Правовое обеспечение национальной безопасности»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Квалификация – СПЕЦИАЛИСТ

Форма обучения – ОЧНАЯ

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры

Протокол № 9 от « 30 » мая 2012 г.

Зав. кафедрой _________________

г. Нижний Новгород

2012 г.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целями изучения учебной дисциплины «Теория государства и права» являются овладение базовыми, фундаментальными знаниями в области юриспруденции.

Задачами освоения учебной дисциплины «Теория государства и права» являются:

1. Овладение знаниями об основных общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности и социальном назначении, а также об их связи с другими общественными явлениями; об основных понятиях и категориях юридической науки, что является необходимым условием успешного овладения материалом отраслевых юридических дисциплин.

2. Выработка умений толковать и реализовывать нормы права, грамотно оценивать юридически значимые обстоятельства и квалифицировать юридические факты, совершать разнообразные юридические действия.

3. Формирование профессионального правосознания и правовой культуры будущих юристов, развитие умения мыслить юридическими категориями.

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности» учебная дисциплина С3.Б3.01 «Теория государства и права» включена в базовую часть профессионального цикла.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:«Философия», «Логика», «Профессиональная этика», Экономика», «Политология», «Психология», «Русский язык и культура речи», «История учений о праве и государстве».

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:«Социология», «Демография», Геополитика», «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», «Документоведение и делопроизводство», «мировые информационные ресурсы», «Корпоративные информационные системы» и все дисциплины профессионального цикла.

Для эффективного изучения теории государства и права студенты должны владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, полученными ими при обучении в средних общеобразовательных учебных заведениях, особенно в рамках изучения таких учебных дисциплин как «История» и «Обществознание».

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины

Перед началом изучения дисциплины студент должен:

- знать основные закономерности и этапы общественного развития в рамках школьного курса истории, а также основные обществоведческие понятия и категории в рамках школьного курса обществознания;

- уметь пользоваться обществоведческой терминологией, анализировать факты общественной жизни, ориентироваться в социальных процессах;

- владеть навыками восприятия и анализа общественно-политических и социально-экономических процессов.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Изучив учебную дисциплину «Теория государства и права», студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);

Изучив учебную дисциплину «Теория государства и права», студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

а) в области нормотворческой деятельности:

способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

б) в области правоприменительной деятельности:

способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3);

способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4);

способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-6);

способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);

в) в области экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);

способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации, осуществлять юридическую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условия для проявления коррупции (ПК-9);

г) в области правоохранительной деятельности:

способностью обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства (ПК-10);

способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);

способность выявлять и предупреждать угрозы безопасности личности, общества и государства (ПК-12);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-13);

способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализировать, проверять и оценивать её, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения безопасности личности, общества и государства (ПК-15);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-16);

способностью осуществлять деятельность в сфере международного сотрудничества правоохранительных органов (ПК-17);

способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18);

д) в области организационно-управленческой деятельности:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-19);

способность организовывать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учёт её результатов (ПК-24);

способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-25);

е) в области научно-исследовательской деятельности:

способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования (ПК-26);

способностью применять методы прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-27);

способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчёты по результатам исследования (ПК-28);

ж) в области педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и дополнительного образования (ПК-29);

способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-30).

В результате освоения дисциплины «Теория государства и права» студент должен:

· знать такие вопросы, как: понятие, сущность и социальное назначение государства и права; происхождение государства и права; типы и формы государства; функции и механизм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие и признаки правового государства; принципы и функции права; место и роль права в системе нормативного регулирования; нормы права; формы (источники) права; правотворчество, юридическая техника и систематизация нормативных правовых актов; система права и система законодательства; правовые отношения; реализация права и толкование норм права; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность; механизм правового регулирования; законность и правопорядок; право и личность; правосознание, правовая культура и правовое воспитание; правовые системы мира;

· уметь: применять на практике полученные знания в области теории государства и права; профессионально анализировать явления и процессы государственно-правового характера; делать мотивированные выводы по широкому кругу вопросов деятельности государства и правового регулирования; выражать и аргументировать личную позицию;

· владеть методами научного исследования государственно-правовой действительности;

· обладать навыками толкования и реализации норм права, составления правовых документов.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (1 з.е. – 36 часов), 252 часа.

Структура учебной дисциплины

№ п/п Разделы (темы) учебной дисциплины Семестр / подсеместр Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости по темам.
      Лек-ции Семи-нары Практ. занят. Сам. раб.  
1. Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина 1.1   Опрос, доклады, тестирование
2. Тема 2. Происхождение государства и права 1.1   Опрос, доклады, тестирование
3. Тема 3. Понятие и типология государства 1.1   Опрос, доклады, тестирование
4. Тема 4. Форма государства 1.1   Опрос, доклады, тестирование
5. Тема 5. Функции государства 1.1   Опрос, доклады, тестирование
6. Тема 6. Механизм государства 1.1   Опрос, доклады, тестирование
7. Тема 7. Государство в политической системе общества. 1.1   Опрос, доклады, тестирование
8. Тема 8. Правовое государство 1.2   Опрос, доклады, тестирование
9. Тема 9. Государство и гражданское общество 1.2   Опрос, доклады, тестирование
10. Тема 10. Понятие, принципы и функции права 1.2   Опрос, доклады, тестирование
11. Тема 11. Взаимосвязь права с государством, экономикой и политикой 1.2   Опрос, доклады, тестирование
12. Тема 12. Право в системе нормативного регулирования 1.2   Опрос, доклады, тестирование
13. Тема 13. Нормы права 1.2   Опрос, доклады, тестирование
  Форма контроля - экзамен            
14. Тема 14. Формы (источники) права 2.1   Опрос, доклады, тестирование
15. Тема 15. Правотворчество, юридическая техника и систематизация законодательства 2.1   Опрос, доклады, тестирование
16. Тема 16. Система права и система законодательства 2.1   Опрос, доклады, тестирование
17. Тема 17. Правовые отношения 2.1   Опрос, доклады, тестирование
18. Тема 18. Реализация права 2.1   Опрос, доклады, тестирование
19. Тема 19. Толкование норм права 2.1   Опрос, доклады, тестирование
20. Тема 20. Правомерное поведение и правонарушение 2.1   Опрос, доклады, тестирование
21. Тема 21. Государственное принуждение и юридическая ответственность 2.2   Опрос, доклады, тестирование
22. Тема 22. Правовое регулирование, законность и правопорядок 2.2   Опрос, доклады, тестирование
23. Тема 23. Право и личность 2.2   Опрос, доклады, тестирование
24. Тема 24. Международное право и правовые системы стран мира 2.2   Опрос, доклады, тестирование
25. Тема 25. Правопонимание: история и современность 2.2   Опрос, доклады, тестирование
  Итого – 252 часа     (в т.ч. ИРС – 13 ч.)  

