Понятие экономического международного правопорядка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие экономического международного правопорядка

Определение международного экономического права

Международное экономическое право: отрасли и подотрасли

Методы регулирования в международном экономическом праве

Основные проблемы в международном экономическом праве

Основные черты в международном экономическом праве

Международное экономическое право и внутреннее право

Тема II: Источники и субъекты международного экономического права

Универсальные и специальные источники междун. экономич. права

Специальные принципы международного экономического права

Субъекты международного экономического права

Режим хозяйственного использования территориального пространства

Тема III: Экономическая интеграция государств и международное экономическое право+

Определение экономической интеграции

Организационно правовые формы интеграционных объединений

Уровни интеграции

Тема IV: Урегулирование споров в международных экономических отношениях+

Определение споров

Система разрешения споров международного экономического права

Тема V: Международная правовая ответственность в международных экономических отношениях+

Определение международной правовой ответственности

Объекты правонарушений в межгосударственных экономических отношениях

Индивидуальные или коллективные контрмеры в МЭО (междун. эк. отношениях)

Тема VI: Международное торговое право+

Международный правопорядок в области международной торговли

Специфические международные правовые принципы в междун. эк. праве

Тарифные и нетарифные меры регулирования международной торговли

Международное правовое регулирование транснациональных товарных рынков

Система ВТО

Тема VII: Международное финансовое право

Международный правовой порядок в мировой финансовой системе

Механизм платёжных расчётных валютных и кредитных отношений

Система Международного валютного фонда МВФ и кредитных отношений

Тема I: Международное экономическое право и система международных экономических отношений

Понятие экономического международного правопорядка

Определение международного экономического права

Международное экономическое право: отрасли и подотрасли

Методы регулирования в международном экономическом праве

Основные проблемы в международном экономическом праве

Основные черты в международном экономическом праве

Международное экономическое право и внутреннее право

Универсальные и специальные источники междун. экономич. права

Специальные принципы международного экономического права

Субъекты международного экономического права

Определение экономической интеграции

Организационно правовые формы интеграционных объединений

Уровни интеграции

1)Интеграция-это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно перемещаться товары, услуги, финансы, инвестиции и рабочая сила.

Внешними проявлениями интеграции являются:

-Образование единых товарных рынков

-Создание общего рынка товаров, услуг и самой рабочей силы

-Концентрация и переплетение капиталов

-Проведение согласованной внешней экономической политики

2)На практике различают следующие организационно-правовые формы интеграционных объединений:

-Зона свободной торговли (отменяются таможенные пошлины между странами участницами, с учетом сохранения национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами).

- Таможенный союз (вводится единый таможенный тариф по отношению к третьим странам).

- Общий рынок (отменяются таможенные пошлины и не таможенные барьеры, при перемещениях товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и финансов).

- Экономический союз (характеризуется свободным перемещением товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов, единой внешнеэкономической политикой, усилением и расширением сферы наднациональным методом регулирования).

- Единое экономическое пространство (характеризуется соответствующей политической надстройкой, единой валютой, тенденциями конфедеративного устройства).

3) Само явление интеграции прослеживается на глобальном и региональном уровнях.

На глобальном уровне интеграция проявляется:

- В создании международных, правовых связей между региональными, интеграционными объединениями.

- В создании, функционировании и развитии транснациональных рынков, товаров и услуг, как в рамках системы ВТО и за пределами этой же системы.

Однако наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на региональном уровне. К примеру, это: Европа, Северная и Южная Америка, Азия, Тихоокеанский регион, Средний и Ближний Восток и Африка. Это же интеграционное объединение является как экономическое пространство со специальным льготным правовым режимом. Среди региональных и интеграционных объединений, наибольший интерес представляет Европейский Союз, в рамках которого процесс интеграции происходит в наиболее управляемой форме. В самом создании Европейского Экономического пространства берет начало с образования самостоятельных, но взаимосвязанных организаций ЕОУС в 1951 год и ЕС 1957 год. В последствии развитие организационно-правовой структуры ЕС, основывалось на следующих международных актах:

-Брюссельский договор - 1965 год

-Люксембургский договор - 1971 год

-Единый Европейский акт - 1986 год

-Шенгенское соглашение - 1990 год

-Маастрихтские соглашения - 1992 год

-Амстердамский договор -1992 год

На данном этапе развития, состояние и уровень интеграции на региональном уровне характеризуется следующими результатами:

1)Ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран участниц.

