Место учебной практики в структуре ООП базовая часть С5
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа учебной практики

«Уход за больными хирургического профиля»

 

Направление подготовки
специальность 060101 Лечебное дело

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

г. Пенза

2011г.


Цели учебной практики.

Целью учебной практики являются обучение студентов практическим навыкам и приемам в объеме обязанностей младшего медицинского персонала в хирургических стационарах, а также приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности для осуществления необходимых мероприятий по уходу за хирургическими больными;

Задачи учебной практики

Задачами учебной практики являются:

- Ознакомление с организацией работы хирургических отделений больницы: структурой хирургического отделения, его планировки, гигиеническими требованиями и санитарной обработки палат, процедурного кабинета, перевязочной, операционной, лечебно-охранительного режима хирургического отделения.

- Изучение функциональных обязанностей младших мед. сестер в хирургической клинике.

- Усвоение деонтологических аспектов ухода за больными.

- Ознакомление с работой приемного покоя (порядок приема, антропометрия, сан. обработка, заполнение документации, транспортировка и др.).

- Освоение навыков санитарной обработке больных.

- Освоение навыков транспортировки больных.

- Ознакомление с санитарным режимом больницы.

- Изучение организации ухода за больными.

- Освоение манипуляций по соблюдению правил личной гигиены больных.

- Изучение организации и проведения ухода за больными в послеоперационном периоде.

- Овладение навыками по уходу за операционной раной, дренажами, зондами, катетерами.

- Ознакомление с основными принципами лечебного питания, организацией питания, искусственным, парентеральным питанием.

- Овладение основными видами деятельности младшей мед. сестры в отделении больницы (термометрия, перестилание постелей, переодевание больных и др.).

- Овладение навыками первой доврачебной помощи при неотложных состояниях (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, первая помощь при рвоте, различных кровотечениях и др.).

- Освоение правил профилактики ВИЧ.

Место учебной практики в структуре ООП базовая часть С5

(Учебная практика)

 

Требования и особенности прохождения учебной практики «Уход за хирургическими больными» включает изучение и освоение студентом общих и специфических методов ухода за больными с различной хирургической патологией, направленных на проведение успешного хирургического лечения и предупреждения возможных послеоперационных осложнений.

Учебная практика находится в методической взаимосвязи и базируется на следующих циклах и дисциплинах в структуре ООП:

1. Общественные науки: этика и деонтология, основные законы и категории диалектики, основы теории научного познания.

2. Анатомия, гистология, эмбриология: строение и развитие систем органов, тканей организма.

1. Биология с генетикой: индивидуальное развитие организма, основные понятия и законы генетики.

2. Химия: строение молекул, типы химических связей, классификация и номенклатура органических соединений, закономерности протекания химических реакций, основы химической термодинамики и биоэнергетики, кинетики химических реакций, основы катализа.

3. Медицинская физика с основами математики и информатики: общие представления о физических основах методов анализа и лечения, навыки пользования компьютером и работы в сети Интернет.

4. Физиология: функции важнейших органов и систем организма, понятие о гомеостазе, физиологические основы питания и пищеварения.

5. Латинский язык, основы терминологии, иностранный язык: понимание терминов и обозначений, умение работать с иностранной литературой.

 

 

4. Формы проведения учебной практики:Клиническая

Место и время проведения учебной практики

Базой учебной практики являются хирургические отделения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которые имеют соответствующий договор с университетом. Продолжительность учебной практики – 1 неделя. Продолжительность учебы 6 часов (с 8 до 14 ч).

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

«УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ»

ТЕМА 1. Предмет и задачи общего ухода за больными

В хирургической клинике.

История организации ухода за хирургическими больными. Деонтология общего ухода за хирургическими больными

Контрольные вопросы:

1. Цель и основные задачи общего ухода за хирургическими больными.

2. История организации ухода за больными.

3. Роль Н.И. Пирогова в организации ухода за хирургическими больными.

4. Наиболее известные сестры милосердия.

