B7 | гипербола | ||||
Часть С
С1. Какую роль этот диалог сыграл в судьбе главного героя романа?
Случайно подслушанный разговор о старухе-процентщице офицера и студента, судьба чиновника Мармеладова, его семьи, Сони Мармеладовой, наконец, письмо матери Раскольникова кладут конец его апатии, которая давила его несколько недель. Он видит, что надо действовать.
С2. В каких произведениях русской классической литературы герой становится невольным свидетелем чужого разговора, который влияет на его дальнейшие поступки и решения?
Тургенев "Отцы и дети", Лермонтов "Герой нашего времени", Л. Толстой «Война и мир».
Князь Андрей по делам заезжает к Ростовым в Отрадное и впервые видит Наташу. Он случайно слышит её разговор с Соней в лунную ночь. Наташа испытывает непреодолимое стремление к полёту. Слияние с природой окрыляет её и «приподнимает» Болконского навстречу весне. Благодаря Наташе и ему теперь «легко». Подслушанный разговор помог Болконскому преодолеть душевный кризис, вернуться к людям. А разговор, услышанный Раскольниковым в трактире, приведёт к тому, что он, «как ножницами, себя от людей отрежет». Один герой обретает счастье жить полной жизнью, а другой отбирает жизнь у другого человека и калечит свою душу.
Трагедией одиночества оборачивается подслушанный разговор и для Чацкого, героя комедии А. Грибоедова «Горе от ума», узнавшего правду о выборе Софьи.
Невольным свидетелем разговора Базарова с Фенечкой (И. Тургенев «Отцы и дети») становится Павел Петрович Кирсанов. Следствие этого - его дуэль с Базаровым, после которой оба героя станут проще, человечнее.
Во всех названных случаях нечаянное присутствие при чужом разговоре по-разному, но изменит жизнь героев.
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово. Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника. Он беспрерывно взглядывал на чиновника, конечно, и потому еще, что и сам тот упорно смотрел на него, и видно было, что тому очень хотелось начать разговор. На остальных же, бывших в распивочной, не исключая и хозяина, чиновник смотрел как-то привычно и даже со скукой, а вместе с тем и с оттенком некоторого высокомерного пренебрежения, как бы на людей низшего положения и развития, с которыми нечего ему говорить. Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье. Но он был в беспокойстве, ерошил волосы и подпирал иногда, в тоске, обеими руками голову, положа продранные локти на залитый и липкий стол. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».) | |||||
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. | |||||
B1 | Как называется в литературоведении одно из средств создания образа, позволяющих создать описание внешности героя? | ||||
Ответ: | |||||
B2 | Выпишите словосочетание, которое в тексте становится оценкой внутреннего, психологического состояния героя. | ||||
Ответ: | |||||
ВЗ | Найдите в тексте и выпишите эпитет, которым Ф.М. Достоевский воспользовался при описании глаз, чтобы определить скрытую, но не окончательно утраченную человеческую сущность героя. | ||||
Ответ: | |||||
B4 | Укажите фамилию героя, который в данном фрагменте «произвел впечатление» на Раскольникова. | ||||
Ответ: | |||||
B5 | К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу традиционно относят этого героя романа? | ||||
Ответ: | |||||
B6 | Напишите название стилистического приема, который помогает Ф.М. Достоевскому описать нарастающее желание персонажей заговорить друг с другом («беспрерывно взглядывал», «упорносмотрел», «на остальных… смотрел как-то привычно»). | ||||
Ответ: | |||||
B7 | Укажите термин, которым в литературном произведении называют выразительную подробность описания: «Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина»? | ||||
B1 | портрет | ||||
B2 | втоске | ||||
B3 | одушевлённые | ||||
B4 | Мармеладов | ||||
B5 | маленькийчеловек | ||||
B6 | повтор | ||||
B7 | деталь | ||||
Часть С
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту. <...> Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться... А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» — и заорал во все горло, указывая на него рукой, — молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его. — Я так и знал! — бормотал он в смущении, — я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа... (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».) | ||||||
Выполните задания В1-В7. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. | ||||||
B1 | Назовите фамилию героя, о котором идет речь в данном фрагменте. | |||||
Ответ: | ||||||
B2 | Против кого был направлен «замысел» героя? | |||||
Ответ: | ||||||
ВЗ | Как называются развернутые высказывания, передающие мысли героя? | |||||
Ответ: | ||||||
B4 | Укажите название термина, которым в литературоведении обозначают изображение внешности героя? | |||||
Ответ: | ||||||
B5 | Как называются художественные определения, которые использует Достоевский, изображая внешность героя: «прекрасные глаза», «тонок и строен»? | |||||
Ответ: | ||||||
B6 | Какая деталь одежды, подчеркивающая нищенское положение Раскольникова, дважды повторяется Достоевским, подчеркивая нищенское положение героя? | |||||
Ответ: | ||||||
B7 | Первый абзац приведенного текста знакомит читателя со временем и местом действия. Как называется этот элемент сюжета литературного произведения? | |||||
B1 | Раскольников | |||||
B2 | старуха-процентщица | |||||
B3 | монолог | |||||
B4 | портрет | |||||
B5 | эпитеты | |||||
B6 | лохмотья | |||||
B7 | экспозиция | |||||
С1. Сформулируйте главную тему данного фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Одной из основных отличительных черт романа является то, что его герой — человек идеи...».
