Логико-дидактическая схема организации и оснащения стоматологического кабинета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

занятий по пропедевтической стоматологии

(раздел терапевтической стоматологии)

на III семестр

17 занятий по 4 часа, итого: 68 час.=1,9 кредита=11,8 баллов

3 лекции, итого: 6 часов=0,2 кредита =1,2 балл

Самостоятельная подготовка студента

к занятию 22,2часа = 0,6 кредита=3,5 балла

Всего часов: 96,2 часа = 2,7 кредита=16,5 баллов.

 

РАЗДЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ (КРЕДИТЫ) БАЛЛЫ
1. Оборудование и организация стоматологического кабинета   10,4 (0,3 кредита) 1,8
2. Гистология и анатомия зубов Верхней и нижней челюстей   10,4 (0,3 кредита) 1,8
3. Кариесология   31,2 (0,9 кредита) 5,4
4. Пломбировочные материалы   36,4 (1,04 кредита) 6,3

 

 

Раздел 1.Организация и оборудование стоматологического кабинета.

 

Количество занятий: 2 по 4 часа, итого 8 часов =0,22 кредита = 1,4 балла.

Самостоятельная подготовка к практическим занятиям:

2,4 часа = 0,07 кредита =0,4 балла

Общее количество часов 10,4 =0,3 кредита = 1,8 балла

 

Хронокарта занятия.

Этапы Время, мин   Кредиты   Баллы  
1. Организационный момент 0,006 0,04
2. Контроль исходного уровня знаний 0,01 0,06
З. Теоретический разбор нового материала     0,02   0,1
4. Самостоятельная работа. Освоение студентами практических навыков     0,06   0,4
5. Итоговый контроль 0,006 0,04
6. Подведение итогов занятия преподавателем, коррекция ошибок, индивидуальная оценка знаний студентов. Задание на дом.         0,01     0,06
  Итого: 0,11 0,7

Самоподготовка к занятию: 1,2 часа =0,035 кредита =0,2 балла.

 

Тематический план практических занятий.

1. Введение в специальность. Знакомство со структурой кафедры пропедевтической стоматологии. Организация стоматологического кабинета. Санитарно-гигиенические нормы. Оснащение кабинета, эргономика рабочего места врача-стоматолога. Виды и принципы работы стоматологических установок (турбинный наконечник, микромотор). Режущие инструменты, боры (алмазные, карборундовые, твёрдосплавные, стальные), форма, размер, показания к применению. Способы и средства изоляции от слюны (коффердам, рабердам, слюноотсос, ватные валики, dry tips).

2. Инструменты для обследования и лечения стоматологического больного. Асептика, антисептика. Дезинфекция. Стерилизация. Профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний (СПИД, гепатит).

3. Анатомия зубов верхней и нижней челюстей.

4. Эмаль и дентин зуба. Гистологическое строение, химический состав, физические и физиологические свойства, функции.

5.Кариес зубов. Теории происхождения кариеса. Современные представления о причине возникновения кариеса зубов. Классификация кариозных полостей по Блэку, атипичные кариозные полости.

6. Принципы препарирования различных групп зубов в зависимости от локализации кариозной полости и выбора пломбировочного материала. Инструменты. Обезболивание при препарировании кариозных полостей.

7. Этапы препарирования кариозных полостей I класса.

8. Этапы препарирования кариозных полостей II и III классов.

9. Этапы препарирования кариозных полостей IV и V классов. Ошибки,

осложнения при препарировании кариозных полостей.

10. Коллоквиум.

11. Физиологическое значение контактного пункта, методика его восстановления при пломбировании полостей II, III и IV классов. Использование матриц различных видов, матрицедержателей, разделительных пластинок: металлических, целлулоидных, клиньев при формировании контактных поверхностей зубов.

12. Пломбировочные материалы. Классификация. Пломбировочные материалы для временных пломб, изолирующих и лечебных прокладок.

13. Стоматологические цементы. Классификация, состав, свойства, показания к применению, методика применения. Выбор цемента в клинической практике. Стоматологическая амальгама.

