1)Вопрос о международной правовой ответственности государства в МЭО стал подниматься в середине 19,20 века в связи с действиями в отношении иностранцев, иностранных компаний и их собственности, в том числе в случае национализации гражданских войн и тд. Само основание для юридической ответственности является юридический факт о правонарушении. Именно в случае правонарушения должна вступать в действие санкция нарушенной юридической нормы. Однако для международного права и в целом для международного экономического права в частности характерна неразвитость этих санкций, а так же ограниченное применение института ответсвенности. Только в конце 21 века проблема юридической ответственности государств начинает занимать заметное место. Исходя из этого в 1996 году после 40 летней работы, комиссия по международному праву ООН приняла, наконец, проект статей об ответственности государств и представила его генеральной ассамблеи ООН, тем самым перед всеми государствами нарабатываются процедуры квалификации юридических фактов правонарушения и применения, конкретных мер ответственности.
Международные правонарушения разделяются на: преступления и деликты, которые могу состоять:
- В нарушении правовых запретов: наркоторговля, работорговля и пиратство.
- В не исполнение правовых обязанностей это: дискриминация, не возврат долга, непринятие мер по либерализации внешнеторгового режима
- В нарушении прав другого государства или злоупотребление своими правами, то есть противодействие использованию национальных природных ресурсов и так же злоупотребление основным правом.
Важно так же иметь ввиду, что похожие юридические факты могут представлять собой:
1)Правонарушение в сфере международного экономического права
2)Правонарушение в другой отрасли международного права
В принципе все эти же вопросы, связанные с процедурой применения мер ответственности за правонарушение в МЭО должны быть отнесены к сфере, формирующейся в настоящее время отрасли международного процессуального права.
2)Объекты правонарушений в межгосударственных экономических отношениях разнообразны, так как само государство может пострадать, а особенно в отношении своих ресурсов, то есть от их незаконной эксплуатации или использования, так и в отношении своих таможенных границ от организованной контрабанды как по внутренней среде так и на международном уровне. Вред несет сам факт правонарушения, даже если правонарушение не имеет заметных последствий.
Условно вред можно подразделить на: нематериальный или материальный ущерб. Учитывая, что в МЭО по мимо государств участвуют так же физические и юридические лица, то ущерб в МЭО может протекать в трех основных направлениях:
1)Из правоотношения между государствами
2)Из правоотношений между иностранным и физическим, юридическим лицом и самим государством.
3)Из правоотношений между физическими или юридическими лицами с иностранным элементом.
Что касается международного сообщества, то в целом вносится ущерб в случае незаконной разработки ресурсов на пространствах, являющимся общим наследием человечества. В случаях организованного подрыва международных товарных или финансовых рынках условную ответственность можно подразделить: на политическую, а так же материальную. В случаях преступления в отдельности обвинение может быть предъявлено не только пострадавшим государством.
Меры ответственности могут быть следующими:
1)Ограничение импорта товаров из государства правонарушителя.
2)Введение кватировок для этого же государства.
3)Установление специальных нетарифных мер, во внешних экономических связях как перед государством в целостности, так и для физических и юридических лиц в частности.
3) В качестве индивидуальных или коллективных мер в МЭО выступают различные формы действий: эмбарго, бойкот, блокада, арест активов.
Эмбарго – полное или частичное прекращение экономических связей с государством нарушителем, а так же приостановка экспорта определённого вида товаров, группы товаров или импорта товаров.
Бойкот – комплекс мероприятий всеобъемлющего характера, направленных на прекращение, как на уровне государственных органов, так и на уровне частных лиц импорта отдельного товара или финансовых транспортных и иных отношений с соответствующим государством.
Блокада – изоляция государства правонарушителя с учётом прекращения экономических отношений, в том числе на уровне юридических и физических лиц со стороны третьих стран, с целью истощения экономических ресурсов, а так же принуждения к выполнению требований.
Тема VI: Международное торговое право
Международный правопорядок в области международной торговли
Специфические международные правовые принципы в междун. эк. праве
Тарифные и нетарифные меры регулирования международной торговли
Международное правовое регулирование транснациональных товарных рынков
Система ВТО
Торговое право – это совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в области международной торговли. Характер взаимодействия международного торгового права и внутригосударственного торгового права остаётся тем же, что и при взаимодействии в целом между международным и внутренним правом. Т.О. предметом международного правового регулирования является действие государств по обеспечению международной торговли и которая выступает в следующих формах:
- материальные вещи – готовая продукция, машины и оборудование, сырьевые товары.
-услуги – транспортные, коммуникационные, научно-технические, финансово-кредитные, страховые, информационно вычислительные, туристические.
-интеллектуальная собственность – авторские права, патентные права.
-имущественные – посредством права собственности и не имущественные права.
2.Принципы развития торговли:
1)Принцип свободной торговли- укреплён в уставе ООН, право свободно торговать с другими странами и тем самым это же право зафиксировано в принципах ЮНКТАТ 1964 года. Данный принцип означает право участвовать в международной торговле, право свободно заключать двусторонние и многосторонние международные договоры по вопросам международной торговли. Право участвовать в решении мировых проблем в области МТ. Право государств не имеющих выход к морю на свободный доступ к морю в целях МТ.