С2. Каковы основные особенности психологизма Достоевского и кого из русских писателей XIX века можно назвать писателями-психологами?
Достоевский использовал различные приемы психологизма, с помощью которых изображал внутренний мир Раскольникова. Часто встречаются в романе внутренние монологи, в них автор как бы «подслушивает» мысли героя. В эпизоде последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем, в кульминации диалога, автор использует приём умолчания. После прямого обвинения в преступлении и протеста Раскольникова пауза между следователем и убийцей длится десять минут, и психологические процессы не прекращаются. Использует Достоевский для изображения внутреннего мира главного героя психологический портрет, сны и видения, персонажей-двойников. Писателями-психологами являются М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев и другие. Они используют психологический анализ и самоанализ. Первый чаще встречаем у Толстого и Тургенева, второй – у Лермонтова. Пример самоанализа в «Герое нашего времени – дневник Печорина. Толстой использует такой приём психологизма, как «диалектика души».
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и <...> на верху лестницы было очень темно. Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения, или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные. Раскольников тотчас признал Катерину Ивановну. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Оно ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее. Раскольникову она показалась лет тридцати, и действительно была не пара Мармеладову… Входящих она не слыхала и не заметила; казалось, она была в каком-то забытьи, не слушала и не видела. В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла. Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она, кажется, унимала его, что-то шептала ему, всячески сдерживала, чтоб он как-нибудь опять не захныкал, и в то же время со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».) | |||||
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. | |||||
B1 | В каком Российском городе происходит действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? | ||||
Ответ: | |||||
B2 | Укажите фамилию героя, в квартире которого происходят события, изображенные в приведенном эпизоде романа Ф.М. Достоевского. | ||||
Ответ: | |||||
ВЗ | Как называется описание обстановки, внутреннего убранства помещения: «Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помешалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый». | ||||
Ответ: | |||||
B4 | Выпишите название излюбленного художественного приема Ф.М. Достоевского, выражающегося в углубленном изображении, подробном описании психических переживаний героев. | ||||
Ответ: | |||||
B5 | Как называется средство характеристики, строящееся на описании внешности персонажа: «… девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранный всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике…» | ||||
Ответ: | |||||
B6 | Какой художественный прием использует Ф.М. Достоевский в данном фрагменте: «тоненькая, как спичка»? | ||||
Ответ: | |||||
B7 | Какой стилистический прием, характерный для прозы Ф.М. Достоевского, становится в тексте важным средством создания настроения: «Дверь… была отворена», «дверь… была приотворена», «дверь… была не затворена», «непритворенная дверь», «она… дверь не притворяла»? | ||||
B1 | Петербург | ||||
B2 | Мармеладов | ||||
B3 | интерьер | ||||
B4 | психологизм | ||||
B5 | портрет | ||||
B6 | сравнение | ||||
B7 | повтор | ||||
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это всё более и более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице, он воскликнул: "О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! – прибавил он решительно. – И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..." Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей. Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице. Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж. Из дверей, как раз в эту минуту, выходили двое пьяных и, друг друга поддерживая и ругая, взбирались на улицу. Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан. Тотчас же всё отлегло, и мысли его прояснели. "Всё это вздор, – сказал он с надеждой, – и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, – и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения! Тьфу, какое всё это ничтожество!.." Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих. Но даже и в эту минуту он отдаленно предчувствовал, что вся эта восприимчивость к лучшему была тоже болезненная. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».) | |||||
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. | |||||
B1 | Любимая книга Ф.М. Достоевского на каторге и в ссылке. | ||||
Ответ: | |||||
B2 | Какую профессию должен получить Раскольников? | ||||
Ответ: | |||||
ВЗ | Какое определение романа "Преступление и наказание" наиболее соответствует его характеру? | ||||
Ответ: | |||||
B4 | Кто произносит пугающую Раскольникова фразу "Мы с вами одного поля ягоды" в романе "Преступление и наказание"? | ||||
Ответ: | |||||
B5 | Портрет какого героя романа "Преступление и наказание вопроизведен в следующем фрагменте: "Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен"? | ||||
Ответ: | |||||
B6 | Кто из героев романа Достоевского "Преступление и наказание" выражает черты сознательного негодяя, то есть так же, как и Раскольников, обосновывет принципы своего существования своеобразной теорией (теория "целого кафтана"), являясь идейным двойником главного героя? | ||||
Ответ: | |||||
B7 | Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскогому? А) Раскрывая внутренний мир героя, автор смтремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешем выражении психологического состояния героя: жесте, мимике, движении. автора привлекает результат переживания героя. Б) Раскрывая внутренний мир героя, автор смтремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируя свои поступки. В) Раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменчивость психической жизни человека. Н.Г. Чернышевский назвал этот принцип психологизма "диалектикой души". | ||||
B1 | Библия | ||||
B2 | юрист | ||||
B3 | социально-философскийроман | ||||
B4 | Свидригайлов | ||||
B5 | Раскольников | ||||
B6 | Лужин | ||||
B7 | Б | ||||
Часть С
С1. что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?
С2. Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга. Какова их роль в создании образа города в романе? У каких еще писателей и в каких произведениях Петербу
Дата: 2016-10-02, просмотров: 3099.