14-15 Общая характеристика композиционных материалов. Классификация. Особенности препарирования зубов при применении композитов. Адгезивные системы. Фиссурные герметики. Компомеры. Жидкие композиты. Вспомогательные материалы для работы с композитами. Факторы, влияющие на долговечность пломбы. Возможные ошибки при пломбировании.

16. Методы восстановления анатомической формы, функции, эстетики зуба пломбировочными материалами. Пломбирование, реставрация, реконструкция.

17. Зачет.

 

 

Практическое занятие № 1

Часа

1. Тема:

Введение в специальность. Знакомство со структурой кафедры пропедевтической стоматологии. Организация стоматологического кабинета. Санитарно-гигиенические нормы. Оснащение кабинета, эргономика рабочего места врача-стоматолога. Виды и принципы работы стоматологических установок (турбинный наконечник, микромотор). Режущие инструменты, боры (алмазные, карборундовые, твёрдосплавные, стальные), форма, размер, показания к применению. Способы и средства изоляции от слюны (коффердам, рабердам, слюноотсос, ватные валики, dry tips).

 

2. Цель занятия:

Ознакомиться со специальностью, структурой кафедры, организацией и оснащением стоматологического кабинета. Знать устройство стоматологической установки, основных видов привода и наконечников (принцип работы). Освоить классификацию режущих инструментов и их назначение, средства защиты от слюны.

3. Контроль исходного уровня знаний:

Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы:

1. Анатомия полости рта.

2. Функции органов ротовой полости.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Перечислить органы ротовой полости.

2. Охарактеризовать анатомическое строение зубов.

3. Перечислить функции основных органов полости рта.

4. Самостоятельная работа.

Введение в специальность.

Преподавание стоматологии на стоматологических факультетах медицинских вузов начинается на кафедре пропедевтической стоматологии, «пропедевтика» - введение в специальность. Цель дисциплины состоит в обучении студентов основам врачебной деонтологии, общим принципам диагностики, семиотики заболеваний органов полости рта, формировании начальных мануальных навыков врача-стоматолога. Пропедевтическая стоматология включает в себя три основных раздела по терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии.

 

Итоговый контроль

Вопросы по теме занятия:

1) Перечислить санитарно-гигиенические нормы по организации и оснащению стоматологического кабинета.

2) Назвать из чего состоит гидроблок стоматологической установки.

3) Дать характеристику основным видам приводов.

4) Виды наконечников и их применение.

5) Классификации абразивных и режущих инструментов.

6) Понятие эргономики.

7) Охарактеризовать основные средства изоляции от слюны.

 

Тесты к занятию №1.

1.Наименьшая площадь стоматологического кабинета в расчете на одно кресло должна составлять (кв.м.)

а) 7

б) 10

в) 14

г) 21

д) 35

2.Коэффициент отражения света с поверхности стен в стоматологическом кабинете не должен быть ниже

а) 10%

б) 20%

в) 30%

г) 40%

д) 50%

3.Скорость углового наконечника составляет

а) 300 тыс. об. в мин.

б) 100-400 тыс. об. в мин.

в) 2-60 тыс. об. в мин.

г) 5-40 тыс. об. в мин.

д) 60-100 тыс.об. в мин.

4.Стоматологическая установка включает

а) блок инструментов

б) автоклав

в) стоматологическое кресло

г) компрессор

д) глассперленовый стерилизатор

е) осветительный блок

5.Шаровидный бор применяют для

а) формирования ретенционных пунктов

б) формирования плоского дна

в) расширения устья корневых каналов

г) вскрытия полости зуба

д) иссечения фиссур

6.По материалу боры классифицируют

а) стальные

б) титановые

в) твердосплавные

г) алмазные

д) карборундовые

е) оптико-волоконные.

7.В набор для коффердама входит

а) слюноотсос

б) дырокол

в) силиконовый платок

г) зажимы

д) щипцы

е) матрицы

8.Окна в стоматологическом кабинете должны выходить на сторону

а) южную

б) северную

в) юго-восточную

г) северо-восточную

д) юго-западную

е) северо-западную

9.Типы приводов

а) механический рукав

б) жесткий рукав

в) воздушный рукав

г) рукав с электрическим микромотором

10.Эргономика – это

а) наука, изучающая функциональное состояние возможностей человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда

б) наука, обеспечивающая максимальные удобства для работы врача и правильную организацию рабочего места

в) наука, снижающая физиологические нагрузки на врача путем правильной организации рабочего места

 

Решение ситуационных задач по теме занятия:

1) В стоматологической поликлинике для терапевтического отделения выделено 50 кв.м полезной площади. Сколько врачебных стоматологических установок можно установить при соблюдении гигиенических норм?

