Квалификация – СПЕЦИАЛИСТ
Форма обучения – ОЧНАЯ
Рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры
Протокол № 9 от « 30 » мая 2012 г.
Зав. кафедрой _________________
г. Нижний Новгород
2012 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями изучения учебной дисциплины «Теория государства и права» являются овладение базовыми, фундаментальными знаниями в области юриспруденции.
Задачами освоения учебной дисциплины «Теория государства и права» являются:
1. Овладение знаниями об основных общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности и социальном назначении, а также об их связи с другими общественными явлениями; об основных понятиях и категориях юридической науки, что является необходимым условием успешного овладения материалом отраслевых юридических дисциплин.
2. Выработка умений толковать и реализовывать нормы права, грамотно оценивать юридически значимые обстоятельства и квалифицировать юридические факты, совершать разнообразные юридические действия.
3. Формирование профессионального правосознания и правовой культуры будущих юристов, развитие умения мыслить юридическими категориями.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности» учебная дисциплина С3.Б3.01 «Теория государства и права» включена в базовую часть профессионального цикла.
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:«Философия», «Логика», «Профессиональная этика», Экономика», «Политология», «Психология», «Русский язык и культура речи», «История учений о праве и государстве».
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:«Социология», «Демография», Геополитика», «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», «Документоведение и делопроизводство», «мировые информационные ресурсы», «Корпоративные информационные системы» и все дисциплины профессионального цикла.
Для эффективного изучения теории государства и права студенты должны владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, полученными ими при обучении в средних общеобразовательных учебных заведениях, особенно в рамках изучения таких учебных дисциплин как «История» и «Обществознание».
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины
Перед началом изучения дисциплины студент должен:
- знать основные закономерности и этапы общественного развития в рамках школьного курса истории, а также основные обществоведческие понятия и категории в рамках школьного курса обществознания;
- уметь пользоваться обществоведческой терминологией, анализировать факты общественной жизни, ориентироваться в социальных процессах;
- владеть навыками восприятия и анализа общественно-политических и социально-экономических процессов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучив учебную дисциплину «Теория государства и права», студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);
способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);
Изучив учебную дисциплину «Теория государства и права», студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
а) в области нормотворческой деятельности:
способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
б) в области правоприменительной деятельности:
способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3);
способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4);
способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-6);
способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);
в) в области экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);
способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации, осуществлять юридическую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условия для проявления коррупции (ПК-9);
г) в области правоохранительной деятельности:
способностью обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства (ПК-10);
способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);
способность выявлять и предупреждать угрозы безопасности личности, общества и государства (ПК-12);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-13);
способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализировать, проверять и оценивать её, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения безопасности личности, общества и государства (ПК-15);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-16);
способностью осуществлять деятельность в сфере международного сотрудничества правоохранительных органов (ПК-17);
способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18);
д) в области организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-19);
способность организовывать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учёт её результатов (ПК-24);
способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-25);
е) в области научно-исследовательской деятельности:
способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования (ПК-26);
способностью применять методы прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-27);
способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчёты по результатам исследования (ПК-28);
ж) в области педагогической деятельности:
способностью преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и дополнительного образования (ПК-29);
способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-30).
В результате освоения дисциплины «Теория государства и права» студент должен:
· знать такие вопросы, как: понятие, сущность и социальное назначение государства и права; происхождение государства и права; типы и формы государства; функции и механизм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие и признаки правового государства; принципы и функции права; место и роль права в системе нормативного регулирования; нормы права; формы (источники) права; правотворчество, юридическая техника и систематизация нормативных правовых актов; система права и система законодательства; правовые отношения; реализация права и толкование норм права; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность; механизм правового регулирования; законность и правопорядок; право и личность; правосознание, правовая культура и правовое воспитание; правовые системы мира;
· уметь: применять на практике полученные знания в области теории государства и права; профессионально анализировать явления и процессы государственно-правового характера; делать мотивированные выводы по широкому кругу вопросов деятельности государства и правового регулирования; выражать и аргументировать личную позицию;
· владеть методами научного исследования государственно-правовой действительности;
· обладать навыками толкования и реализации норм права, составления правовых документов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (1 з.е. – 36 часов), 252 часа.
