Доказательства в ходе дебатов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Построение сюжета доказательств –блока доказательств утверждения (отрицания), который будет реализован командой. Необходимо ответить на следующие вопросы:

- почему мы (не) соглашаемся с темой (тезисом);

- какие сильные доводы можно привести в поддержку (отрицание) тезиса;

- какие основные проблемы содержит тема (её структура), какие примеры можно привести;

- какие вопросы могут возникнуть в связи с данным тезисом;

- слабые стороны тезиса;

- возможные опровергающие аргументы.

 

План действий выступающего:

  1. Приветствие слушателей.
  2. Представление команды и себя.
  3. Вступление – формулировка тезиса и обоснование актуальности темы.
  4. Определение основных понятий.
  5. Аргументация – приведение аргументов в поддержку своего тезиса. Это основная часть выступления.
  6. Заключение.
  7. Благодарность за внимание.

 

Важным элементом процесса аргументации является выработка или выбор критериев аргументации. Критерий – структурный элемент процесса аргументации, который служит для упрощения логических связей между аргументами и тезисом темы, задает направление раунда дебатов. Критерий – это главный аргумент, центральное звено в цепи других аргументов. Критерий может быть конечной целью или ценностью, утверждаемой участниками дебатов. Пример: в теме «Телевидение приводит к насилию» критерием может стать аргумент «копирование поведения героев боевиков и передач», который подкрепляется фактами и примерами.

 

Как создать аргумент:

  1. запись двумя-тремя словами смысла аргумента и его номер по порядку.
  2. формулировка – полное содержание, содержащее главную мысль аргумента.
  3. ключевые слова, характеризующие главную мысль аргумента.
  4. текст доказательства в виде развернутых предложений.
  5. связка со следующим аргументом.

Один из способов представления аргументов – «обзор». Это особое уведомление: «Данный аргумент может быть рассмотрен в нескольких аспектах…»

 

 

Подготовка к игре.

Обсуждение темы и подготовки к игре можно провести в завершающей части предыдущего перед игрой семинара (15-20 мин.). Необходимо определить тему, распределить роли, наметить круг источников (литературы), изучение которых необходимо для последующей игры. На подготовительном этапе студенты должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры, найти определения основным понятиям, составить систему аргументов для утверждающей и отрицающей стороны. Каждой стороной продумывается стратегия отрицания, т.е. составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, а также предполагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

 

Правила проведения дебатов.

В игре участвуют две команды по три игрока (спикера) в каждой. Это первый, второй и третий спикер команды утверждения (У1, У2, У3) и первый, второй и третий спикер команды отрицания (О1, О2, О3). В ходе игры спикеры поочередно, в соответствии с правилами и регламентом, выступают с речами. В раунде перекрестных вопросов спикеры задают вопросы и отвечают на вопросы. В таблице 1 представлена схема соотношения между действиями всех участников.

Таблица 1.

Выступления участников и раунд перекрестных вопросов.

Спикер Время Функция
У1 6 мин. Представляет команду и дает определение темы, обосновывает её актуальность, объясняет ключевые понятия, вводит критерий, представляет все аргументы команды в организованной форме
О3 к У1 3 мин. О3 задает вопросы с целью принизить аргументы У1 и обнаружить слабые места позиции утверждения. У1 отвечает.
О1 6 мин. В общем принимает или уточняет определения, но не дает других (дебаты по определениям не проводятся). Опровергает утверждения У1, выдвигает все возможные отрицающие аргументы.
У3 к О1 3 мин. О3 задает вопросы с целью принизить аргументы О1 и обнаружить слабые места позиции утверждения. О1 отвечает
У2 5 мин. Отвергает все аргументы О1, усиливает утверждающую линию и представляет доказательства.
О1 к У2 3 мин О1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы У2, тот отвечает
О2 5 мин. Опровергает аргументацию У1 и У2, усиливает отрицающую линию, приводит доказательства в её поддержку
У1 к О2 3 мин У1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы О2, тот отвечает
У3 5 мин. Опровергает аргументы и доказательства отрицающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства утверждающей линии
О3 5 мин. Опровергает аргументы и доказательства утверждающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства своей линии

 

Особенности подготовки и выступления спикеров.