5. Роль этики и деонтологии в деятельности медицинских работников.

6. Что такое ятрогения?

 

ТЕМА 2. Санитарно-гигиенический режим хирургического

Отделения. обязанности младшей медицинской сестры.

Понятие о госпитальной (внутрибольничной) инфекции.

ТЕМА 3. ГИГИЕНА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ХИРУРГИЧЕСКОЙ

КЛИНИКЕ. Требования и правила ношения медицинской одежды

Контрольные вопросы:

  1. Гигиена медицинского персонала в хирургической клинике.
  2. Правила ношения медицинской одежды.
  3. Правила обработки рук медицинского персонала.
  4. Способы использования медицинских перчаток.
  5. Назовите меры индивидуальной защиты медицинского персонала при инвазивных процедурах.
  6. Каковы экстренные меры профилактики ВИЧ-инфекций и гепатита при работе с биологическими жидкостями?

Ситуационные задачи:

Задача № 1. Из какой ткани шьют медицинские халаты:

а) Шелковой;

б) Хлопчатобумажной;

в) Шерстяной;

г) Нейлоновой.

Задача № 2. Какую цель преследует обычная санитарная обработка рук:

а) Уничтожение микроорганизмов;

б) Удаление транзиторной микрофлоры;

в) Задержка развития микробов.

Задача № 3. Как часто меняет маску манипуляционная или перевязочная сестра:

а) 1 раз в неделю;

б) По мере загрязнения, но не реже 1 раза в день;

в) По мере загрязнения, но не реже, чем каждые 2 часа;

г) После перевязки каждого больного.

ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ. СТРУКТУРА ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ, ЕГО ПЛАНИРОВКА. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА ПАЛАТ, МЕБЕЛИ, ОБОРУДОВАНИЯ. ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Контрольные вопросы:

1. Назовите источники хирургической инфекции.

2. Какие гигиенические принципы профилактики госпитальной инфекции предъявляются к размещению и планировке хирургического стационара?

3. Укажите оптимальный температурный режим в помещениях хирургического отделения.

4. Назовите правила пользования бактерицидными лампами.

5. Как проводится уборка палат?

6. Укажите растворы, применяющиеся для дезинфекции помещения хирургического стационара.

7. Какие существуют естественные и искусственные способы дезинфекции воздуха в хирургическом отделении?

8. Какие требования предъявляются при планировке палат?

9. Кто осуществляет контроль за правилами хранения личных продуктов больного?

10. Какие виды режима существуют в хирургическом отделении?

Ситуационные задачи:

Задача № 1.Во время утреннего обхода хирург у больного после аппендэктомии обнаружил отек и гиперемию краев операционной раны, болезненность при пальпации. Сразу же после обхода хирург сделал перевязку раны. Какое осложнение возникло у больного и какой из организационных элементов асептики хирург нарушил?

Задача № 2. Во время перевязки гнойной раны хирург обильно промыл ее раствором риванола. К какой группе антисептики относится данный препарат и в какой концентрации его применяют?

Задача № 3. Хирург при обработки раны иссек ее края. Какой вид антисептики он применил?

Задача № 4. В палатах обмен воздуха должен составлять:

а) Не менее 3-4 раз в час;

б) Не менее 10-12 раз в час;

в) Не менее 12-24 раз в час.

 

РЕЖИМОМ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ. САНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА БОЛЬНЫХ К ПЛАНОВЫМ И ЭКСТРЕННЫМ ОПЕРАЦИЯМ.

ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ

Контрольные вопросы:

  1. Показания, характеристика диеты № 5.
  2. Особенности питания больных с заболеваниями желчного пузыря и желчных путей.
  3. Питание больных при заболеваниях поджелудочной железы.
  4. Особенности питания больных, страдающих сахарным диабетом.
  5. Характеристика диет больных, перенесших операции на органах брюшной полости.
  6. Показания, характеристика зондовых диет.
  7. Виды парентерального питания.
  8. Препараты для парентерального питания.