2) Во время капитального ремонта помещений терапевтического отделения были изготовлены полы из досок, а стены побелены известью. Какие допущены ошибки и почему?

3) Оценить соответствие условий предъявляемым требованиям при организации стоматологического кабинета, если на одно кресло предоставлено помещение площадью 7 кв.м, расположенное в подвальном помещении без канализации с искусственным освещением.

4) В стоматологическом кабинете есть вытяжной шкаф с механическим побуждением, пол покрыт линолеумом, который закрывает стену на высоту 10 см, стены покрыты нитроэмалью. Можно ли в кабинете готовить амальгаму и ставить пломбы из амальгамы? Почему?

5) больному поставлен диагноз средний кариес, перечислите необходимые устройства и инструменты для лечения.

 

6. Минимум мануальных навыков:

 

уметь подготовить рабочее место (фантом)

7. Задание на дом:

Инструменты для обследования и лечения стоматологического больного. Асептика, антисептика. Дезинфекция. Стерилизация. Профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний.

 

8. Рекомендуемая литература, методические пособия:

1. Боровский Е.В., Барышева Ю.Д., Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология. М., 1988, с.69-105.

2. Боровский Е.В., Барер Г.М. Руководство к практическим занятиям по терапевтической стоматологии. М., 1975, с.18-26.

3. Пожарицкая М.М. Роль слюны в физиологии и развитии патологического процесса в твердых и мягких тканях полости рта – 2001.

4. Гемонов В.В., Лавров Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов – 2002.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Баженова Н.П., Лапина Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. – Ростов н/Д.: Феникс. 2002. – 640 с.

6. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: Учебн. пособ. – 3-е изд. – М.:МЕДпресс-информ,2004. – 548 с

7. Пожарицкая М.М., Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. – 304 с.: ил. (Учеб. лит. Для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов)

8. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

 

Практическое занятие № 2.

Часа.

1. Тема:

Инструменты для обследования и лечения стоматологического больного. Асептика, антисептика. Дезинфекция. Стерилизация. Профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний (СПИД, гепатит).

.

2. Цель занятия:

Изучить основные группы инструментов, применяемого в стоматологии, его назначение и правила использования. Ознакомиться с методами стерилизации и дезинфекции оборудования и инструментов. Знать понятия асептика, антисептика

 

3. Контроль исходного уровня знаний:

Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы:

1. Анатомия полости рта.

2. Функции органов ротовой полости.

3. Оборудование стоматологического кабинета для проведения стерилизации.

4. Рабочее место мед. сестры.

5. Эргономика.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Перечислить органы ротовой полости.

2. Охарактеризовать анатомическое строение зубов.

3. Перечислить функции основных органов полости рта.

4. Перечислить оборудование стоматологического кабинета.

5. Назвать оборудование, необходимое для проведения обработки инструментов.

6. Назвать задачи эргономики.

 

4. Самостоятельная работа.

Применяемые в терапевтической стоматологии инструменты можно разделить на несколько групп:

- инструменты для обследования полости рта;

- инструменты для удаления зубных отложений;

- инструменты для обработки кариозной полости;

- инструменты для приготовления пломбировочного материала;

- инструменты для пломбирования;

- инструменты для обработки пломбы;

- вспомогательные инструменты для пломбирования;

- инструменты для обработки корневых каналов (эндодонтические).

 

Итоговый контроль

 

Вопросы по теме занятия

1. Перечислить инструменты для обследования полости рта.

2. Перчислить инструменты для пломбирования .

3. Дать определение асептике и антисептике.

4. Назвать этапы стерилизации

5. Охарактеризовать этап предстерилизационная очистка.

 

Тесты к занятию №2.

