Совершенная конкуренция. см.12
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

 

Признаки совершенной конкуренции:

бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

однородность и делимость продаваемой продукции

отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

высокая мобильность факторов производства

равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

 

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

 

В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

 

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.

 

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству.

 

 

Чистая монополия.

Чи́стая монопо́лия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.

Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.

Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.

Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий

 

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монополия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

 

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

 

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,

 

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

 

Данные условия позволяют сделать вывод, что фирма-монополист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).

 

В качестве примера чистой монополии обычно рассматриваются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства — предприятия газо-, электро-, водоснабжения и не которые другие. Эти компании получили название естественных монополий. Естественная монополия — отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обычно предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотреблений с их стороны. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доминирующие в отрасли.

 

Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

 

Среди естественных барьеров можно выделить:

 

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономиче­ски в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

 

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.

 

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.

 

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

 

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

 

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

 

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.

 

К сведению. Иногда источником монопольной власти может стать коллективное поведение потребителей, которые проявляют устойчивую лояльность к данной торговой марке, предпочитают продукцию именно этой фирмы, что, в конечном счете, может породить рыночную власть данного производителя.

 

Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов моно­полий:

 

• закрытая монополия. Рыночная власть и монопольное положение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку возникновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей;

 

• открытая монополия. В случае открытой монополии рыночная власть фирмы-монополиста является результатом новаторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть Скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм — открытых монополий;

 

• естественная монополия. О ней уже говорилось. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее;

 

• монопсония — особый тип рыночной структуры, когда рыночная власть концентрируется в руках не продавца, а покупателя;

 

• двусторонняя монополия возникает в том случае, если монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 198.