Индивидуальные или коллективные контрмеры в МЭО (междун. эк. отношениях)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1)Вопрос о международной правовой ответственности государства в МЭО стал подниматься в середине 19,20 века в связи с действиями в отношении иностранцев, иностранных компаний и их собственности, в том числе в случае национализации гражданских войн и тд. Само основание для юридической ответственности является юридический факт о правонарушении. Именно в случае правонарушения должна вступать в действие санкция нарушенной юридической нормы. Однако для международного права и в целом для международного экономического права в частности характерна неразвитость этих санкций, а так же ограниченное применение института ответсвенности. Только в конце 21 века проблема юридической ответственности государств начинает занимать заметное место. Исходя из этого в 1996 году после 40 летней работы, комиссия по международному праву ООН приняла, наконец, проект статей об ответственности государств и представила его генеральной ассамблеи ООН, тем самым перед всеми государствами нарабатываются процедуры квалификации юридических фактов правонарушения и применения, конкретных мер ответственности.

Международные правонарушения разделяются на: преступления и деликты, которые могу состоять:

- В нарушении правовых запретов: наркоторговля, работорговля и пиратство.

- В не исполнение правовых обязанностей это: дискриминация, не возврат долга, непринятие мер по либерализации внешнеторгового режима

- В нарушении прав другого государства или злоупотребление своими правами, то есть противодействие использованию национальных природных ресурсов и так же злоупотребление основным правом.

Важно так же иметь ввиду, что похожие юридические факты могут представлять собой:

1)Правонарушение в сфере международного экономического права

2)Правонарушение в другой отрасли международного права

В принципе все эти же вопросы, связанные с процедурой применения мер ответственности за правонарушение в МЭО должны быть отнесены к сфере, формирующейся в настоящее время отрасли международного процессуального права.

 

2)Объекты правонарушений в межгосударственных экономических отношениях разнообразны, так как само государство может пострадать, а особенно в отношении своих ресурсов, то есть от их незаконной эксплуатации или использования, так и в отношении своих таможенных границ от организованной контрабанды как по внутренней среде так и на международном уровне. Вред несет сам факт правонарушения, даже если правонарушение не имеет заметных последствий.

Условно вред можно подразделить на: нематериальный или материальный ущерб. Учитывая, что в МЭО по мимо государств участвуют так же физические и юридические лица, то ущерб в МЭО может протекать в трех основных направлениях:

1)Из правоотношения между государствами

2)Из правоотношений между иностранным и физическим, юридическим лицом и самим государством.

3)Из правоотношений между физическими или юридическими лицами с иностранным элементом.

Что касается международного сообщества, то в целом вносится ущерб в случае незаконной разработки ресурсов на пространствах, являющимся общим наследием человечества. В случаях организованного подрыва международных товарных или финансовых рынках условную ответственность можно подразделить: на политическую, а так же материальную. В случаях преступления в отдельности обвинение может быть предъявлено не только пострадавшим государством.

Меры ответственности могут быть следующими:

1)Ограничение импорта товаров из государства правонарушителя.

2)Введение кватировок для этого же государства.

3)Установление специальных нетарифных мер, во внешних экономических связях как перед государством в целостности, так и для физических и юридических лиц в частности.

3) В качестве индивидуальных или коллективных мер в МЭО выступают различные формы действий: эмбарго, бойкот, блокада, арест активов.

Эмбарго – полное или частичное прекращение экономических связей с государством нарушителем, а так же приостановка экспорта определённого вида товаров, группы товаров или импорта товаров.

Бойкот – комплекс мероприятий всеобъемлющего характера, направленных на прекращение, как на уровне государственных органов, так и на уровне частных лиц импорта отдельного товара или финансовых транспортных и иных отношений с соответствующим государством.

Блокада – изоляция государства правонарушителя с учётом прекращения экономических отношений, в том числе на уровне юридических и физических лиц со стороны третьих стран, с целью истощения экономических ресурсов, а так же принуждения к выполнению требований.

 

Тема VI: Международное торговое право

Международный правопорядок в области международной торговли

Специфические международные правовые принципы в междун. эк. праве

Тарифные и нетарифные меры регулирования международной торговли

Международное правовое регулирование транснациональных товарных рынков

Система ВТО

 

  1. Международная торговля – это наиболее раннее развитая форма МЭО, на долю которых приходится около 80 процентов объёма мирового экономического оборота. Под международной торговлей понимается оплачиваемый совокупный товарооборот между странами. Само торговое право складывалось начиная с 12 по окончание 13 века, как обычное сословное право купцов в их городах, закреплявшихся в статусе. В начале 18 века во многих странах принимаются на ряду с гражданскими – торговые кодексы. В этом смысле само торговое право является предметом изучения правовых дисциплин, как гражданское и торговое право зарубежных стран, а так же международное частное право.

Торговое право – это совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в области международной торговли. Характер взаимодействия международного торгового права и внутригосударственного торгового права остаётся тем же, что и при взаимодействии в целом между международным и внутренним правом. Т.О. предметом международного правового регулирования является действие государств по обеспечению международной торговли и которая выступает в следующих формах:

- материальные вещи – готовая продукция, машины и оборудование, сырьевые товары.

-услуги – транспортные, коммуникационные, научно-технические, финансово-кредитные, страховые, информационно вычислительные, туристические.

-интеллектуальная собственность – авторские права, патентные права.

-имущественные – посредством права собственности и не имущественные права.

