Производственная мощность предприятия: сущность, виды, методика расчета и определяющие факторы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Производственная мощность предприятия: сущность, виды, методика расчета и определяющие факторы.

Исходным показателем планирования предприятия является производственная мощность (ПМ).

ПМ- максимально возможный выпуск качественной продукции в номенклатуре и по ассортименту, согласованный с планом продаж прогрессирующих условиях производства. ПМ и производственная программа измеряются в одних и тех же показателях- натуральные и условные.

Виды ПМ:

1.ПМ входная, т.е. на начало планового периода. Определяется из количества оборудования на начало планового периода.

2.ПМ вводимая. Имеет место при модернизации оборудования, реконструкции и техническом перевооружении производства.

3.ПМ выбывающая. Имеет место при выбытии, переводе продукции основных производственных средств в связи с изменеие ассортимета продукции, режима работы предприятия.

4.Пм выходная, т.е. на конец планового периода

ПМ вых=ПМвходн+ПМвводн-ПМвыб

ПМвых=ПМвходн+реконстр+строительство+технический уровень±DПмассорт-ПМвыб.

ПМср=ПМвх+(ПМвводн*nдействит)/12-(ПМвыб*nбуд)/12, где nдействит- число месяцев действия мощностей, введённых в течении года

Nбуд- число месяцев действия мощностей, выбывших в течении ода

ПМ предприятия определяется на год на основе пропускной способносьти, т.е. мощности, ведущих цехов.

ПМпредприятия ®ПМвед цехов®Пм ведущ участков®ПМколичства групп ведущего оборудования

К ведущим относятся цеха, оборужования, в которых выполняется основные, наиболее трудоёмкие технологические процессы, операции по производству изделий.Величина ПМ определяется по минимальному значению ведущих подразделений.

Расчёт ПМ производится по 2-ум методикам:

1.На основе эффективного фонда времени работы оборудования и трудоёмкости единицы продукции.

ПМоборудоваия=(Fэф*rоборуд)/t, где rоборуд- число единовременных единиц оборудования, t-трудоёмкость единицы продукции

2.На основе эффективного времени работы оборудования и его часовой производительности

ПМобороруд=Fэф*rпроизвод*nодн.оборуд, где rпроизвод- часовая производительность, nодн.оборуд- количество одноимённого оборудования.

Обоснование производственной программы предприятия действующими производственными мощностями.

Обоснование ПП может осуществляться следующим образом:

1.определяется возможный выпуск продукции на действующих производственных мощностях. Для этого рассчитывается коэффициент использования производственной мощности: Кпм=ВПфакт/ПМсреднег

Если ВП меньше ПМ, то ПП обеспечена производством.

ПМсреднег-ВП=Рпп(резерв ПМ)

На практике считается оптимальным Рпп 10-20%.

При Кпм >1. ВПфакт=ПНсреднег

2.Составляется возможный ВП с возможным объёмом продаж.Восможны следующие ситуации:

1)ВПвозм=Qпр, ПМсреднегод используется по запланированному К

2) ВПвозм>Qпр, возможен избыток Пм, который м.б. использован для других видов продукции, сданы в аренду, законсервированы, отчуждены любым способом.

3) ВПвозм<Qпр, возможна необходимость ввода в эксплуатацию дополнительных производственных мощностей

3.Определяем требуемый прирост ПМ

DПМ=Qпр-ВПвозм

4.Определяем количество оборудования, требуемого для необходимого прироста ПМ

Поб=DПМ/(Fэф*rпроизв.оборудования)

5.определим капитальные вложения

Величина капитальных вложение зависит от формы обеспечения прироста ПМ: новое строительство, расширение, техническое перевооружение. Для управления расходов используется показатель удельных капитальных вложений.

КВ=Укв*DПМ

Укв- удельные капитальные вложения за счёт определения направления повышения Пм.

Государственное и договорное регулирование оплаты труда, его элементы.

