Тема. Международное экономическое право и система МЭО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I) В результате международного разделения труда формировались определённые типы экономики:

-Скотоводческие

-Земледельческие

-Промышленные

В Азии в основном складывалась экономика аграрного типа. В 6 веке до нашей эры Афины были центром ремесленного производства в античном мире. В средние века внутриконтинентальный рынок перерос в межконтинентальный. Китай торговал не только с Индией но и с Аравией, Африкой, Италией, Египтом. К концу 16 в после Великих открытий, торговля стала мировой. Товарооборот расширялся за счёт нового товара-ТАБАКА, КОФЕ, ЧАЙ, САХАР, СЕРЕБРО, ЗОЛОТО.

Мировое хозяйство стало колониальным,то есть основанным на неэквивалентном обмене товарами.

Исходя из исторического развития экономических отношений, Португалия, Испания и Франция представляли собой колониальные империи, то есть между странами велись сделки.

Сучётом промышленного переворота в Европе в середине 17 века началась индустриализация Западного мира-то есть машиностроение во всех областях. Амстердам и Антверпен считались мировыми центрами торговли и кредита. Уже с тех времён многие государства стали защищаться от ввоза дешёвых товаров, которые конкурировали с национальными товарами. Англия ввела высокие пошлины на импорт готовых изделий. Уже в 19 веке Англия лидировала в Мировом Хозяйстве и тем самым англ.промышленность ушла далеко вперёд так как уже в то время началось осуществление политики свободной торговли а так же освобождение от таможенных пошлин.

Исходя из этого МЭО находит своё практическое выражение в международной торговле и валютно-финансовых рынках, инвестиционных и др. связях, то есть в перемещение разных ресурсах.

II)Международное Экономическое право-система правовых норм, регулирующих отношения между субъектами экономического права в связи с их деятельностью в области Международных Экономических отношений - то есть в торговой, финансовой, инвестиционной, трудо ресурсной сферах.

Таким образом, объектом регулирования являются Международные Экономические отношения, которые могут быть:

-многосторонними

-двусторонние

-трансграничное перемещение ресурсов(материальные, инновационные, технологические, информационные)

III) Отрасли международного экономического права

1)Международное торговое право, в рамках которого регулируется движение товаров включая торговлю услугами и основными правами.

2)Международное финансовое право- регулирует финансовые потоки, расчётные, валютные, кредитные отношения

3)Международное инвестиционное право- регулирует движение инвестиций, то есть основного капитала.

4)Международное право экономической помощи- регулирует движение материальных и нематериальных ресурсов, не является товаром в принятом смысле.

5)Международное трудовое право -регулирует движение трудовых ресурсов и рабочей силы.

IV)Методы регулирования в международном экономическом праве

Чтобы решить основные вопросы государства в области дальнейшего развития экономических отношений на национальном и международном уровне, само государство в целом использует следующие Методы регулирования:

1)Метод двухстороннего регулирования-

Торговые договора, соглашения о товарообороте или поставках товара, соглашения об экономических и научно-технических сотрудничествах

2)Метод многостороннего регулирования-

Является пакетом соглашений системы ВТО, включая системы ГАТТ,TRIP и ОПЕК, как международные организации

3)Метод национального регулирования-

Используется в рамках международных организаций МВФ, ВТО

4)Метод диспозитивного регулирования-

В использовании диапозитивных норм международного права.

5)Метод императивного регулирования-

С помощью императивных норм международного права

V) Главная проблема для МЭП- применение государствами экономической силы, мер экономического воздействия на основе самостоятельной оценки юридических фактов. Такие методы экономического воздействия и принуждения могут применяться как:

-контр меры в случае нарушения

-как само правонарушение

Согласно 2ой статье ООН, запрещается угроза силы над самим государством. В политической системе ООН существует орган безопасности, призванный определять наличие и применение силы и принимать решение о контр мерах. Применительно к экономической силе такой механизм не существует.

Совет безопасности ООН прибегал к экономическим санкциям (Южная Родезия, ЮАР, Ирак, Югославия, Ливия, Никарагуа, Доминиканская Республика)

Так же было предложено создать совет экономической безопасности ООН. Таким образом в современном экономическом порядке перед государствами стоят единые задачи:

1)Обеспечить правовыми средствами поддержание системы МЭО, стабильность правопорядка и равновесие экономического пространства.

2)Обеспечить применение принудительных мер экономического характера в рамках института международной ответственности.

VI) Основные черты МЭП

1)В системе правового регулирования МЭО фактически завершено переключение акцентов с метода двухстороннего регулирования на метод многостороннего регулирования. Тем самым ВТО и другие организации стали главными инструментами правового регулирования международной торговли, финансовой и инвестиционной системы.

2)Большое число вопросов внутренней компетенции государств переходит в международную правовую сферу, что означает расширение объектной сферы МП

3)В МЭО сложилась дифференциация государств в зависимости от уровня экономического развития и от степени рыночности экономики

4)В рамках ВТО и за его пределами имеют место дифференцированные правовые режимы в различных секторах МЭО

5)Происходит укрепление международного правового режима т.к на протяжении срока действует ГАТТ 47 от государств участников требовалось, чтобы нормы ГАТТ были совместимы с внутренним законодательством. Исходным принципом был принцип приоритета норм внутреннего права.

6)Большое место в МО занимает форма «мягкого права», обычные нормы, нормы «серой зоны»(подлежащие устранению в сроки в пакетах ВТО)

7)В системе ВТО и через международные договоры произошла легализация преференций, предоставленная государствами в рамках экономической интеграции.

8)В МО заметно проявляетсяявление наднациональности(функция права в условиях формирования единого мирового хозяйства).

9)Главная проблема в МЭО- господство экономических сил развитых государств и неразборчивое применение экономических санкций на основании собственных юридических фактов.

10)Образование единого экономического пространства проходит на фоне борьбы стратегических интересов государств и групп государств.

VII) Данное право взаимодействует с национальными правовыми системами государств, которые можно объединить термином- Внутреннее право. Вопросы конкретных государств становятся предметом международного соглашения и таким образом объектная сфера деятельности МЭП постоянно расширяется за счёт вопросов, которые ранее входили в круг сугубо внутренних дел государств. В некоторых случаях внутреннее правовыходит за пределы государственной границы. Такое явление- экстратерриториальное действие права.

Вместе с тем в публично правовой сфере МЭО попытки придать экстратерриториальные действия права не могут не встретить противодействие. Такие попытки предпринимаются со стороны США. Согласно США возможен запрет на оборудование в той или иной стране. Такой запрет обязателен для предприятия, управляющими лицами которых является субъектом юрисдикции США:

-гражданин США

-лицо которое находится в США

-любая корпорация, образованная по законам США или любого штата

-любая организация, независимо от места создания, если он принадлежит или контролируется указанными лицами

Если во внутреннем праве используют термин «национальный режим» то применительно к МЭП правильно говорить «международный правовой режим» Этот режим функционирует на базе правовых и рекомендательных норм, содержится в 9 главе устава ООН.

Тема II: Источники и субъекты международного экономического права

Дата: 2016-10-02, просмотров: 203.