Тема XIII: Казахстан в 60—середине 80-х годов ХХ века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель: охарактеризовать социально-экономическое, политическое и культурное развития Казахстана в 60 - середине 80-х годов ХХ века

План:

1. Развитие промышленности

2. Сельское хозяйство Казахстана. Реформа 1965 года

3. Политическая и духовная жизнь общества

 

Основные понятия по теме: хозрасчет, целина, застой, развитой социализм, национальные отношения, идеология, гонка вооружения, диссиденты, референдум, съезд, космос

 

Реформаторская лихорадка 1962-1969гг. свидетельствовала, что к середине 60-х годов был, достигнут уже тот предел проблем, решение которых стало реальным на пути частичных изменений и усовершенствований. Но проводимые мероприятия не предусматривали крупных радикальных преобразований, затрагивающих экономические связи и отношения. Скоро стало подавляться и политическое инакомыслие. Людей открыто указывавших на пороки общества, преследовали. Но преследовать инакомыслие прежними методами было невозможно, поэтому политические обвинения стали более скрытыми.

Оценивая усилия и поиски по усовершенствования политической и экономической организации общества, следует отметить, что с середины50-х до середины 60-х гг., в принципе, характерно постоянное противоборство двух основных тенденций. Первая отражала объективную потребность в коренном преобразовании политической системы на демократических основах, всех ее сфер и структур. Она была обусловлена, прежде всего, духовным освобождением общества от рецидивов сталинизма.

Ключевым вопросом стало развитие и укрепление Советского государства, прежде всего Советов. Возрастание роли Советов особо отмечалось в третьей Программе КПСС, принятой ХХ11 съездом партии. В Программе КПСС была также дана характеристика политической организации общества в период коммунистического строительства. Утверждалось, что первое в мире социалистическое государство, развиваясь в полном соответствии с учением марксизма- ленинизма, как государство диктатуры пролетариата выполнило свою историческую миссию: с точки зрения внутреннего развития, в связи с ликвидацией антагонистических классов, полной и окончательной победы социализма, перехода всех слоев населения на идейно- политические позиции рабочего класса. Эти объективные процессы и свидетельствовали о том, что Советское государство переросло в общенародное и вступило в новую фазу своего развития. Состав депутатов Верховного Совета СССР, где были представлены чабаны, колхозники, рабочие промышленных предприятий, техническая интеллигенция, люди науки и искусства, партийные и хозяйственные руководители, и служил якобы подтверждением этой новой общественно- политической ситуации в обществе.

По-прежнему трудящиеся избирали в местные, областные, Верховные Советы КазССР и СССР своих представителей. Депутаты, члены постоянных комиссий Верховного Совета республики обсуждали и принимали законы. Районы, города, села, и аулы участвовали в подготовке вопросов для рассмотрения на сессиях Верховного Совета и его президиума. Например, в к. 1961г. постоянными комиссиями по образованию и культуре, здравоохранению и социальному обеспечению с участием депутатов был подготовлен и внесен на сессию Верховного Совета вопрос о состоянии и мерах улучшения строительства школ, детских и лечебно-профилактических учреждений в республике. Постоянные комиссии Верхов. Совета республики, кроме того, проводили на местах свои выездные заседания, осуществляли контроль за исполнением законов и постановлений Верхов. Совета республики. Однако работа Советов оставалась заформализованной, на их обсуждение выносились второстепенные или заранее предрешенные вопросы. Смешение функций, подмена советских органов партийными были очевидными. Не Советы и депутаты контролировали государственные органы, а наоборот, работники аппарата командовали депутатами Советов.

Миллионы людей в своих рядах объединили профсоюзные комитеты. Профсоюзы участвовали в решении вопросов народного хозяйства. Начиная с1960г., им было передано управление всеми санаториями и домами отдыха, они ведали многими вопросами охраны труда, социального страхования.

Другой массовой организацией в 60-е гг. был комсомол. К к. 1965г. комсомол республики объединял в своих рядах почти 1 млн. юношей и девушек.

Реализации прогрессивной направленности общественного развития препятствовали силы и процессы, питавшие вторую тенденцию – тенденцию к ее бюрократизации, консервации общественных структур, которая вела к сохранению идеологических ориентиров периода 30-40-х гг. Во второй половине 60-х гг. эта тенденция стала усиливаться в силу сохранения действующей модели социализма, его символов, прежних волевых методов управления. Однако процессы демократизации, набравшие уже положительную инерцию, переключились в сферу экономическую. Об этом свидетельствуют хозяйственные решения 1965г., фактически продолжившие поиск предшествующего поколения.

