ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский филиал
Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Утверждена ученым советом ВФ РАНХиГС (в составе ОП ВО) Протокол № _____ от «__» _________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Б1.Б.15. ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
_____________________________________________________
(индекс и наименование дисциплины (модуля), в соответствии с учебным планом)
по направлению подготовки (специальности)
40.05.01 Обеспечение национальной безопасности
_______________________________________________________________
(код и наименование направления подготовки (специальности))
Юриспруденция
_______________________________________________________________
направленность (профиль/специализация)
Юрист
_______________________________________________________________
квалификация
очная
_______________________________________________________________
форма(ы) обучения
Волгоград, 2016 г.
Автор–составитель:
к.ю.н., доцент | Я.Я. Кайль | |
(ученое звание, ученая степень, должность) | (подпись) | (Ф.И.О.) |
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой гражданско-правовых дисциплин
( наименование кафедры)
Протокол от «____»_________ 2015 г. № _____
Заведующий кафедрой
гражданско-правовых дисциплин А.И. Бортеньев
_____________________ ______________ ____________________
(наименование кафедры) (подпись) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Цель и задачи дисциплины (модуля)……...…………………………………………..4 |
2. | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)……………………...4 |
3. | Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО……………………………………5 |
4. | Объем дисциплины (модуля)…………………………………………………………….6 |
5. | Содержание и структура дисциплины (модуля)………………………………………. 6 |
6. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)………….………………………………………………….…16 |
7. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)…34 |
8. | Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)…………………………………………….…………………………………36 |
9. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)………57 |
9.1. Основная литература……………………………………………………….……57 | |
9.2. Дополнительная литература………………………………………………………57 | |
9.3. Нормативные правовые документы………………………………….……………59 | |
9.4. Интернет-ресурсы, справочные системы………………………………………….59 | |
10. | Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)…...59 |
1. Цель и задачи дисциплины
Цель преподавания курса: изучить правовое регулирование деятельности суда и других участников процесса по защите нарушенного или оспариваемого права.
В этой связи студенту необходимо выполнить следующие задачи:
изучить основные нормативно-правовые акты, регулирующие гражданский процесс;
исследовать материалы судебной практики по гражданским и другим делам, подведомственным суду общей юрисдикции;
изучить литературу, предложенную в программе;
научиться составлять процессуальные документы;
подготовится для дачи консультаций по вопросам применения процессуального и материального права.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
В результате изучения предмета «Гражданское процессуальное право» студент должен обладать следующими компетенциями:
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ОК-14 | способен осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии | Знать: З1 – Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения гражданских дел в суде общей юрисдикции |
Уметь: У1 – анализировать и использовать процессуальное законодательство в своей профессиональной деятельности. | ||
Владеть: В1 - терминологией гражданского процессуального законодательства РФ; В2 - навыками самостоятельной работы по поиску нормативных правовых документов. | ||
ПК-7 | Способен разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы | Знать: З1 - Нормативно правовые акты, регламентирующие порядок составления процессуальных документов |
Уметь: У1 - оценивать исходные данные для составления юридических документов; У2 - осуществлять поиск норм материального и процессуального права для составления юридических документов; У3 – анализировать и соотносить нормативно правовые акты по их юридической силе; У4 – оформлять гражданские процессуальные документы. | ||
Владеть: В1 - необходимыми навыками поиска исходных данных; В2 - навыками аналитической работы; В3 – навыками составления процессуальных документов с учетом действующего законодательства. | ||
ПК -6 | способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знать: З 1Нормативно правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения дела в судах общей юрисдикции |
Уметь: У1 - анализировать и использовать процессуальное законодательство в своей профессиональной деятельности. У2 - осуществлять поиск норм материального и процессуального права, анализировать и соотносить нормативно правовые акты по их юридической силе; У3 – применять различные виды толкования нормативно-правовых актов. | ||
Владеть: В1 - необходимыми навыками поиска нормативно-правовых актов; В2 - навыками аналитической работы; В3 – самостоятельно толковать и применять нормы материального и процессуального права при решении ситуационных задач. | ||
ПК- 9 | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации, осуществлять юридическую экспертизу нормативных правовых актов | Знать: З 1 Нормативно правовые акты, материального и процессуального права |
Уметь: У1 - анализировать и использовать материальное и процессуальное законодательство, судебную практику в своей профессиональной деятельности. У2 - осуществлять поиск норм материального и процессуального права, анализировать и соотносить нормативно правовые акты по их юридической силе; У3 – применять различные виды толкования нормативно-правовых актов. У4 – способен давать консультации по вопросам материального и процессуального права | ||
Владеть: В1 - навыками поиска нормативно-правовых актов для дачи консультации; В2 - навыками аналитической работы при решении конкретного вопроса; В3 – самостоятельно толковать и применять нормы материального и процессуального права при консультировании граждан, в том числе при работе в юридической клинике. |
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Данная учебная дисциплина принадлежит к циклу основных дисциплин.
Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как гражданское право, семейное право, трудовое право, налоговое право, арбитражный процесс.
Учебная дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как гражданское право.
Для изучения дисциплины необходимы знания в области гражданского, административного права
Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для применения их в практической деятельности, при обращении в суд и отстаивании интересов стороны по делу
4. Объем дисциплины (модуля)
Таблица 2.
Вид учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины (модуля), час. | |||||||||||||
Всего | Семестр, курс3 | |||||||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | ||||||||||||||
лекционного типа (Л) | 20 | 20 | ||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | ||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | 52 | 34 | ||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | 54 | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | 36 | 36 | ||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | Зачет/экзамен | зачет | экзамен | ||||||||||
час. | 12 | 15 | ||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 252( 7 ЗЕ) |
5. Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 3.
Содержание дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Содержание тем (разделов) | Коды компетенций | Коды ЗУН (в соответствии с табл. 1) | |
Тема 1 | Предмет, система и задачи гражданского процессуального права, его принципы. | Понятие гражданского процессуального права (ГПП), его предмет, метод, система, задачи. Источники ГПП. Виды судопроизводства. Стадии гражданского процесса. Соотношение ГПП с другими отраслями права. Процессуальные правоотношения, понятие, виды, их субъекты. | ОК-14 | 31,У1,В1 | |
Тема 2 | Подведомственность и подсудность гражданских дел, ее виды. | Понятие и виды подведомственности. Подведомственность суду исковых дел. Понятие подсудности гражданских дел и ее виды (родовая, территориальная). Порядок передачи дела в другой суд. Последствия несоблюдения правил о подсудности. | ОК-14 | 31, У1, В1 | |
Тема 3 | Лица, участвующие в деле. Представительство в суде. | Понятие лиц, участвующих в деле, их состав и юридическая заинтересованность в разрешении и рассмотрении дела. Гражданская процессуальная право- и дееспособность. Права и обязанности лиц, участвующих в процессе. Лица, содействующие суду в осуществлении правосудия, их правовое положение. Ответственность за неуважение к суду. Процессуальное соучастие. Понятие ненадлежащей стороны. Порядок замены ненадлежащего ответчика и последствия такой замены. Понятие процессуального правопреемства. Условия вступления в процесс правопреемника и его права и обязанности. Понятие и виды третьих лиц в процессе. Процессуальные права и обязанности третьих лиц. Порядок вступления в дело и последствия. Понятие представительства в суде. Основания и виды представительства. Лица, которые могут быть и которые не могут быть представителями в суде. Полномочия представителя в суде и порядок их оформления. | ОК-14 ПК - 6 | 31, У1, В1,2 31, У1, В1, В2 | |
Тема 4 | Процессуальные сроки, судебные расходы и судебные штрафы. | Понятие процессуальных сроков, их классификация. Порядок исчисления, продления и восстановления сроков. Понятие и виды судебных расходов. Освобождение от уплаты государственной пошлины. Судебные издержки. Распределение судебных расходов между сторонами. Процессуальные штрафы. | ОК-14 ПК - 6 | 31, У1, В1, В2 31, У1, В1, В2, В3, | |
Тема 5 | Судебные доказательства. | Понятие и цель судебного доказывания. Понятие судебных доказательств. Средства доказывания. Доказательственные факты. Понятие предмета доказывания. Распределение между сторонами обязанности по доказыванию. Факты, не подлежащие доказыванию. Доказательственные презумпции. Классификация доказательств. Относимость доказательств и допустимость средств доказывания. Правила пользования отдельными средствами доказывания: объяснения сторон и третьих лиц. Обеспечение доказательств. Оценка доказательств судом. | ОК-14 ПК - 6 | 31, У1, В1 31, У1-3, В1, В2, В3, | |
