Содержание темы: Истоки Интернета. Причины возникновения сети с пакетной коммутацией данных. ARPANet – первая сеть с пакетной коммутацией данных. Приход Интернета на смену ARPANet. Интернет – сеть сетей. Временная шкала исторического развития Интернет. Создание универсальной глобальной информационной системы World Wide Web. История русского сегмента Internet (Рунет Принципы действия сетевых протоколов TCP и IP. Алгоритмы передачи информации в сети Интернет. Назначение основных сетевых протоколов. Возможные виды подключения к Интернету. Правила использования информации, являющейся частной собственностью третьих лиц.
Тема 3. Информационно-справочные ресурсы сети Интернет для социально-гуманитарных исследований (л. — 2 ч.)
Содержание темы: Документальный поиск: Тематические электронные коллекции. Электронные научные журналы и поиск научных статей в архивах журналов. Периодическая печать и другие СМИ в сети Интернет как источник информации. Электронные энциклопедии, справочники, словари в сети Интернет («Рубрикон», «Яndex.Энциклопедии», «Кругосвет», Britannica, Encyclopedia.com и др.). Wikipedia. Научно-информационные проекты библиотек, музеев, университетов, академических институтов. Полнотекстовые базы данных (электронные библиотеки). Проект Google Books. Библиографические базы данных. Электронные каталоги, тезаурусы, справочники и коллекции документов и визуальных источников крупнейших библиотек (РГБ, РНБ, ИНИОН, Библиотеки Конгресса, Британской библиотеки, Национальной библиотеки Франции) и музеев мира. Метапоисковые библиографические системы. Протокол Z 39.50. Проект Sigla.ru.
Тема 4. Алгоритмы поиска информации в сети Интернет(л. — 4 ч., лаб. — 8 ч.)
Содержание темы: Назначение сети Интернет. Основные возможности сети Интернет:. Электронная почта (e-mail): почтовая программа (mailer), адрес электронной почты (e-mail address).пароль (password), вложение в электронное письмо (Attachment). World Wide Web. Концепция универсальной глобальной информационной системы. Понятие гипертекста. Гипертекстовые системы – новый класс систем управления информационными ресурсами. Браузеры.Принципы критической оценки аутентичности, достоверности, полноты и представительности электронных документов. Стратегии информационного поиска в Интернет. Информационно-поисковые системы (Web search engines): yandex, google, mail. Поисковый запрос. Расширенный поиск. Оценка достоинств и недостатков каждой поисковой системы. Понятие и типы информационного поиска (фактографический, документальный, библиографический). Поисковые средства: каталоги, автоматические индексы, метапоисковики, утилиты (программы + тулбары). Поисковые каталоги: автоматические, редакционные, профессиональные, справочные.
Лабораторное занятие 1. Стратегия поиска в Сети Интернет (2 ч.)
1. Создание индивидуального почтового ящика. Отправка и получения письма. Отправка и получения письма с аттачментом
2. Поисковые машины Интернет (Web search engines): yandex, google, mail. Поисковый запрос. Расширенный поиск. Оценка достоинств и недостатков каждой поисковой системы.
3. Серфинг (serfing). Просмотр истории серфинга в различных браузерах.
Лабораторное занятие 2. Классификация Интернет-ресурсов по гуманитарным наукам. (2 ч.)
1. Экспертиза ценности сетевых ресурсов.
2. Критерии происхождения ресурсов (содержательные, правовые, этические).
3. Описание сетевых ресурсов.
4. Оформление ссылок на сетевые ресурсы.
5. Электронная публикация научных трудов.
Лабораторное занятие 3. Ресурсы по теме курсовой работе в сети Интернет (2 ч.)
1. Интернет-порталы и сайты
2. Отраслевые сетевые периодические издания. Архивы периодики.
3. Электронные коллекции полнотекстовых ресурсов. E-library. Киберленинка
Лабораторное занятие 4. Электронные каталоги и справочники крупнейших библиотек мира (2 ч.)
1. Работа с электронными библиотечными каталогами в Интернет.
2. Поиск информации (каталожных карточек по теме проекта )по каталогам РГБ, РНБ, библиотеки ИНИОН, библиотеки Конгресса США, НБ Республики Коми, НБ СГУ им. Питирима Сорокина.
3. Сетевые библиотеки.
Тема 5. Электронный текст: создание, хранение, поиск, анализ и обработка (л. — 4 ч., лаб./з. — 2 ч.)
Содержание темы: Системы подготовки текстов. Основные функции текстового процессора. Электронный текст как информационный ресурс. Концепции электронного текста. Электронные учебные издания (ЭУИ). Методы извлечения информации в полнотекстовых системах. Общие принципы работы. Методы уточнения результатов поиска. Проблемы ретроспективной конверсии (ретроконверсии), правила и стандарты публикации электронных документов. Оцифровка текстов и образов документов в электронных форматах. ГОСТы и правила публикации электронных документов. Особенности библиографического описания электронных документов (ГОСТ 7.0.5-2008). Основы работы в текстовом редакторе Word. Оформление текста электронного проекта-презентации «Интернет-ресурсы по теме курсовой работы»
Лабораторное занятие 5. Подготовка word-версии проекта «Интернет-ресурсы по теме курсовой работы» (2 ч.)
1. Основы работы в текстовом редакторе Word.
2. Оформление текста электронного проекта-презентации «Интернет-ресурсы по теме курсовой работы»
3. Пересылка электронной почтой и получение допуска к защите
Дата: 2016-10-02, просмотров: 190.