Механизм регулирования заработной платы в условиях рыночных отношений должен основываться на сочетании государственного и договорного регулирования.

Одной из основных задач государственного регулирования является установление минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда. Договорное регулирование заработной платы включает применение общего, отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.

Рыночное регулирование заработной платы предполагает наличие адекватного механизма, одним из важных звеньев которого является рыночная самонастройка, осуществляющая под воздействием изменяющегося соотношения спроса и предложения на рынке труда. Закон спроса и предложения в рыночной экономике оказывает решающее воздействие на уровень и динамику заработной платы. Чтобы регулировать эффективную работу предприятия, важно регулировать заработную плату с учетом спроса и предложения на рынке труда. Формирование заработной платы на основе цены труда, выступая важным фактором развития экономики страны, создаст более эффективную систему стимулов для работников.

Чистого дисконтированного

Т.к. инвестиции влияют на деятельность предприятия в течение длительного времени, необходимо приводить все затраты и результаты к единой ценности в начальном периоде.

αt = 1

t- индекс расчета, т.е. порядковый номер временного интервала получения дохода

Е – норма дисконта=норме прибыли на вложение капитала и применение инвесторами самостоятельно.

Норма дисконта характеризует норму прибыли на вложений капитала, т.е. % прибыли, который инвестор/предприятие хочет получить в результате реализации проекта.

При принятии нормы дисконта служат следующие показатели: % по банковским депозитам, дивиденты по акциям крупных фирм, рентабельность действующего производства.

ЧДД=

ЧДД=

Вt – выручка от реализации продукции, услуг в t-году.

Зt – затраты на реализацию проекта, включая инвестиций в t году.

Т - горизонтальный расчет, т.е. срок реализации проекта.

В случае, если инвестирование осуществляется в ходе реализации проекта частями, то:

ЧДД= (Вt-Зt)- ×αt

Кt – капитальные вложения в t году.

Если ЧДД >0, то проект эффективный

ЧДД=0, то инвесторы не получают доход.

ЧДД<0, то инвестор несет убытки.

Преимущества:

1. Они учитывают стоимость денег во времени.

2.Ориентация на увеличение доходов инвестора.

Недостатки:

1. Абсолютный показатель и поэтому требует объективно оценить выбор между несколькими проектами с одинаковым ЧДД.

2. Выбор ставки дисконтирования носит субъективный характер.

Индекс доходности

Позволяет определить, сможет ли текущий доход от проекта покрыть капиталовложение от него.

 

ИД= /

Если ИД>1, то эффективный

ИД=1, то доходность инвестиций=нормативной рентабельности.

ИД<1, то инвестиции нерентабельный.

Преимущества:

1.относительный показатель.

2.позволяет судить о резерве безопасности проекта.

Недостатки:

1.ставка дисконтированности – субъективный характер.

2.может меняться в зависимости от инвестора.

ВНД

ВНД – это та норма (ставка дисконтирования) при которой величина чистого дохода=0. Это значит, что величина дохода от текущей деятельности предприятия в процессе реализации =приведенным дисконтированным капитальным вложениям.

Определяются на основе следующего уравнения:

 

ВНД характеризует меньший гарантированный уровень прибыльности проекта и максимальную ставку платы за привлекаемые источники финансирование, при которой проект остается безубыточным.

ВНД сравнивает со стоимостью денежных средств для осуществления проекта.

В качестве стоимости денежных средств могут быть:

- величина % ставки по кредиту

- размер дивидента по акциям

Если ВНД> стоимости денежных средств(СС)- проект прибыльный.

ВНД = СС – проект безприбылен

ВНД < СС – проект убыточный

Преимущества:

1.Нацелен на увеличение доходов инвесторов

Недостатки:

1.При неорд. потоках, возможны несколько вариантов значений ВНД.

Выбор проекта по данному критерию затруднен, т.к. проекты с низкой ВНД могут в дальнейшем приносить чистый доход.

