С1. Зачем Ф. М. Достоевский так подробно описывает детей одного из героев в данном фрагменте текста?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вид несчастных детей заставляет Раскольникова отдать Мармеладовым едва ли не последние свои гроши. В его измученной душе закрепляется страшная мысль : "И нет никаких преград…" Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.

С2. В каких произведениях русской классики звучит тема детства и в чем, по-вашему, особенность звучания этой темы в романе "Преступление и наказание"?

А.П. Чехов. Рассказы “Ванька”, “Беглец” и “Спать хочется” восходят к традиции социальной литературы о детях. Чехова показывает унылую и безрадостную детскую жизнь, омраченную унижением, порками и черствым отношением взрослых. Но даже если жизнь ребенка тосклива и монотонна, как у Ваньки или Варьки, он никогда не видит мир одноцветно, в одних лишь темных красках. Если вчитаться, даже рассказ Чехова “Ванька” не так уныл, каким его обычно представляют, а в жизни юного чеховского героя немало небольших радостей, например, Ванька открывает для себя Москву и проявляет активный интерес к окружающему миру.

В. Короленко «Дети подземелья».

Стихотворение Некрасова "Крестьянские дети". Для него дети - носители будущего, он утверждает, что духовный мир крестьянских детей богат, он живут в гармонии и согласии с миром природы. Но звучит и социальная тема – тема непосильного детского труда.

Л. Толстой «Детство». Писатель рас­крывает сложную «диалектику души» ребенка. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора дет­ства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не ле­леять воспоминания о ней? Воспоминания эти осве­жают, возвышают мою душу и служат для меня ис­точником лучших наслаждений».

Совершенно по-иному решает проблему ребенка Достоевский. Он изображает детей страдающих, уни­женных, задумавшихся. Страдания ускоряют взрос­ление. Писателю важен чистый, цельный, «сердеч­ный» взгляд. Для Достоевского принципиально важ­но, что в детстве все происходящее запечатлевается не в событиях, а в переживаниях.

Сохранение детскости во взрослом — это, по Досто­евскому, путь спасения. Движение образа Раскольникова связано с постепенным уничтожением его как теоретика и проявление в его облике детских черт, и внешних, и внутренних.

И Толстой, и Достоевский, и Чехов, и Короленко показывают, что дети «очеловечивают нашу душу».

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это всё более и более увеличивалось. Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И наконец, уже на улице, он воскликнул: "О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! – прибавил он решительно. – И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..." Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего волнения. Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей. Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице. Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж. Из дверей, как раз в эту минуту, выходили двое пьяных и, друг друга поддерживая и ругая, взбирались на улицу. Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан. Тотчас же всё отлегло, и мысли его прояснели. "Всё это вздор, – сказал он с надеждой, – и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, – и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения! Тьфу, какое всё это ничтожество!.." Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих. Но даже и в эту минуту он отдаленно предчувствовал, что вся эта восприимчивость к лучшему была тоже болезненная. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».)
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Любимая книга Ф.М. Достоевского на каторге и в ссылке.
  Ответ:
   
B2 Какую профессию должен получить Раскольников?
  Ответ:
   
ВЗ Какое определение романа "Преступление и наказание" наиболее соответствует его характеру?
  Ответ:
   
B4 Кто произносит пугающую Раскольникова фразу "Мы с вами одного поля ягоды" в романе "Преступление и наказание"?
  Ответ:
   
B5 Портрет какого героя романа "Преступление и наказание вопроизведен в следующем фрагменте: "Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен"?
  Ответ:
   
B6 Кто из героев романа Достоевского "Преступление и наказание" выражает черты сознательного негодяя, то есть так же, как и Раскольников, обосновывет принципы своего существования своеобразной теорией (теория "целого кафтана"), являясь идейным двойником главного героя?
  Ответ:
   
B7 Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскогому? А) Раскрывая внутренний мир героя, автор смтремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешем выражении психологического состояния героя: жесте, мимике, движении. автора привлекает результат переживания героя. Б) Раскрывая внутренний мир героя, автор смтремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируя свои поступки. В) Раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменчивость психической жизни человека. Н.Г. Чернышевский назвал этот принцип психологизма "диалектикой души".
B1   Библия  
B2   юрист  
B3   социально-философскийроман  
B4   Свидригайлов  
B5   Раскольников  
B6   Лужин  
B7   Б    
           

Часть С

С1. что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

С2. Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга. Какова их роль в создании образа города в романе? У каких еще писателей и в каких произведениях Петербург играет такую же роль?