2)Создан общий рынок товаров и услуг.

3)Установлен единый таможенный тариф в отношении третьих стран.

4)Достигнута свобода передвижения капитала, а так же рабочей силы.

5)Обеспечено проведение единой торговой политики.

6)Ускорен процесс превращения национальных монополий в таможенном национальном контроле.

7)Создана валютно-финансовая система и денежная единица(евро)

8)Осуществлено сближение и унификация внутренних систем права по целому ряду направлений.

9)Создана и функционирует особая система права(ЕС),тем самым создавая однородную юридическую среду для предпринимательской деятельности.

10)Кол-во членов ЕС возросло с 6 до 28 государств. И сложилась система прикрепления к ЕС большой группы свыше 60 государств, согласно Ломейской конвенции.

 

Тема IV: Урегулирование споров в международных экономических отношениях

Определение споров

Система ВТО

 

  1. Международная торговля – это наиболее раннее развитая форма МЭО, на долю которых приходится около 80 процентов объёма мирового экономического оборота. Под международной торговлей понимается оплачиваемый совокупный товарооборот между странами. Само торговое право складывалось начиная с 12 по окончание 13 века, как обычное сословное право купцов в их городах, закреплявшихся в статусе. В начале 18 века во многих странах принимаются на ряду с гражданскими – торговые кодексы. В этом смысле само торговое право является предметом изучения правовых дисциплин, как гражданское и торговое право зарубежных стран, а так же международное частное право.

Торговое право – это совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в области международной торговли. Характер взаимодействия международного торгового права и внутригосударственного торгового права остаётся тем же, что и при взаимодействии в целом между международным и внутренним правом. Т.О. предметом международного правового регулирования является действие государств по обеспечению международной торговли и которая выступает в следующих формах:

- материальные вещи – готовая продукция, машины и оборудование, сырьевые товары.

-услуги – транспортные, коммуникационные, научно-технические, финансово-кредитные, страховые, информационно вычислительные, туристические.

-интеллектуальная собственность – авторские права, патентные права.

-имущественные – посредством права собственности и не имущественные права.

2.Принципы развития торговли:

1)Принцип свободной торговли- укреплён в уставе ООН, право свободно торговать с другими странами и тем самым это же право зафиксировано в принципах ЮНКТАТ 1964 года. Данный принцип означает право участвовать в международной торговле, право свободно заключать двусторонние и многосторонние международные договоры по вопросам международной торговли. Право участвовать в решении мировых проблем в области МТ. Право государств не имеющих выход к морю на свободный доступ к морю в целях МТ.

2)Принцип либерализации торговли – вытекает с положением ГАД с последующих решений так де соглашений системы ВТО.

3)Принцип защиты национального рынка – укреплён в ГАД.

4)Принцип свободы транзита вытекает из положения ГАД, включён в принципы ЮНКТАТ 1964 года, а так же конвенции 1965 года, о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю.

5)Принцип предоставления национального режима вытекает из ГАД.

6)Принцип взаимности (ГАД).

7)Принцип взаимной выгоды- данный принцип кроме ЮНКТАТ 1964 года, зафиксирован в ЮНКТАТ номер 2, который внедряет само расширение экономических отношений между востоком и западом на основе взаимности.

8)Принцип не дискриминации торговли – закреплён в ЮНКТАТ 1964 года, а так же в Хартии экономических прав и обязанностей государства 1974 год.

9)Принцип преференций – укреплён в ЮНКТАТ 1964 года в тексте ГАД, в системе ВТО, в Хартии экономических прав и обязанностей и в Белградском договоре в глобальной системе торговых конференций в 1989 году.