Тема 6 | Иск. | Понятие иска, право на иск. Элементы иска. Виды исков. Исковое заявление и порядок его подачи. Принятие и отказ в принятии искового заявления. Возвращение искового заявления и оставление его без движения. Изменение иска. Встречный иск и условия его предъявления. Обеспечение иска. | ОК-14 ПК - 7 | 31, У1, В1 31, У1-3, В1, В2, В3 | |
Тема 7 | Судебный приказ. | Судебный приказ: понятие и значение Признаки судебного приказа Отличие судебного приказа от решения суда Процедура приказного производства (стадии) | ОК – 14 ПК - 7 | 31, У1, В1 31, У1-3, В1, В2, В3 | |
Тема 8 | Подготовка дел к судебному разбирательству. | Значение стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Процессуальные действия, совершаемые сторонами и судьей в порядке подготовки дела. Предварительное судебное заседание. Назначение дела к судебному разбирательству. Извещения участников судом. | ОК-14 ПК - 9 | З1, У1, В2 31, У1-У4, В1-В3 | |
Тема 9 | Судебное заседание и порядок его проведения. | Понятие и значение судебного разбирательства. Роль председательствующего в процессе. Судебное заседание и его части. Протокол судебного заседания, его содержание и значение. Сроки рассмотрения дела в суде первой инстанции. | ОК – 14 ПК - 7 | 31, У1, В1-В2 З У1-4, В1-В2 | |
Тема 10 | Постановления суда первой инстанции. Заочное решение. | Понятие и виды судебных постановлений. Отличие решений и определений суда. Сущность и значение судебного решения. Требования, которым должно удовлетворять судебное решение. Содержание судебного решения. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом. Немедленное исполнение судебного решения. Отсрочка и рассрочка исполнения решения. Законная сила судебного решения. Виды определений суда. Частные определения, их значение. Заочное судопроизводство, его особенности. Заочное решение и его обжалование. | ОК-14 ПК - 7 | З1, У1, В1 31, У1-У3, В1, В2, В3, | |
Тема 11 | Окончание рассмотрения дела без вынесения судебного решения. | Окончание разбирательства дела: основания, порядок, последствия. Приостановление производства по делу: основания, порядок, последствия. Прекращение производства по делу: основания, порядок, последствия. Оставление заявлений без рассмотрения: основания, порядок, последствия. | ОК – 14 ПК - 6 | 31, У1, В1 З1, У2,У3 В1 | |
Тема 12 | Производство по делам, возникающих из административныхправоотношений. | Понятие и сущность производства по делам, возникающим из административных правовых отношений. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части: порядок подачи и рассмотрения заявления. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц, государственных и муниципальных служащих: порядок и сроки подачи заявления. Сроки рассмотрения дел. Полномочия судьи при рассмотрении таких дел. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: порядок и сроки подачи заявления, решение суда по делу. | ПК - 6 | З1, У2,3 | |
Тема 13 | Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел. | Подведомственность и подсудность гражданских дел, вытекающих из семейных, жилищных отношений. Особенности рассмотрения таких дел. Подведомственность и подсудность гражданских дел об освобождении имущества от ареста. Лица, участвующие в деле и полномочия суда. Подведомственность и подсудность гражданских дел, вытекающих из трудовых отношений (конфликтов). Порядок, сроки рассмотрения. Стороны процесса по таким делам, особенности привлечения в процесс третьих лиц. | ОК – 14 ПК - 9 | 31, У1, В1 31, У1,У4, В1, В2, В3, | |