Структура учебной дисциплины
№ п/п | Разделы (темы) учебной дисциплины | Семестр / подсеместр | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости по темам. | |||
Лек-ции | Семи-нары | Практ. занят. | Сам. раб. | ||||
1. | Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина | 1.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
2. | Тема 2. Происхождение государства и права | 1.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
3. | Тема 3. Понятие и типология государства | 1.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
4. | Тема 4. Форма государства | 1.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
5. | Тема 5. Функции государства | 1.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
6. | Тема 6. Механизм государства | 1.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
7. | Тема 7. Государство в политической системе общества. | 1.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
8. | Тема 8. Правовое государство | 1.2 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
9. | Тема 9. Государство и гражданское общество | 1.2 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
10. | Тема 10. Понятие, принципы и функции права | 1.2 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
11. | Тема 11. Взаимосвязь права с государством, экономикой и политикой | 1.2 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
12. | Тема 12. Право в системе нормативного регулирования | 1.2 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
13. | Тема 13. Нормы права | 1.2 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
Форма контроля - экзамен | |||||||
14. | Тема 14. Формы (источники) права | 2.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
15. | Тема 15. Правотворчество, юридическая техника и систематизация законодательства | 2.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
16. | Тема 16. Система права и система законодательства | 2.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
17. | Тема 17. Правовые отношения | 2.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
18. | Тема 18. Реализация права | 2.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
19. | Тема 19. Толкование норм права | 2.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
20. | Тема 20. Правомерное поведение и правонарушение | 2.1 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
21. | Тема 21. Государственное принуждение и юридическая ответственность | 2.2 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
22. | Тема 22. Правовое регулирование, законность и правопорядок | 2.2 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
23. | Тема 23. Право и личность | 2.2 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
24. | Тема 24. Международное право и правовые системы стран мира | 2.2 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
25. | Тема 25. Правопонимание: история и современность | 2.2 | Опрос, доклады, тестирование | ||||
Итого – 252 часа | (в т.ч. ИРС – 13 ч.) |
Формы итогового контроля по дисциплине (промежуточной аттестации) – 2 экзамена.
Содержание учебной дисциплины
ТЕМА 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Понятие науки. Виды наук: естественные, технические, общественные. Объект и предмет науки. Предмет теории государства и права. Основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Особенности предмета теории государства и права. Теория государства и права как общественная, юридическая, общетеоретическая наука. Функции теории государства и права: познавательная, эвристическая, прогностическая, мировоззренческая, воспитательная, методологическая, прикладная.
Методология теории государства и права: как наука о методах и как совокупность методов научного познания. Виды методов теории государства и права: Всеобщие (метафизический и диалектический методы: материалистическая диалектика, идеалистическая диалектика – объективный и субъективный идеализм); общенаучные (логический, исторический, структурно-функциональный, системный, комплексного исследования); частнонаучные/специальные (статистический, социологический, социально-психологический, математический, кибернетический); частноправовые/специально-юридические (формально-юридический, сравнительного правоведения, государственно-правового эксперимента, государственно-правового прогнозирования). Факторы, определяющие выбор методов исследования.
Понятие правоведения (юриспруденции). Место и роль теории государства и права в системе юридических наук. Система юридических наук: теоретико-исторические, отраслевые, прикладные, международно-правовые науки. Соотношение и взаимосвязь теории государства и права и других юридических наук: общие черты, отличия, взаимосвязь. Методологическая роль теории государства и права в системе юридических наук. Генезис, современное состояние и перспективы развития теории государства и права. Теория государства и права и юридического практика.
Теория государства и права в системе общественных наук. Связь теории государства и права с философией, социологией, политологией, историей, экономической теорией и другими общественными науками.
Теория государства и права как учебная дисциплина, ее особенности; цели и задачи. Значение теории государства и права для освоения других юридических дисциплин. Ее роль в формировании юридического мировоззрения, политической и правовой культуры юриста.
ТЕМА 2. Происхождение государства и права
Общая характеристика первобытного общества: общественный строй, власть и социальные нормы. Особенности организации власти в первобытном обществе. Особенности первобытных обычаев. Социальные нормы в первобытном обществе. Концепция «мононорм» как социальных регуляторов в условиях присваивающей экономики первобытного общества. Переход от «мононорм» присваивающей экономики к правовым и иным социальным нормам производящей экономики.
Основные теории происхождения государства: теологическая Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жан Маритен), патриархальная (Конфуций, Аристотель, Фильмер, Михайловский, Покровский), договорная (Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Денни Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер, Монтескьё), органическая (Герберт Спенсер, Блюнчли, Вормс), психологическая (Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, Габриэль Тард, Зигмунд Фрейд, Мейтленд_Джонс), насилия (Людвиг Гумплович, Крал каутский, Евгений Дюринг), расовая (Ж. Гобино, Ф. Ницше), классовая/историко-материалистическая (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.И. Ленин) и др.
Современные подходы к пониманию причин и закономерностей возникновения государства. Переход от присваивающейся к производящей экономике («неолитическая революция»). Факторы, влияющие на возникновение государства (географический, военный, миграционный, психологический, экономический, религиозный, демографический, экологический и другие). Формы возникновения государства у различных народов. Образование Восточного государства. Образование античных государств. Образование государств в Западной и Восточной Европе.
Причины, основные закономерности и пути возникновения права. Особенности восточного пути образования права. Пути образования права на Западе: перерастание первобытных обычаев в правовые; издание нормативных правовых актов: создание правовых прецедентов. Значение государства в генезисе права. Рецепция и экспансия права.
Отличия права от первобытных обычаев: по времени возникновения; по источнику возникновения; по содержанию; по форме выражения; по порядку вступления в действие; по уровню стабильности; по степени детализации; по способам обеспечения.
ТЕМА 3. Понятие и типология государства
Многообразие подходов к пониманию государства. Сущность государства и ее эволюция. Соотношение классового и общесоциального в сущности государства. Социальное назначение государства. Взаимосвязь сущности и социального назначения государства. Различные подходы к определению социального назначения государства.
Понятие государства. Государство как суверенная, территориальная организация политической власти в обществе. Признаки государства: наличие публичной власти и её аппарата; территориальная организация населения и политической власти; наличие государственного суверенитета; наличие права; наличие государственной казны.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 199.