1.Методом стерилизации стоматологических наконечников является

а) кипячение в масле

б) стерилизация в сухожаровом шкафу

в) химический метод

г) облучение ультрафиолетовыми лучами

д) специальное автоклавирование

2.Инструментами для обследование полости рта являются

а) зонд

б) гладилка со штопфером

в) экскаватор

г) зеркало

д) пинцет

е) шпатель

3.Инструментами для приготовления пломбировочного материала являются

а) зонд

б) шпатель

в) гладилка со штопфером

г) зеркало

д) пинцет

е) плато

4.Инструментами для пломбирования являются

а) зеркало

б) пинцет

в) плато

г) шпатель

д) гладилка со штопфером

е) экскаватор

5.Инструментами для удаления зубных отложений являются

а) пинцет

б) зеркало

в) гладилка со штопфером

г) экскаватор

д) кюретки

6.Установите соответствие:

Контроль качества предстерилизационной очистки стоматологического инструментария проводят:


1) на наличие крови


2) на определение остаточных количеств щелочных компонентов моющего средства

 

а) азопирамовой пробой

б) фенолфталеиновой пробой

в) амидопириновой пробой

 


7.Установите правильную последовательность

а) предстерилизационная очистка

б) стерилизация

в) дезинфекция

г) контроль качества предстерилизационной очистки

д) контроль качества стререлизации

8.Стерилизацию проводят

а) химическим методом

б) воздушным методом

в) термическим методом

г) паровым методом

д) сухожаровым методом

9.Методом стерилизации стоматологических зеркал является

а) стерилизация в сухожаровом шкафу

б) химический метод

в) облучение ультрафиолетовыми лучами

г) автоклавирование

10.Дезинфекция включает

а) обеззараживание физическими методами

б) химическая дезинфекция

в) обеззараживание термическими методами

 

Решение ситуационных задач по теме занятия:

1. Врачи-стоматологи в поликлинике начинают прием больных в 8 часов. Стоматологический инструментарий был заложен в сухожаровой шкаф в 7.30. Достаточная ли стерилизация была проведена?

 

2. Больному с жалобами на боли в зубе от температурных раздражителей необходимо провести обследование полости рта. Какие инструменты вы для этого возьмете?

 

3. Больному после лечения хронического пульпита необходимо провести пломбирование. Какие инструменты вы для этого возьмете?

 

4.В стоматологическом кабинете медсестра обнаружила, что сухожаровый шкаф не нагревается выше 120 °С. Возможно ли осуществление стерилизации в таком режиме?

 

5.В стоматологической поликлинике для дезинфекции стоматологического инструментария медсестра использовала 96% спирт. Верны ли действия медсестры?

 

6.Для лечения кариеса врач-стоматолог использовал лоток, в котором находились следующие инструменты: экскаватор, зеркало, пинцет, штопфер-гладилка. Каких инструментов не хватает в лотке?

6.Минимум мануальных навыков:

Уметь правильно выбрать инструменты:

 

1) для осмотра полости рта

2) для препарирования

3) для пломбирования

4) для снятия зубных отложений

7. Задание на дом:

1. Анатомия зубов верхней и нижней челюсти.

 

8. Рекомендуемая литература, методические пособия:

1. Лекционный материал.

2. Методическое пособие «Лечение и профилактика кариеса зубов»

3. Методическое пособие по заполнению медицинской карты стоматологического больного.

4. Боровский Е.В., Барышева Ю.Д., Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология. М., 1988, с.69-105.

5. Боровский Е.В., Барер Г.М. Руководство к практическим занятиям по терапевтической стоматологии. М., 1975, с.18-26.

6. Чемикосова Т.С. и др. СПИД и тактика стоматолога.// Клиническая стоматология. – 1997 - №3 - C. 29

7. Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И., Сапин М.Р. Анатомия зубов человека -2000.

8. Гемонов В.В., Лавров Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов – 2002.

9. Скорикова Л.А., Волков В.А., Баженова Н.П., Лапина Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. – Ростов н/Д.: Феникс. 2002. – 640 с.

10. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: Учебн. пособ. – 3-е изд. – М.:МЕДпресс-информ,2004. – 548 с

11. Пожарицкая М.М., Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. – 304 с.: ил. (Учеб. лит. Для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов)

12. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

 

Практическое занятие №3.