Тема 14 | Особое производство. | Понятие и сущность особого производства. Порядок рассмотрения дел особого производства. Подведомственность и подсудность суду дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Содержание заявления. Условия установления юридических фактов. Процессуальный порядок рассмотрения дел об усыновлении и об отмене усыновления. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим. Подсудность дела. Лица, участвующие в деле. Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина Признание гражданина ограниченно дееспособным. Признание гражданина недееспособным. Дела об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным. Признание имущества бесхозяйным. Подсудность. Содержание заявления. Лица, участвующие в деле. | ОК – 14 ПК - 9 | 31, У1, В1 31, У1, В1, В2, В3 | |
Тема 15 | Апелляционное производство | Сущность и значение института обжалования и проверки решений и определений, не вступивших в законную силу. Субъекты и объекты апелляционного обжалования. Порядок и срок подачи жалобы и ее содержание. Правовое положение новых доказательств, прилагаемых к жалобам. Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дел судом апелляционной инстанции. Пределы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Основания к отмене решения, изменению решения или вынесению нового решения. Полномочия суда апелляционной инстанции. Определение суда апелляционной инстанции, его значение и содержание. Обжалование определений суда первой инстанции. Полномочия суда второй инстанции в частном обжаловании. | ПК - 7 | У2-У4, В1, В2, В3 | |
Тема 16 | Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу | Понятие стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу. Круг лиц, имеющих право на подачу кассационной, надзорной жалобы, сроки подачи кассационных, надзорных жалоб и представления прокурора. Содержание кассационной, надзорной жалобы или представления прокурора. Порядок рассмотрения дела в суде кассационной, надзорной инстанции. Полномочия суда. Основания для отмены или изменения судебных постановлений. | ПК - 6 | 31, У1, В1, В2, В3 | |
Тема 17 | Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу | Понятие стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Основания для отмены судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Круг лиц, имеющих право на подачу заявления, срок подачи. Содержание заявления. Порядок рассмотрения дела в данной инстанции. Полномочия суда. | ОК – 14 ПК - 6 | 31, У1, В1 31, У1-2, В1, В2, В3 | |
Тема 18 | Производство по делам с участием иностранных лиц | Гражданская процессуальная право- и дееспособность иностранных лиц. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет. Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в РФ. Процессуальные последствия рассмотрения дел иностранным судом. Судебные поручения. Признание документов, выданных компетентными органами иностранных государств. Признание и исполнение решений иностранных судов. Отказ в признании решений. | ПК - 6 | 31, У1, В1, В2, В3 | |
Тема 19 | Основы третейского и нотариального производства | Производство по делам об оспаривании решений третейских судов. Заявление об отмене решения третейского суда. Порядок его рассмотрения. Отмена решения третейского суда. Определение суда по делу. Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. Заявление о выдаче исполнительного листа, порядок его рассмотрения. Отказ в выдаче исполнительного листа. | ОК – 14 ПК - 6 | 31, У1, В1 31, У1-3, В1, В2, В3 | |
Тема 20 | Исполнительное производство | Исполнение судебных постановлений как стадия гражданского процесса. Органы принудительного исполнения. Роль суда в исполнительном производстве. Стороны в исполнительном производстве. Виды исполнительных документов. Давность предъявления исполнительных документов к принудительному исполнению. Перерыв срока и восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного документа ко взысканию Время производства исполнительных действий. Возвращение исполнительного документа взыскателю. Окончание исполнительного производства. Розыск должника. Основания применения и меры принудительного исполнения. | ОК – 14 ПК – 6 ПК - 9 | 31, У1, В1 31, У1-3, В1, В2, В3 31, У1-3, В1, В2, В3 |
Таблица 4.