Ситуационные задачи:

Задача № 1. Больному О., проведена операция резекция желудка по Бильрот I по поводу язвенной болезни. На 3 сутки у больного боли в животе уменьшились, появилась перистальтика, стали отходить газы. Какой стол вы назначите больному?

Задача № 2. Больному Т., 20 лет проведена операция аппендэктомия. На 2-е сутки у больного общее состояние средней тяжести. Живот мягкий, болезненный в послеоперационной ране. Перистальтика кишечника определяется, несколько ослаблена. Какой ассортимент продуктов вы рекомендуете больному? Составьте примерный рацион питания.

Задача № 3. Больному О., 60 лет проведена операция резекция желудка по Бильрот I по поводу язвенной болезни. У больного сопутствующий сахарный диабет II типа. Послеоперационный период протекает без осложнений. Какой стол вы назначите на 5-е сутки после операции? Какой суточный рацион питания вы рекомендуете? Какие продукты нужно исключить из рациона питания?

Задача № 4. Больному под спинномозговой анестезией проведена операция ампутация нижней конечности на уровне бедра по поводу облитерирующего атеросклероза нижних конечностей, осложненного гангреной. Какой стол больному вы назначите на 7 сутки после операции?

Задача № 5. Больной А., 50 лет находится на лечении в хирургическом отделении с клиникой острого холецистита. На 3 сутки боли в правом подреберье уменьшились, температура нормализовалась. Перистальтика определяется, газы отходят. Какой лечебный стол вы рекомендуете? Укажите перечень продуктов питания для энтерального питания.

Задача № 6. У больного О., 50 лет после операции резекции желудка по Бильрот I послеоперационный период осложнился несостоятельностью гастродуоденального анастомоза с истечением желудочного содержимого в дренажную трубку, установленную в брюшной полости во время операции вблизи анастомоза. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии. Больному на 4-е сутки установили энтеральный зонд в 12-перстную кишку ниже области анастомоза. Какой перечень продуктов для зондового питания вы реко-мендуете?

ТЕРМИЧЕСКИМИ ПОРАЖЕНИЯМИ

Контрольные вопросы:

1. Какие особенности ухода за гипсовой повязкой?

2. Что необходимо сделать при нарастании отека конечности, находящейся в гипсовой иммобилизации?

3. В каких местах у травматологических больных чаще образуются пролежни?

4. Особенности снятия гипсовой повязки.

5. Какое положение в постели принимает больной с повреждением костей таза?

6. Антисептики, применяемые при лечении ожогов.

7. Профилактика контрактур у больных с обширными ожогами.

Ситуационные задачи

Задача № 1. Во время утреннего обхода врач-травматолог обратил внимание на 16-летнего мальчика, которому ночью, при поступлении в клинику, была наложена гипсовая повязка на область голени и бедра по поводу перелома костей голени. Больной беспокоен. Жалуется на отечность и боли постоянного характера в области пальцев правой стопы. При осмотре отмечается синюшность и отечность пальцев правой стопы. Что произошло у больного? Какая помощь должна быть оказана?

Задача № 2. Девушка 19 лет обратилась в поликлинику к травматологу с жалобами на подвижность гипсовой повязки в области левой кисти и лучезапястного сустава, которой семь дней назад был фиксирован перелом левой лучевой кости в типичном месте. Что с больной? Как надлежит поступить врачу?

Задача № 3. Больной 32 лет поступил в травматологическое отделение с закрытым линейным переломом костей правой голени со смещением отломков по длине. Больному показано наложение скелетного вытяжения за правую пяточную кость. Какие мероприятия необходимо провести с целью создания удобного положения больному и профилактики осложнений при лечении методом скелетного вытяжения?

Задача № 4. У больного 56 лет, с переломом бедренной кости, на 3-й день после наложения скелетного вытяжения появились боли в области крестца, подколенной ямки и пяточной кости. Кожные покровы в области крестца и подколенной ямки отечны, гиперемированы, при пальпации отмечается умеренная болезненность. Какая ошибка допущена в лечении? Какое осложнение наступило у больного? Причина его развития? Как следует поступить с больным?

Задача № 5.Больной 29 лет доставлен в отделение травматологии с места автоаварии. При осмотре и на рентгенограмме выявлен перелом костей таза. Какая помощь должна быть оказана больному? Какое положение в постели необходимо придать больному?

Задача № 3. В результате наезда автомобиля мужчина получил тяжелую травму. При осмотре: состояние крайне тяжелое, сознание отсутствует, кожные покровы бледные, пульс определяется только на сонной артерии, АД – 40/0 мм. рт. ст. Дыхание поверхностное. Как называется такое состояние? Назовите мероприятия первой медицинской помощи.

Тестовыезадания для проведения текущей аттестациипо учебной практике «Уход за хирургическими больными»

 

I. ОБЩИЙ УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

 

1. Сухожаровой способ дезинфекции используют для обеззараживания:

а) хирургических инструментов;

б) шприцов;

в) стеклянной посуды;

г) изделий из резины;

д) перевязочного материала.

 

2. Виды антисептики:

а) механическая;

б) физическая;

в) химическая;

г) биологическая;

д) термическая;

е) первичная;

ж) все верно.

 

3. К физической антисептике относят:

а) использование дренажей;

б) ультразвук;

в) ультрафиолетовое облучение;

г) первичную хирургическую обработку раны.

 

4. Группы биологических антисептиков:

а) антибиотики;

б) ферменты;

в) специфические сыворотки и анатоксины;

г) сульфаниламидные препараты;

д) производные нитрофурана.

 

5. Пути попадания микробов в рану:

а) воздушно-капельный;

б) контактный;

в) имплантационный;

г) эндогенный;

д) трансплацентарный.

 

6. Профилактикой контактной инфекции являются:

а) обеззараживание рук хирурга и операционного поля;

б) стерилизация инструментов, перевязочного материала;

в) дезинфекция воздуха;

 

г) санация очагов хронической инфекции.

7. Какие антисептики применяют для обработки рук хирурга:

а) хлоргексидин;

б) первомур;

в) перекись водорода;

г) фурацилин;

д) хлорамин.

 

8. Что не относится к механической антисептике:

а) дренирование раны;

б) удаление нежизнеспособных тканей;

в) иссечение краев, стенок и дна раны;

г) промывание гнойных ран.

 

9. При попадании крови и других биологических жидкостей на спецодежду необходимо:

а) место загрязнения обработать 3% р-ром хлорамина;

б) место загрязнения обработать 40% р-ром формальдегида;

в) сдать спецодежду для полной дезинфекции;

г) продолжить работу.

 

10. Противопоказания применению очистительной клизмы:

а) острые воспалительные заболевания заднего прохода;

б) кровоточащий геморрой;

в) опухоли прямой кишки;

г) язвенная болезнь желудка.

 

11. Типичная локализация пролежней в положении больного на спине:

а) крестец;

б) копчик;

в) пятки;

г) голени;

д) область ягодиц.

 

12. Типичная локализация пролежней при положении больного на животе:

а) надколенник;

б) передневерхние ости подвздошных костей;

в) передняя поверхность голеней;

г) передняя поверхность бедер;

д) область живота.

 

13. Стадии развития пролежней:

а) гиперемия;

б) некроз;

в) заживление;

г) отек;

д) инфильтрация;

е) стадия токсемии.

 

14. Лечение пролежней в стадию гиперемии:

а) камфорный спирт;

б) 1% р-р бриллиантового зеленого;

в) левомеколь;

г) мазь Вишневского.

 

15. Профилактика пролежней включает следующие мероприятия:

а) использование резинового круга;

б) изменения положения больного 10 раз в течение суток;

в) укладывание больного на мягкую кровать;

г) подкладывание клеенки;

д) расправление складок постельного белья.

 

16. Препараты, применяемые при лечении пролежней при появлении грануляций в ране:

а) левомиколь;

б) диоксиколь;

в) левосин;

г) бриллиантовый зеленый;

д) камфорный спирт.

 

 

II. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И

МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ХИРУРГИИ

 

1. При загрязнении рук кровью и попадании крови на лицо необходимо:

а) обработать 1% р-ром хлорамина;

б) обработать 70% р-ром этилового спирта;

в) промыть проточной водой и обработать 5% спиртовым р-ром йода.

 

2. В структуру приемно-диагностического отделения не входят:

а) санпропускник;

б) вестибюль;

в) процедурные комнаты;

г) палаты;

д) физиотерапевтический кабинет.

 

3. Задачи приемно-диагностического отделения:

а) обследование и направление больных в различные отделения;

б) санитарная обработка больных;

в) оформление документации;

г) лечение больных;

д) связь со станцией скорой помощи.

 

4. При выявлении головного педикулеза для обработки волос используют следующие растворы:

а) 0,25% р-р вводно-эмульсионного дикрезила;

б) мыльно-порошковая эмульсия;

в) 20% р-р бензилбензоата;

г) 3% р-р лизола;

д) 0,5% р-р хлорной извести;

е) 3% р-р борной кислоты.

 

5. Для уборки санитарных узлов используют:

а) 2,5% р-р хлорной извести;

б) 1% р-р хлорамина;

в) 0,5% р-р хлорной извести;

г) 0,5% р-р хлорамина;

д) 0,5% р-р хлоргексидина.

 

6. Дезинфекцию воздуха палат бактерицидными лампами проводят:

а) по 30 минут утром и вечером;

б) по 10 минут каждые 4 часа;

в) по 60 минут утром;

г) по 40 минут утром, в обед и вечером.

 

7. Виды режима в хирургическом отделении:

а) общий;

б) постельный;

в) полупостельный;

г) индивидуальный;

д) стационарный;

е) специальный.

 

8. Как часто проводится влажная уборка всех помещений хирургического отделения:

а) 2 раза в день;

б) 1 раз в день;

в) 3 раза в день;

г) 1 раз в день.

 

9. Какие зоны гигиенического режима выделяют в операционном блоке:

а) зона стерильного режима;

б) зона строгого режима;

в) зона свободного режима;

г) зона пограничного режима.

 

10. Какие помещения не входят в зону стерильного режима операционного блока:

а) предоперационная;

б) операционная;

в) инструментальная;

г) материальная.

 

11. В зону строгого режима операционного блока входят:

а) предоперационная;

б) операционная;

в) инструментальная;

г) материальная.

 

12. Виды уборки в операционной:

а) предварительная;

б) текущая;

в) послеоперационная;

г) заключительная;

д) предоперационная:

е) контрольная.

 

13. Как называется уборка в операционной, которая проводится после проведения всех операций:

а) предварительная;

б) текущая;

в) послеоперационная;

г) заключительная;

д) генеральная.

 

14. Как часто проводится генеральная уборка в операционной:

а) 1 раз в месяц;

б) 1 раз в неделю;

в) каждый день;

г) 2 раза в месяц;

д) 1 раз в 3 дня.

 

15 Доступ к стерильному инструментарному столу в операционной разрешен:

а) хирургу;

б) ассистенту;

в) операционной сестре;

г) санитарке;

д) студентам.

 

16. Бактерицидное облучение перевязочной осуществляется:

а) 2 раза в день по 40 минут;

б) 4 раза вдень по 20 минут;

в) 1 раз в день в течение 1 часа;

г) 3 раза в день по 30 минут.

 

17. Бактерицидное облучение операционной после уборки осуществляется:

а) в течение 40 минут;

б) в течение 20 минут;

в) в течение 60 минут;

г) в течение 2 часов.

 

18. Каким образом дезинфицируют инфицированный перевязочный материал:

а) помещают в 0,5% р-р хлорной извести;

б) помещают в 5% р-р хлорамина;

в) помещают в 3% р-р перекиси водорода.