1. Тема:

Анатомия зубов верхней и нижней челюстей.

 

2. Цель занятия:

1. Изучить особенности анатомического строения отдельных групп зубов .

 

3. Контроль исходного уровня знаний:

Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы

1. Анатомия полости рта.

2. Анатомия зубов.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Назовите сроки закладки постоянных зубов

2. Назовите сроки закладки молочных зубов

3. Клиническая анатомия постоянных зубов.

 

Самостоятельная работа.

Зубы - это органы полости рта, расположенные в альвеолярных частях верхних и нижних челюстей, и выполняют жевательную, фонетическую, эстетическую функции .Закладка зубов происходит в эмбриональном периоде на 6-ой неделе (молочных), и 8-ом месяце (постоянных) внутриутробной жизни.

Молочный прикус начинает формироваться от момента прорезывания первого зуба (это нижний центральный резец) в 6-8 месяцев, заканчивает формирование закрытием верхушки вторых моляров к 3-м годам. В молочном прикусе 20 зубов (по 10 на каждой челюсти).

В возрасте от 6 до 13 лет у детей молочные зубы начинают заменяться постоянными . Это - так называемый смешанный прикус.

Постоянный прикус формируется к 15 годам. Насчитывает от 28 до 32 зубов.

Формула прикуса записывается следующим образом:

87654321I12345678

87654321I12345678

Каждый зуб имеет коронку (клиническую, анатомическую), шейку (место перехода коронки в корень), корни от 1 до 5.Внутри зуб полый. Полость зуба подразделяется на коронковую камеру и корневые каналы.

Каждая половина челюсти имеет 7-8 зубов. Для определения принадлежности зуба к определенной половине челюсти выделяют 3 признака: признак кривизны , признак угла коронки, признак корня.

 

Итоговый контроль

Вопросы по теме занятия:

1.Рассказать анатомию зубов верхней и нижней челюстей.

2.Назвать признаки зубов, характеризующие их принадлежность к стороне челюстей.

3.Назвать сроки прорезывания зубов.

 

Тесты к занятию №3.

1.36 зуб имеет на окклюзионной поверхности бугров

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

д) 5

2.Статистически наибольшую длину зуба имеет

а) центральный резец верхней челюсти

б) боковой резец нижней челюсти

в) клык верхней челюсти

г) второй премоляр нижней челюсти

3.Количество вариантов формы окклюзионной поверхности второго верхнего моляра составляет

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

д) 5

4.Признаки зубов, по которым можно определить расположение зуба на правой или левой стороне челюсти

а) количество корней

б) форма фиссур

в) признак кривизны коронки

г) признак угла коронки

д) признак отклонения корней

5.Для 26го зуба характерно наличие

а) одного корня

б) двух корней

в) трех корней

6.37 зуб на жевательной поверхности имеет

а) 4 бугра

б) 3 бугра

в) 5 бугров

г) 2 бугра

7.14 зуб имеет корней

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

8.К жевательнымзубам относятся

а) резцы

б) клыки

в) премоляры

г) моляры

9.Коронка центральных резцов верхней челюсти имеет поверхности

а) 3

б) 4

в) 5

10.Анатомическое строение зуба

а) эмаль

б) дентин

в) коронка

г) шейка

д) цемент

е) корень

ж) полость зуба

 

Решение ситуационных задач по теме занятия:

1. Форма коронки приближается к прямоугольной. На жевательной поверхности 2 бугра: щечный и язычный. Поперек ее проходит глубокая борозда, разделяющая их. Хорошо выражены признак корня и угла, обратный признак кривизны коронки. Корни сдавлены в переднее-заднем направлении, зуб имеет 2 корня – щечный и небный. Определите анатомическую принадлежность зуба.

2. Коронка имеет кубическую форму, на жевательной поверхности 5 бугров. Определите анатомическую принадлежность зуба.

3. Зуб имеет коронку в виде широкого долота.

Определите анатомическую принадлежность зуба.

4. Ребенку 10 лет удалили 75 зуб. Корни зубов отсутствуют на 2/3. Следует ли врачу искать оставшиеся корни? Почему ?

