При препарировании и формировании полостей 1 класса
Последовательность действия | Средства действия | Критерий самоконтроля |
1.Раскрытие полости зуба | Бормашины электрическая или турбинная, алмазные головки. При раскрытии турбинной бормашиной алмазный или твердосплавный бор любой формы. Стоматологические угловые и прямые наконечники. | При зондировании нет нависающих краев эмали. Эмаль на всем протяжении вокруг полости имеет подлежащий дентин. |
2.Расширение кариозной полости | Бормашины электрические или турбинные. Стоматологические угловые или прямые наконечники, алмазные головки. | Иссечение патологически измененных тканей эмали, фиссур. |
3.Удаление размягченного дентина (некротомия) | Бормашины электрические. Стоматологические угловые или прямые наконечники, острые стальные или твердосплавные шаровидные боры. | При смачивании полости 0,1 % раствором фуксина не удаленный кариозный дентин окрашивается в розовый цвет. |
4.Формирование полости 1 класса на жевательной поверхности моляров и премоляров. | Бормашины электрические или турбинные, наконечники угловые или прямые. Боры стальные, алмазные, твердосплавные - фиссурные, обратноконусные. | В молярах нижней челюсти при поверхностном и среднем кариесе дно формируют с помощью обратноконусного бора ровным, при глубоком кариесе во избежание вскрытия пульпы дно формируют ступенчатым и выравнивают его при помощи кальмецина или цинк-эвгенольной пасты. Боковые стенки формируют под прямым углом по отношению к дну. Углы должны быть закруглены, все фиссуры иссечены. В первом моляре верхней челюсти, где на жевательной поверхности хорошо развит эмалевый валик, если он не поражен кариесом, формируют 2 полости. Конфигурация полостей может быть различная в зависимости от степени поражения кариесом твердых тканей зуба. Во втором и третьем молярах верхней челюсти фиссуры не имеют перерыва, поэтому они должны быть полностью иссечены, после формирования полость имеет зигзагообразную форму.В премолярах верхней и во 2-ом премоляре нижней челюсти фиссуры перерыва не имеют, при формировании они должны быть иссечены, полость формируют по типу ласточкина хвоста. В первом моляре нижней челюсти хорошо развита жевательная поверхность. При не повреждении ее кариесом разрушать ее не надо, при наличии 2-х полостей формируют две полости |
5.Финирование краем эмали | Алмазные головки | Край эмали сглаживают под углом 45 º |
Итоговый контроль
Вопросы по теме занятия:
Варианты формирования кариозных полостей 1 класса
Тесты к занятию №7.
1.Укажите соответствие в соответствии классификации Блека.
1) в пришеечной области; 2) на контактной поверхности моляров и премоляров; 3) на контактной поверхности резцов и клыков с разрушением режущего края; 4) на контактной поверхности резцов и клыков без разрушения режущего края. | а) I кл.; б) II кл.; в) III кл.; г) IV кл.; д) V кл. |
2.Принцип биологической целесообразности заключается
а) в профилактическом препарировании твердых тканей зуба до иммунных зон;
б) в максимальном сохранении видимо здоровых тканей.
3. Твердые ткани зуба: 1)эмаль; 2)дентин. | Используемые боры: а) твердосплавные; б) стальные; в) алмазные; г) карборундовые головки. |
4. Дном горизонтальной полости считают
а) вертикальную стенку;
б) горизонтальную стенку;
в) стенку, обращенную к пульпе.
5. Кариозная полость, расположенная на вестибулярной поверхности 26 зуба в слепой ямке, относится к
а) V кл.;
б) IV кл.;
в) III кл.;
г) II кл.;
д) I кл.
6. Некрэктомия проводится
а) шаровидным бором малых размеров;
б) шаровидным бором больших размеров;
в) экскаватором;
г) фиссурным бором больших размеров;
д) гладилкой.
7. На этапе финирования эмаль скашивается под углом
а) 90º;
б) 35º;
в) 45º;
г) 60º.
8. Формирование кариозной полости осуществляется борами
а) шаровидным;
б) фиссурным;
в) колесовидным;
г) обратноконусным;
д) конусным;
е) пламевидным.
9. Укажите в правильной последовательности этапы препарирования кариозной полости
а) расширение
б) формирование
в) финирование (сглаживание) краев
г) некрэктомия
д) раскрытие.
