Правовое регулирование государственных расходов и финансирования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления. Это расходы на: содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; охрану окружающей природной среды; социально-культурную сферу; науку; международную деятельность. Детально регламентируют состав расходов бюджетов Бюджетный кодекс РФ 1998 года.

В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, регулируемых финансовым правом.

Финансирование государственных или муниципальных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задач и функциям.

Расходы можно подразделить:

1) в зависимости от источников получения расходных средств, а также порядка их планирования и использования:

- централизованные, осуществляемые за счет бюджета и внебюджетных фондов;

- децентрализованные, осуществляемые предприятиями за счет собственных средств.

2) в зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:

- оборотных средств (текущих расходов);

- основных фондов (капитальных вложений);

- создание резервов.

3) в зависимости от функциональных признаков (функциональная классификация):

I группа:

- содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти;

- деятельность финансовых и налоговых органов;

- содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры;

- национальную оборону;

- проведение выборов, референдумов;

- средства массовой информации;

- социальную защиту работников госаппарата и специальных подразделений.

II группа:

- расходы на народное образование, подготовку профессиональных кадров, культуру, искусство, науку, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальные программы.

III группа:

- содержание, поддержку и расширение государственного сектора экономики;

- государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной инфраструктуры (жилищная, социальные сферы);

- внешнеэкономическую деятельность;

- обслуживание государственного долга;

- прочие расходы экономического характера.

К общим принципам финансирования государственных и муниципальных расходов отнесены:

а) плановость;

б)соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

в) целевое направление средств;

г) соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правом и интересам граждан, юридических лиц, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципальных образований;

д) контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области, и др.

 

Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет.

Смета бюджетного учреждения – это финансово-плановый акт, который имеется у всех бюджетных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюджетному учреждению. Исходя из того, что смета является финансово-плановым актом, который является разновидностью финансово-правового акта, она имеет юридическое значение.

Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений и мероприятий на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий.

Бюджетные учреждения в ходе составления сметы в пределах контрольных цифр, установленных вышестоящей организацией, руководствуется также нормативами расходов.

Нормы расходов подразделяются на обязательные и необязательные (расчетные), материальные и денежные.

 

 

Тема 5.

Финансовый контроль.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов, соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределение и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются и на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Объектом финансового контроля является также контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям:

а) в зависимости от времени проведения:

- предварительный;

- текущий;

- последующий;

- обязательный (в силу требований законодательства и компетентных государственных органов)

- инициативный (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов);

б) в зависимости от органов (субъектов) осуществляющих его.

Финансовый контроль:

- представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

- аппарата Президента РФ;

- исполнительных органов власти;

- финансово-кредитных органов;

- ведомственный и внутрихозяйственный;

- общественный;

- аудиторский.

Основными органами финансового контроля являются:

- Государственная Дума; в т.ч. комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения.

- Счетная палата РФ, орган подотчетный Федеральному Собранию РФ. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.

- Главное контрольное управление Президента РФ (контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями);

- Полномочные представители Президента РФ в регионах;

- Министерство финансов РФ;

- Министерство РФ по налогам и сборам;

- Государственный таможенный комитете РФ;

- Федеральная служба по валютному и экспортному контролю:

- Федеральное казначейство;

- Контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъекте РФ (территориальные КРУ) и др.

Аудиторский финансовый контроль – это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторский деятельности. Это осуществление проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, как предприниматели.

Методы финансового контроля – это приемы и способы, средства его осуществления.

Основной метод финансового контроля – это ревизия, т.е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

Различают ревизии:

2) По объекту проверки:

- документальные;

- фактические;

- полные (сплошные);

- выборочные (частичные).

2) По организационному признаку:

- плановые (предусмотренные в плане работы соответствующего органа);

- внеплановые (назначенные в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений).

Результаты ревизии оформляются актом, на его основе применяются меры по устранению выявленных нарушений и к возмещению материального ущерба.

 

Тема 6.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 281.