Первый спикер – это лицо, визитная карточка команды. Он может основываться на домашних заготовках, но должен быть готов к перекрестным вопросам.

Вторые спикеры постоянно работают в режиме гиперссылки. Они анализируют все, что произошло в игре, и на этом основании выстраивают свою речь. Это мастера анализа и диалога. На вторых спикеров работает вся команда, им помогают. Они должны подготовить на материале первых спикеров нужную базу для третьих.

Третьи спикеры – это актеры, мастера искусного завершения выступления, обобщения. Они должны красиво, изящно завершить игру.

Считается допустимым, но не вполне правильным использования конспекта, домашних заготовок во время игры. Эффектнее использование карточек небольшого формата с нужными записями.

 

Особенности подготовки и работы судьи.

В качестве судей можно занять всех студентов, которые не вошли в команды и не выполняют роли тьюторов и таймкипера.

Судьи должны абстрагироваться от всех личных симпатий и пристрастий, быть максимально беспристрастными, предельно внимательно слушать спикеров и вести рабочие записи, фиксировать основные моменты выступлений спикеров и перекрестных вопросов.

Судья заполняет судейский протокол, принимает решение о том, какой команде отдать предпочтение. На обратной стороне протокола судья приводит таблицу, содержащую аргументы сторон.

Протокол оценивает речь каждого спикера на основании трех критериев (трех «С»): содержания, структуры, способа. По каждому из этих критериев каждый спикер может получить максимальное количество баллов – 10 (т.е за игру спикер может получть максимум 30 баллов). Судья, оценивая игру, снимает за каждую ошибку некоторое количество баллов.

Ошибки за которые могут быть сняты баллы.

По критерию «содержание»:

- повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства;

- утверждение мнения, а не фактических или логических доказательств;

- неясное или неправильное определение понятий темы;

- отклонение от темы – вследствие плохой подготовленности или из-за давления оппонентов;

- несоответствия аргументов теме;

- ложные аналогии;

- атаки на личность вместо аргументации;

- давление, запугивание (в т.ч. авторитетом);

- фактические ошибки.

По критерию «Структура»:

- нелогичные высказывания;

- ложные заключения и выводы (нарушение причинно-следственных связей);

- неправильное распределение ролей – выступление не соответствует роли спикера;

- хронологические ошибки;

- несоблюдение регламента.

По критерию «Способ»:

- небрежное или некорректное поведение;

- несоответствующая мимика и жестикуляция;

- излишняя агрессивность;

- речевые ошибки;

- монотонная речь;

- плохая артикуляция (дикция);

- стилистические недостатки.

По каждому критерию судья имеет право прибавить один поощрительный балл, если по этому критерию были вычеты (максимальное количество баллов -10).

 

Таблица протокола судьи:

Судья_________________________________

Утверждающая команда

Спикер Содержание, баллов Структура, баллов Способ, баллов Всего
У1        
У2        
У3        
Итого        

Лучший спикер_________________________

 

Отрицающая команда

Спикер Содержание, баллов Структура, баллов Способ, баллов Всего
О1        
О2        
О3        
Итого        

Лучший спикер_________________________

Команда-победитель______________________

 

Критерий Снятые баллы У1 У2 У3 О1 О2 О3
Содержание
Определения До 2            
Аргументы: отношение к теме разнообразие глубина доказательность (связь с темой) достоверность достаточность избыточность              
Фактическая ошибка            
Работа с вопросами До 2            
Особое мнение (может добавляться после вычетов) До +2            
Структура              
Соответствие роли спикера До 3            
Логика построения речи До 3            
Структурированность выступления До 3            
Соблюдение регламента            
Особое мнение (может добавляться после вычетов) До +2            
Способ
Культура речи До 3            
Культура поведения до 3 До 3            
Корректность До 3            
Особое мнение (может добавляться после вычетов) До +2            
Всего, баллов снято              
Всего, баллов добавлено              
Итоговое количество баллов Не более10, -/+            

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Варианты контрольных работ

Целью выполнения контрольных работ является дальнейшее углубление и систематизация знаний по логике, полученных студентами во время прослушивания лекций и работы на семинарских занятиях.

При написании контрольной работы по логике необходимо обратить внимание на следующее:

Во-первых, оформление работы. На титульном листе (или обложке тетради) указывается наименование вуза, филиала, факультета. Далее указывается, кому принадлежит контрольная работа, номер зачетной книжки и номер варианта. Номер варианта задания соответствует последней цифре зачетной книжки (студенческого билета). Если последняя цифра зачетной книжки "О", то ей соответствует десятый вариант.

Во-вторых, выполнение работы. Выписывается упражнение № I варианта и на него дается полный, развернутый ответ. Если в задаче требуется начертить схемы, то их нужно выполнять аккуратно. Затем выписывается второе упражнение и выполняется. И так далее, до последнего задания. Если при решении задач возникают вопросы или сомнения, их следует записать (чтобы выяснить на семинарских занятиях).

 

Вариант "О" (пример выполнения контрольной работы)

 

I. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

I.I. Студент - это учащийся.

Ответ: Определение неправильное. Нарушено правило соразмерности определения. Правая часть больше левой (ошибка слишком широкого определения). Правильное определение: студент - учащийся высшего учебного заведения.

2. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово, распределенность терминов.

2.1. Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности.

Ответ: Субъект - "лицо, виновное в совершении преступления".

Предикат - "уголовная ответственность".

Связка - "подлежит".

Суждение общеутвердительное (общее по количеству и утвердительное по качеству).

Кванторное слово опущено ("всякое").

Таким же образом оформляется решение остальных задач задания. Так как задачи связаны с различными темами, то сначала необходимо проработать соответствующую тему по учебнику. Ответы на задания должны быть по существу, по возможности краткими.

 

 

Вариант I

 

I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.

I.I. Один из свидетелей утверждал, что в момент нанесения удара Р-ну напавший на него М. стоял на крыльце вокзала, возвышающемся над землей на полтора метра, а Р. стоял на земле около крыльца. Другой свидетель утверждал, что М. стоял в тот момент не на крыльце, а на земле, недалеко от здания вокзала, потерпевший же стоял между М. и крыльцом. Первый свидетель показал, что М. в момент нанесения удара стоял спиной к зданию вокзала, а другой - что он стоял лицом к вокзалу.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

2.1. Юрист.

2.2. Государство.

2.3. Московский гуманитарный институт.

3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

3.1. Упрямство есть порок слабого ума.

3.2. Интеллигенция - общественный слой людей, обладающих специальными знаниями в области науки, культуры и профессионально занимающихся сложным умственным трудом.

4. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово.

4.1. Большую часть студентов 511 группы составляют мужчины.

5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части ( простые суждения); запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

5.1. Распоряжения администрации издаются за подписью главы администрации или одного из его заместителей.

5.2. Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно.

6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

6.1. Все студенты юридического института изучают логику.

Петров - студент юридического института. Петров изучает логику.

7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции:

7.1. Всю неделю стояла жаркая погода.

8. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса.

8.1. Российская Федерация - федеративное государство.

9. Установите несостоятельность аргументов.

9.1. Если войны - результат агрессивных наклонностей человека, то они неизбежны, так как человек по природе своей агрессивен.

10. В приведенных текстах определите логические ошибки; укажите, какие правила нарушены.

