Понятие экономического международного правопорядка
Определение международного экономического права
Международное экономическое право: отрасли и подотрасли
Методы регулирования в международном экономическом праве
Основные проблемы в международном экономическом праве
Основные черты в международном экономическом праве
Международное экономическое право и внутреннее право
Тема II: Источники и субъекты международного экономического права
Универсальные и специальные источники междун. экономич. права
Специальные принципы международного экономического права
Субъекты международного экономического права
Режим хозяйственного использования территориального пространства
Тема III: Экономическая интеграция государств и международное экономическое право+
Определение экономической интеграции
Организационно правовые формы интеграционных объединений
Уровни интеграции
Тема IV: Урегулирование споров в международных экономических отношениях+
Определение споров
Система разрешения споров международного экономического права
Тема V: Международная правовая ответственность в международных экономических отношениях+
Определение международной правовой ответственности
Объекты правонарушений в межгосударственных экономических отношениях
Индивидуальные или коллективные контрмеры в МЭО (междун. эк. отношениях)
Тема VI: Международное торговое право+
Международный правопорядок в области международной торговли
Специфические международные правовые принципы в междун. эк. праве
Тарифные и нетарифные меры регулирования международной торговли
Международное правовое регулирование транснациональных товарных рынков
Система ВТО
Тема VII: Международное финансовое право
Международный правовой порядок в мировой финансовой системе
Механизм платёжных расчётных валютных и кредитных отношений
Система Международного валютного фонда МВФ и кредитных отношений
Тема I: Международное экономическое право и система международных экономических отношений
Понятие экономического международного правопорядка
Определение международного экономического права
Международное экономическое право: отрасли и подотрасли
Методы регулирования в международном экономическом праве
Основные проблемы в международном экономическом праве
Основные черты в международном экономическом праве
Международное экономическое право и внутреннее право
Универсальные и специальные источники междун. экономич. права
Специальные принципы международного экономического права
Субъекты международного экономического права
Определение экономической интеграции
Организационно правовые формы интеграционных объединений
Уровни интеграции
1)Интеграция-это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно перемещаться товары, услуги, финансы, инвестиции и рабочая сила.
Внешними проявлениями интеграции являются:
-Образование единых товарных рынков
-Создание общего рынка товаров, услуг и самой рабочей силы
-Концентрация и переплетение капиталов
-Проведение согласованной внешней экономической политики
2)На практике различают следующие организационно-правовые формы интеграционных объединений:
-Зона свободной торговли (отменяются таможенные пошлины между странами участницами, с учетом сохранения национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами).
- Таможенный союз (вводится единый таможенный тариф по отношению к третьим странам).
- Общий рынок (отменяются таможенные пошлины и не таможенные барьеры, при перемещениях товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и финансов).
- Экономический союз (характеризуется свободным перемещением товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов, единой внешнеэкономической политикой, усилением и расширением сферы наднациональным методом регулирования).
- Единое экономическое пространство (характеризуется соответствующей политической надстройкой, единой валютой, тенденциями конфедеративного устройства).
3) Само явление интеграции прослеживается на глобальном и региональном уровнях.
На глобальном уровне интеграция проявляется:
- В создании международных, правовых связей между региональными, интеграционными объединениями.
- В создании, функционировании и развитии транснациональных рынков, товаров и услуг, как в рамках системы ВТО и за пределами этой же системы.
Однако наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на региональном уровне. К примеру, это: Европа, Северная и Южная Америка, Азия, Тихоокеанский регион, Средний и Ближний Восток и Африка. Это же интеграционное объединение является как экономическое пространство со специальным льготным правовым режимом. Среди региональных и интеграционных объединений, наибольший интерес представляет Европейский Союз, в рамках которого процесс интеграции происходит в наиболее управляемой форме. В самом создании Европейского Экономического пространства берет начало с образования самостоятельных, но взаимосвязанных организаций ЕОУС в 1951 год и ЕС 1957 год. В последствии развитие организационно-правовой структуры ЕС, основывалось на следующих международных актах:
-Брюссельский договор - 1965 год
-Люксембургский договор - 1971 год
-Единый Европейский акт - 1986 год
-Шенгенское соглашение - 1990 год
-Маастрихтские соглашения - 1992 год
-Амстердамский договор -1992 год
На данном этапе развития, состояние и уровень интеграции на региональном уровне характеризуется следующими результатами:
1)Ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран участниц.