 

6.Минимум мануальных навыков:

 

1. Определить принадлежность зуба к верхней и нижней челюсти.

2. Определить групповую принадлежность зуба.

3. Нарисовать зубы верхней и нижней челюсти в 3- х проекциях.

Задание на дом

Гистологическое строение зуба.

 

8. Рекомендуемая литература, методические пособия:

1.Лекционный материал.

2.Методическое пособие «Лечение и профилактика кариеса зубов».

3.Методическое пособие по заполнению медицинской карты стоматологического больного.

4. Боровский Е.В., Барышева Ю.Д., Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология. М., 1988, с.69-105.

5.Боровский Е.В., Барер Г.М. Руководство к практическим занятиям по терапевтической стоматологии. М., 1975, с.18-26.

6.Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И., Сапин М.Р. Анатомия зубов человека -2000.

7.Пожарицкая М.М. Роль слюны в физиологии и развитии патологического процесса в твердых и мягких тканях полости рта – 2001.

8. Гемонов В.В., Лавров Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов – 2002.

 

Практическое занятие №4.

Часа.

1. Тема:

Эмаль и дентин зуба. Гистологическое строение, химический состав, физические и физиологические свойства, функции.

2. Цель занятия:

1. Изучить гистологические особенности эмали, дентина, цемента..

 

3. Контроль исходного уровня знаний:

Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы

3. Анатомия полости рта.

4. Анатомия зубов.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

4. Назовите сроки закладки постоянных зубов

5. Назовите сроки закладки молочных зубов

6. Клиническая анатомия постоянных зубов.

Самостоятельная работа

Логико-дидактическая схема гистологического строения тканей зуба.

