1)Ры́нок — совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. Обычно происходит в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.
К функциям рынка относятся:
1) информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
2) посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
3) ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
4) регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
5) координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
По территориальному признаку:
- местный
- региональный
- национальный
- мировой
По субъектам, вступающим в обмен:
-рынок потребителей
-производителей
-промежуточных продавцов
-государственных учреждений
По объектам обмена:
-рынки средств производства
-рынок товаров и услуг
-финансовый
-рынок интеллектуальной собственности
С учетом ассортимента:
-замкнутый
-насыщенный
-смешанный
По степени соблюдения законности:
-легальный (официальный)
-нелегальный (теневой)
-чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)
По степени насыщенности:
-равновесный (спрос = предложение)
-дефицитный(спрос > предложение)
-избыточный (спрос < предложение)
По степени развитости экономической свободы:
-свободный
-регулируемый
2)Спрос (ёмкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.
Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.
Факторы влияющие на спрос (неценовые)
1. Изменение доходов потребителей
2. Изменение вкусов и предпочтений
3. Ценовые и дефицитные ожидания
4. Изменение расходов на рекламу
5. Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары
6. Изменение количества покупателей
В случае если неценовые факторы ведут к увеличению спроса — кривая спроса на графике сдвигается вправо (D1-D2). В случае если неценовые факторы ведут к сокращению спроса — кривая сдвигается влево.
3)Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.
Объем предложения (объем выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.
Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.
Предложение — определенное количество товара, которое продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени.
Производитель решает задачу: сколько товара производить при данной цене. Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение.
Факторы, от которых зависит эластичность предложения:
-особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен)
-временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке)
-способность данного товара к длительному хранению
Факторы, приводящие к изменению предложения:
-изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения)
-изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары
-перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение (экономика) снижается; ожидание снижения цен — предложение (экономика) увеличивается)
-количество товаропроизводителей
Факторы влияющие на предложение (неценовые)
1. Цены факторов (ресурсов) производства
2. