1)Из категории универсальных источников МЭП существуют договоры и обычаи. Это основная форма, в которой выражены правила поведения государств в их экономических отношениях.
Как известно в МЭП распространено деление на договоры законы, и договоры сделки. В международном экономическом праве применяются следующие уговоры: межгосударственные, межправительственные, межведомственные.
По объекту регулирования международные договоры можно классифицировать: 1.договоры по вопросам международной торговли товарами и услугами
2.договоры по вопросам международных финансовых отношений
3.договор по вопросам движения инвестиций
4.договор вопросам международной экономической помощи
5.договор по вопросам международного регулирования труда.
2) В МЭП существуют принципы:
1.Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельности, которые означают в частности право свободно владеть, распоряжаться, экспортировать природные ресурсы, контролировать их использование, в том числе деятельность таможенного национального контроля по их использованию.
2.Принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей, которые означают в частности право государства самостоятельно определять формы и методы экономических отношений и внешнеэкономической политики.
3.Принцип экономического сотрудничества – право свободно выбирать партнёра по МЭО и формы сотрудничества, тем самым получать выгоды от международного разделения труда и международной торговли и участвовать в урегулировании мировых экономических проблем.
4.Принцип взаимной выгоды – взаимное право государств на справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объёма.
5. Принцип экономической не дискриминации – означает право государства на предоставление физическим и юридическим лицам, либо товарам со стороны иностранного партнёра общих условий, которые не хуже условий, предоставляемых любому третьему государству.
6.Принцип наиболее благоприятствуемой нации. Означает обязанность государства предоставить государству партнёру его физическим и юридическим лицам, товарам, в согласованной сфере наиболее благоприятные условия, которые предоставлены любой третьей стране, физическим и юридическим лицам.
7.Принцип национального режима - обозначает государство обеспечить иностранным государствам, а так же иностранным физическим и юридическим лицам те условия в согласованной сфере, что и национальным товарам и субъектам экономической деятельности.
3)В группу государств с наибольшим объёмом международной торговли входят: США, Япония, Франция, Италия, Канада, Голландия, Гонконг, Бельгия, Китай, Великобритания.
Российская Федерация занимает место в конце 2 десятки. Основным субъектом МЭП является государство. Они обладают определёнными экономическими правами и несут экономические обязанности. Само международное сообщество давно предпринимает попытки сформулировать основные права и обязанности государств. В МЭО частного правового характера так же участвуют физические и юридические лица. Сами физические лица участвуют в гражданских правовых отношениях с иностранным элементом, и являются субъектами МО. В правовой системе ЕС многие вопросы статуса физических лиц регулируются в национальном порядке.
Юридические лица являются основными операторами международных хозяйственных связей. Всё в большей степени деятельность юридических лиц, их статус в МЭО становится предметом международного правового регулирования.
4)С точки зрения МЭО вопрос о территории в МЭП имеет значение в основном аспекте вовлечения в экономический оборот природных ресурсов и осуществления различных форм хозяйственной деятельности и использования территории как предмета купли-продажи. Разработка природных ресурсов на государственной территории, а так же добыча полезных ископаемых, рыболовства, не может производится иностранными государствами, их физическими и юридическими лицами, без согласия государства, например в форме (концессионное соглашение). Режим хозяйственного использования внутренних морских вод устанавливается приближенным государством. Вместе с тем, другие государства в праве прокладывать на континентальном шельфе трубопроводы, подводные кабели, при согласовании их трасс с приближенными государствами, а так же везти научные исследования с согласием прибрежных государств.
В режиме открытого моря со вступлением в силу в 1994 году в конвенции ООН по морскому праву появились существенные изменения в институтах свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов.
Что касается использования воздушного пространства, то идёт по пути формирования рынка услуг, в частности на коммерческие перевозки, научные исследования, разведка природных ресурсов, а так же с/х работы. На рынке международных воздушных перевозок используются коммерческие права: транзитный полёт, загрузка и выгрузка пассажиров, перевозка между 3 странами. Все эти права предоставляются судами государственной регистрации и государства экспортёра. Важное значение в международной хозяйственной деятельности приобретают так называемые свободные экономические зоны, но непосредственно другая деятельность является международная хозяйственная, которая связана с проблемами охраны окружающей среды. Исходя из этого должен учитываться тот факт, что многие государства в мире принимают многие документы для защиты ресурсов: 1.по борьбе с загрязнениями моря, конвенция по гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью с 1969 года. 2. По регулированию использования ядерных источников энергии на космических объектах, резолюция ООН 1992 года. 3. По сохранению природных ресурсов Арктики, конвенция по сохранению тюленей в Антарктике 1972 года, а так же конвенция по сохранению морских живых ресурсов 1982 года. 4. По борьбе с загрязнением воздуха, конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. 5. По защите флоры и фауны, конвенция по защите дикой фауны и флоры и природных средств их обитания в Европе. 6. Конвенция о международной торговле дикой флоры и фауны под угрозой исчезновения.
Тема III: Экономическая интеграция государств и международное экономическое право
Дата: 2016-10-02, просмотров: 205.