Цель – выделить основные тенденции развития Казахстана на современном этапе, дать представление о месте Казахстана в мировом сообществе, охарактеризовать концепции развития Казахстана.
План
1. Политическое развитие Казахстана на современном этапе
2. Экономическая трансформация республики
3. Вхождение Казахстана в мировое сообщество
4. Стратегия развития страны
Основные понятия: партия, партийное строительство, политическая система, экономическая стабилизация, инвестиции, республика, президент.
Период реформирования политической системы Казахстана насчитывает около десяти лет. Переход к демократии начался в сложных условиях:
- страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения;
- в стране отсутствовало политическое многообразие, не было многопартийности, независимых СМИ, неправительственных организаций;
- не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов.
В силу этого процесс политических изменений принял характер поэтапного реформирования политической системы страны.
На первом этапе (1990 - 1993) основные изменения были направлены не столько на создание новой системы, сколько на разрушение существовавшей.
На данном этапе в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления.
На втором этапе (1993 - 1995) происходил процесс поиска модели политической системы Казахстана, учитывающей политические, экономические, социокультурные, психологические, геополитические и национальные особенности страны.
На третьем этапе (1995 - 1998) наблюдался процесс создания архитектуры политической системы страны.
Развитие политической системы Казахстана стало определяться положениями принятой на референдуме Конституции 1995 г., которая юридически закрепила переход к президентской форме правления. В стране был создан профессиональный двухпалатный Парламент.
Нынешний этап развития (с сентября 1998) характеризуется усилением и ростом демократической составляющей политической системы страны.
Он начинается с обнародования Послания Президента страны народу Казахстана и внесения осенью 1998 г. изменений в Конституцию и другие законодательные акты, расширившие полномочия Парламента.
Парламентские выборы 1999 г., проводившиеся по общенациональному избирательному округу по партийным спискам, явились переломным моментом в жизни нашего общества - достигнуто политическое многообразие и многопартийность.
Проведение выборов на альтернативной основе стало одним из важных элементов демократизации казахстанского общества, придало заметный импульс развитию политической системы и свидетельствовало о качественном росте политического сознания казахстанцев.
На сегодняшний момент политическая система вышла из противоречий между либерализацией экономики и консервацией «старых» политических отношений.
Политическая элита проявила свою приверженность к последовательному курсу поддержки и укрепления легитимности политической власти и неприемлемости антидемократических мер.
Об этом свидетельствует тот факт, что в Казахстане созданы основные условия для развития неправительственных организации: действует более 2,5 тыс. общественных объединений, которые выражают и защищают интересы самых различных групп и слоев населения.
В республике стали реальностью независимые средства массовой информации. В настоящее время из более 1300 действующих в республике СМИ негосударственные масс-медиа составляют более 70%.
В законодательстве Казахстана было закреплено равенство прав и свобод всех граждан, независимо от их национальной, языковой и религиозной принадлежности. Закон о языках дает прочные гарантии дальнейшего развития языков всех народов Казахстана.
В социально-политической сфере претворяются в жизнь перспективные, нацеленные в будущее общенациональные программы: «Здоровье народа», полная компьютеризация системы образования, поддержка культуры. За последние 2 года введена конкурсная система отбора государственных служащих.
Принятый в декабре 2000 г. Закон "О социальном партнерстве в Республике Казахстан" отражает объективные процессы, происходящие в социальной сфере, в частности, в нем определяются правовые основы, задачи и порядок заключения, изменения и расторжения соглашений для достижения общих социально значимых задач.
Лейтмотивом социального партнерства является классический треугольник классового консенсуса (трипартизм). Он состоит из государства (правительства), профсоюзов, представляющих интересы наемных работников, и организаций, защищающих права работодателей. Это обеспечивает дальнейший поступательный ход демократизации в стране без раскола и потрясений общества.
За последние годы в Казахстане проведены важные институциональные и структурные преобразования, которые закрепили базовые основы демократического общественного устройства и либеральной политической системы. При этом большинство возникающих в обществе проблем были решены без опасных внутренних конфликтов.
На нынешнем этапе развития общества присутствует ряд объективных факторов, обуславливающих дальнейшую демократизацию общества.
В результате последовательных политических реформ в Казахстане на нынешнем этапе сложился тип политической системы, для которого характерны следующие черты:
- в государственном устройстве реально утвердился принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
- завершен переход к проведению всеобщих выборов Главы государства и представительных органов; законодательно закреплено политическое многообразие, положено начало становлению многопартийности;
- активно функционируют негосударственные СМИ;
-идет процесс создания неправительственных организаций;
- законодательно закреплено и осуществляется на практике равноправие всех этнических групп населения;
- сформирована база рыночной экономики.