Политический курс, открытый решениями 1964г., рождался на базе не оправдавших себя в прошлом подходов к осуществлению реформ. На октябрьском 1964г. Пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Группа деятелей высшего политического руководства СССР, в глубокой тайне, подготовила смещение Н.С.Хрущева. Наибольшую активность в организации переворота сыграли Л.И.Брежнев, П.Н.Игнатов, А.Н.Шелепин, М.А.Суслов и председатель КГБ СССР В.Е.Семичастный. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев, а несколько позже главой советского правительства Верховный Совет назначил А.И.Косыгина.

Возникавшие проблемы решались путем субъективистских импровизаций, рассчитанных, в основном, на эффект организационных перестроек. Непродуманные и часто сменявшие друг друга реорганизации несли серьезную угрозу стабильности, снижение жизненного уровня и социальных гарантий. Положение не облегчила и идея коммунистической перспективы.

Неудачные попытки реформирования экономики и ее милитаризация, нерациональное размещение производительных сил, непродуманные и частые реорганизации системы управления народным хозяйством отрицательно влияли на экологическую ситуацию в республике. Тяжелая экологическая ситуация складывалась во всех промышленных городах Казахстана, особенно в Усть–Каменогорске, Чимкенте, Джамбуле, Алма-Ате. Очень тяжелые последствия имели испытания ядерного оружия в Казахстане.

В 1960-е гг. в Казахстане было осуществлено невиданное ранее промышленное строительство, при этом в республике, вследствие ярко выраженного сырьевого характера ее экономики, преимущественное развитие получили отрасли добывающей промышленности. И хотя существование и развитие основных отраслей промышленности поддерживались не интенсификацией производства, а главным образом за счет увеличения капиталовложений, ввода новых мощностей, тем не менее в базовых, особенно в сырьевых отраслях республики застоя не наблюдалось. Только за 1961-65гг. в народном хозяйстве республики было освоено капитальных вложений больше, чем за все предыдущие годы советской власти, благодаря чему промышленный потенциал республики удвоился. Вступило в строй 729 крупных промышленных предприятий и 535 цехов. Во 2-ой п. 1960-х гг. были введены в действие еще 445 крупных предприятий и цехов, реконструированы и технически перевооружены сотни заводов и фабрик.

Одной из ведущих и перспективных отраслей промышленности Казахстана стала черная металлургия. Вошел в строй в Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат, что создало надежную базу для металлургических заводов Урала др. предприятий страны. В1970-х гг. в республике добыто 18,2 млн. т железной руды, что в три с лишним раза превысило уровень 60-хгг. Карагандинский металлургический комбинат стал крупнейшим предприятием СССР с полным металлургическим циклом. Комбинат производил спец. Профили проката, высококачественную сталь и чугун. Вошла в строй первая очередь Ермаковского завода феррасплавов с производством феррасилиция. Все это привело к значительному росту удельного веса Каз-на в общесоюзном производстве черных металлов. Республика заняла первое место в стране по добыче храмитовых руд, 3-е по добыче желтых и марганцевых руд, выросла роль республики в выпуске стали, проката, ферросплавов.

Дальнейшее развитие получила цветная металлургия. Были введены в строй Тишинский рудник и цинковый завод на лениногорском полиметаллическом комбинате, крупнейшие в стране шахты номер 55 и 57 Джезказганского горно-металлургического комбината, комплекс глиноземного производства повлодарского алюминиевого и Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат вышли на первоначальные проектные мощности. Были расширены производственные мощности У-Каменогорского свинцово-цинкового и Балхашского горно-металлургического комбинатов.

Развивалась нефтедобывающая промышленность. Благодаря введению в эксплуатацию месторождений Корсак, Танатар, Прорва уровень добычи нефти в 1965г. составил млн. т. Дальнейшее развитие отрасли было связано с полуостровом Мангышлак, который стал одним из крупнейших нефтяных районов Советского союза. В 70г. добыча нефти превысила 100 млн. т. Решались сложные технические и транспортные задачи связанные с добычей и перевозкой высокопарафинистой мангышлакской нефти, по внедрению прогрессивных способов эксплуатации месторождений, резкому увеличению фонтанного способа добычи нефти.

Наличие богатейших природных богатств выдвинуло Казахстан на одно из ведущих мест в стране по развитию химической промышленности, особенно минеральных удобрений. В 1970г. Каз-н производил в стране большую часть желтого фосфора, 40‰ хромитовых солей, 20‰ полиэтилена низкого давления, свыше 10‰ серной кислоты.

Развивалась электроэнергетика. В 1961-65гг. были построены и сданы в эксплуатацию Карагандинская ГРЭС-2 , мощностью 600 тыс. кВт, Петропавловская ТЭЦ-250 тыс. кВт, Алма-Атинская ГРЭС-2 – 200 тыс. кВт, Бухтарминская ГЭС- 600тыс. кВт и др. Во 2-ой п. 60-х гг. производство электроэнергии увеличилось в 1,9 раза, отпуск тепла вырос в 2 раза.