Понятия Определения
Эмаль Ткань, покрывающая коронку зуба, образует прочный на истирание покров, является самой твердой в организме. Толщина эмали в среднем 1,5 – 1,7 мм, на буграх жевательной поверхности может достигать 3 мм, к шейке слой эмали становиться тоньше 0,01 мм. Наиболее твердая эмаль на жевательных бугорках в периферических слоях, наименее прочная на границе с дентином (в 10 раз). Структурная функциональная единица эмали– призма диаметром 4 – 6 мкм, которая на поперечном разрезе либо округлая, либо многогранная. Призмы имеют S-образную форму. Узкий конец призмы (3 мкм) прилежит к дентину, широкий (6 мкм) – к поверхности эмали. Призмы проходят через всю толщину эмали. Они длиннее на жевательных поверхностях, на шейке короче. Располагаются примерно перпендикулярно к длинной оси зуба. S – форма играет приспособительную роль, благодаря чему при механических нагрузках не происходит образование трещин, этому способствует также более мягкий и эластичный дентин. Эмалевые призмы окружены межпризменным веществом, по строению идентичным эмалевым призмам, но кристаллы гидроксиапатита ориентированы под прямым углом к кристаллам призмы. Минерализация межпризменного вещества ниже. Каждая призма состоит из некоторого количество сегментов – перикиматов. Возникают они в результате периодичности роста призмы и поэтапной ее минерализации. Созревание 1 перикимата соответствует 1 недели. Из-за наличия этих сегментов на срезах видны линии Ретциуса. Призмы объединяются по 10 штук в пучки, между которыми находится склеивающее амфорное вещество, оно менее минерализовано, чем призмы, кристаллы в призме лежат вдоль нее, а в склеивающем веществе под углом 45 – 50 градусов. Поэтому трещины в эмали образуются в основном в склеивающем веществе. На продольном шлифе в эмали видны широкие чередующиеся светлые и темные полосы – полосы Гунтера-Шредера. Располагаются они примерно перпендикулярно длинной оси зуба. Образуются в результате разного светопреломления. На шлифе там, где призмы попадают вдоль – светлая полоса (паразона), там, где поперек – темная (диазона). На шлифе видны продольно направленные линии Ретциуса – это тонкие, желто-коричневые линии, пересекающие полосы Шрегера, ростковые линии. При медленном прорезывании зуба линии Ретциуса более частые, они соответствуют менее минерализованным участкам призмы. На шлифе обнаруживаются эмалевые пластинки, веретена и пучки (составляющая органического матрикса). Пластинки тонкие, проникают на 1/3 из дентина. Пучки короче, шире, углубляются на 1/5 толщины эмали. Они представляют собой участки неминерализованного склеивающего вещества дентина. Считают, что они нужны для обмена веществ в эмали. Кроме пучков и пластинок, органическая часть эмали представлена и эмалевыми веретенами, некоторые авторы предполагают, что это отростки одонтобластов, проникающие в вышележащие ткани из дентина.. Эмаль проницаема для воды и растворенных в ней веществ (глюкоза, лизин, витамины, кальций, фосфор, йод и т.д.). благодаря этому в ней идут постоянно процессы ре- и деминерализации. Наиболее проницаемы пучки, пластинки и линии Ретциуса. С возрастом эмаль заметно стирается, но прочность ее нарастает, падает проницаемость. Поверхность эмали покрывает тонкая оболочка – кутикула. После прорезывания она стирается. Снаружи эмаль покрыта пелликулой, образующейся вследствие преципитации белков и гликопротеинов слюны. Сюда проникают микроорганизмы и образуется зубная бляшка. Минерализованная зубная бляшка называется зубным камнем. Микроорганизмы зубной бляшки выделяют органические кислоты, деминерализующие эмаль, что играет роль в развитии кариеса. Функции эмали – защитная, трофическая (зубной ликвор). Химическое строение эмали: Эмаль на 95 – 97 % состоит из неорганических веществ, в основном это соли кальция. Соли располагаются в виде кристаллов ультрамикроскопических размеров игольчатой формы. Органическое вещество эмали составляет в среднем 1,2 %. Основная масса в призмах – это неколлагеновые, кератиноподобные белки: а) амелокинины (90%) – имеют фибриллярную структуру, гидрофобны, содержат много пролина, гистидина, глутамина; б) энамерины (кальцийсвязывающий белок) они способны быстро связывать кальций, содержат много глутамина, аспарагиновой кислоты, серонина, гидрофильны. Белки играют роль в правильном расположении кристаллов, удерживают нужное количество воды – 3, 8%. Свойства и функции эмали . Одним из важных свойств эмали является проницаемость, которая осуществляется благодаря омыванию эмали снаружи ротовой жидкостью. Со стороны пульпы – тканевой жидкостью и наличию пространств в эмали, заполненных жидкостью. Эмаль проницаема в обоих направлениях: от поверхности эмали к дентину и пульпе и от пульпы к поверхности эмали. На этом основании эмаль считают полупроницаемой мембраной. Уровень проницаемости может изменяться под воздействием ряда факторов. В значительной степени проницаемость зависит от проникающего агента. Одновалентные ионы более проницаемы, чем двухвалентные. Важное значение имеет заряд иона, рН среды, активность ферментов и др. Наряду с этим уровень проницаемости зависит и от структуры эмали. Так, проницаемость эмали постоянных зубов снижается с возрастом. Электрофорез, ультразвук, низкое значение рН усиливают проницаемость эмали. В значительной степени усиливается проницаемость эмали под воздействием фермента гиалуронидазы, количество которой в полости рта увеличивается при наличии микроорганизмов. После обработки поверхности эмали раствором фторида натрия проницаемость эмали резко снижается. Этот фактор имеет важное значение для клиники так, как определяет последовательность обработки зуба в процессе реминерализующей терапии. Указанные свойства эмали объясняются функцией, которую она выполняет. Эмаль защищает дентин и пульпу от внешних механических, химических температурных раздражителей. Только благодаря этому зуб осуществляет свое назначение – откусывание и измельчение пищи.    