2.Принципы развития торговли:

1)Принцип свободной торговли- укреплён в уставе ООН, право свободно торговать с другими странами и тем самым это же право зафиксировано в принципах ЮНКТАТ 1964 года. Данный принцип означает право участвовать в международной торговле, право свободно заключать двусторонние и многосторонние международные договоры по вопросам международной торговли. Право участвовать в решении мировых проблем в области МТ. Право государств не имеющих выход к морю на свободный доступ к морю в целях МТ.

2)Принцип либерализации торговли – вытекает с положением ГАД с последующих решений так де соглашений системы ВТО.

3)Принцип защиты национального рынка – укреплён в ГАД.

4)Принцип свободы транзита вытекает из положения ГАД, включён в принципы ЮНКТАТ 1964 года, а так же конвенции 1965 года, о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю.

5)Принцип предоставления национального режима вытекает из ГАД.

6)Принцип взаимности (ГАД).

7)Принцип взаимной выгоды- данный принцип кроме ЮНКТАТ 1964 года, зафиксирован в ЮНКТАТ номер 2, который внедряет само расширение экономических отношений между востоком и западом на основе взаимности.

8)Принцип не дискриминации торговли – закреплён в ЮНКТАТ 1964 года, а так же в Хартии экономических прав и обязанностей государства 1974 год.

9)Принцип преференций – укреплён в ЮНКТАТ 1964 года в тексте ГАД, в системе ВТО, в Хартии экономических прав и обязанностей и в Белградском договоре в глобальной системе торговых конференций в 1989 году.

3. В международной торговой системе в том, что касается доступа иностранных товаров на национальные рынки взаимодействуют 2 тенденции: либерализация и протекционизм. Во внешней торговой политике государств используется для этого тарифные и нетарифные меры, как в актах внутригосударственного права, так и в международно правовой позиции государств при решении проблем международной торговли, в том числе и в рамках ВТО. Идея создания глобального единого экономического, из которого исходит современный международный экономический порядок, реализуется через принцип свободы торговли, устранение нетарифных барьеров, согласованное снижениеставок, таможенных пошлин до их полной ликвидации. В современных тарифах распределяются по группам в соответствии с производственными признаками. Для развитых государств характерно, что уровень ставок импортных пошлин, как правило прямо пропорционален степени обработки

ввоза товара и тем самым чем технологичнее является товар, тем выше пошлина.

Это стимулирует ввоз сырья и обеспечивает защиту национальной промышленности. Нетарифные ограничения охватывают большую группу разнородных мер. классификационные перечни таких мер разработаны в частности в ВТО в целях контроля за правовой дисциплиной в международной торговой системе, а так же разработке соответствующих международных соглашений, а так же содействий внутреннего права в части применения нетарифных мер.

Принято различать:

1)нетарифные ограничения- это специально дополнительная пошлина, созданная

для регулирования доступа иностранных товаров на национальный рынок, то есть кватировка, лицензирование, запреты, добровольное ограничение экспорта, так же таможенные сборы и самоформальности.

2)Нетарифные ограничения - воздействуют на товаропоток и имеют побочный эффект и самоскрытность. Ими могут быть технические стандарты, санитарные нормы,

административные формальности, налоги, акцизные сборы. Исходя из этого большинство нетарифных ограничений этой группы являются инструментами внутренней экономической политики и находятся пока за пределами международного правового регулирования. Это фактически третий и самый глубокий шаблон защиты национального рынка.

 

4.

В международной торговой системе существуют особые правовые режимы, в рамках которых осуществляется контроль за движением того или иного определенного товара, являющегося чувствительным для экономики производящих или потребляющих стран. Первые соглашения, регулирующие трансграничный оборот одного товара появились в 30 годах. Первые товарные соглашения о регулировании производства и сбыта сахара было подписано в 37 году. Известно так же международное соглашение по пшенице 42 года. Сторонами являющимися:Аргентина,Австралия,Канада,Сша,Великобритания.Так же соглашение об установлении международного контроля над производством и экспортом олова от 1942 года. Так же соглашение о регулировании производства и экспорта каучука. Аж в 1934 году. А так же межамериканского соглашения по кофе с 1940 года. На основании этих же соглашений, как правило создавались специальные органы:

бюро, комитеты, советы, уполномоченные осуществлять контроль за реализации соглашения, производить расследования по жалобам и давать рекомендации. Гаванская хартия с 1946 года побуждалась заключать соглашения между основными экспортирующими и импортирующими государствами с целью стабилизации цен на отдельные виды сырьевых товаров. Только в 60-ые годы ЮНКТАТ принял на себя координирующие функции в том, что касается развития правового режима торговли сырьевыми товарами. Зона, в пределах которой осуществляется движение товара и финансовых средств в её оплату взаимодействуют интересы импортеров и экспортеров и образует трансграничный товарный рынок.

 

5.

Система ВТО.

В 1943 году на Американско-английской консультации по вопросам международной торговли был поставлен вопрос о создании международной торговой организации и тем самым в 1945 году США предложили союзникам провезти международную конференцию по торговле и развитию и создать МТО. В феврале 46 года на первой сессии экосос была принята конституция по торговле и занятости и на основе ее создан подготовительный комитет из представителей 19 государств. Подготовительный комитет выработал проект ВТО.

 

ВТО - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

· Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.

· Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

· Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

· Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах

· Защитные клапаны. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

В ВТО входят 159 членов, в том числе: 154 международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз. Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

 

 

Тема VII: Международное финансовое право

Дата: 2016-10-02, просмотров: 186.