 

III. СПЕЦИАЛЬНЫЙ УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

 

1. Особенности транспортировки больных с ранениями живота:

а) на спине с согнутыми конечностями в коленных суставах;

б) в полусидячем положении;

в) на боку;

г) на животе.

 

2. Особенности транспортировки больных при переломах ребер:

а) в полусидячем положении;

б) на спине с согнутыми конечностями в коленных суставах;

в) на боку;

г) на животе.

 

3. Особенности транспортировки больных с сердечно-сосудистой недостаточностью:

а) в полусидячем положении;

б) на спине с согнутыми конечностями в коленных суставах;

в) на боку;

г) на животе.

 

4. Какая операция называется экстренной:

а) выполняющаяся в первые часы с момента поступления;

б) выполняемая в течение суток с момента поступления;

в) в первые двое – трое суток.

 

5. Какая операция называется срочной:

а) выполняющаяся в первые часы с момента поступления;

б) выполняемая в течение суток с момента поступления;

в) в первые двое – трое суток.

 

6. Бритье операционного поля производят:

а) при поступлении больного;

б) накануне операции вечером;

в) утром в день операции.

 

7. Абсолютные противопоказания к промыванию желудка:

а) перфоративная язва желудка;

б) проникающие ранения брюшной полости;

в) острый холецестит;

г) хронический бронхит.

 

8. В послеоперационном периоде различают:

а) ранний;

б) ближайший;

в) поздний;

г) отдаленный;

д) отсроченный.

 

9. Диета № 15 показана:

а) больным с сахарным диабетом;

б) больным с заболеванием желчного пузыря;

в) при различных заболеваниях, не требующих специальных диет.

 

10. Больным с сахарным диабетом показана:

а) диета № 15;

б) диета № 5;

в) диета № 9;

г) диета № 0.

 

11. Больным после операций на органах пищеварения показана:

а) диета № 15;

б) диета № 5;

в) диета № 9;

г) диета № 0.

 

12. При заболеваниях поджелудочной железы назначают:

а) диету № 9;

б) диету № 15;

в) диету № 5;

г) диету № 10.

 

13. Показанием к зондовому питанию является:

а) ожоги, рубцовые изменения пищевода;

б) рак полости рта;

в) язвенная болезнь желудка;

г) челюстно-лицевые операции;

д) острые кишечные инфекции.

 

14. Регулярность зондового питания составляет:

а) 3 раза в день;

б) 4 раза в день;

в) 6 раз в день.

 

15. Абсолютные показания к назначению полного парентерального питания:

а) состояние после операции на пищеводе;

б) терминальные состояния;

в) язвенная болезнь желудка;

г) затянувшаяся кожа.

 

16. К белковым препаратам для парентерального питания относятся:

а) альвезин;

б) полиамин;

в) липофундин:

г) ацесоль.

 

17. К жировым эмульсиям относятся:

а) валин;

б) липофундин;

в) аминосол;

г) интралипид.

 

18. Положение в постели больного, перенесшего операцию со вскрытием плевральной полости:

а) лежа на боку;

б) лежа на спине;

в) полусидячее положение.

 

19. Пациентов с повреждением костей таза укладывают:

а) на боку;

б) в «положении лягушки»;

в) в полусидячем положении.

 

20. К терминальным состояниям относятся:

а) преагония;

б) агония;

в) клиническая смерть;

г) биологическая смерть;

д) обморок.

 

21. Реанимационные мероприятия производят при:

а) остром инфаркте миокарда;

б) в последней стадии злокачественных опухолей;

в) утомлении.

 

22. Реанимационные мероприятия не производят, если с момента клинической смерти прошло более:

а) 10 минут;

б) 6 минут;

в) 30 минут.

 

23. Допустима ли транспортировка пострадавшего с компрессионным переломом поясничного позвонка на мягких носилках в положении на животе?

а) да;

б) нет.

 

24. Допустима ли транспортировка пострадавшего с компрессионным переломом первого поясничного позвонка на жестких носилках (щит) в положении на спине с валиком под поясницей?

а) да;

б) нет.

 

25. Для профилактики тромбоэмболических осложнений в послеоперационном периоде, необходимо:

а) раннее вставание;

б) лечебная гимнастика;

в) борьба с обезвоживанием организма;

г) контроль за протромбиновым индексом;

д) контрольные ЭКГ.

 

26. Пострадавшего с переломом костей таза необходимо транспортировать на носилках в положении:

а) с приподнятым головным концом;

б) на животе;

в) на спине с выпрямленными ногами;

г) на боку;

д) в положении "лягушки".

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ «УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ»

  1. Определение понятия об уходе за хирургическими больными.
  2. Значение ухода за больными в хирургии.
  3. Роль Н.И. Пирогова в организации службы ухода за хирургическими больными.
  4. Основные принципы деонтологии ухода за больными в хирургической клинике.
  5. Лечебно-охранительный режим хирургических отделений.
  6. Гигиена тела медицинского персонала.
  7. Уход за волосами, полостью рта, носа.
  8. Уход за кожей рук медицинского персонала.
  9. Гигиена личной одежды медицинского персонала в хирургической клинике.
  10. Ношение и гигиена медицинской одежды: медицинского халата, шапочки, сменной обуви.
  11. Правила ношения и гигиена марлевой маски.
  12. Правила поведения медицинского персонала в перевязочной, манипуляционной, операционном блоке.
  13. Современная антисептика. Определение, понятия.
  14. Основные антисептики, применяемые при уходе за хирургическими больными.
  15. Асептика, определения, понятия.
  16. Внутрибольничная (госпитальная) инфекция.
  17. Оборудование приемно-диагностического отделения.
  18. Санитарная обработка хирургического отделения.
  19. Транспортировка хирургического больного в отделение.
  20. Дезинфекция воздуха источниками ультрафиолетового излучения.
  21. Обработка и дезинфекция медицинского оборудования, лечебно-диагностической аппаратуры, штативов, шкафов, перевязочных столов, кушеток, каталок.
  22. Гигиена тела хирургического больного со свободным режимом.
  23. Гигиена тела хирургического больного с постельным режимом.
  24. Санитарная обработка полости рта у хирургического больного с постельным режимом.
  25. Обтирание или мытье больного в постели.
  26. Комплексная профилактика пролежней у больных с постельным режимом.
  27. Санитарная обработка и дезинфекция ванн и ванных помещений.
  28. Смена белья у больных со свободным режимом.
  29. Смена нательного белья у больных с постельным режимом.
  30. Обработка и дезинфекция матрацев, одеял, подушек.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной
практики

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Пауткин Ю.Ф. Элементы общего ухода за больным. Учебное пособие. – М., 2003 г.

2. Пауткин Ю.Ф. Климов А.Е. Ведение больного в хирургической клинике. Руководство для студентов. – М., 2007 г.

3. Чернов В.Н., Таранов И.И., Маслов А.И. Уход за хирургическим больным. Учебное пособие. Феникс.- 2006 г.

4. Моисеев В.С., Моисеев С.В., Кобалава Ж.Д. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической формакологией. ГЗОТАР – Медиа., М. – 2008 г.

5. Петров С.В. Общая хирургия . Учебник. – М., 2007 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.И. Основы общего ухода за больным - М., 1999 г

2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике (для медицинских училищ) – М., 1995 г.

3. Жибурт Е.Б. О совершенствовании организации службы крови в Российской Федерации // Трансфузиология. 2003. № 2. – С. 82-90.

4. Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Малышева. М.: Медицина. 2000. – 464 с.

5. Каратай Ш.С. Хирургия медицины катастроф: Практическое руководство / Ш.С. Каратай, А.Ю. Анисимов, К.Ш. Зыятдинов. Казань: Медицина, 2001. – 256 с.

6. Лечение ран / С.Г. Измайлов, Г.А. Измайлов, И.В. Подушкина, В.И. Логинов. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2003. – 292 с.