Структура дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СРС | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Предмет, система и задачи гражданского процессуального права, его принципы. | - | О, Р, Т | |||||
Тема 2 | Подведомственность и подсудность гражданских дел, их виды. | - | О,Р | |||||
Тема 3 | Лица, участвующие в деле. Представительство. | - | О, Т | |||||
Тема 4 | Процессуальные сроки, судебные расходы и судебные штрафы | - | О,Р | |||||
Тема 5 | Судебные доказательства. | - | О,КР, Т | |||||
Тема 6 | Иск. | - | О, Т | |||||
Тема 7 | Судебный приказ. | - | О, Т | |||||
Тема 8 | Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству. | - | О, Р | |||||
Тема 9 | Судебное заседание и порядок его проведения. | - | О, Р | |||||
Тема 10 | Постановления суда первой инстанции. Заочное решение. | - | О, КР, Т | |||||
Тема 11 | Окончание рассмотрения дела без вынесения судебного решения. | - | О, Р | |||||
Тема 12 | Производство по делам, возникающим из административных правовых отношений. | - | О, Р | |||||
Тема 13 | Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел. | - | О, Р | |||||
Тема 14 | Особое производство. | - | О, Р | |||||
Тема 15 | Производство в апелляционной инстанции. | - | О, Т, Р | |||||
Тема 16 | Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу (кассационное производство, надзорное производство). | - | О, Р | |||||
Тема 17 | Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. | - | О, Р | |||||
Тема 18 | Производство по делам с участием иностранных граждан | - | О, Р | |||||
Тема 19 | Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. | - | О, Р | |||||
Тема 20 | Исполнение судебных решений и иных постановлений. | - | О, Э, Р | |||||
Промежуточная аттестация | экзамен | |||||||
Всего: |
Примечание: 4 – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине (модулю)
Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом учебного процесса. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для современной подготовки специалистов. Формы самостоятельной работы студентов по дисциплине: написание конспектов, подготовка ответов к вопросам, написание рефератов, решение задач, исследовательская работа, выполнение контрольной работы.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Гражданское процессуальное право» включает следующие виды работ:
Организация самостоятельной работы
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Вопросы, выносимые на СРС | Содержание СРС | Форма контроля СРС |
Лица, участвующие в деле. Представительство. | Студенты анализируют судебные решения и судебную практику, предложенную преподавателем | Выявляют особенности участия в деле, сравнивают адвокатов и представителей | обсуждение | ||
Процессуальные сроки, судебные расходы и судебные штрафы | Изучают судебные решения и судебную практику, предложенную преподавателем по вопросам пропуска сроков исковой давности и сроков обращения в суд | Выявляют основания отказа суда в удовлетворении требований истца и заявителя | Обсуждение | ||
Судебные доказательства. | Учатся составлять протокол осмотра доказательств на месте | Преподаватель выдает материалы судебного дела | проверка | ||
Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству. | Анализируют законодательство, учебную литературу, Постановления ВС РФ, судебную практику | Преподаватель рекомендует литературу | Собеседование по теме | ||
Судебное заседание и порядок его проведения. | Посещение судебного заседание, подготовка студентов к деловой игре | Студенты посещают Центральный или Дзержинский суд, в заранее согласованное преподавателем день и время судебного заседания, далее готовят процессуальные документы (иск, возражение, решение суда и другие необходимые документы) | Судебное заседание, деловая игра по проведению судебного разбирательства | ||
Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел. | Подведомственность и подсудность гражданских дел, вытекающих из земельных отношений. Особенности рассмотрения таких дел. | Подготовить анализ судебной практики | обсуждение | ||
Производство в апелляционной инстанции. | Изучение Постановления Пленума ВС РФ | обсуждение | |||
Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу (кассационное производство, надзорное производство). | Изучение Постановления Пленума ВС РФ. Изучение и анализ судебной практики | обсуждение | |||
Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. | Изучение судебной практики | Студенты направляются в Дзержинский суд | обсуждение | ||
Исполнительное производство. | Порядок выдачи исполнительного листа. Исполнительное производство по спорам неимущественного характера. Распределение взысканных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя. Расходы по исполнению. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Защита прав лиц при совершении исполнительных действий. Поворот исполнения. | Подготовка эссе | обсуждение |
Самостоятельная работа при изучении тем дисциплины (модуля)
Задания для самостоятельной работы включают в себя комплекс аналитических заданий выполнение, которых, предполагает тщательное изучение научной и учебной литературы, периодических изданий, судебной практики, а также законодательных и нормативных документов предлагаемых в п.9 «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)». Задания предоставляются на проверку в электронном виде или на бумажном носителе. Предложенные задания оформляются в форме ответов на задания в виде задач, тестов.
