Вид несчастных детей заставляет Раскольникова отдать Мармеладовым едва ли не последние свои гроши. В его измученной душе закрепляется страшная мысль : "И нет никаких преград…" Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.
С2. В каких произведениях русской классики звучит тема детства и в чем, по-вашему, особенность звучания этой темы в романе "Преступление и наказание"?
А.П. Чехов. Рассказы “Ванька”, “Беглец” и “Спать хочется” восходят к традиции социальной литературы о детях. Чехова показывает унылую и безрадостную детскую жизнь, омраченную унижением, порками и черствым отношением взрослых. Но даже если жизнь ребенка тосклива и монотонна, как у Ваньки или Варьки, он никогда не видит мир одноцветно, в одних лишь темных красках. Если вчитаться, даже рассказ Чехова “Ванька” не так уныл, каким его обычно представляют, а в жизни юного чеховского героя немало небольших радостей, например, Ванька открывает для себя Москву и проявляет активный интерес к окружающему миру.
В. Короленко «Дети подземелья».
Стихотворение Некрасова "Крестьянские дети". Для него дети - носители будущего, он утверждает, что духовный мир крестьянских детей богат, он живут в гармонии и согласии с миром природы. Но звучит и социальная тема – тема непосильного детского труда.
Л. Толстой «Детство». Писатель раскрывает сложную «диалектику души» ребенка. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Совершенно по-иному решает проблему ребенка Достоевский. Он изображает детей страдающих, униженных, задумавшихся. Страдания ускоряют взросление. Писателю важен чистый, цельный, «сердечный» взгляд. Для Достоевского принципиально важно, что в детстве все происходящее запечатлевается не в событиях, а в переживаниях.
Сохранение детскости во взрослом — это, по Достоевскому, путь спасения. Движение образа Раскольникова связано с постепенным уничтожением его как теоретика и проявление в его облике детских черт, и внешних, и внутренних.
И Толстой, и Достоевский, и Чехов, и Короленко показывают, что дети «очеловечивают нашу душу».
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это всё более и более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице, он воскликнул: "О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! – прибавил он решительно. – И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..." Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей. Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице. Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж. Из дверей, как раз в эту минуту, выходили двое пьяных и, друг друга поддерживая и ругая, взбирались на улицу. Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан. Тотчас же всё отлегло, и мысли его прояснели. "Всё это вздор, – сказал он с надеждой, – и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, – и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения! Тьфу, какое всё это ничтожество!.." Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих. Но даже и в эту минуту он отдаленно предчувствовал, что вся эта восприимчивость к лучшему была тоже болезненная. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».) | |||||
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. | |||||
B1 | Любимая книга Ф.М. Достоевского на каторге и в ссылке. | ||||
Ответ: | |||||
B2 | Какую профессию должен получить Раскольников? | ||||
Ответ: | |||||
ВЗ | Какое определение романа "Преступление и наказание" наиболее соответствует его характеру? | ||||
Ответ: | |||||
B4 | Кто произносит пугающую Раскольникова фразу "Мы с вами одного поля ягоды" в романе "Преступление и наказание"? | ||||
Ответ: | |||||
B5 | Портрет какого героя романа "Преступление и наказание вопроизведен в следующем фрагменте: "Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен"? | ||||
Ответ: | |||||
B6 | Кто из героев романа Достоевского "Преступление и наказание" выражает черты сознательного негодяя, то есть так же, как и Раскольников, обосновывет принципы своего существования своеобразной теорией (теория "целого кафтана"), являясь идейным двойником главного героя? | ||||
Ответ: | |||||
B7 | Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскогому? А) Раскрывая внутренний мир героя, автор смтремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешем выражении психологического состояния героя: жесте, мимике, движении. автора привлекает результат переживания героя. Б) Раскрывая внутренний мир героя, автор смтремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируя свои поступки. В) Раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменчивость психической жизни человека. Н.Г. Чернышевский назвал этот принцип психологизма "диалектикой души". | ||||
B1 | Библия | ||||
B2 | юрист | ||||
B3 | социально-философскийроман | ||||
B4 | Свидригайлов | ||||
B5 | Раскольников | ||||
B6 | Лужин | ||||
B7 | Б | ||||
Часть С
С1. что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?