Можно обратиться к предшественникам Достоевского по “петербургской” теме (например, к Пушкину, Гоголю, Некрасову), а также вспомнить последователей (например, А.Блока, О.Мандельштама, А.Ахматову). Достоевский не любил Петра и его город. В дневниках писателя есть такая запись, которая может быть использована для иллюстрации отношения Достоевского к Петербургу: “«Люблю тебя, Петра творенье!» Виноват, не люблю его. Окна, дырья — и монументы”. Заметим здесь тоже контраст, антитезу; одной из её частей являются “монументы” — великолепные памятники, к которым принадлежит и собор из отрывка. Петербург — город контрастов, пышности и нищеты, торжествующего камня и гибнущего человека.

 

Тест.

Он встал и надел свою жилетку и пальто, еще сырые. Нащупав в

кармане револьвер, он вынул его и поправил капсюль; потом сел, вынул

из кармана записную книжку и на заглавном, самом заметном листке

написал крупно несколько строк. Перечитав их, он задумался, облокотясь

на стол. Револьвер и записная книжка лежали тут же, у локтя.

Проснувшиеся мухи лепились на нетронутую порцию телятины,

стоявшую тут же на столе. Он долго смотрел на них и наконец свободною

правой рукой начал ловить одну муху. Долго истощался он в усилиях, но

никак не мог поймать. Наконец, поймав себя на этом интересном занятии,

очнулся, вздрогнул, встал и решительно вышел из комнаты. Через минуту

он был на улице.

Молочный густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по

скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве.

Ему мерещились высоко поднявшиеся за ночь вода Малой Невы,

Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и

кусты и, наконец, тот самый куст… С досадой стал он рассматривать

дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не

встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые

деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость

прохватывали все его тело, и его стало знобить. Изредка он натыкался на

лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. Вот уже

кончилась деревянная мостовая. Он уже поровнялся с большим каменным

домом. Грязная, издрогшая собачонка с поджатым хвостом перебежала

ему дорогу. Какой-то мертво-пьяный, в шинели, лицом вниз, лежал

поперек тротуара. Он поглядел на него и пошел далее. Высокая каланча

мелькнула ему влево. «Ба! – подумал он, да вот и место, зачем на

Петровский? По крайней мере при официальном свидетеле…» Он чуть не

усмехнулся этой новой мысли и поворотил в –скую улицу. Тут-то стоял

большой дом с каланчой. У запертых ворот дома стоял, прислоняясь к

ним плечом, небольшой человечек, закутанный в серое солдатское пальто

и в медной ахиллесовой каске. Дремлющим взглядом, холодно покосился

он на подошедшего Свидригайлова <…>. Оба они, Свиригайлов и

Ахиллес, несколько времени, молча, рассматривали один другого.

Ахиллесу наконец показалось непорядком, что человек не пьян, а стоит

перед ним в трех шагах, глядит в упор и ничего не говорит.

– А-зе, сто-зе вам и здеся на-а-до? – проговорил он, все еще не

шевелясь и не изменяя своего положения. – Здеся не места.

– Я, брат, еду в чужие краи.

– В чужие краи?

– В Америку.

– В Америку?

Свидригайлов вынул револьвер и взвел курок. Ахиллес приподнял

брови.

– А-зе, сто-зе, эти сутки (шутки) здеся не места!

– Да почему же бы и не место?

– А потому-зе, сто не места.

– Ну, брат, это все равно. Место хорошее; коли тебя станут

спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку.

Он приставил револьвер к своему правому виску.

– А- здеся нельзя, здеся не места! – встрепенулся Ахиллес,

расширяя все больше и больше зрачки.

Свидригайлов спустил курок.

(Ф.М. Достоевский, «Преступление наказание».)

Дата: 2016-10-02, просмотров: 1981.