Тема XIV: Казахстан в условиях реформирования и обновления общества (1985-1991гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: раскрыть проблему социально-экономического, политического и культурного развития Казахстана в условиях так называемой «перестройки»

План:

1. Основные этапы перестройки

2. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате: причины, ход и псоледствия

3. Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985 – 1991 годах

 

Основные понятия по теме: аренда, антиалкогольная кампания, ассимиляция, гласность, декабрьские события, дискриминация, кооператив, партия, перестройка, плюрализм, национальные отношения, идеология, хозрасчет, консенсус, репрессия, руссификация, референдум, реабилитация.

К середине 80-х годов 20 века Казахстан как составная часть СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе.

В марте 1985 года, после смерти К.Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран член Политбюро М.С.Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся очередной пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка»

На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на «ускорение социально – экономического развития» СССР на базе опережающего развития машиностроения.

В 1986 году в экономической жизни появилось новшество – государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий государственная комиссия. Результаты были весьма плачевны (в конце 1987 г. не прошло госприемку 15 –18 % промышленной продукции).

В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами.

Особенной широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Следствием его воплощения в жизнь стало резкое повышение цен на водку и сокращение времени продажи спиртных напитков в магазинах. Результаты не замедлили сказаться, в магазинах появились огромные очереди за спиртным, народ перешел на самогон. Преступность на почве пьянства ушла с улиц и пришла в семью.

В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.

В январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.

Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности в 30 видах производства товаров и услуг, преимущественно в сфере кустарно – ремесленных промыслов и бытового обслуживания. В СССР появились, впервые за многие десятилетия, официально разрешенные “частники”.

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход на внешний рынок.

В 1988 году был принят закон “О кооперации в СССР”. Наконец, в 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет.

Все эти уступки “капитализму” осуществлялись по принципу – шаг вперед, два шага назад. Частники и кооператоры были обложены высоким налогом (65%); к 1991 году в кооперативном секторе было занято не более 5 % трудоспособного населения, на селе в руках арендаторов находилось 2 % земли и 3 % скота.

В политической области параллельно М.Горбачев ввел в лексикон новое понятие – гласность, под которой власть понимала “здоровую” критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал “сталинизм”, главным идеалом – “возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни”. В рамках этой кампании были реабилитированы партийные деятели Н.Бухарин, А.Рыков, Г.Зиновьев, Л.Каменев.

Начали публиковаться запрещенные ранее произведения Гроссмана, Платонова, Рыбакова, Дудинцева, Приставкина, Гранина, Мендельштама, Галича, Бродского, Солженицина, В.Некрасова, Оруэлла, Кестлера. На телевидении появились программы “Двенадцатый этаж”, “Взгляд”, “Пятое колесо”, “До и после полуночи”.

В 1987 году начались и первые политические изменения, сначала робкие и половинчатые. Январский пленум ЦК КПСС санкцанировал такие новшества в общественно – политической жизни страны, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов.

Собственно политическим реформам положила начало Х1Х Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г). На конференции М.Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийный аппарат, совместить должность первого секретаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о созданий новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и поста Президента СССР. Эта реформа привела к установлению новой системы представительной власти и исполнительной власти: Съезд народных депутатов СССР, Президент СССР, Верховный Совет СССР.

На третьем съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М.Горбачев.

В 1988 – 1989 гг. – с принятие целого пакета законов: о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т.д., был существенно либерализирован политический климат в стране, что, в свою очередь, резко активизировало политическую жизнь вообще и деятельность различного рода “неформальных” организаций, в частности. С 1989 года понятие – рынок, политический плюрализм, правовое государство, гражданское общество, новое мышление во внешней политике прочно прописались в политическом лексиконе.

Социальную напряженность усиливали систематические дефициты отдельных товаров: лето 1989 год – сахара, моющих средств, осень 1989 года – чайный кризис, лето 1990 года – табачный кризис.

