C1. Какую роль в истории преступления Раскольникова сыграла случайная встреча с этим человеком и знакомство с его семьей?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ф.М. Достоевский.

Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения - преступление, «идейное» убийство.

За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студен­тов университета, ...живущий в крайней бедности», напи­сал статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи заключается «в том, что люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Но эта теория «двух разрядов» сама по себе уже есть преступление. Теория решает только один вопрос — кому жить, а кому умереть. Раскольников задумал убить и обо­брать старуху-процентщицу Алену Ивановну. Герой романа мечтает на ее деньги сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо люби­мых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: Раскольников, находящийся в плену «тео­рии» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам. Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя. А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступ­ление и против него. Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно — и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву. Даже сны у него разные. Первый сон — предосте­режение от убийства, но не нашлось у Раскольникова сил отказаться от своих намерений. Второй сон — повторение преступления, он убивает человека.

Внутренняя борьба двух характеров героя проявляется и в его поступках. Это ярко показано в эпизоде встречи Раскольникова с девушкой на улице и городовым. Здесь как будто два разных человека. Один совершает доброе дело — спасает девочку, другой — совершает преступление, отрекаясь от нее. При спасении девочки им движет состра­дание, добро, благожелательность, при отречении от нее — отчаяние, злоба, неверие.

По своей теории Раскольников должен быть вместе с теми, кого он ненавидит, но он не может быть вместе со своими врагами. И он должен презирать и отступиться от тех, кого он любит. Для него все было бы проще, если бы он никого не любил и если бы его не любили. Тогда ему было бы все ясно. Есть теория, есть абстрактные люди, они «обыкновенные». Он — «избранный» и поэтому может делать с ними все что захочет. Он пока не думает ни о родных, ни о близких, ему важно сказать свое «новое слово» и сделать первый шаг. И тогда абстрактные «обык­новенные» люди превращаются в мать, сестру, любимую, Лизавету, Миколку.

Раскольников несколько раз говорил о том, что он «убил для себя». Но для того, чтобы спокойно «убить для себя», нужно и быть одному, а быть одному - это значит быть без совести. «О, если бы я был один!» — для Расколь­никова это мечта отделаться от совести, и это еще одно доказательство того, что преступление «по совести» невоз­можно. Преступление возможно только без совести. И Раскольникова спасают любящие его люди — мать, сестра, Соня.

Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня недавно получила желтый билет. Их души еще не стали черствыми, не отупели, они еще обна­жены для боли — и своей, и чужой. Раскольников хорошо понимает значение этого совпадения, и поэтому он выбрал Соню для себя. Но ему первое время было тяжело с ней. Он надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним. А она — вдруг не согласилась. «Тихая, слабенькая» Соня разбивает хитро­умные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским запове­дям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от «теории», воссоединиться с людьми и жиз­нью.

На каторге Раскольникова стали одолевать муки со­мнения. Он даже заболел. Его гордость была уязвлена. Именно на каторге он видит сон, который потом и заставит его страдать, потому что в этом сне, в этом бреду он как бы увидел со стороны свою теорию. Казалось бы, совер­шенное преступление должно было бы сблизить Расколь­никова с каторжными. Но в действительности все вышло по-другому. Между ними была пропасть, и «казалось, он и они были разных наций... Его даже стали под конец нена­видеть - почему? Он не знал этого. Презирали его, смея­лись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». Это произошло потому, что каторжный народ интуитивно почувствовал, что Раскольников и на каторге относит себя к «высшему разряду», а их и Соню (которую они полюбили) — к «низшему».

Все изменилось с того момента, когда Раскольников понял, что только «бесконечной любовью искупит он те­перь все страдания». Раскольников почувствовал, что те­перь все изменилось, все должно быть по-другому. Ему казалось, что даже бывшие враги его — каторжане — смотрели на него теперь иначе. «Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково».

Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои оши­бочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе. Физически он убил другого, а духовно — себя. Но под влиянием любви и прощения он убедился в ложности своего пути. Только любовь близких людей спасла его, и благодаря этому он смог заново «переродиться» и начать новую жизнь.

Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорблен­ных», населяющих большой город, Петербург. Отношение автора романа к своим героям проявляется и в сочувствен­ном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

Целью Достоевского было проследить «психологичес­кий процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначи­лось своеобразие психологизма писателя. Он считает, что психологический рисунок зависит не от внешних воздей­ствий среды, а от внутреннего состояния души.

«Преступление и наказание» открывает новый, выс­ший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые вы­ступает как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который был назван полифоническим (многоголосым).

В основе драматического конфликта романов Ф.М.До­стоевского — борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский соединяет с исследованием политических взглядов и философских теорий, которые влияют на это развитие. Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологи­ческим произведением.

 

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

- Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. – Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная, и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь? - Ну, понимаю, - отвечает офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища. - Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семей, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь одной чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали! - Конечно, она недостойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа. - Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», - я ничего не хочу говорить против долга и совести, - но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай! - Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай! - Ну! - Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет? - Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут и дело … - А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию! <…> (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 В каком городе разворачивается действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
  Ответ:
   
B2 Какой художественный прием, характерный для прозы Ф.М. Достоевского, становится в тексте важным средством создания настроения: «Понимаешь? Понимаешь?», «Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!», «Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!»?
  Ответ:
   
ВЗ Какое литературное направление, признающее существование объективных социально – исторических закономерностей, влияющих на личность и общество, является ведущим в творчестве Ф.М. Достоевского?
  Ответ:
   
B4 Укажите термин, которым в литературе называют средство художественной изобразительности, помогающее Ф.М. Достоевскому определить отношение героя к тому, о чем он говорит: «бессмысленная», «ничтожная», «злая», «вредная».
  Ответ:
   
B5 Какой художественный прием позволил персонажу романа Ф.М. Достоевского противопоставить «одну смерть и сто жизней»?
  Ответ:
   
B6 Взволнованность речи студента создается восклицательными и вопросительными предложениями, не требующими ответа. Как называются такие вопросы и восклицания?
  Ответ:
   
B7 В репликах студента многократно встречаются слова, обозначающие преувеличенно большое количество («сто тысяч добрых дел и начинаний», «сотни, тысячи… существований», «тысячи жизней» и др.). Какой художественный троп здесь использован?
B1   Петербург  
B2   повтор  
B3   реализм  
B4   эпитет  
B5   антитеза  
B6   риторические  
B7   гипербола    
           

Часть С

С1. Какую роль этот диалог сыграл в судьбе главного героя романа?

Случайно подслушанный разговор о старухе-процентщице офицера и студента, судьба чиновника Мармеладова, его семьи, Сони Мармеладовой, наконец, письмо матери Раскольникова кладут конец его апатии, которая давила его несколько недель. Он видит, что надо действовать.

 

С2. В каких произведениях русской классической литературы герой становится невольным свидетелем чужого разговора, который влияет на его дальнейшие поступки и решения?

Тургенев "Отцы и дети", Лермонтов "Герой нашего времени", Л. Толстой «Война и мир».

Князь Андрей по делам заезжает к Ростовым в Отрадное и впервые видит Наташу. Он случайно слышит её разговор с Соней в лунную ночь. Наташа испытывает непреодолимое стремление к полёту. Слияние с природой окрыляет её и «приподнимает» Болконского навстречу весне. Благодаря Наташе и ему теперь «легко». Подслушанный разговор помог Болконскому преодолеть душевный кризис, вернуться к людям. А разговор, услышанный Раскольниковым в трактире, приведёт к тому, что он, «как ножницами, себя от людей отрежет». Один герой обретает счастье жить полной жизнью, а другой отбирает жизнь у другого человека и калечит свою душу.

Трагедией одиночества оборачивается подслушанный разговор и для Чацкого, героя комедии А. Грибоедова «Горе от ума», узнавшего правду о выборе Софьи.

Невольным свидетелем разговора Базарова с Фенечкой (И. Тургенев «Отцы и дети») становится Павел Петрович Кирсанов. Следствие этого - его дуэль с Базаровым, после которой оба героя станут проще, человечнее.