Метод применяется при формировании инвестором портфельного предприятия.

Определяющие факторы.

Качество продукции – это совокупность свойств товара,обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Повышение качества продукции имеет большое значение для производителя, потребителя и национ. экономики в целом.

Выпуск качеств. изделий способствует увеличен. объема реализации и рентабел. капитала,росту престижа предприятия.

Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций:уменьшению объема продаж,прибыли и рентабельности,снижению экспорта.

Качество продукции фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении прогрессивной технологии.

На нее влияющие.

Конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).

В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются:

–конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;

–характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);

–развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;

–случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);

–экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.

К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.

Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.

1) Структурные:

прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);

миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;

совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;

уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;

уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;

совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;

сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.

2) Ресурсные:

уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;

доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.

3) Технические:

удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;

уровень качества изготовления товаров.

4) Управленческие:

уровень конкурентной стратегии предприятия;

уровень конкурентоспособности менеджмента;

уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;

уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;

уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;

уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.

5) Экономические:

показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

финансовая устойчивость функционирования предприятия;

доля экспорта наукоемких товаров.

65.Доход организации: сущность, виды, методы определения.

В результате своей производственно-хозяйственной деятельности предприятие получает доход, который можно классифицировать по следующим направлениям:

1. Доход от реализации товарной продукции (работ, услуг);

2. Доход от реализации других материальных ценностей;

3. Доход от внереализационных операций.

Доход от реализации продукции (работ, услуг) (Др) представляет собой выручку от реализации товарной продукции (работ, услуг), которая определяется по формуле:

Др = Цотпi * Qрпi,

где: Цотпi - отпускная цена i-го изделия с налогом на добавленную стоимость, руб.;

Qрпi- количество реализованной продукции i-го наименования в натуральных единицах.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) образуется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

Доход от реализации других материальных ценностей включает выручку от продажи излишнего имущества и прочих активов предприятия (нематериальных активов, ценных бумаг и т.д.).

Кроме того, предприятия могут иметь финансовые результаты от внереализационных операций, т.е. от операций, не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных и других активов.

В состав доходов от внереализационных операций включаются:

· доходы, полученные на территории Республики Беларусь и за ее пределами от долевого участия в деятельности других предприятий;

· дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

· доходы от сдачи имущества в аренду, кроме случаев, когда сдача имущества в аренду является основным видом экономической деятельности организации;

· уплаченные, присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· положительные разницы, образовавшиеся при изменении Национальным банком курсов иностранных валют, по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

· прибыль от покупки (продажи) иностранной валюты;

· поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;

· излишек имущества, выявленный при инвентаризации;

· кредиторская и депонентская задолженность, по которой истекли сроки исковой давности;

· другие доходы от операций, непосредственно несвязанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

Часть чистого дохода предприятия, образующегося после вычета из него косвенных налогов и текущих затрат, называется прибылью Прибыль является главной целью предпринимательской деятельности предприятия. Она характеризует экономический эффект его работы и стимулирует ее, так как обеспечивает потребности в финансовых ресурсах самого предприятия.

Затратный

Этапы аналогичны методу ба­лансового накопления активов:

1 накопления активов (основные средства, нематери­альные активы и др.)

Стоимость предприятия опреде­ляется путем вычитания из сум­мы активов - скорректированных обя­зательств и имущества, не при­надлежащего предприятию.

2 скорректированной ба­лансовой стоимости

Стоимость предприятия опреде­ляется путем вычитания из сум­мы активов - суммы выбороч­но скорректированных обяза­тельств и имущества, не принад­лежащего предприятию

3 ликвидационной стоимо­сти, этапы:

- определение доходов от лик­видации активов;

- расчет затрат на ликвидацию активов;

- расчет расходов на содержа­ние активов до их ликвидации;

- расчет настоящей стоимости активов, затрат на ликвидацию.