10. Основными принципами препарирования являются
а) профилактическое иссечение твердых тканей зуба до иммунных зон
б) профилактическое иссечение и принцип биологической целесообразности
в) принцип биологической целесообразности, безболезненность.
Решение ситуационных задач по теме занятия:
6. Минимум мануальных навыков:
1. Отпрепарировать кариозные полости I класса на премолярах и
молярах.
2. Отпрепарировать кариозную полость 1 класса в слепой ямке резца.
7. Задание на дом:
Этапы препарирования кариозных полостей II и III классов.
8. Рекомендуемая литература, методические пособия:
1. Лекционный материал.
2. Методическое пособие «Лечение и профилактика кариеса зубов»
3. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2005.
4. Дмитриева Л.А. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2003.
5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов. М. 1998 г.
6. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. “ Фантомный курс по терапевтической стоматологии” М. 1996.
7. Скорикова Л.А. и др. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Ростов н/д., 2002.
8. Цепов Л.И., Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология. М., 2005.
Практическое занятие № 8.
1. Тема:
Этапы препарирования кариозных полостей II, III класса.
2. Цель занятия:
Научиться препарировать кариозные полости II, III класса.
3. Контроль исходного уровня знаний:
Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы:
1.Анатомия зуба.
2.Гистологическое строение тканей зуба.
3.Методики препарирования кариеса зубов.
Вопросы для проверки исходного уровня знаний:
1.Какие клетки участвуют в формировании эмали?
2.Назовите методики препарирования кариеса зубов.
3.Назовите классификацию кариеса зубов по глубине поражения.
4.Назовите классификацию кариеса зубов по Блэку.
Самостоятельная работа.
Схема ориентировочной основы действия для препарирования кариозных полостей II класса:
Компоненты действия | Средства действия | Критерий самоконтроля |
1. Нахождение ка- риозной полости | зонд, зеркало | Изменение цвета эмали, шероховатость, проваливание зонда в ткани зуба. |
2. Раскрытие кариоз-ной полости | алмазные головки | Хороший обзор дна и стенок полости с помощью зонда и зеркала. |
3.Расширение кариозной полости | алмазные головки | Иссечение патологически измененных тканей эмали, фиссур. |
3. Некротомия (иссечение патологически измененных тканей дентина) | фиссурные, шаровидные боры | При высушивании воздухом - ровная гладкая поверхность. При окрашивании метиленовым синим - нет окрашивания |
4. Формирование вариантов кариозных полостей | фиссурные, обратно конусные боры | См. показания - ЛДС |
5. Формирование элементов кариоз- ной полости: | ||
- боковые стенки | фиссурные, обратно конусные боры | При зондировании ровная, гладкая поверхность Боковые стенки параллельны друг другу и перпендикулярны дну |
- придесневая стенка | фиссурные, обратно конусные боры | Параллельна десневому краю или имеет наклон к полости зуба |
- дно кариозной полости | шаровидные боры, обратноконусные фиссурные боры | Ровное, гладкое в полостях средней глубины. Вогнутое в глубоких полостях. |
5.4 дополнительная площадка | фиссурные, обратно конусные боры | Ширина площадки равна ширине основной полости Длина площадки равна 1/3-1/4 длины жевательной поверхности Глубина – на 1-2 мм ниже дентинно-эмалевого соединения |
5.5 Отделка краев кариозной полости | финиры, полиры | Края эмали гладкие опираются на подлежащий дентин, Края эмали под углом 45% к дентину. |
Схема ориентировочной основы действия при препарировании кариозных полостей 3 класса.