Весной 1990 года правительство Н.Рыжкова предоставило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. Народ отреагировал на нее тем, что смел все, что еще оставалось на полках магазинов.

В противовес программе Совмина летом 1990 года был обнародован план “500 дней”, разработанный под руководством Г.Явлинского – С.Шаталина. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике.

Наконец, осенью 1990 года М.Горбачев предложил Верховнему Совету свою, компромиссную, Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М.Горбачева в стране стал стремительно падать.

1988 – 1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М.Горбачева с президентом США Р.Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана.

В сентябре 1991 года была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В этом же году СССР выступил на стороне США в осуждении агрессии Ирака (своего давнего союзника) в отношении Кувейта, установил дипломатические отношения с Израилем и ЮАР.

В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть (преимущественно мирным путем) коммунистические партии в странах Восточной Европы. Впечатляющим доказательством отказа СССР от прежней внешней политики стал отказ советского руководства силой подавить эти революции. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма.

Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся Пленум ЦК КПК. На повестке дня стоял организационный вопрос – выборы первого секретаря ЦК КПК. Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д.Кунаева, был единогласно избран Г.Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС.

Утром 17 декабря 1986 года в Алма – Ате начались демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю как Декабрьские события 1986 года в Алма – Ате.

К полудню 17 декабря на площади им.Л.Брежнева демонстрантов было около 5 тыс. С утра площадь была оцеплена силами МВД, после обеда к милиции добавили курсантов школы милиции и пожарно – технического училища. Перед собравшимися ыступали с увещеваниями и призывами разойтись секретарь ЦК З.Камалиденов, председатель Президиума Верховного Совета С.Мукашев, Председатель Совета министров Н.Назарбаев, 1-ый секретарь Алма-Атинского обкома КПК М.Мендыбаев, прокурор республики Г.Елемисов и др. Успеха эти речи не имели.

Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопаты, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки.

Утром 18 в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось “вытеснение” демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана.

По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибло 2 человека, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям.

Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах.

После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС – 52, из ВЛКСМ – 758. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. Один – К.Рыскулбеков – по обвинению в убийстве С.Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.

19 декабря 1986 года газеты опубликовали краткое сообщение ТАСС от 18 декабря, с первой официальной оценкой произошедшего: “Вчера вечером и сегодня днем в Алма – Ате группа учащейся молодежи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК компартии Казахстана. Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие, паразитические и другие антиобщественные лица, допустив противоправное действие в отношении представителей правопорядка, а также учинив поджоги продовольственного магазина, личных автомобилей, оскорбительные действия против граждан города…”.

25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС произошедшее было оценено как “факты проявления национализма”, а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление “О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интарнациональному и патриотическому воспитанию трудящихся”, в котором декабрьские события были названы “проявлением казахского национализма”.

В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986 года, активно шел поиск “националистов”. Первую попытку прервать завесу молчания предпринял М.Шаханов весной 1989 года, выступив с требованием объективного рассмотрения декабрьских событий на 1 Съезде народных депутатов СССР.

Только через три года, в 1989 году, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС.

В июле 1989 года была создана Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР, по рассмотрению обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями. Однако в ноябре 1989 года, Верховный совет, заслушав отчет сопредседателя комиссии М.Шаханова, постановил преобразовать ее в “рабочую группу по рассмотрению жалоб “декабристов”.

Под угрозой волнений и голодовки, которую были готовы объявить члены Комиссии, Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана “Комиссия Президиума Верховного совета КазССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-ате 17-18 декабря 1986 года”.

Параллельно шел процесс пересмотра дел осужденных “декабристов” – 32 из них освободили за отсутствием состава преступления.

В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года “оценка массовых нарушений общественного порядка в г.алма-Ате в декабре 1986 года как проявления национализма является ошибочной…”.

В сентябре 1990 года выводы Комиссии президиума Верховного Совета КазССр были опубликованы.

Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно – административной системы.

