Классификация боров по материалу изготовления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Название Характеристика
Стальные Применяются для препарирования дентина только при небольших скоростях вращения. При высоких скоростях и при препарировании эмали на режущих гранях бора создаются очень высокие температуры, приводящие к их оплавлению и полной потери эффективности.
Твердосплавные Изготавливают из карбида вольфрама, имеют 6-8 лопастей с острыми рабочими гранями. Головка припаяна к стержня из нержавеющей стали. Пайка – слабое место твердосплавных боров, поэтому при работе с ними следует избегать рычагообразных движений. Эти боры обладают высокой режущей способностью, могут выдерживать большие тепловые перегрузки, эффективно обрабатывать эмаль, дентин, амальгаму, композиты. Режущая эффективность твердосплавных боров больше чем алмазных, однако, они менее долговечны.
Алмазные Рабочая часть алмазного бора – головка - делается из стальной заготовки, покрытой связующим слоем, на который наносятся алмазные зерна. Этот процесс называется гальванопокрытием или электролитическим осаждением. В качестве связующего слоя обычно используется никель. Алмазные боры изготавливаются различной степени зернистости (размера частиц алмазной крошки) с учетом конкретной стоматологической задачи: препарирование или чистовой обработки тканей зуба или полировки пломбировочных материалов. Срок годности алмазного бора короток: после 4-5 операций его абразивная способность снижается в среднем на 50%. Применяются для обработки эмали, дентина, амальгамы, композитов.
Синтетические абразивы (карборундовые боры) Рабочая часть этих боров покрыта природным материалом – карборундом. Используются для полировки пломбировочных материалов.
Эластичные материалы (силиконовые головки) Используются стоматологами при работе с угловыми наконечниками для окончательной обработки и шлифовки пломбы.

 

Классификация боров по применению.

Форма рабочей части Назначение боров
Шаровидный Снятие боковых стенок кариозной полости при некрэктомии, формирование полукруглых ретенционных пунктов на дне и стенках полости, расширение устьев корневых каналов, вскрытие полости зуба.  
Цилиндрический (фиссурный) Раскрытие и расширение полости, иссечение фиссур, формирование отвесных стенок, прямых углов, плоского дна.  
Конусовидный Раскрытие и расширение полости, формирование стенок полости..  
Обратноконусовидный Формирование плоского дна полости, создание подрезок, острых углов, придание полости ретенционной формы.  
Колесовидный Для создания ретенционных пунктов, раскрытие окклюзионных поверхностей и удаление нависающих краев в резцах.  

Способы и средства изоляции от слюны.

1. Коффердам;

2. Рабердам;

3. Слюноотсос;

4. Ватные валики;

5. Dry tips.

Итоговый контроль

Вопросы по теме занятия:

1) Перечислить санитарно-гигиенические нормы по организации и оснащению стоматологического кабинета.

2) Назвать из чего состоит гидроблок стоматологической установки.

3) Дать характеристику основным видам приводов.

4) Виды наконечников и их применение.

5) Классификации абразивных и режущих инструментов.

6) Понятие эргономики.

7) Охарактеризовать основные средства изоляции от слюны.

 

Тесты к занятию №1.

1.Наименьшая площадь стоматологического кабинета в расчете на одно кресло должна составлять (кв.м.)

а) 7

б) 10

в) 14

г) 21

д) 35

2.Коэффициент отражения света с поверхности стен в стоматологическом кабинете не должен быть ниже

а) 10%

б) 20%

в) 30%

г) 40%

д) 50%

3.Скорость углового наконечника составляет

а) 300 тыс. об. в мин.

б) 100-400 тыс. об. в мин.

в) 2-60 тыс. об. в мин.

г) 5-40 тыс. об. в мин.

д) 60-100 тыс.об. в мин.

4.Стоматологическая установка включает

а) блок инструментов

б) автоклав

в) стоматологическое кресло

г) компрессор

д) глассперленовый стерилизатор

е) осветительный блок

5.Шаровидный бор применяют для

а) формирования ретенционных пунктов

б) формирования плоского дна

в) расширения устья корневых каналов

г) вскрытия полости зуба

д) иссечения фиссур

6.По материалу боры классифицируют

а) стальные

б) титановые

в) твердосплавные

г) алмазные

д) карборундовые

е) оптико-волоконные.