Компоненты действия | Средства действия | Критерии самоконтроля |
1.Препарирование типичной полости в форме треугольника 1.Раскрытие кариозной полости. В кариозную полость вводят фиссурную головку и боковой частью удаляют нависающую эмаль. | Алмазные фиссурные головки. | Нависающая эмаль удалена, Имеется хороший обзор дна и стенок с помощью зеркала и зонда. |
2.Некрэктомия-удаляют распавшийся и некротический дентин | Шаровидные боры. | Дентин плотный, гладкий, зонд не внедряется в дентин, скользит, характерный скрип здоровой ткани, |
3.Формирование полости треугольной формы. | Боры - шаровидные, фиссурные, конусовидные. | Создана полость треугольной формы с основанием у десневого и вершиной у режущего края Дно плоское, стенки отвесные под прямым углом к дну. |
4.Отделка краев полости. Снимаются неровности и шероховатости эмали под углом 45 градусов. | Финиры, полиры. | Края эмали гладкие, опираются на подлежащий дентин. |
2. Препарирование основной полости на контактной поверхности и дополнительной площадки на язычной поверхности. 1.Раскрытие кариозной полости. Кариозную полость выводят на язычную поверхность, т.е фиссурной головкой удаляют язычную стенку. | Фиссурные алмазные головки. | Язычная стенка отсутствует. |
2.Некрэктомия. | Шаровидные боры. | Плотный дентин. |
3.Формирование основной полости на контактной поверхности. | Фиссурные, конусовидные алмазные головки. | Создана полость треугольной формы без язычной стенки. Дно плотное, стенки отвесные, переходят в дно под прямым углом. |
4.Создание дополнительной площадки с язычной поверхности. | Фиссурные, конусовидные алмазные головки. | Дополнительная площадка должна занимать не менее трети язычной поверхности коронки зуба, Ее стенка у режущего края должна отступать от него не менее чем на 2.5-3 мм. |
3.Препарирование полости на контактной поверхности с созданием дополнительной площадки из фосфат- цемента. 1.Раскрытие кариозной полости. 2.Некрэктомия. 3.Формирование полости на контактной поверхности. 4. Создание дополнительной площадки из фосфат- цемента. | Фосфат- цемент, гладилка, штопфер-гладилка. | Дополнительная площадка создается из фосфат- цемента, в ней борами делаются углубления для лучшей фиксации постоянной пломбы. |
Итоговый контроль
Вопросы по теме занятия:
Варианты формирования кариозных полостей III и II класса.
Тесты к занятию №8.
1.Укажите соответствие в соответствии классификации Блека.
1) в пришеечной области; 2) на контактной поверхности моляров и премоляров; 3) на контактной поверхности резцов и клыков с разрушением режущего края; 4) на контактной поверхности резцов и клыков без разрушения режущего края. | а) I кл.; б) II кл.; в) III кл.; г) IV кл.; д) V кл. |
2.Принцип биологической целесообразности заключается
а) в профилактическом препарировании твердых тканей зуба до иммунных зон;
б) в максимальном сохранении видимо здоровых тканей.
3. Твердые ткани зуба: 1) эмаль; 2) дентин. | Используемые боры: а) твердосплавные; б) стальные; в) алмазные; г) карборундовые головки. |
4. Дном горизонтальной полости считают
а) вертикальную стенку;
б) горизонтальную стенку;
в) стенку, обращенную к пульпе.
5. Кариозная полость, расположенная на контактной поверхности 26 зуба , относится к
а) V кл.;
б) IV кл.;
в) III кл.;
г) II кл.;
д) I кл.
6. Некрэктомия проводится
а) шаровидным бором малых размеров;
б) шаровидным бором больших размеров;
в) экскаватором;
г) фиссурным бором больших размеров;
д) гладилкой.
7. На этапе финирования эмаль скашивается под углом
а) 90º;
б) 35º;
в) 45º;
г) 60º.
8. Формирование кариозной полости осуществляется борами
а) шаровидным;
б) фиссурным;
в) колесовидным;
г) обратноконусным;
д) конусным;
е) пламевидным.
9. Укажите в правильной последовательности этапы препарирования кариозной полости
а) расширение
б) формирование
в) фиксирование (сглаживание) краев
г) некрэктомия
д) раскрытие.
10. Основными принципами препарирования являются
а) профилактическое иссечение твердых тканей зуба до иммунных зон
б) профилактическое иссечение и принцип биологической целесообразности
в) принцип биологической целесообразности, безболезненность.
Решение ситуационных задач по теме занятия:
1..На контактной поверхности нижнего второго моляра выше экватора коронки зуба имеется кариозная полость с достаточно толстым слоем поврежденной поверхности. Выберите вариант препарирования
2.На контактной поверхности 12 ниже экватора зуба имеется неглубокая кариозная полость. Выберите вариант препарирования, обоснуйте его.
3.На контактной поверхности верхнего первого резца находится отпрепарированная кариозная полость: в полости нет нависающих краев эмали, стенки и дно под углом 90º, стенки и дно гладкие. Укажите ошибки, допущенные на этапах препарирования.
4.При формировании кариозной полости с использованием обратноконусного бора одна стенка кариозной полости препарирована под углом 110 о к дну полости. Укажите ошибку в действии врача.