10.1. "Ах, батюшки мои! Да чем же он плут, скажи, пожалуйста! Каждый праздник он в церковь ходит, да придет-то раньше всех; посты держит; великим постом и чаю не пьет с сахаром - все с медом, либо с изюмом. Так-то, голубчик! Не то, что ты. А если и обманет кого, так что за беда! Не он перый, не он последний: человек коммерческий. Тем, Антипушка, и торговля-то держится. Не помимо пословица-то говорится: "Не обмануть - не продать". (Островский А.Н. Семейная картина).

 

Вариант 2

 

I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.

I.I. "Вишь ты, - сказал один (мужик) другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случалось в Москву или нe доедет?" – «Доедет», - отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - "В Казань не доедет", - отвечал другой. Этим разговор и кончился. (Гоголь Н.В. Мертвые души).

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

2.1. Прокуратура.

2.2. Западная граница России.

2.3. Невиновность.

3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

3.1. Мошенник - человек, занимающийся мошенничеством.

3.2. Кибернетика - не искусство.

4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, рапределенность терминов суждения).

4.1. Ни один прогрессивный человек не является противником мира.

4.2. Некоторые осужденные к лишению свободы - рецидивисты.

5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения); запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

5.1. Граждане Российской Федерации различных рас и национальностей имеют равные права.

5.2. Если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам, то договор считается заключенным.

6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

6.1. Ни одна захватническая война не может быть справедливой. Национально-освободительные войны являются справедливыми, поэтому они не могут быть захватническими.

7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?

7.1. Все студенты группы явились на семинар.

8. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса.

8.1. Судья Антонов не может принимать участие в уголовном деле Петрова и подлежит отводу.

9. Установите несостоятельность аргументов.

9.1. Гражданин К. получил взятку, так как ему только что вручили крупную сумму денег за какую-то услугу.

10. В приведенных текстах определите логические ошибки; укажите, какие правила нарушены.

10.1. Студент такими словами доказывал, что надо или поставить ему удовлетворительную отметку или экзаменовать его дальше: "Я прочел весь курс. Так неужели же я ничего не знаю? Может быть, я и отвечу на что-нибудь".

 

Вариант 3

 

I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.

I.I. «Вот граница! - сказал Ноздрев, - все, что ни видишь по эту сторону, все мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за тем лесом, все это мое». (Гоголь Н.В. Мертвые души).

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

2.1. Юридический закон.

2.2. Антиквар.

2.3. Племянник.

3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

3.1. Учение - мать умения.

3.2. Величина есть то, что можно измерить, исчислить (то, что можно увеличивать и уменьшать).

4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).

4.1. Незаконная сделка является недействительной.

4.2. Каждый шахматист имеет свой уровень мастерства.

5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части ( простые суждения); запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

5.1. Ни извиняющийся тон, ни упрямство не украшают спор.

5.2. Санкции в международном праве применяются к государству, если зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права.

6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

6.1. Все рабовладельческие государства являлись диктатурой рабовладельцев. Государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев, так как оно было рабовладельческим.

7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции.

7.1. На миру и смерть красна.

8. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса.

8.1. На Нюрнбергском процессе несколько особо опасных нацистских преступников были приговорены к смертной казни.

9. Установите несостоятельность аргументов.

9.1. Куры летают, так как куры птицы, а все птицы летают.

10, В приведенных текстах определите логические ошибки; укажите, какие правила нарушены.

10.1. "Если кто говорит, что человеческий разум настолько независим, что вера не может им управлять - да будет он предан анафеме". (Положение, провозглашенное П Ватиканским собором).

10.2. "Если кто-либо не постыдится утверждать, что вне материи ничего нет, - да будет он проклят". (Догматическая конституция католической веры. Канон 2).

 

Вариант 4

 

I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.

I.I. "Как может быть хорошо женщине в ее положении в эту невыносимую жару, когда окна на солнце, - сказала Варвара Алексеевна...

- Да ведь здесь тень с десяти часов, - сказала Мария Львовна.