Стоимость предприятия опреде­ляется как разница между выруч­кой от реализации активов и за­тратами на ликвидацию активов, расходами на содержание акти­вов до их ликвидации, а также долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженностью.

Доходный

Этапы: сбор и анализ информации; выбор метода расчета стоимости; выбор модели денежного потока; расчет денежного потока; прогнозирование будущего годо­вого денежного потока и опреде­ление остаточной стоимости предприятия в постпрогнозный период;определение стоимости предпри­ятия.

Денежным потоком м.б.: собственный капитал; бездолговой денежный поток; дивиденды; чистая прибыль; прибыль к налогообложению.

Методы расчета стоимости в остаточный период: накопления активов; ликвидационной стоимости; предполагаемой продажи; модель Гордона.

Сравнительный

Этапы:поиск объектов-аналогов; выбор финансовой, физической или иной базы для расчета цено­вых мультипликаторов; определение стоимости предпри­ятия (объекта-аналога) исходя из стоимости пакета акций или до­лей, проданных или выставлен­ных на продажу;расчет ценовых мультипликато­ров по объектам-аналогам; расчет стоимости предприятия; внесение итоговых корректиро­вок.

Методы расчета стоимости объектов оценки:

1. рынка капитала (при наличии данных о ценах сделок, ценах предложений и спроса на миноритарные доли объектов-аналогов с учетом коэффициента контроля);

2. сделок (при наличии данных о ценах сделок, ценах предложений и спроса на мажоритарные доли объектов-аналогов (без учета коэффициента контроля);

3. мультипликаторов (отраслевых коэффициентов) (при наличии данных о ценах сделок, ценах предложений и спросе на предприятие в целом, пакеты акций, капитализации объекта-аналога, рыночной стоимости объекта-аналога)

Производственная мощность предприятия: сущность, виды, методика расчета и определяющие факторы.

Исходным показателем планирования предприятия является производственная мощность (ПМ).

ПМ- максимально возможный выпуск качественной продукции в номенклатуре и по ассортименту, согласованный с планом продаж прогрессирующих условиях производства. ПМ и производственная программа измеряются в одних и тех же показателях- натуральные и условные.

Виды ПМ:

1.ПМ входная, т.е. на начало планового периода. Определяется из количества оборудования на начало планового периода.

2.ПМ вводимая. Имеет место при модернизации оборудования, реконструкции и техническом перевооружении производства.

3.ПМ выбывающая. Имеет место при выбытии, переводе продукции основных производственных средств в связи с изменеие ассортимета продукции, режима работы предприятия.

4.Пм выходная, т.е. на конец планового периода

ПМ вых=ПМвходн+ПМвводн-ПМвыб

ПМвых=ПМвходн+реконстр+строительство+технический уровень±DПмассорт-ПМвыб.

ПМср=ПМвх+(ПМвводн*nдействит)/12-(ПМвыб*nбуд)/12, где nдействит- число месяцев действия мощностей, введённых в течении года

Nбуд- число месяцев действия мощностей, выбывших в течении ода

ПМ предприятия определяется на год на основе пропускной способносьти, т.е. мощности, ведущих цехов.

ПМпредприятия ®ПМвед цехов®Пм ведущ участков®ПМколичства групп ведущего оборудования

К ведущим относятся цеха, оборужования, в которых выполняется основные, наиболее трудоёмкие технологические процессы, операции по производству изделий.Величина ПМ определяется по минимальному значению ведущих подразделений.

Расчёт ПМ производится по 2-ум методикам:

1.На основе эффективного фонда времени работы оборудования и трудоёмкости единицы продукции.

ПМоборудоваия=(Fэф*rоборуд)/t, где rоборуд- число единовременных единиц оборудования, t-трудоёмкость единицы продукции

2.На основе эффективного времени работы оборудования и его часовой производительности

ПМобороруд=Fэф*rпроизвод*nодн.оборуд, где rпроизвод- часовая производительность, nодн.оборуд- количество одноимённого оборудования.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.