Денежная масса — совокупность наличных и безналичных средств, находящихся в обращении, которыми располагают физические, юридические лица и государство
Что представляет собой денежная масса? Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, которые обеспечивают обращение товаров и услуг в народном хозяйстве любой страны и которые имеют частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации, частные фирмы) и государство. Структура денежной массы состоит из активной части (денежные средства, непосредственно обслуживающие хозяйственную деятельность) и пассивной части (денежные накопления, остатки на счетах, т.е. потенциальные расчетные средства).
Как видим, она не проста и не совпадает с общепринятым бытовым представлением, когда считается, что деньги -это прежде всего наличные средства – бумажные купюры и мелкая разменная монета. В действительности доля в денежной массе низка, а основная часть сделок между предприятиями и в розничной торговле совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. Можно провести прямую параллель между уровнем развития и стабильности денежного обращения в стране и долей наличных денег в денежной массе. К примеру, в Соединенных Штатах и других развитых странах она не превышает 5-10 % в зависимости от распространения прогрессивных систем “visa” и ей подобных, в странах СНГ и в нашей стране, в частности, эта доля перешагнула рубеж 30%, делая денежную систему негибкой и легко восприимчивой к всевозможным злоупотреблениям.
Вместе с тем денежная масса включает в себя такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. К ним относятся денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах и коммерческих банках, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов и т.п. Перечисленные компоненты денежной массы объединены под общим названием “квази-деньги” ( от латинского quasi – как будто, почти) и представляют собой наиболее весомую и динамично растущую часть в структуре денежного обращения.
Предложение и спрос на деньги определяют, в основном, объем и конъюнктуру денежного рынка.
Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
Однако, ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты, вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и неденежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше.
Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, или так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие:
· Агрегаты М-1 — "деньги для сделок" — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.
· Агрегаты М-2 и М-3включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако, они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют "почти деньгами".
· Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D. L, наряду с М-3, включает прочие ликвидные (легкореализуемые) активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, поскольку без особых трудностей могут быть обращены в наличность. Агрегаты D включают как все ликвидные средства, так и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.
Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитает использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.
Каким образом деньги поступают в экономику, позволяя ей функционировать и развиваться с наибольшей эффективностью, или другими словами, кто определяет денежное предложение? Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений:
· коммерческими банками
· государственным казначейством
· эмиссионным банком.
Спрос на деньги и теоретические модели спроса на деньги
Спрос на деньги вытекает из двух функций денег — быть средством обращения и средством сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (транзакционный спрос), во втором — о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций).
Транзакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления как запланированных, так и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется, главным образом, общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номинальному ВНП. Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. Эта зависимость представлена кривой спроса на деньги Dм (рис. 3.1). Кривая общего спроса на деньги Dм обозначает общее количество денег, которое население и
фирмы хотят иметь для сделок и приобретения акций и облигаций при каждой возможной величине процентной ставки.
Теоретические модели спроса на деньги
1. Спрос на деньги и количественная теория. Современная трактовка количественной теории основана на понятии скорости обращении денег в движении доходов, которая определяется как:
М — количество денег в обращении;
V — скорость обращения денег;
P — абсолютный уровень цен;
Y — реальный объем производства.
Если преобразовать формулу этого уравнения следующим образом,
то мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отношению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр Dм — величину спроса на деньги, то получим
Из уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:
· от абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот;
· от уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются и реальные доходы населения, а значит людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;
· от скорости обращения денег, все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут воздействовать и на спрос на деньги.
2. Спрос на деньги в кейнсианской модели. Дж.М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 считаются абсолютно ликвидными активами. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Как считал Дж. Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:
· для использования денег в качестве средств платежа (транзакционный мотив хранения денег);
· для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
· спекулятивный мотив — мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.
Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.
3. Современная теория спроса на деньги. Современная теория спроса на деньги отличается от теоретической модели Дж. Кейнса следующими особенностями:
· она рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигаций. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент формами денег, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средства на сберегательных и срочных счетах, краткосрочные ценные бумаги, облигации и акции корпораций и т.п.;
· современная теория отвергает разделение спроса на деньги на основании транзакционных, спекулятивных мотивов и мотива предосторожности. Процентная ставка влияет на спрос на деньги, но лишь вследствие того, что норма процента представляет собой альтернативную стоимость хранения денег;
· современная теория рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги;
· современная теория включает в себя и другие условия, влияющие на желание население и фирм предпочесть ликвидный актив, например, изменения в ожиданиях: при пессимистическом прогнозе на будущую конъюнктуру величина спроса на деньги будет расти, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет;
· современная теория учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.
Виды ценных бумаг.
Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся:
Акция
А́кция (нем. Aktie, от лат. actio — действие, претензия) — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Обычно, акция является именной ценной бумагой.
Различают обыкновенные и привилегированные акции.
Обыкновенные акции дают право на участие в управлении обществом (1 акция соответствует одному голосу на собрании акционеров, за исключением проведения кумулятивного голосования) и участвуют в распределении прибыли акционерного общества. Источником выплаты дивидендов по обыкновенным акциям является чистая прибыль общества. Размер дивидендов определяется советом директоров предприятия и рекомендуется общему собранию акционеров, которое может только уменьшить размер дивидендов относительно рекомендованного советом директоров.
Привилегированные акции могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные дивиденды (часто — фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении). Как правило, в России существуют значительные ограничения на участие в управлении компаниями, что вызвано тем, что массовая приватизация предприятий согласно 2 и 3 типу предусматривала передачу Привилегированных акций трудовому коллективу, при этом лишая его права голоса на собраниях акционеров.
Дивиденды по привилегированным акциям могут выплачиваться как из прибыли, так и из других источников — в соответствии с уставом общества. В настоящее время (2007) по российскому законодательству, если по привилегированным акциям не выплачены дивиденды, то такие акции предоставляют акционерам право голоса на общем собрании акционеров (за исключением кумулятивных привилегированных акций). Привилегированные акции делятся на:
а) Привилегированные имеют ряд привилегий в обмен на право голоса. У их собственника определена величина дохода в момент выпуска и размещения ценных бумаг. Определен размер ликвидационной стоимости. Приоритет при начислении этих выплат по отношению к обыкновенным.
б) Кумулятивные (накапливающие). Привилегии — те же. Сохраняется и накапливается обязательство по выплате дивидендов. Фиксированный срок накопления дивидендов. При невыплате дивидендов права голоса не получают.
Аналог привилегированных акций:
Акция учредительская (founders share) — Акция, распространяемая среди учредителей акционерных компаний и дающая им некоторые преимущественные права. Держатели таких акций могут: иметь дополнительное количество голосов на собрании акционеров; пользоваться первоочередным правом на получение акций в случае их последующих эмиссий; играть главную роль в решении всех вопросов, связанных с деятельностью акционерных компаний.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 187.