2)Создан общий рынок товаров и услуг.
3)Установлен единый таможенный тариф в отношении третьих стран.
4)Достигнута свобода передвижения капитала, а так же рабочей силы.
5)Обеспечено проведение единой торговой политики.
6)Ускорен процесс превращения национальных монополий в таможенном национальном контроле.
7)Создана валютно-финансовая система и денежная единица(евро)
8)Осуществлено сближение и унификация внутренних систем права по целому ряду направлений.
9)Создана и функционирует особая система права(ЕС),тем самым создавая однородную юридическую среду для предпринимательской деятельности.
10)Кол-во членов ЕС возросло с 6 до 28 государств. И сложилась система прикрепления к ЕС большой группы свыше 60 государств, согласно Ломейской конвенции.
Тема IV: Урегулирование споров в международных экономических отношениях
Определение споров
Система ВТО
Торговое право – это совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в области международной торговли. Характер взаимодействия международного торгового права и внутригосударственного торгового права остаётся тем же, что и при взаимодействии в целом между международным и внутренним правом. Т.О. предметом международного правового регулирования является действие государств по обеспечению международной торговли и которая выступает в следующих формах:
- материальные вещи – готовая продукция, машины и оборудование, сырьевые товары.
-услуги – транспортные, коммуникационные, научно-технические, финансово-кредитные, страховые, информационно вычислительные, туристические.
-интеллектуальная собственность – авторские права, патентные права.
-имущественные – посредством права собственности и не имущественные права.
2.Принципы развития торговли:
1)Принцип свободной торговли- укреплён в уставе ООН, право свободно торговать с другими странами и тем самым это же право зафиксировано в принципах ЮНКТАТ 1964 года. Данный принцип означает право участвовать в международной торговле, право свободно заключать двусторонние и многосторонние международные договоры по вопросам международной торговли. Право участвовать в решении мировых проблем в области МТ. Право государств не имеющих выход к морю на свободный доступ к морю в целях МТ.
2)Принцип либерализации торговли – вытекает с положением ГАД с последующих решений так де соглашений системы ВТО.
3)Принцип защиты национального рынка – укреплён в ГАД.
4)Принцип свободы транзита вытекает из положения ГАД, включён в принципы ЮНКТАТ 1964 года, а так же конвенции 1965 года, о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю.
5)Принцип предоставления национального режима вытекает из ГАД.
6)Принцип взаимности (ГАД).
7)Принцип взаимной выгоды- данный принцип кроме ЮНКТАТ 1964 года, зафиксирован в ЮНКТАТ номер 2, который внедряет само расширение экономических отношений между востоком и западом на основе взаимности.
8)Принцип не дискриминации торговли – закреплён в ЮНКТАТ 1964 года, а так же в Хартии экономических прав и обязанностей государства 1974 год.
9)Принцип преференций – укреплён в ЮНКТАТ 1964 года в тексте ГАД, в системе ВТО, в Хартии экономических прав и обязанностей и в Белградском договоре в глобальной системе торговых конференций в 1989 году.
3. В международной торговой системе в том, что касается доступа иностранных товаров на национальные рынки взаимодействуют 2 тенденции: либерализация и протекционизм. Во внешней торговой политике государств используется для этого тарифные и нетарифные меры, как в актах внутригосударственного права, так и в международно правовой позиции государств при решении проблем международной торговли, в том числе и в рамках ВТО. Идея создания глобального единого экономического, из которого исходит современный международный экономический порядок, реализуется через принцип свободы торговли, устранение нетарифных барьеров, согласованное снижениеставок, таможенных пошлин до их полной ликвидации. В современных тарифах распределяются по группам в соответствии с производственными признаками. Для развитых государств характерно, что уровень ставок импортных пошлин, как правило прямо пропорционален степени обработки
ввоза товара и тем самым чем технологичнее является товар, тем выше пошлина.