Во всех названных случаях нечаянное присутствие при чужом разговоре по-разному, но изменит жизнь героев.

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как-то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово. Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника. Он беспрерывно взглядывал на чиновника, конечно, и потому еще, что и сам тот упорно смотрел на него, и видно было, что тому очень хотелось начать разговор. На остальных же, бывших в распивочной, не исключая и хозяина, чиновник смотрел как-то привычно и даже со скукой, а вместе с тем и с оттенком некоторого высокомерного пренебрежения, как бы на людей низшего положения и развития, с которыми нечего ему говорить. Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье. Но он был в беспокойстве, ерошил волосы и подпирал иногда, в тоске, обеими руками голову, положа продранные локти на залитый и липкий стол. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Как называется в литературоведении одно из средств создания образа, позволяющих создать описание внешности героя?
  Ответ:
   
B2 Выпишите словосочетание, которое в тексте становится оценкой внутреннего, психологического состояния героя.
  Ответ:
   
ВЗ Найдите в тексте и выпишите эпитет, которым Ф.М. Достоевский воспользовался при описании глаз, чтобы определить скрытую, но не окончательно утраченную человеческую сущность героя.
  Ответ:
   
B4 Укажите фамилию героя, который в данном фрагменте «произвел впечатление» на Раскольникова.
  Ответ:
   
B5 К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу традиционно относят этого героя романа?
  Ответ:
   
B6 Напишите название стилистического приема, который помогает Ф.М. Достоевскому описать нарастающее желание персонажей заговорить друг с другом («беспрерывно взглядывал», «упорносмотрел», «на остальных… смотрел как-то привычно»).
  Ответ:
   
B7 Укажите термин, которым в литературном произведении называют выразительную подробность описания: «Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина»?
B1   портрет  
B2   втоске  
B3   одушевлённые  
B4   Мармеладов  
B5   маленькийчеловек  
B6   повтор  
B7   деталь    
           

Часть С

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту. <...> Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться... А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» — и заорал во все горло, указывая на него рукой, — молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его. — Я так и знал! — бормотал он в смущении, — я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа... (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».)
Выполните задания В1-В7. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Назовите фамилию героя, о котором идет речь в данном фрагменте.
  Ответ:
   
B2 Против кого был направлен «замысел» героя?
  Ответ:
   
ВЗ Как называются развернутые высказывания, передающие мысли героя?
  Ответ:
   
B4 Укажите название термина, которым в литературоведении обозначают изображение внешности героя?
  Ответ:
   
B5 Как называются художественные определения, которые использует Достоевский, изображая внешность героя: «прекрасные глаза», «тонок и строен»?
  Ответ:
   
B6 Какая деталь одежды, подчеркивающая нищенское положение Раскольникова, дважды повторяется Достоевским, подчеркивая нищенское положение героя?
  Ответ:
   
B7 Первый абзац приведенного текста знакомит читателя со временем и местом действия. Как называется этот элемент сюжета литературного произведения?
  B1   Раскольников  
  B2   старуха-процентщица  
  B3   монолог  
  B4   портрет  
  B5   эпитеты  
  B6   лохмотья  
  B7   экспозиция    
             

С1. Сформулируйте главную тему данного фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Одной из основных отличительных черт романа является то, что его герой — человек идеи...».

С2. Каковы основные особенности психологизма Достоевского и кого из русских писателей XIX века можно назвать писателями-психологами?

Достоевский использовал различные приемы психологизма, с помощью которых изображал внутренний мир Раскольникова. Часто встречаются в романе внутренние монологи, в них автор как бы «подслушивает» мысли героя. В эпизоде последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем, в кульминации диалога, автор использует приём умолчания. После прямого обвинения в преступлении и протеста Раскольникова пауза между следователем и убийцей длится десять минут, и психологические процессы не прекращаются. Использует Достоевский для изображения внутреннего мира главного героя психологический портрет, сны и видения, персонажей-двойников. Писателями-психологами являются М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев и другие. Они используют психологический анализ и самоанализ. Первый чаще встречаем у Толстого и Тургенева, второй – у Лермонтова. Пример самоанализа в «Герое нашего времени – дневник Печорина. Толстой использует такой приём психологизма, как «диалектика души».