Обозначенные 10 лет назад в «Декларации о государственном суверенитете» и Конституционном Законе «О государственной независимости» принципы демократического государственного устройства Республики Казахстан обрели реальные очертания.
К числу таких успехов, определяющих облик современного Казахстана за минувшие 10 лет, относится гармоничное развитие как сырьевой, так и обрабатывающей составляющих экономики республики.
В 1991 г. происходили процессы поиска новой модели рентабельной экономики (хозрасчет, кооперативы). Имела место непривычная для экономики социализма инфляция. Ведущая роль обрабатывающей индустрии была налицо: соотношение добывающей и обрабатывающей отраслей в общем, объеме промышленного производства составила соответственно 11% и 89%..
1992 - 1993 гг. Основная характеристика экономических процессов этого периода - разрыв хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, вытеснение Казахстана из рублевой зоны и единого промышленного комплекса. Для индустриальной сферы это означало разрыв производственных связей, потерю рынков сбыта.
1994 - 1995 гг. Происходит разгосударствление и приватизация крупнейших предприятий республики, привлечение иностранных инвесторов и управляющих, формирование финансовой системы, основанной на национальной валюте - тенге.
В сырьевые отрасли в этот период наиболее охотно шли инвесторы. В 1994 г. 82,5% прямых иностранных инвестиции пришлось на нефтегазовый комплекс, в 1995 г. в эту же отрасль было направлено 32%, 35% - в цветную металлургию, 10,4% - в черную.
1996 - 1999 гг. можно охарактеризовать как период неустойчивой стабильности. Если в 1992 г. в общем объеме промышленного производства продукция добывающих предприятий составляла 19,7%, в 1995 г. - 28%, в 1999 - 36,1%, то в 2000 - уже 45,5%.
2000 г. - год высоких макроэкономических показателей. Его главная характеристика - попытка переориентации доходов добывающих отраслей на реабилитацию обрабатывающих отраслей промышленности, выразившаяся в программе импортозамещения. Наблюдаются определенные результаты: 300 млн.долл.США направлены на контракты с казахстанскими подрядчиками, вновь запущено около 1500 средних и крупных предприятий.
Основная макроэкономическая стратегия страны на ближайшие годы предполагает, наряду с развитием отечественного реального сектора и производства, уверенный выход Казахстана на мировой рынок. Идеи гармоничного и диверсифицированного развития отечественного реального сектора собственными силами при взаимодействии с внешнеэкономическим окружением позволят учитывать те коренные перемены, которые произошли в мировой экономике за последние годы.
В октябре 1997 года Президент Н.А. Назарбаев обратился с Посланием к народу Казахстана, в которой была изложена Стратегия развития страны до 2030 года. В этой программной работе были обозначены траектория развития страны на ближайшие тридцать лет, будущее казахстанцев и будущее их детей. Целью стратегии является построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущим ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим благосостоянием всего населения. В этой связи, в качестве долгосрочных приоритетов были выделены:
- Национальная безопасность: развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности;
- Внутриполитическая стабильность и консолидация общества: единство как гарант дальнейшего развития общества и государства;
- Экономический рост на основе открытой рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений: достижение реальных и устойчивых темпов экономического роста;
- Здоровье, образование и благополучие казахстанцев: улучшение условий и уровня жизни граждан, улучшение экологической среды;
- Энергетические ресурсы: эффективное использование путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа для устойчивого экономического роста;
- Инфраструктура (транспорт и связь): укрепление национальной безопасности, политической стабильности и усиление экономического роста;
- Профессиональное государство: создание эффективного и современного корпуса государственных служащих, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении приоритетных целей страны.
- В Послании Президента четко сформулированы основополагающие идеи мобилизации, консолидации и координации, подчеркнута необходимость коренного пересмотра методов и приемов осуществления реформ в системе управленческих решений. Уникальность данного документа состоит в том, что реализация основных кратко- и долгосрочных приоритетов нацелена, в первую очередь, на свободу, благосостояние и уверенность в завтрашнем дне всех граждан Казахстана.
Стратегия реформ учитывает неразрывность связи экономической и политической составляющей либерализации. Путь к открытому, конкурентоспособному и честному обществу пролегает через дальнейшие шаги демократизации общества, касающиеся проведения выборов, усиления роли политических партий, парламента, повышения самостоятельности правительства, реформы судебной системы, предоставления большей свободы СМИ, положения женщин в обществе.