Непосредственным толчком к выступлению молодежи послужило келейное и оскорбительное по форме назначение Г.Колбина первым секретарем ЦК КПК, которое было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающие жизненные интересы населения республики. Особое возмущение вызвало явное противоречие между традиционно – командными действиями центра и провозглашаемыми демократическими принципами перестройки.

С протестом против решения пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодежи г.Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решений пленума и выражали свое несогласие с этим решением.

Руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать ее мнение. Расценив политический протест как угрозу устоям власти, оно отреагировало на него приведением в готовность Алма – Атинского гарнизона и оцеплением площади силами, во много раз превосходившими количество демонстрантов…

Решение о переброске из разных регионов страны в Алма-Ату специальных частей внутренних войск МВД, принятое министром внутренних дел СССР А.Власовым по настойчивым просьбам республиканского руководства, не вызывалось никакой необходимостью и было незаконным…Это решение было принято за спиной высшего органа власти и правительства республики узким кругом лиц.

Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю.

При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности – избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток, нередко без пищи и медицинской помощи. При разгоне использовались дубинки, малые саперные лопатки, службные собаки…По оценке комиссии, телесные повреждения получили 1,7 тыс. человек…

Грубые нарушения законности были допущены также в процессе судебно- следственного разбирательства по возбужденным делам против участников событий. Следствие по ним велось в сжатые сроки, поверхностно и с явным обвинительным уклоном”.

По результатам работы Комиссии, в сентябре 1990 года было принято постановление Президиума Верховного Совета КазССР “О выводах и предложениях Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года”. В нем отмечалось, что “выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Непосредственной причиной протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением населения и партийных масс республики со стороны центра, направившего первым секретарем ЦК Компартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа”.

В связи с тем, что, как считали некоторые представители оппозиции, ни Президент республики, ни правительство не были заинтересованы в рассмотрении выводов и предложений Комиссии по расследованию декабрьских событий 1986 года в Казахстане и принятие действенных мер по ним, в 1992 году ряд представителей общественности республики и отдельные потерпевшие лица обратились в Конституционный Суд республики с заявлениями о возбуждении конституционного судопроизводства по делу “О конституционности решений, принятых органами государственной власти и управления бывшего СССР и КазССР, а также правоприменительной практики административных, судебных и правоохранительных органов и действий их высших должностных лиц в период декабрьских событий 1986 года”.

В октябре 1992 года Конституционный Суд республики определил возбудить конституционное судопроизводство по делу. Однако в декабре 1995 года он принял определение прекратить конституционное судопроизводство по делу в связи с неподведомственностью Конституционному Суду части исковых требований, утратой силы ряда актов, конституционность которых подвергается проверке, а также из-за ненадлежащих субъектов обращения по некоторым исковым требованиям.

Период с декабря 1986 года по июнь 1989 года – время пребывания на посту первого секретаря ЦК КПК Г.Колбина, ознаменовался рядом мер откровенно популистского характера, предпринятых новым руководством Казахстана. Они были призваны сгладить тяжелое впечатление, оставшееся у общественности республики после декабрьских событий 1986 года.

Была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК (в 1987 году потеряли должности 28 % работников обкомов, более трети – горкомов и райкомов), прием в вузы стал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и неказахов.

Была принята и широко разрекламирована государственная программа по строительству жилья “Жилье 91”, которая предусматривала ликвидацию жилищной проблемы в Казахстане к 1991 году. Вставшие в полный рост проблемы межнациональных отношений решались путем создания при Советах народных депутатов, начиная с Верховного и заканчивая сельскими, отделов по проблемам межнацтональных отношений. Этот период наивных надежд и громких обещаний, типичных для этого этапа перестройки, завершился летом 1989 года, когда Пленум ЦК КПК избрал первым секретарем ЦК КПК Н.Назарбаева.

Одной из первых в повестку дня встала проблема государственного языка. В процессе обсуждения Закона о языках сформировалось два основных подхода к этой проблеме.

“Национальная” оппозиция требовала безоговорочного и быстрого придания казахскому языку статуса государственного, предлагала растянуть этот процесс на максимльно долгий срок и создать для изучения казахского языка необходимые условия (создания словарей, пособий, учебников и т.д.)