 

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и <...> на верху лестницы было очень темно. Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения, или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные. Раскольников тотчас признал Катерину Ивановну. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Оно ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее. Раскольникову она показалась лет тридцати, и действительно была не пара Мармеладову… Входящих она не слыхала и не заметила; казалось, она была в каком-то забытьи, не слушала и не видела. В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла. Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она, кажется, унимала его, что-то шептала ему, всячески сдерживала, чтоб он как-нибудь опять не захныкал, и в то же время со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 В каком Российском городе происходит действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
  Ответ:
   
B2 Укажите фамилию героя, в квартире которого происходят события, изображенные в приведенном эпизоде романа Ф.М. Достоевского.
  Ответ:
   
ВЗ Как называется описание обстановки, внутреннего убранства помещения: «Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помешалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».
  Ответ:
   
B4 Выпишите название излюбленного художественного приема Ф.М. Достоевского, выражающегося в углубленном изображении, подробном описании психических переживаний героев.
  Ответ:
   
B5 Как называется средство характеристики, строящееся на описании внешности персонажа: «… девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранный всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике…»
  Ответ:
   
B6 Какой художественный прием использует Ф.М. Достоевский в данном фрагменте: «тоненькая, как спичка»?
  Ответ:
   
B7 Какой стилистический прием, характерный для прозы Ф.М. Достоевского, становится в тексте важным средством создания настроения: «Дверь… была отворена», «дверь… была приотворена», «дверь… была не затворена», «непритворенная дверь», «она… дверь не притворяла»?
B1   Петербург  
B2   Мармеладов  
B3   интерьер  
B4   психологизм  
B5   портрет  
B6   сравнение  
B7   повтор    
           

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это всё более и более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице, он воскликнул: "О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! – прибавил он решительно. – И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..." Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей. Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице. Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж. Из дверей, как раз в эту минуту, выходили двое пьяных и, друг друга поддерживая и ругая, взбирались на улицу. Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан. Тотчас же всё отлегло, и мысли его прояснели. "Всё это вздор, – сказал он с надеждой, – и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, – и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения! Тьфу, какое всё это ничтожество!.." Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих. Но даже и в эту минуту он отдаленно предчувствовал, что вся эта восприимчивость к лучшему была тоже болезненная. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Любимая книга Ф.М. Достоевского на каторге и в ссылке.
  Ответ:
   
B2 Какую профессию должен получить Раскольников?
  Ответ:
   
ВЗ Какое определение романа "Преступление и наказание" наиболее соответствует его характеру?
  Ответ:
   
B4 Кто произносит пугающую Раскольникова фразу "Мы с вами одного поля ягоды" в романе "Преступление и наказание"?
  Ответ:
   
B5 Портрет какого героя романа "Преступление и наказание вопроизведен в следующем фрагменте: "Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен"?
  Ответ:
   
B6 Кто из героев романа Достоевского "Преступление и наказание" выражает черты сознательного негодяя, то есть так же, как и Раскольников, обосновывет принципы своего существования своеобразной теорией (теория "целого кафтана"), являясь идейным двойником главного героя?
  Ответ:
   
B7 Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскогому? А) Раскрывая внутренний мир героя, автор смтремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешем выражении психологического состояния героя: жесте, мимике, движении. автора привлекает результат переживания героя. Б) Раскрывая внутренний мир героя, автор смтремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируя свои поступки. В) Раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменчивость психической жизни человека. Н.Г. Чернышевский назвал этот принцип психологизма "диалектикой души".
B1   Библия  
B2   юрист  
B3   социально-философскийроман  
B4   Свидригайлов  
B5   Раскольников  
B6   Лужин  
B7   Б    
           

Часть С

С1. что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

С2. Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга. Какова их роль в создании образа города в романе? У каких еще писателей и в каких произведениях Петербу

Дата: 2016-10-02, просмотров: 3099.