6. Минимум мануальных навыков:
1. Отпрепарировать кариозные полости II класса на премолярах и
молярах.
2. Отпрепарировать кариозную полость III класса у резца.
7. Задание на дом:
Этапы препарирования кариозных полостей IV и V классов.
8. Рекомендуемая литература, методические пособия:
1. Лекционный материал.
2. Методическое пособие «Лечение и профилактика кариеса зубов»
3. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2005.
4. Дмитриева Л.А. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2003.
5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов. М. 1998 г.
6. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. “ Фантомный курс по терапевтической стоматологии” М. 1996.
7. Скорикова Л.А. и др. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Ростов н/д., 2002.
8. Цепов Л.И., Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология. М., 2005.
Практическое занятие № 9.
1.Тема: Этапы препарирования кариозных полостей IV, V класса.
2. Цель занятия:
Научиться препарировать кариозные полости IV, V класса.
3. Контроль исходного уровня знаний:
Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы:
Вопросы для проверки исходного уровня знаний:
1. Какие клетки участвуют в формировании эмали?
2. Назовите методики препарирования кариеса зубов.
3. Назовите классификацию кариеса зубов по глубине поражения.
4. Назовите классификацию кариеса зубов по Блэку.
Самостоятельная работа.
Схема ориентировочной основы действия для препарирования кариозных полостей IV класса:
Компоненты действия | Средства действия | Критерий самоконтроля |
1. Нахождение ка- риозной полости | зонд, зеркало | Изменение цвета эмали, шероховатость, проваливание зонда в ткани зуба. |
2. Раскрытие кариоз-ной полости | алмазные головки | Хороший обзор дна и стенок полости с помощью зонда и зеркала. |
3.Расширение кариозной полости | алмазные головки | Иссечение патологически измененных тканей эмали, фиссур. |
3. Некротомия (иссечение патологически измененных тканей дентина) | фиссурные, шаровидные боры | При высушивании воздухом - ровная гладкая поверхность. При окрашивании метиленовым синим - нет окрашивания |
4. Формирование вариантов кариозных полостей | фиссурные, обратно конусные боры | См. показания - ЛДС |
5. Формирование элементов кариоз- ной полости: | ||
- боковые стенки | фиссурные, обратно конусные боры | При зондировании ровная, гладкая поверхность Боковые стенки параллельны друг другу и перпендикулярны дну |
- придесневая стенка | фиссурные, обратно конусные боры | Параллельна десневому краю или имеет наклон к полости зуба |
- дно кариозной полости | шаровидные боры, обратноконусные фиссурные боры | Ровное, гладкое в полостях средней глубины. Вогнутое в глубоких полостях. |
5.4 дополнительная площадка | фиссурные, обратно конусные боры | Дополнительная площадка формируется по режущему краю путем расшивания двух эмалевых листков вестибулярной и небной поверхности. |
5.5 Отделка краев кариозной полости | финиры, полиры | Края эмали гладкие опираются на подлежащий дентин, Края эмали под углом 45% к дентину. |
Схема ориентировочной основы действия при препарировании кариозных полостей 5 класса.
Компоненты действия | Средства действия | Критерий самоконтроля |
1. Нахождение ка- риозной полости | зонд, зеркало | Изменение цвета эмали, шероховатость, проваливание зонда в ткани зуба. |
2. Расширение кариоз-ной полости | алмазные головки | Хороший обзор дна и стенок полости с помощью зонда и зеркала. |
3. Некротомия (иссечение патологически измененных тканей дентина) | фиссурные, шаровидные боры | При высушивании воздухом - ровная гладкая поверхность. При окрашивании метиленовым синим - нет окрашивания |
4. Формирование вариантов кариозных полостей | фиссурные, обратно конусные боры | См. показания - ЛДС |
5. Формирование элементов кариоз- ной полости: | ||
- боковые стенки | фиссурные, цилиндрические боры | При зондировании ровная, гладкая поверхность Боковые стенки параллельны друг другу и перпендикулярны дну |
- придесневая стенка | фиссурные, обратно конусные боры | Параллельна десневому краю или имеет наклон к полости зуба |
- дно кариозной полости | шаровидные боры, обратноконусные фиссурные боры | Ровное, гладкое в полостях средней глубины. Выпуклое в глубоких полостях. |
5.5 Отделка краев кариозной полости | ||
финиры, полиры | Края эмали гладкие опираются на подлежащий дентин, Края эмали под углом 45% к дентину. |
Итоговый контроль
Вопросы по теме занятия:
Варианты формирования кариозных полостей IV и V класса
Тесты к занятию №9.