Это стимулирует ввоз сырья и обеспечивает защиту национальной промышленности. Нетарифные ограничения охватывают большую группу разнородных мер. классификационные перечни таких мер разработаны в частности в ВТО в целях контроля за правовой дисциплиной в международной торговой системе, а так же разработке соответствующих международных соглашений, а так же содействий внутреннего права в части применения нетарифных мер.
Принято различать:
1)нетарифные ограничения- это специально дополнительная пошлина, созданная
для регулирования доступа иностранных товаров на национальный рынок, то есть кватировка, лицензирование, запреты, добровольное ограничение экспорта, так же таможенные сборы и самоформальности.
2)Нетарифные ограничения - воздействуют на товаропоток и имеют побочный эффект и самоскрытность. Ими могут быть технические стандарты, санитарные нормы,
административные формальности, налоги, акцизные сборы. Исходя из этого большинство нетарифных ограничений этой группы являются инструментами внутренней экономической политики и находятся пока за пределами международного правового регулирования. Это фактически третий и самый глубокий шаблон защиты национального рынка.
4.
В международной торговой системе существуют особые правовые режимы, в рамках которых осуществляется контроль за движением того или иного определенного товара, являющегося чувствительным для экономики производящих или потребляющих стран. Первые соглашения, регулирующие трансграничный оборот одного товара появились в 30 годах. Первые товарные соглашения о регулировании производства и сбыта сахара было подписано в 37 году. Известно так же международное соглашение по пшенице 42 года. Сторонами являющимися:Аргентина,Австралия,Канада,Сша,Великобритания.Так же соглашение об установлении международного контроля над производством и экспортом олова от 1942 года. Так же соглашение о регулировании производства и экспорта каучука. Аж в 1934 году. А так же межамериканского соглашения по кофе с 1940 года. На основании этих же соглашений, как правило создавались специальные органы:
бюро, комитеты, советы, уполномоченные осуществлять контроль за реализации соглашения, производить расследования по жалобам и давать рекомендации. Гаванская хартия с 1946 года побуждалась заключать соглашения между основными экспортирующими и импортирующими государствами с целью стабилизации цен на отдельные виды сырьевых товаров. Только в 60-ые годы ЮНКТАТ принял на себя координирующие функции в том, что касается развития правового режима торговли сырьевыми товарами. Зона, в пределах которой осуществляется движение товара и финансовых средств в её оплату взаимодействуют интересы импортеров и экспортеров и образует трансграничный товарный рынок.
5.
Система ВТО.
В 1943 году на Американско-английской консультации по вопросам международной торговли был поставлен вопрос о создании международной торговой организации и тем самым в 1945 году США предложили союзникам провезти международную конференцию по торговле и развитию и создать МТО. В феврале 46 года на первой сессии экосос была принята конституция по торговле и занятости и на основе ее создан подготовительный комитет из представителей 19 государств. Подготовительный комитет выработал проект ВТО.
ВТО - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.
Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:
· Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.
· Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.
· Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
· Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах
· Защитные клапаны. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.
В ВТО входят 159 членов, в том числе: 154 международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз. Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.
Тема VII: Международное финансовое право
Постоянные – на 2 года.
Согласно географическому представительству, в том числе 3 представительства от Европейских государств, а так е 3 от Латинской Америки, а так же по 3 представительства от Китая и России.В системе МВФ существуют временный комитет совета управленческого фонда консультативного совещательного органа.
Штаб квартираМВФ – в Вашингтоне, а само правительство в Женеве, Москве, Париже.
Секретариатиз 7 региональных департаментов.
Основные документыдля компетенции МВФ – внутренние правила фонда и банка.
Понятие экономического международного правопорядка
Дата: 2016-10-02, просмотров: 228.