Сегодня Казахстан установил дипломатические отношения со 120 странами мира. В стране аккредитовано 68 посольств и представительств международных организаций. Дипломатические миссии Казахстана открыты в 38 странах. Казахстан вступил в такие международные организаций, как ООН, ОБСЕ, ОИК, Совет Сотрудничества НАТО, Всемирный банк, МВФ, ЕБРР, ОЭС и др. Республика отказалась от ядерного оружия, доставшегося в наследство от СССР, и подписала Договор СНВ, Лиссабонский протокол, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Многовекторность внешней политики Казахстана направлена на развитие равноправных и диверсифицированных отношений с внешним миром и служит достижению национальных приоритетов страны в условиях глобализации современного мирового сообщества. Это, прежде всего, идея евразийства Президента Н.Назарбаева, которая в октябре 2000 года нашла свое претворение в жизнь — образование Евразийского Экономического Сообщества на основе Таможенного Союза на постсоветском пространстве. Это и поступательный ход процесса подготовки Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, также инициированного Н.Назарбаевым на 47-й Сессии ГА ООН.
Выступая на Саммите тысячелетия ООН в рамках 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, казахстанский Президент НАНазарбаев выдвинул ряд конструктивных предложений:
- ООН и национальные правительства должны четко определить свои позиции в процессах, вызываемых дальнейшей глобализацией;
- Совет Безопасности должен предусмотреть меры по налаживанию взаимодействия и использованию возможностей региональных систем безопасности;
- ООН, Совету Безопасности и мировому сообществу необходимо разработать практические меры по стабилизации ситуации в Афганистане и в Центрально-Азиатском регионе в целом;
- Ядерным державам необходимо перейти к конкретным шагам по ликвидации ядерного оружия.
Приоритетными направлениями казахстанской внешней политики являются поддержание сотрудничества в рамках СНГ и ЦАЭС, развитие отношений со странами Европы в рамках EC, обеспечение необходимой динамики сотрудничества с США и другими странами Запада, углубление связей с КНР, Индией, Пакистаном, странами АТР, сотрудничество со странами Ближнего и Среднего Востока.
Азиатское направление обусловлено непосредственной принадлежностью РК к этому динамично развивающемуся региону мира. Это активное участие Казахстана в региональной безопасности в рамках СВМДА и Шанхайского форума. Это интегрирование Казахстана в мирохозяйственные связи за счет поступательного развития сотрудничества с КНР, Японией, Индией, Южной Кореей, Турцией, Ираном и другими государствами.
Взаимодействие с европейскими странами, особенно с государствами-членами EC, представляет собой большие возможности для реализации национальных интересов Казахстана в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики страны.
Углубление эффективного партнерства с США в сфере политического и экономического взаимодействия обеспечит сбалансированное сотрудничество с международными организациями, поддержание стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе.
Кроме того, перед внешнеполитическим ведомством Казахстана поставлен блок практических задач. Это всестороннее содействие:
- развитию национальной экономики;
- притоку инвестиций в страну, особенно в отрасли с высоким уровнем добавленной стоимости на продукцию;
- продвижению казахстанского экспорта;
- развитию торгово-экономических отношений;
- защите интересов казахстанского бизнеса за рубежом;
- активизации развития отраслей, связанных с организацией конечной переработки углеводородного сырья, третьих и четвертых переделов в металлургическом комплексе;
- стимулированию импортозамещения.
В целом, политике Казахстана на международной арене присущи взвешенность и выверенность, которые позволяют адекватно реагировать на новые вызовы времени.
Выводы: Таким образом, мы видим, что Республика последовательно проводит стратегический курс на поэтапную демократизацию всех сфер общественно-политической жизни. В короткий срок обеспечен переход от однопартийной диктатуры к многопартийности и, плюрализму. Показателями реальной демократизации являются обеспечение прав и свобод гражданина, развитие независимых СМИ, формирование структур гражданского общества.
He менее значимы результаты 10 лет независимого государственного развития в экономической сфере. Создана либеральная экономика с развитой рыночной инфраструктурой, а также одна из прогрессивных на постсоветском пространстве финансово-экономическая система с устойчивой национальной валютой-тенге.
В Казахстане сформирован благоприятный инвестиционный климат. Осуществляется подъем отечественного производства и развиваются современные информационные технологии. В социальной сфере был осуществлен переход от идеологии государственного патернализма к взвешенной адресной социальной политике. Формируется и развивается национальная модель образования. Обретение государственной независимости дало толчок развитию культурно-исторического наследия всех народов Казахстана.
В обществе сохранена политическая стабильность и межнациональное согласие. Весомы достижения нашей страны и во внешнеполитической сфере. В короткий по историческим меркам срок руководство Казахстана обеспечило плавное вхождение молодого независимого государства в мировое сообщество.
Повысился авторитет Казахстана на международной арене, свидетельством чему является последовательная реализация инициированных Президентом Н.А.Назарбаевым идей по укреплению региональной безопасности, развитию экономического сотрудничества и углублению интеграции на постсоветском пространстве.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 200.