1. Дополнительнаяплощадка формируется бором
а) фиссурным
б) конусным
в) шаровидным
г) колесовидным
д) обратноконусным.
2.Приглубоком кариесе в полости 4 класса дно должно быть
а) плоским
б) валикообразным
в) вогнутым
3.Полость 4 класса локализуется на апроксимальной поверхности 11 зуба. Вестибулярная стенка разрушена на 1/3, язычная стенка сохранена. Доступ осуществляется
а) с вестибулярной поверхности
б) с язычной поверхности
в) с апроксимальной поверхности.
4.Придесневая стенка в полостях 5 класса препарируется под углом
а) 45º б)75º в) 90º.
5.Дно кариозной полсти 5 класса формируется
а) плоским
б) выгнутым
в) выпуклым.
6.Придесневаястенка в кариозной полости 5 класса формируется
а) параллельно жевательной поверхности
б) параллельно экватору зуба
в) перпендикулярно фиссурам
г) параллельно шейке зуба.
7.Спомощью микромотора и углового наконечника проводят следующие этапы
а) раскрытие
б) расширение
в) некрэктомия
г)формирование кариозной полости
д) финирование краев эмали
8.С помощью турбинного наконечника проводятся следующее этапы
а) раскрытие
б) расширение
в) некрэктомия
г)формирование кариозной полости
д) финирование краев эмали
9.Этап формирования кариозной полости включает
а) иссечение пигментированного дентина
б) иссечение истонченных стенок кариозной полости
в) формирование фальца
г) удаление нависающих краев кариозной полости
10.дополнительнаяплощадка формируется на
а) жевательной поверхности
б) контактной поверхности
в) вестибулярной поверхности
г) язычной поверхности.
Решение ситуационных задач по теме занятия:
1. Врач при препарировании небольшой кариозной полости на контактной поверхности 22 по 4 классу сформировал дополнительную площадку на небной поверхности. Оцените действия врача.
2. На щечной поверхности нижнего второго моляра ниже экватора коронки зуба имеется кариозная полость. Перечислите этапы препарирования.
3. На контактной поверхности нижнего правого резца по режущему краю и на контактной поверхности располагается кариозная полость. Выберите вариант препарирования, обоснуйте его.
4. На вестибулярной поверхности верхнего первого моляра находится отпрепарированная глубокая кариозная полость: в полости стенки дивергируют, дно плоское. Укажите ошибки, допущенные на этапах препарирования.
5. При формировании кариозной полости с использованием обратноконусного бора одна стенка кариозной полости препарирована под углом 110 о к дну полости. Укажите ошибку в действии врача.
6. Минимум мануальных навыков:
1. Отпрепарировать кариозные полости IV класса на резцах.
2. Отпрепарировать кариозную полость V класса молярах и резцах.
7. Задание на дом:
Подготовка к коллоквиуму.
8. Рекомендуемая литература, методические пособия:
1. Лекционный материал.
2. Методическое пособие «Лечение и профилактика кариеса зубов»
3. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2005.
4. Дмитриева Л.А. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2003.
5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов. М. 1998 г.
6. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. “ Фантомный курс по терапевтической стоматологии” М. 1996.
7. Скорикова Л.А. и др. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Ростов н/д., 2002.
8. Цепов Л.И., Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология. М., 2005.
Практическое занятие №13
1.Тема: Стоматологические цементы. Классификация, состав, свойства, показания к применению, методика применения. Выбор цемента в клинической практике цементы. Стоматологическая амальгама.
2. Цель занятия: Изучение состава и свойств цементов и амальгамы, принцип выбора пломбировочного материала в зависимости от кариозной полости.
3. Контроль исходного уровня знаний:
Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы
1. Принципы препарирования кариозных полостей.
2. Этапы препарирования кариозных полостей.
6. Виды стоматологического инструментария.
Вопросы для проверки исходного уровня знаний:
1. Какие принципы препарирования кариозных полостей?
2. Назовите этапы препарирования кариозных полостей.
3.Назовите стоматологический инструментарий и его предназначение.
4.Вспомните классификацию кариеса по Блэку
Самостоятельная работа.
Цементы.
Цинк – фосфатные (порошок и жидкость) оксид цинка 75-90%, оксид магния 10%, двуоксид кремния.