Значительное развитие получила угольная промышленность. На 68‰ возросла добыча коксующихся углей, ее объем составил в 65г. 11044 тыс. т. Расширялась открытая добыча. С 1954г. стало разрабатываться Экибастузское месторождение. В 65г. объем добычи в бассейне составил 14,3 млн. т угля. К 70г. на Карагандинском и Экибастузском бассейнах добыча угля достигла 61млн. т в год.

Машиностроение специализировалось на обслуживании таких отраслей, как сельское хозяйство, горнорудная, химическая и нефтяная промышленность. Вступил в строй тракторный завод, ставший основой собственного тракторостроения республики. Вместе с тем машиностроение республики развивалось недостаточными темпами, его удельный вес вырос с 10,4 в 61г. до 10,6‰ в 70г. Потребность республики в машинах на 72‰ удовлетворялась за счет ввоза из др. республик.

В легкой промышленности вошел в строй действующих ряд крупных предприятий, в том числе Алма-Атинский хлопчато –бумажный комбинат, Джамбульский кожевенно-обувной комбинат. Выпуск продукции предприятиями легкой промышленности перерабатывающего профиля рос быстрее, чем швейных, трикотажных, обувных, в результате чего производство продукции легкой промышленности в республике было в 2 раза меньше, чем в среднем по стране.

К началу 9-ой 5-летки промышленность занимала ведущее место в экономике республики – 70г. удельный вес 48‰.

В 1970-85гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала республики. В развитие промышленности было вложено 40,8 млрд. руб., или 32‰ от всех капиталовложений в народное хозяйство. За 15 лет общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а таких отраслей как машиностроение и химическая промышленность, более чем втрое.

При жесткой централизации управления экономикой неизменной сохранялась отраслевая структура промышленности, характеризующаяся сырьевой направленностью. Центр отдавал приоритет в развитии экономики республики добывающим отраслям. Выкачивая из республики сырьевые ресурсы и получая громадную прибыль, союзные ведомства почти не вали средства в республиканский бюджет на развитие инфраструктуры. Ориентация в 1970-80гг. на развитие сырьевых отраслей в форме гигантских предприятий привела к тому, что темпы роста производства обрабатывающей и перерабатывающей промышленности оставались низкими, недостаточно были развиты производство товаров народного потребления пищевая и легкая промышленность. Около 60‰ потребляемых непродовольственных товаров поступало в Казахстан из других республик, при этом часть из них изготавливалась из казахстанского сырья, но прибыль от реализации конечного продукта оставалась у изготовителей.

К началу 60-х гг. стало очевидно, что административно- командная система полностью исчерпала себя. Жизнь все больше требовала расширения инициативы и самостоятельности предприятий, укрепления хоз.расчета, а следовательно, и радикальных изменений в планировании и организационной структуре, а бесконечная цепочка непродуманных реорганизаций, осуществляемых Хрущевым, не давала эффекта.

Новое руководство партии во главе с Л.Брежневым и правительство начали свою деятельность с попытки очередного косметического реформирования отдельных элементов системы.

Пленумы ЦК КПСС состоявшиеся в марте, сентябре и октябре 1965г. наметили меры по улучшению управления промышленностью, совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования производства. В соответствии с ними предусматривалось расширение сферы действия хозрасчета на предприятиях и отраслях, устранялась излишняя регламентация деятельности предприятий, расширялась их хоз. самостоятельность, рационально использовались такие важные экономические рычаги как прибыль, цена, премия, кредит. Повышалась материальная заинтересованность работников и коллективов в более высоких плановых заданиях, в полном использовании производственных фондов, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, в совершенствовании техники производства и улучшении качества продукции. К концу 1960-х гг. на новую систему планирования и материального стимулирования перешли 1467 пром. предприятий, или более 80‰ от их общего числа. Хоз. реформа придала определенный импульс экон-му развитию республики. Но уже с самого начала реализация реформы, преимущества и возможности, заложенные в новых принципах планирования и экон. стимулирования, использовались неполно. Вновь созданная система экономического управления сдавала позицию за позицией, участились корректировки планов, ограничивались права предприятий, усилился диктат центра. Реформа как бы остановилась на уровне предприятий, не дойдя до конкретного рабочего места, с одной стороны, и не затронув эшелоны управления – с др. Попытки двинуть реформу вниз вылились в экономическое экспериментирование.

Выводы: таким образом, несмотря на определенные достижения в экономической, культурной жизни страны этот период можно характеризовать как время «застоя», ограждения от всего человечества, наращивания гонки вооружения.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 220.