- От этого и лихорадка, от сырости, - сказала Варвара Алексеевна».

(Толстой Л. Дьявол).

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

2.1. Столица.

2.2. Следователь.

2.3. Невесомость.

3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

3.1. Наказание - мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление.

3.2. Сравнение - не доказательство.

4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).

4.1. Ни один самолет не выйдет в рейс без технического осмотра.

4.2. Некоторые прямоугольники не являются квадратами.

5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части ( простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

5.1. Если Н. - гражданин Российской Федерации, то по достижении 18-летнего возраста он становится совершеннолетним.

5.2. Дитя не плачет - мать не разумеет.

6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

6.1. Электрон имеет отрицательный заряд. Электрон – элементарная частица. Значит, некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд.

7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?

7.1. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.

8. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.

8.1. Выдающийся представитель классической немецкой философии Гегель принадлежит к лагерю материализма.

9. Установите несостоятельность аргументов.

9.1. Иванов не совершал этой кражи, так как он всегда был честным человеком.

10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.

10.1. "Вы рассуждайте философски: человек не может ни ускорить событий, ни задерживать их, как не может он остановить вращение Земли, развитие прогрессивного паралича, или, например, этот идиотский дождь. Все, что должно быть, будет, чего не может быть - не будет, как Вы ни прыгайте. Это, батя, доказано Марксом и - значит - шабаш". (Горький. Городок Окуров).

 

Вариант 5

 

I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.

I.I. "А что, отец, - спросил молодой человек, затянувшись, - невесты у вас в городе есть?

Старик - дворник ничуть не удивился.

- Кому и кобыла невеста, - ответил он, охотно ввязываясь в разговор.

- Больше вопросов не имею, - быстро проговорил молодой человек.

И сейчас же задал новый вопрос:

- В таком доме да без невест?" (И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев).

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

2.1. Рота.

2.2. Случайность.

2.3. Атеист.

3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

3.1. Кража - тайное похищение государственного имущества.

3.2. Нация - устойчивая историческая общность людей.

4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).

4.1. Юность планеты хочет видеть мир свободным от насилия и войн.

4.2. Маршал Жуков - выдающийся полководец второй мировой войны.

5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

5.1. Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта.

5.2. Шторма бояться - в море не ходить.

6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

6.1. Все рыбы дышат жабрами. Значит, кит - не рыба, он не дышит жабрами.

7. Можно ли получить данные с помощью полной индукции?

7.1. В мире все явления причинно обусловлены.

8. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.

8.1. Все студенты 511 группы успешно сдали весеннюю сессию.

9. Установите несостоятельность аргументов.

9.1. Пьер Леже - веселый, остроумный человек, так как он француз, а все французы веселы и остроумны.

10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.

10.1. Если этому больному суждено умереть, то он умрет все равно - позовет он врача или нет; а если ему суждено выздороветь, то он выздоровеет все равно - позовет он врача или нет. Но так как ему суждено либо выздороветь, либо умереть, то не стоит звать врача.

 

 

Вариант 6

 

I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.

I.I. "... Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плывем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя, кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который нас тоже не любит. Никому до нас нет дела". (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев).

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

2.1. Равенство.

2.2. Право.

2.3. Гражданское мужество.

3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

3.1. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.

3.2. Соната - музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.

4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).

4.1. Некоторые выдающиеся музыканты не имели абсолютного слуха.

4.2. Многие студенты считают, что изучение логики способствует формированию культуры мышления.

5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части ( простые суждения); запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

5.I. Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма.

5.2. Мая золотник, да дорог.

6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

6.1. Обвиняемый имеет право на защиту. Следовательно, Л. имеет право на защиту, так как он обвиняемый.

7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?

7. 1. Счастливые - часов не наблюдают.

8. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.

8.1. Суд не может установить объективную истину по делу.

9. Установите несостоятельность аргументов.

9.1. Молодежь должна учиться, так как ученье - свет, а неученье - тьма.