 

Формы итогового контроля по дисциплине (промежуточной аттестации) – 2 экзамена.

 

 

Содержание учебной дисциплины

 

ТЕМА 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Понятие науки. Виды наук: естественные, технические, общественные. Объект и предмет науки. Предмет теории государства и права. Основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Особенности предмета теории государства и права. Теория государства и права как общественная, юридическая, общетеоретическая наука. Функции теории государства и права: познавательная, эвристическая, прогностическая, мировоззренческая, воспитательная, методологическая, прикладная.

Методология теории государства и права: как наука о методах и как совокупность методов научного познания. Виды методов теории государства и права: Всеобщие (метафизический и диалектический методы: материалистическая диалектика, идеалистическая диалектика – объективный и субъективный идеализм); общенаучные (логический, исторический, структурно-функциональный, системный, комплексного исследования); частнонаучные/специальные (статистический, социологический, социально-психологический, математический, кибернетический); частноправовые/специально-юридические (формально-юридический, сравнительного правоведения, государственно-правового эксперимента, государственно-правового прогнозирования). Факторы, определяющие выбор методов исследования.

Понятие правоведения (юриспруденции). Место и роль теории государства и права в системе юридических наук. Система юридических наук: теоретико-исторические, отраслевые, прикладные, международно-правовые науки. Соотношение и взаимосвязь теории государства и права и других юридических наук: общие черты, отличия, взаимосвязь. Методологическая роль теории государства и права в системе юридических наук. Генезис, современное состояние и перспективы развития теории государства и права. Теория государства и права и юридического практика.

Теория государства и права в системе общественных наук. Связь теории государства и права с философией, социологией, политологией, историей, экономической теорией и другими общественными науками.

Теория государства и права как учебная дисциплина, ее особенности; цели и задачи. Значение теории государства и права для освоения других юридических дисциплин. Ее роль в формировании юридического мировоззрения, политической и правовой культуры юриста.

 

ТЕМА 2. Происхождение государства и права

 

Общая характеристика первобытного общества: общественный строй, власть и социальные нормы. Особенности организации власти в первобытном обществе. Особенности первобытных обычаев. Социальные нормы в первобытном обществе. Концепция «мононорм» как социальных регуляторов в условиях присваивающей экономики первобытного общества. Переход от «мононорм» присваивающей экономики к правовым и иным социальным нормам производящей экономики.

Основные теории происхождения государства: теологическая Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жан Маритен), патриархальная (Конфуций, Аристотель, Фильмер, Михайловский, Покровский), договорная (Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Денни Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер, Монтескьё), органическая (Герберт Спенсер, Блюнчли, Вормс), психологическая (Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, Габриэль Тард, Зигмунд Фрейд, Мейтленд_Джонс), насилия (Людвиг Гумплович, Крал каутский, Евгений Дюринг), расовая (Ж. Гобино, Ф. Ницше), классовая/историко-материалистическая (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.И. Ленин) и др.

Современные подходы к пониманию причин и закономерностей возникновения государства. Переход от присваивающейся к производящей экономике («неолитическая революция»). Факторы, влияющие на возникновение государства (географический, военный, миграционный, психологический, экономический, религиозный, демографический, экологический и другие). Формы возникновения государства у различных народов. Образование Восточного государства. Образование античных государств. Образование государств в Западной и Восточной Европе.

Причины, основные закономерности и пути возникновения права. Особенности восточного пути образования права. Пути образования права на Западе: перерастание первобытных обычаев в правовые; издание нормативных правовых актов: создание правовых прецедентов. Значение государства в генезисе права. Рецепция и экспансия права.

Отличия права от первобытных обычаев: по времени возникновения; по источнику возникновения; по содержанию; по форме выражения; по порядку вступления в действие; по уровню стабильности; по степени детализации; по способам обеспечения.

 

ТЕМА 3. Понятие и типология государства

 

Многообразие подходов к пониманию государства. Сущность государства и ее эволюция. Соотношение классового и общесоциального в сущности государства. Социальное назначение государства. Взаимосвязь сущности и социального назначения государства. Различные подходы к определению социального назначения государства.

Понятие государства. Государство как суверенная, территориальная организация политической власти в обществе. Признаки государства: наличие публичной власти и её аппарата; территориальная организация населения и политической власти; наличие государственного суверенитета; наличие права; наличие государственной казны.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 177.