3. В международной торговой системе в том, что касается доступа иностранных товаров на национальные рынки взаимодействуют 2 тенденции: либерализация и протекционизм. Во внешней торговой политике государств используется для этого тарифные и нетарифные меры, как в актах внутригосударственного права, так и в международно правовой позиции государств при решении проблем международной торговли, в том числе и в рамках ВТО. Идея создания глобального единого экономического, из которого исходит современный международный экономический порядок, реализуется через принцип свободы торговли, устранение нетарифных барьеров, согласованное снижениеставок, таможенных пошлин до их полной ликвидации. В современных тарифах распределяются по группам в соответствии с производственными признаками. Для развитых государств характерно, что уровень ставок импортных пошлин, как правило прямо пропорционален степени обработки

ввоза товара и тем самым чем технологичнее является товар, тем выше пошлина.

Это стимулирует ввоз сырья и обеспечивает защиту национальной промышленности. Нетарифные ограничения охватывают большую группу разнородных мер. классификационные перечни таких мер разработаны в частности в ВТО в целях контроля за правовой дисциплиной в международной торговой системе, а так же разработке соответствующих международных соглашений, а так же содействий внутреннего права в части применения нетарифных мер.

Принято различать:

1)нетарифные ограничения- это специально дополнительная пошлина, созданная

для регулирования доступа иностранных товаров на национальный рынок, то есть кватировка, лицензирование, запреты, добровольное ограничение экспорта, так же таможенные сборы и самоформальности.

2)Нетарифные ограничения - воздействуют на товаропоток и имеют побочный эффект и самоскрытность. Ими могут быть технические стандарты, санитарные нормы,

административные формальности, налоги, акцизные сборы. Исходя из этого большинство нетарифных ограничений этой группы являются инструментами внутренней экономической политики и находятся пока за пределами международного правового регулирования. Это фактически третий и самый глубокий шаблон защиты национального рынка.

 

4.

В международной торговой системе существуют особые правовые режимы, в рамках которых осуществляется контроль за движением того или иного определенного товара, являющегося чувствительным для экономики производящих или потребляющих стран. Первые соглашения, регулирующие трансграничный оборот одного товара появились в 30 годах. Первые товарные соглашения о регулировании производства и сбыта сахара было подписано в 37 году. Известно так же международное соглашение по пшенице 42 года. Сторонами являющимися:Аргентина,Австралия,Канада,Сша,Великобритания.Так же соглашение об установлении международного контроля над производством и экспортом олова от 1942 года. Так же соглашение о регулировании производства и экспорта каучука. Аж в 1934 году. А так же межамериканского соглашения по кофе с 1940 года. На основании этих же соглашений, как правило создавались специальные органы:

бюро, комитеты, советы, уполномоченные осуществлять контроль за реализации соглашения, производить расследования по жалобам и давать рекомендации. Гаванская хартия с 1946 года побуждалась заключать соглашения между основными экспортирующими и импортирующими государствами с целью стабилизации цен на отдельные виды сырьевых товаров. Только в 60-ые годы ЮНКТАТ принял на себя координирующие функции в том, что касается развития правового режима торговли сырьевыми товарами. Зона, в пределах которой осуществляется движение товара и финансовых средств в её оплату взаимодействуют интересы импортеров и экспортеров и образует трансграничный товарный рынок.

 

5.

Система ВТО.

В 1943 году на Американско-английской консультации по вопросам международной торговли был поставлен вопрос о создании международной торговой организации и тем самым в 1945 году США предложили союзникам провезти международную конференцию по торговле и развитию и создать МТО. В феврале 46 года на первой сессии экосос была принята конституция по торговле и занятости и на основе ее создан подготовительный комитет из представителей 19 государств. Подготовительный комитет выработал проект ВТО.

 

ВТО - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

· Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.

· Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

· Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

· Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах

· Защитные клапаны. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

В ВТО входят 159 членов, в том числе: 154 международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз. Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

 

 

Тема VII: Международное финансовое право

Постоянные – на 2 года.

Согласно географическому представительству, в том числе 3 представительства от Европейских государств, а так е 3 от Латинской Америки, а так же по 3 представительства от Китая и России.В системе МВФ существуют временный комитет совета управленческого фонда консультативного совещательного органа.

Штаб квартираМВФ – в Вашингтоне, а само правительство в Женеве, Москве, Париже.

Секретариатиз 7 региональных департаментов.

Основные документыдля компетенции МВФ – внутренние правила фонда и банка.

 

 

Понятие экономического международного правопорядка

Дата: 2016-10-02, просмотров: 228.