Положительные свойства: хорошая прилипаемость, малая теплопроводность, относительно безвреден по отношению к пульпе. Отрицательные – значительная пористость, химическая нестойкость при действии на него слюны, невысокая прочность, отличие в цвете от эмали, значительные изменения в объеме при твердении. Представители « Фосфат- цемент»,
« Унифас », «Нarvard»
Применение: как изолирующие прокладки, в детской стоматологии, пломбы под коронки, в качестве временных пломб, фиксация вкладок и мостовидных протезов, раннее использовали для каналов.
Силикатные цементы – оксид алюминия до 35%, двуоксид кремния до 47%, оксид кальция, фторид натрия.
Положительные свойства: хорошая пластичность, легко вводится в полость, отличается блеском и прозрачностью, имеет небольшую теплопроводность, противокариозное действие за счет содержания фторидов, коэффициент температурного расширения приблизительно равен расширению тканей. Отрицательные свойства: менее выражена прилипаемость к стенкам, недостаточная механическая прочность, хрупкость, токсическое действие на пульпу ( пломбы из этого цемента ставят только с изолирующей прокладкой), значительная усадка, изменения объема после кристаллизации, чувствительность к влаге и растворимость в ротовой жидкости.
Применяют вследствие хороших косметических свойств для пломбирования фронтальных зубов, дефектов по 5классу.
«Силицин», «Алюмодент»
Силико-фосфатный – это комбинация цементов. Положительные свойства - лучше механическая прочность и прилипаемость, менее раздражают пульпу. Отрицательные - неудовлетворительные косметические качества, раздражающее действие на пульпу. Представители – «Силидонот-2»,» «Лактодонт».
Поликарбрксилатные цементы– оксид цинка, оксид магния и кальция, оксид алюминия, фторид олова. Основные преимущества – отсутствие раздражающего действия на пульпу, хорошая адгезия к тканям зуба и металлам. Применяются как изолирующие прокладки под пломбы из силикатных цементов, амальгамы, пломбы, для фиксации вкладок, коронок. Представители –Адгезор (Чешский), Harvard CC Carboco.
В последние годы в связи с бурным развитием практической стоматологии резко возрос интерес к новым технологиям, методикам, инструментам и пломбировочным материалам. Одними из относительно новых и перспективных стоматологических материалов являются стеклоиономерные цементы (СИЦ). Стеклоиономерные цементы созданы путем объединения силикатных и полиакриловых цементов. Основные компоненты диоксид кремния, оксид алюминия, фторид кальция, фторид натрия, алюминия и калия. Положительные качества СИЦ : химическая адгезия, хорошее краевое прилигание, кариес профилактический эффект за счет высвобождения активных фторидов, высокая биологическая совместимость, удовлетворительные косметические свойства, простота в применении. Недостатки – гигроскопичность, опаковость, стираемость.
Классический СИЦ представляет собой систему "порошок/жидкость". Порошок - кальций-алюмо-силикатное стекло с добавлением фторидов. Жидкость - раствор полиакриловой (или полималеиновой) кислоты. При отвердении цемента полиакриловая кислота в присутствии воды реагирует со стеклом, при этом образуется иономерная соль, плохо растворимая в ротовой жидкости.
Основные свойства стеклоиономерных цементов:
1. Химическая адгезия к тканям зуба. Химическое связывание СИЦ с эмалью и дентином происходит за счет хелатного соединения карбоксилатных групп полимерной молекулы кислоты с кальцием твердых тканей зуба. При этом не требуется кислотного протравливания и абсолютной сухости поверхности. Кроме того, на заключительной стадии отвердения происходит небольшое увеличение объема стеклоиономерной массы, что обеспечивает более плотное краевое прилегание пломбы. СИЦ образуют прочную связь с твердыми тканями зуба и в тех случаях, когда "не действуют" адгезивные системы композитов: при кариесе корня, некариозных поражениях и т.д.
2. Антикариозная активность обеспечивается за счет пролонгированного выделения фтора, которое начинается после пломбирования и продолжается не менее одного года. Диффузия фтора в окружающие ткани вызывает усиление их минерализации, уменьшение проницаемости дентина, остановку или замедление остаточного кариеса, ухудшение условий жизнедеятельности микроорганизмов.