10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.

10.1. Конечно, это пьяница: взгляните только, какой у него красный нос.

 

Вариант 7

1. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.

1.1. "Прошу Вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю". (Из заявления в суд).

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

2.1. Бригада Иванова В.П.

2.2. Адвокат.

2.3. Гражданское мужество.

3. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

3.1. Точка есть то, что не имеет частей.

3.2. Хвойными называются растения, лишенные листьев.

4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).

4.1. Многие студенты считают, что изучение логики способствует формированию культуры мышления.

4.2. Суждение - форма мышления.

5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

5.1. При нарушении служащим дисциплины администрация предприятия обязана взять у него письменное либо устное объяснение.

5.2. Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора.

6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

6.1. Все рабовладельческие общества являлись диктатурой рабовладельцев. Следовательно, государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев, так как оно было рабовладельческим.

7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?

7.1. Наши соотечественники еще в ХVI-ХVII вв. прокладывали морские пути, обследовали и осваивали далекие северные просторы.

8. К данным тезисам подберите аргументы, используя дедуктивную форму обоснования.

8.1. Студент Андреев изучает политологию.

9. Установите несостоятельность аргументов.

9.1. Семенов - истинный интеллигент, он закончил институт, а каждый человек, имеющий высшее образование - интеллигент.

10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.

10.1. "Сколько получится, если из 12 вычесть 4?

Однажды падишах спросил Бирбала:

- Скажи мне, Бирбал, сколько останется, если из 12 отнять 4 ?

- Ничего не останется, - ответил Бирбал.

- Как это ничего? - удивился падишах.

- А так, - ответил Бирбал, - если из 12 месяцев вычесть 4 времени года, что же останется? Ничего!" (Поучительные истории о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале. М., 1976).

 

Вариант 8

 

1. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.

"Шофер Синельников не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме". (Из протокола).

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

2.1 Государство.

2.2. Бескорыстие.

2.3. Балтийский флот.

3. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.

3.1. За нарушение служебной дисциплины могут применяться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы.

3.2. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.

4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).

4.1. Никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана.

4.2. Некоторая часть преобразующей деятельности человека негативно изменяет условия развития естественных систем.

5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

5.1. Научное исследование может быть проведено одним человеком, либо группой лиц.

5.2. Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

6. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

6.1. Религиозный обряд брака не имеет правового значения. Значит, брак между П. и Ф. не имеет правового значения, так как он был совершен по религиозному обряду.

7. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?

7.1. Все инертные газы имеют валентность, равную нулю.

8. К данным тезисам подберите аргументы, используя дедуктивную форму обоснования.

8.1. Франция - развитая промышленная страна.

9.Установите несостоятельность демонстрации.

9.1. Сидоров - голубоглазый человек, поэтому со всей определенностью можно сказать, что он уроженец Севера, так как большинство северян - голубоглазы.

10. В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.

10.1. Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом.

- А Ваша мать болела артритом? - спросил врач.

- Нет.

- А отец?

- Тоже не болел.

- Нет у Вас артрита, - заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений.

 

Вариант 9

 

I. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках.

I.I. Учитель: "Надеюсь, Том, что я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради".

Том: "Я тоже на это надеюсь".

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

2.1. Диктатура.

2.2. Следователь.

2.3. Бескорыстие.

3. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.

3.1. Конституция Российской Федерации гарантирует всю полноту социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан.

3.2. Суждения по качеству делятся на утвердительные и отрицательные.

4. Дайте объединенную классификацию суждений (вид суждения, субъект, предикат, связку, количество и качество суждения, кванторное слово, распределенность терминов суждения).

4.1. Только талантливый оратор не говорит заученными фразами.

4.2. 70 % мирового грузооборота перевозится морским путем.

5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части ( простые суждения); запишите суждения с помощью символов, используя логические св

Дата: 2016-10-02, просмотров: 276.