7.В набор для коффердама входит

а) слюноотсос

б) дырокол

в) силиконовый платок

г) зажимы

д) щипцы

е) матрицы

8.Окна в стоматологическом кабинете должны выходить на сторону

а) южную

б) северную

в) юго-восточную

г) северо-восточную

д) юго-западную

е) северо-западную

9.Типы приводов

а) механический рукав

б) жесткий рукав

в) воздушный рукав

г) рукав с электрическим микромотором

10.Эргономика – это

а) наука, изучающая функциональное состояние возможностей человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда

б) наука, обеспечивающая максимальные удобства для работы врача и правильную организацию рабочего места

в) наука, снижающая физиологические нагрузки на врача путем правильной организации рабочего места

 

Решение ситуационных задач по теме занятия:

1) В стоматологической поликлинике для терапевтического отделения выделено 50 кв.м полезной площади. Сколько врачебных стоматологических установок можно установить при соблюдении гигиенических норм?

2) Во время капитального ремонта помещений терапевтического отделения были изготовлены полы из досок, а стены побелены известью. Какие допущены ошибки и почему?

3) Оценить соответствие условий предъявляемым требованиям при организации стоматологического кабинета, если на одно кресло предоставлено помещение площадью 7 кв.м, расположенное в подвальном помещении без канализации с искусственным освещением.

4) В стоматологическом кабинете есть вытяжной шкаф с механическим побуждением, пол покрыт линолеумом, который закрывает стену на высоту 10 см, стены покрыты нитроэмалью. Можно ли в кабинете готовить амальгаму и ставить пломбы из амальгамы? Почему?

5) больному поставлен диагноз средний кариес, перечислите необходимые устройства и инструменты для лечения.

 

6. Минимум мануальных навыков:

 

уметь подготовить рабочее место (фантом)

7. Задание на дом:

Инструменты для обследования и лечения стоматологического больного. Асептика, антисептика. Дезинфекция. Стерилизация. Профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний.

 

8. Рекомендуемая литература, методические пособия:

1. Боровский Е.В., Барышева Ю.Д., Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология. М., 1988, с.69-105.

2. Боровский Е.В., Барер Г.М. Руководство к практическим занятиям по терапевтической стоматологии. М., 1975, с.18-26.

3. Пожарицкая М.М. Роль слюны в физиологии и развитии патологического процесса в твердых и мягких тканях полости рта – 2001.

4. Гемонов В.В., Лавров Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов – 2002.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Баженова Н.П., Лапина Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. – Ростов н/Д.: Феникс. 2002. – 640 с.

6. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: Учебн. пособ. – 3-е изд. – М.:МЕДпресс-информ,2004. – 548 с

7. Пожарицкая М.М., Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. – 304 с.: ил. (Учеб. лит. Для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов)

8. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

 

Практическое занятие № 2.

Часа.

1. Тема:

Инструменты для обследования и лечения стоматологического больного. Асептика, антисептика. Дезинфекция. Стерилизация. Профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний (СПИД, гепатит).

.

2. Цель занятия:

Изучить основные группы инструментов, применяемого в стоматологии, его назначение и правила использования. Ознакомиться с методами стерилизации и дезинфекции оборудования и инструментов. Знать понятия асептика, антисептика

 

3. Контроль исходного уровня знаний:

Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы:

1. Анатомия полости рта.

2. Функции органов ротовой полости.

3. Оборудование стоматологического кабинета для проведения стерилизации.

4. Рабочее место мед. сестры.

5. Эргономика.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Перечислить органы ротовой полости.

2. Охарактеризовать анатомическое строение зубов.

3. Перечислить функции основных органов полости рта.

4. Перечислить оборудование стоматологического кабинета.

5. Назвать оборудование, необходимое для проведения обработки инструментов.

6. Назвать задачи эргономики.

 

4. Самостоятельная работа.

Применяемые в терапевтической стоматологии инструменты можно разделить на несколько групп:

- инструменты для обследования полости рта;

- инструменты для удаления зубных отложений;

- инструменты для обработки кариозной полости;

- инструменты для приготовления пломбировочного материала;

- инструменты для пломбирования;

- инструменты для обработки пломбы;

- вспомогательные инструменты для пломбирования;

- инструменты для обработки корневых каналов (эндодонтические).

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 389.