С2. Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга. Какова их роль в создании образа города в романе? У каких еще писателей и в каких произведениях Петербург играет такую же роль?
Можно обратиться к предшественникам Достоевского по “петербургской” теме (например, к Пушкину, Гоголю, Некрасову), а также вспомнить последователей (например, А.Блока, О.Мандельштама, А.Ахматову). Достоевский не любил Петра и его город. В дневниках писателя есть такая запись, которая может быть использована для иллюстрации отношения Достоевского к Петербургу: “«Люблю тебя, Петра творенье!» Виноват, не люблю его. Окна, дырья — и монументы”. Заметим здесь тоже контраст, антитезу; одной из её частей являются “монументы” — великолепные памятники, к которым принадлежит и собор из отрывка. Петербург — город контрастов, пышности и нищеты, торжествующего камня и гибнущего человека.
Тест.
Он встал и надел свою жилетку и пальто, еще сырые. Нащупав в
кармане револьвер, он вынул его и поправил капсюль; потом сел, вынул
из кармана записную книжку и на заглавном, самом заметном листке
написал крупно несколько строк. Перечитав их, он задумался, облокотясь
на стол. Револьвер и записная книжка лежали тут же, у локтя.
Проснувшиеся мухи лепились на нетронутую порцию телятины,
стоявшую тут же на столе. Он долго смотрел на них и наконец свободною
правой рукой начал ловить одну муху. Долго истощался он в усилиях, но
никак не мог поймать. Наконец, поймав себя на этом интересном занятии,
очнулся, вздрогнул, встал и решительно вышел из комнаты. Через минуту
он был на улице.
Молочный густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по
скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве.
Ему мерещились высоко поднявшиеся за ночь вода Малой Невы,
Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и
кусты и, наконец, тот самый куст… С досадой стал он рассматривать
дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не
встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые
деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость
прохватывали все его тело, и его стало знобить. Изредка он натыкался на
лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. Вот уже
кончилась деревянная мостовая. Он уже поровнялся с большим каменным
домом. Грязная, издрогшая собачонка с поджатым хвостом перебежала
ему дорогу. Какой-то мертво-пьяный, в шинели, лицом вниз, лежал
поперек тротуара. Он поглядел на него и пошел далее. Высокая каланча
мелькнула ему влево. «Ба! – подумал он, да вот и место, зачем на
Петровский? По крайней мере при официальном свидетеле…» Он чуть не
усмехнулся этой новой мысли и поворотил в –скую улицу. Тут-то стоял
большой дом с каланчой. У запертых ворот дома стоял, прислоняясь к
ним плечом, небольшой человечек, закутанный в серое солдатское пальто
и в медной ахиллесовой каске. Дремлющим взглядом, холодно покосился
он на подошедшего Свидригайлова <…>. Оба они, Свиригайлов и
Ахиллес, несколько времени, молча, рассматривали один другого.
Ахиллесу наконец показалось непорядком, что человек не пьян, а стоит
перед ним в трех шагах, глядит в упор и ничего не говорит.
– А-зе, сто-зе вам и здеся на-а-до? – проговорил он, все еще не
шевелясь и не изменяя своего положения. – Здеся не места.
– Я, брат, еду в чужие краи.
– В чужие краи?
– В Америку.
– В Америку?
Свидригайлов вынул револьвер и взвел курок. Ахиллес приподнял
брови.
– А-зе, сто-зе, эти сутки (шутки) здеся не места!
– Да почему же бы и не место?
– А потому-зе, сто не места.
– Ну, брат, это все равно. Место хорошее; коли тебя станут
спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку.
Он приставил револьвер к своему правому виску.
– А- здеся нельзя, здеся не места! – встрепенулся Ахиллес,
расширяя все больше и больше зрачки.
Свидригайлов спустил курок.
(Ф.М. Достоевский, «Преступление наказание».)
Дата: 2016-10-02, просмотров: 2001.