Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления. Это расходы на: содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; охрану окружающей природной среды; социально-культурную сферу; науку; международную деятельность. Детально регламентируют состав расходов бюджетов Бюджетный кодекс РФ 1998 года.
В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, регулируемых финансовым правом.
Финансирование государственных или муниципальных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задач и функциям.
Расходы можно подразделить:
1) в зависимости от источников получения расходных средств, а также порядка их планирования и использования:
- централизованные, осуществляемые за счет бюджета и внебюджетных фондов;
- децентрализованные, осуществляемые предприятиями за счет собственных средств.
2) в зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:
- оборотных средств (текущих расходов);
- основных фондов (капитальных вложений);
- создание резервов.
3) в зависимости от функциональных признаков (функциональная классификация):
I группа:
- содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти;
- деятельность финансовых и налоговых органов;
- содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры;
- национальную оборону;
- проведение выборов, референдумов;
- средства массовой информации;
- социальную защиту работников госаппарата и специальных подразделений.
II группа:
- расходы на народное образование, подготовку профессиональных кадров, культуру, искусство, науку, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальные программы.
III группа:
- содержание, поддержку и расширение государственного сектора экономики;
- государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной инфраструктуры (жилищная, социальные сферы);
- внешнеэкономическую деятельность;
- обслуживание государственного долга;
- прочие расходы экономического характера.
К общим принципам финансирования государственных и муниципальных расходов отнесены:
а) плановость;
б)соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;
в) целевое направление средств;
г) соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правом и интересам граждан, юридических лиц, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципальных образований;
д) контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области, и др.
Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет.
Смета бюджетного учреждения – это финансово-плановый акт, который имеется у всех бюджетных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюджетному учреждению. Исходя из того, что смета является финансово-плановым актом, который является разновидностью финансово-правового акта, она имеет юридическое значение.
Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений и мероприятий на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий.
Бюджетные учреждения в ходе составления сметы в пределах контрольных цифр, установленных вышестоящей организацией, руководствуется также нормативами расходов.
Нормы расходов подразделяются на обязательные и необязательные (расчетные), материальные и денежные.
Тема 5.
Финансовый контроль.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов, соответственно своей компетенции;
б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
д) выявление внутренних резервов производства;
е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределение и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются и на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.
Объектом финансового контроля является также контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям:
а) в зависимости от времени проведения:
- предварительный;
- текущий;
- последующий;
- обязательный (в силу требований законодательства и компетентных государственных органов)
- инициативный (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов);
б) в зависимости от органов (субъектов) осуществляющих его.
Финансовый контроль:
- представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
- аппарата Президента РФ;
- исполнительных органов власти;
- финансово-кредитных органов;
- ведомственный и внутрихозяйственный;
- общественный;
- аудиторский.
Основными органами финансового контроля являются:
- Государственная Дума; в т.ч. комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения.
- Счетная палата РФ, орган подотчетный Федеральному Собранию РФ. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.
- Главное контрольное управление Президента РФ (контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями);
- Полномочные представители Президента РФ в регионах;
- Министерство финансов РФ;
- Министерство РФ по налогам и сборам;
- Государственный таможенный комитете РФ;
- Федеральная служба по валютному и экспортному контролю:
- Федеральное казначейство;
- Контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъекте РФ (территориальные КРУ) и др.
Аудиторский финансовый контроль – это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторский деятельности. Это осуществление проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, как предприниматели.
Методы финансового контроля – это приемы и способы, средства его осуществления.
Основной метод финансового контроля – это ревизия, т.е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.
Различают ревизии:
2) По объекту проверки:
- документальные;
- фактические;
- полные (сплошные);
- выборочные (частичные).
2) По организационному признаку:
- плановые (предусмотренные в плане работы соответствующего органа);
- внеплановые (назначенные в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений).
Результаты ревизии оформляются актом, на его основе применяются меры по устранению выявленных нарушений и к возмещению материального ущерба.
Тема 6.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 281.