7. Общехирургические навыки / Под ред. В.И. Оскреткова. – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2002. – 206 с.

8. Привалов В.А. Асептика и антисептика: Учеб. пособие для студентов медицинских ВУЗов / В.А. Привалов, Т.В. Катунькина. Челябинск: Изд-во «Челябинская гос. мед. академия», 2004. – 104 с.

9. Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах и охрана труда среднего медицинского работника. М.: ООО «Мед. вестник», 2001. – 96 с.

10. Учебное пособие по курсу общей хирургии. Тест-вопросы, методика выполнения практических навыков, ситуационные задачи / Под ред. В.Н. Чернова. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2003. – 576 с.

 

Программа учебной практики

«Уход за больными хирургического профиля»

 

Направление подготовки
специальность 060101 Лечебное дело

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

г. Пенза

2011г.


Цели учебной практики.

Целью учебной практики являются обучение студентов практическим навыкам и приемам в объеме обязанностей младшего медицинского персонала в хирургических стационарах, а также приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности для осуществления необходимых мероприятий по уходу за хирургическими больными;

Задачи учебной практики

Задачами учебной практики являются:

- Ознакомление с организацией работы хирургических отделений больницы: структурой хирургического отделения, его планировки, гигиеническими требованиями и санитарной обработки палат, процедурного кабинета, перевязочной, операционной, лечебно-охранительного режима хирургического отделения.

- Изучение функциональных обязанностей младших мед. сестер в хирургической клинике.

- Усвоение деонтологических аспектов ухода за больными.

- Ознакомление с работой приемного покоя (порядок приема, антропометрия, сан. обработка, заполнение документации, транспортировка и др.).

- Освоение навыков санитарной обработке больных.

- Освоение навыков транспортировки больных.

- Ознакомление с санитарным режимом больницы.

- Изучение организации ухода за больными.

- Освоение манипуляций по соблюдению правил личной гигиены больных.

- Изучение организации и проведения ухода за больными в послеоперационном периоде.

- Овладение навыками по уходу за операционной раной, дренажами, зондами, катетерами.

- Ознакомление с основными принципами лечебного питания, организацией питания, искусственным, парентеральным питанием.

- Овладение основными видами деятельности младшей мед. сестры в отделении больницы (термометрия, перестилание постелей, переодевание больных и др.).

- Овладение навыками первой доврачебной помощи при неотложных состояниях (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, первая помощь при рвоте, различных кровотечениях и др.).

- Освоение правил профилактики ВИЧ.

Место учебной практики в структуре ООП базовая часть С5

(Учебная практика)

 

Требования и особенности прохождения учебной практики «Уход за хирургическими больными» включает изучение и освоение студентом общих и специфических методов ухода за больными с различной хирургической патологией, направленных на проведение успешного хирургического лечения и предупреждения возможных послеоперационных осложнений.

Учебная практика находится в методической взаимосвязи и базируется на следующих циклах и дисциплинах в структуре ООП:

1. Общественные науки: этика и деонтология, основные законы и категории диалектики, основы теории научного познания.

2. Анатомия, гистология, эмбриология: строение и развитие систем органов, тканей организма.

1. Биология с генетикой: индивидуальное развитие организма, основные понятия и законы генетики.

2. Химия: строение молекул, типы химических связей, классификация и номенклатура органических соединений, закономерности протекания химических реакций, основы химической термодинамики и биоэнергетики, кинетики химических реакций, основы катализа.

3. Медицинская физика с основами математики и информатики: общие представления о физических основах методов анализа и лечения, навыки пользования компьютером и работы в сети Интернет.

4. Физиология: функции важнейших органов и систем организма, понятие о гомеостазе, физиологические основы питания и пищеварения.

5. Латинский язык, основы терминологии, иностранный язык: понимание терминов и обозначений, умение работать с иностранной литературой.

 

 

4. Формы проведения учебной практики:Клиническая






Дата: 2016-10-02, просмотров: 253.