Задача № 1
Районный суд рассматривал гражданское дело по спору между бывшими супругами Тимиряковым и Пестовой о разделе совместно нажитого имущества.
В ходе рассмотрения дела ответчик Тимиряков заявил ходатайство об отложении разбирательства дела для ознакомления с представленными Пестовой в судебном заседании товарными чеками, подтверждающими приобретение предметов бытовой техники. Судья в удовлетворении такого ходатайства отказал, рекомендовав ответчику ознакомиться с данными документами в ходе процесса.
Зачитав показания матери Пестовой, написанные ею собственноручно, поскольку, будучи свидетелем по делу, она из-за болезни не смогла явиться в судебное заседание, судья приобщил к делу товарные чеки, с которыми успел ознакомиться Тимиряков. Решением суда иск был удовлетворен.
Какие принципы гражданского процессуального права были нарушены? В чем это выразилось? Каково содержание нарушенных принципов?
Задача № 2
Мировой судья рассматривал гражданское дело по иску Мамонова к Ульеву о взыскании 800 рублей, переданных по договору займа.
В ходе судебного заседания выяснилось, что свидетель Каракозов, вызванный по ходатайству Мамонова, плохо владеет русским языком, но может давать показания на мордовском, который является для него родным. Поскольку стороны не возражали против того, чтобы перевод осуществлял секретарь судебного заседания, владеющий мордовским языком, судья поручил секретарю осуществление перевода. В ходе допроса свидетеля протокол судебного заседания вел сам судья.
Решением суда иск был удовлетворен. С Ульева в пользу Мамонова была взыскана сумма займа и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Имели ли место при рассмотрении дела нарушения каких-либо процессуальных принципов? В чем это проявилось?
Тематика докладов (рефератов)
1. Демократические принципы правосудия в России.
2. Выражение принципов состязательности и диспозитивности в правах и обязанностях лиц, участвующих в деле.
Вопросы для самоконтроля:
1. Задачи гражданского процессуального права.
2. Стадии процесса.
3. Виды судопроизводства.
4. Соотношение гражданского процессуального права с другими отраслями права.
5. Право на судебную защиту, закрепленное в Конституции.
6. Классификация принципов гражданского процессуального права и их значение.
7. Принципы процесса, закрепленные в Конституции РФ.
8. Принципы процесса, закрепленные в отраслевом законодательстве.
Задача № 2
Шестаков, 74 лет, предъявил иск к Шестаковой о признании брака недействительным, ссылаясь на то, что ответчица вступила с ним в брак без намерения создать семью, преследуя цель прописаться в его неприватизированной квартире.
В связи с преклонным возрастом лично участвовать в судебном разбирательстве дела истец не мог и поручил ведение его своему родственнику Лапину.
Ответчица Шестакова поручила ведение дела юристу ИП юридического агентства "Веста" Квасову, три месяца назад исключенному из коллегии адвокатов.
Могут ли указанные лица участвовать в суде в качестве представителей? Если могут, то каким образом должны быть оформлены их полномочия.
Задача № 3
В суд обратилось 54 жителя деревни в возрасте от 60 до 90 лет с иском о предоставлении им земельных участков из фонда агрокомбината, который отказывается выделить им земельные участки.
В судебном заседании в качестве представителя истцов на основании доверенности, выступай бывший главный бухгалтер колхоза, членами которого являлись истцы.
В обоснование своих исковых требований все истцы указывали на то, что земля необходима им для ведения личного подсобного хозяйства.
Судья, исходя из того, что количество истцов было чрезмерно велико, предложил им написать несколько исковых заявлений, поручив ведение дела не одному, а нескольким представителям, которы
Дата: 2016-10-02, просмотров: 225.