Дентин Обызвествленная ткань зуба, образующая его основную массу и форму. В области коронки он покрыт эмалью, в области корня – цементом. Содержит 70% неорганических веществ (гидроксиапатит), 20% органических (коллаген типа I), 10% воды. Дентин состоит из обызвествленного межклеточного вещества, пронизанного дентинными трубочками. Межклеточное вещество представлено коллагеновыми волокнами, связанными с кристаллами гидроксиапатита. Кристаллы откладываются в виде зерен и глыбок, которые затем сливаются в шаровидные образования – глобулы и калькосфериты. Обызвествление дентина неравномерно. Зоны гипоминерализованного дентина включают: 1) интерглобулярный дентин – располагается в наружной трети коронки параллельно эмалево-дентинной границе. Он представлен необызвествленными фибриллами, между ними глобулы обызвествленного дентина. 2) зернистый слой Томса – расположен на периферии корневого дентина. Состоит из мелких слабообызвествленных участков (зерен) вдоль дентино-цементной границы. Предентин – внутренняя (необызвествленная) часть дентина, прилежащая к слою одонтобластов. Предентин – зона роста дентина. В зависимости от ориентации коллагеновых волокон дентин подразделяют на околопульпарный (внутренний слой, волокна ориентированы тангенциально к эмалево-дентинной границе) и плащевой дентин (наружный, волокна радиально направлены). Дентинные трубочки – тонкие канальцы, пронизывающие дентин от пульпы до периферии. Они обеспечивают трофику дентина. В дентинных трубочках находятся отростки одонтобластов. Стенку дентинной трубочки образует перетубулярный дентин. Между дентинными трубочками располагается интертубулярный дентин. Дентин также подразделяют на: 1) первичный (образуется до прорезывания зуба); 2) вторичный (регулярный, образуется после прорезывания, для него характерно меньшее количество трубочек и менее упорядоченное расположение волокон ); 3) третичный дентин (иррегулярный, заместительный. Образуется в ответ на раздражение локально, имеет неправильное строение, чаще всего отсутствуют дентинные трубочки, волокна ориентированы хаотично). Функции дентина: трофическая, сенсорная, защитная.
Цемент Обызвествленная ткань зуба. Покрывает корни и шейку зуба. Наибольшая толщина в апикальной области. Содержит 50-60% неорганических веществ (гидроксиапатит) и 30-40% - органических (коллаген). Выделяют бесклеточный (первичный) цемент. Покрывает среднюю треть корня и шейку. Не содержит клеток, состоит из обызвествленного межклеточного вещества, включающего плотно расположенные коллагеновые волокна и основное вещество. Клеточный цемент (вторичный). Покрывает апикальную треть корня и области бифуркации корней многокорневых зубов. Состоит из клеток и межклеточного вещества. Цементоциты сходны с остеоцитами и лежат в лакунах внутри цемента. Цементобласты – активные клетки, обеспечивают отложение цемента, располагаются на поверхности. При образовании бесклеточного цемента цементобласты отодвигаются, при образовании клеточного – замуровываются в нем. Межклеточное вещество включает волокна и основное вещество. Функции цемента: защитная, удерживающая, репаративная, пассивное прорезывание.
Пульпа Рыхлая волокнистая соединительная ткань, заполняющая полость зуба. Образована клетками и межклеточным веществом. Подразделяется на коронковую пульпу и корневую. Коронковая пульпа – рыхлая, богато васкуляризированная и иннервированная соединительная ткань, с большим количеством клеток. Одонтобласты имеют грушевидную форму, вырабатывают дентин, располагаются в периферическом слое в 1-8 рядов. Второй слой – промежуточный или субодонтобластический имеет две зоны: наружная зона Вейля – это бесклеточный слой, содержащий отростки клеток внутренней зоны и нервное сплетение Рашкова. Внутренняя зона (клеточная) содержит фибробласты, малодифференцированные клетки, преодонтобласты, миелиновые и безмиелиновые волокна. Третий слой коронковой пульпы – центральный, представлен рыхлой волокнистой тканью, содержащей фибробласты, макрофаги, более крупные сосуды, пучки нервных волокон. Корневая пульпа содержит больше волокон, более плотная, слабее васкуляризирована и иннервирована, ее клеточный состав менее разнообразен. Одонтобласты корневой пульпы имеют кубическую форму, располагаются в 1 слой. Кровеносные сосуды и нервы входят в пульпу через апикальное отверстие. Входят 2-3 артериолы, иногда еще дополнительные через добавочные отверстия. Артериолы в канале отдают боковые ветки к слою одонтобластов. Калибр их уменьшается, в коронке артериолы образуют аркады., из которых берут начало более мелкие сосуды. В к<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 301.