22 сентября 1989 года Закон КазССр о языках в КазССР был принят Верховным Советом. В нем получила отражения некая средняя равнодействующая. Согласно закону, государственным языком Казахской ССр объявлялся казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения. Перевод делопроизводства на государственный язык должен быть завершен, согласно закону, к 1995 году. Закон обязывал органы государственной власти и управления определить перечень должностей в государственном секторе, для занятия которых необходимо владеть государственным языком и языком межнационального общения.

В апреле 1990 года Верховный Совет утвердил пост президента и избрал (безальтернативно и единогласно), первого секретаря ЦК компартии Казахстана Н.Назарбаева первым Президентом республики.

После принятия такового на 1 декабря 1991 года были назначены всенародные выборы президента. Депутатами Верховного Совета были предложены две кандидатуры: Н.Назарбаева и О.Сулейменова, последний снял свою кандидатуру. По стране десятки трудовых коллективов, не сговариваясь, выдвинули единственным кандидатом в Президенты Н.Назарбаева. Робкая попытка председателя партий “Желтоксан” Х.Кожахметова собрать подписи в поддержку своей кандидатуры была властями решительно пресечена. В результате 1 декабря 1991 года в республике был избран первый Президент Казахстана. Им стал Н.Назарбаев, за которого проголосовало 98,8% избирателей.

Процесс дезинтеграции привел к тому, что республика в октябре 1990 года, последняя в СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете КазССР.

Весь 1990 год и особенно 1991 год в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Этот процесс сопроваждался обострением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (погромы армянского населения в Сумгаите в 1989 году, в Баку в 1990 году, Нагорный Карабах, столкновения между узбеками и киргизами в Ошской области в 1990 году, вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией в 1991 году).

Разжиганию межнациональных конфликтов способствовали действия Союзного центра и армейского командования. В результате межнациональных конфликтов к 1991 году в СССР появилось около 1 млн. беженцев.

Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название “9+1” т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Текст последнего был опубликован в печати, подписание договора было намечено на 20-е августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форос, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. 18 августа к М.Горбачеву в Форос прибыли некоторые высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур и потребовали у него санкционировать введение на всей территории страны чрезвычайного положения. Президент отказался выполнить эти требования.

19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице – президента Г.янаева и Заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М.Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению СССР (ГКЧП), каковое и вводилось, “идя навстречу требованиям широких слоев населения”, “на всей территории Советского Союза на срок 6 месяцев с 4 часов 19 августа 1991 года.

Первая реакция на факт создания ГКЧП в Казахстане была выжидательно – соглашательская.

21 августа путч провалился. М.Горбачев вернулся в Москву. Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела против заговорщиков.

24 августа было опубликовано Заявление Н.Назарбаева в адрес Политбюро ЦК КПСС о своем выходе из его состава, по причине того, что ЦК КПСС своими действиями в дни путча полностью себя дискридитировал.

В тот же день был опубликован Указ Н.Назарбаева от 22 августа “О прекращении деятельности организационных структур политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений в органах прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, милиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР”.

25 августа вышел Указ Президента “Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР”, согласно которому имущество КПСС, находящееся на территории Казахстана, объявлялось собственностью государства.

28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, на котором Н.Назарбаев сложил с себя обязанности первого секретаря ЦК КПК.

29 августа – Указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона.

В ноябре 1991 года в Ново – Огарево уже семь республик (Россия, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование – Союз Суверенных Государств.

Бессилие Центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Выводы: к середине 80-х годов 20 века новое руководство страны во главе с М.С.Горбачевым начала политику так называемой «перестройки», основная цель которой – попытка сохранить Советский Союз. Но попытка проведения реформ больше всего носила декларативный характер, когда реальные действия были заменены обычной демагогией. Эти и другие действия руководства страны привели к обострению межнациональных отношений, развалу экономики страны и политическим потрясениям.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 237.