2)Принцип либерализации торговли – вытекает с положением ГАД с последующих решений так де соглашений системы ВТО.
3)Принцип защиты национального рынка – укреплён в ГАД.
4)Принцип свободы транзита вытекает из положения ГАД, включён в принципы ЮНКТАТ 1964 года, а так же конвенции 1965 года, о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю.
5)Принцип предоставления национального режима вытекает из ГАД.
6)Принцип взаимности (ГАД).
7)Принцип взаимной выгоды- данный принцип кроме ЮНКТАТ 1964 года, зафиксирован в ЮНКТАТ номер 2, который внедряет само расширение экономических отношений между востоком и западом на основе взаимности.
8)Принцип не дискриминации торговли – закреплён в ЮНКТАТ 1964 года, а так же в Хартии экономических прав и обязанностей государства 1974 год.
9)Принцип преференций – укреплён в ЮНКТАТ 1964 года в тексте ГАД, в системе ВТО, в Хартии экономических прав и обязанностей и в Белградском договоре в глобальной системе торговых конференций в 1989 году.
3. В международной торговой системе в том, что касается доступа иностранных товаров на национальные рынки взаимодействуют 2 тенденции: либерализация и протекционизм. Во внешней торговой политике государств используется для этого тарифные и нетарифные меры, как в актах внутригосударственного права, так и в международно правовой позиции государств при решении проблем международной торговли, в том числе и в рамках ВТО. Идея создания глобального единого экономического, из которого исходит современный международный экономический порядок, реализуется через принцип свободы торговли, устранение нетарифных барьеров, согласованное снижениеставок, таможенных пошлин до их полной ликвидации. В современных тарифах распределяются по группам в соответствии с производственными признаками. Для развитых государств характерно, что уровень ставок импортных пошлин, как правило прямо пропорционален степени обработки
ввоза товара и тем самым чем технологичнее является товар, тем выше пошлина.
Это стимулирует ввоз сырья и обеспечивает защиту национальной промышленности. Нетарифные ограничения охватывают большую группу разнородных мер. классификационные перечни таких мер разработаны в частности в ВТО в целях контроля за правовой дисциплиной в международной торговой системе, а так же разработке соответствующих международных соглашений, а так же содействий внутреннего права в части применения нетарифных мер.
Принято различать:
1)нетарифные ограничения- это специально дополнительная пошлина, созданная
для регулирования доступа иностранных товаров на национальный рынок, то есть кватировка, лицензирование, запреты, добровольное ограничение экспорта, так же таможенные сборы и самоформальности.
2)Нетарифные ограничения - воздействуют на товаропоток и имеют побочный эффект и самоскрытность. Ими могут быть технические стандарты, санитарные нормы,
административные формальности, налоги, акцизные сборы. Исходя из этого большинство нетарифных ограничений этой группы являются инструментами внутренней экономической политики и находятся пока за пределами международного правового регулирования. Это фактически третий и самый глубокий шаблон защиты национального рынка.
4.
В международной торговой системе существуют особые правовые режимы, в рамках которых осуществляется контроль за движением того или иного определенного товара, являющегося чувствительным для экономики производящих или потребляющих стран. Первые соглашения, регулирующие трансграничный оборот одного товара появились в 30 годах. Первые товарные соглашения о регулировании производства и сбыта сахара было подписано в 37 году. Известно так же международное соглашение по пшенице 42 года. Сторонами являющимися:Аргентина,Австралия,Канада,Сша,Великобритания.Так же соглашение об установлении международного контроля над производством и экспортом олова от 1942 года. Так же соглашение о регулировании производства и экспорта каучука. Аж в 1934 году. А так же межамериканского соглашения по кофе с 1940 года. На основании этих же соглашений, как правило создавались специальные органы:
бюро, комитеты, советы, уполномоченные осуществлять контроль за реализации соглашения, производить расследования по жалобам и давать рекомендации. Гаванская хартия с 1946 года побуждалась заключать соглашения между основными экспортирующими и импортирующими государствами с целью стабилизации цен на отдельные виды сырьевых товаров. Только в 60-ые годы ЮНКТАТ принял на себя координирующие функции в том, что касается развития правового режима торговли сырьевыми товарами. Зона, в пределах которой осуществляется движение товара и финансовых средств в её оплату взаимодействуют интересы импортеров и экспортеров и образует трансграничный товарный рынок.
5.
Система ВТО.
В 1943 году на Американско-английской консультации по вопросам международной торговли был поставлен вопрос о создании международной торговой организации и тем самым в 1945 году США предложили союзникам провезти международную конференцию по торговле и развитию и создать МТО. В феврале 46 года на первой сессии экосос была принята конституция по торговле и занятости и на основе ее создан подготовительный комитет из представителей 19 государств. Подготовительный комитет выработал проект ВТО.
ВТО - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.
Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:
· Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.
· Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.
· Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
· Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах
· Защитные клапаны. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.
В ВТО входят 159 членов, в том числе: 154 международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз. Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.
Тема VII: Международное финансовое право
Дата: 2016-10-02, просмотров: 223.