3. Достаточная механическая прочность и эластичность, что позволяет этим цементам в качестве прокладок выдерживать нагрузку от амальгамовых пломб и в какой-то мере компенсировать полимеризационную усадку композитов. Кроме того, коэффициент температурного расширения СИЦ близок к коэффициенту температурного расширения тканей зуба, что важно в плане обеспечения долговременной герметичности на границе "пломба - зуб".
4. Удовлетворительные эстетические свойства.
5. Высокая биологическая совместимость.
6. Отсутствие раздражающего действия на пульпу зуба (из-за большого размера молекулы полиакриловой кислоты почти не проникают через дентин).
7. Простота применения.
8. Относительная дешевизна (по сравнению с композитами).
Недостатками СИЦ являются:
а) чувствительность к присутствию влаги в процессе твердения;
б) пересушивание поверхности твердеющего цемента ведет к ухудшению его свойств и может явиться причиной послеоперационной чувствительности;
в) длительность "созревания" пломбы (24 часа);
г) опасность раздражающего действия на пульпу при глубоких полостях.
Амальгама
До недавнего времени была самым прочным материалом. Состав серебряной амальгамы: опилки или порошок серебряного сплава и ртуть. В составе опилок не менее 65% серебра, не более 29% олова, 55 меди, 2% цинка и 3% ртути.
Положительные свойства: большая твердость, прочность, хорошая пластичность, небольшая растворимость в слюне, не изменяет цвет зубов и имеет антисептические свойства.
Отрицательные свойства: высокая теплопроводность пломбы, несоответствии температурного коэффициента расширения с эмалью и дентином, плохая прилипаемость к стенкам, медленное твердение, усадка при твердении. При содержании ртути больше оптимального она может оказать токсическое действие на организм.
Показания к применению: 1,2,5 класс по Блэку. Благодаря способности амальгамы сохранять свои свойства в условия значительной влажности, ее используют в детской стоматологии, ретроградное пломбирование корневых каналов.
При пломбировании амальгамой обязательным условием является применение изолирующей прокладки из фосфат цемента или СИЦ.
Для приготовления амальгамы необходим амльгамосмеситель, в который помещают опилки и ртуть, прибор создает большую частоту колебаний, таким образом, смешиваются компоненты.
Основные этапы пломбирования амальгамой ручным методом:
дозирование сплава и ртути, замешивание в керамической ступке с помощью пестика, удаление избытка ртути, внесение амальгамы в полость с помощью специального инструмента – амальгамтрегера (амальгаму вносят небольшими порциями, притирая к стенкам полости, вносят ее с избытком), обработка пломбы в первое посещение грубая, окончательная производится через 24 часа.
Согласно всемирной организации здравоохранения амальгама остается безопасным, прочным материалом, относительно не дорогим.
Симптомы аллергии на ртуть—от хронического воспаления вокруг пломб и коронок до РЗТ слизистой полости рта.
5. Итоговый контроль:
1.Силикатные цементы используются в качестве
а) временной пломбы
б) изолирующей прокладки
в) лечебной прокладки
г) постоянного пломбировочного материала для пломбирования корневых каналов
2.Цементы бывают
а) минеральные
б) полимерные
в) минерально-полимерные
3.К минеральным цементам относятся
а) силикатные
б) цинк-фосфатные
в) силикофосфатные
г) стеклоиономерные
д) поликарбоксилатные
4.Основу стеклоиономерных цементов составляет
а) оксид цинка и алюмосиликатное стекло
б) алюмосиликатное стекло
в) фосфорные кислоты
г) полиакриловая кислота
5.Силикатные цементы используются в качестве
а) временной пломбы
б) изолирующей прокладки
в) лечебной прокладки
г) постоянного пломбировочного материала для пломбирования корневых каналов
6.К группе эстетических цементов относятся
а) поликарбоксилатные цементы
б) силикатные цементы
в) цинк-фосфатные цементы
г) силикофосфатные цементы
д) стеклоиономерные цементы
7.К цементам, оказывающим противокариозное действие относятся
а) поликарбоксилатные цементы
б) силикатные цементы
в) цинк-фосфатные цементы
г) силикофосфатные цементы
д) стеклоиономерные цементы
е) цинк-эвгенольные цементы
8.Стеклоиономерные цементы можно использовать в качестве
а) временной пломбы
б) изолирующей прокладки
в) лечебной прокладки
г) постоянного пломбировочного материала для пломбирования корневых каналов
9.Основу цинк-фосфатного цемента составляет
а) оксид цинка
б) оксид цин<
Дата: 2016-10-02, просмотров: 216.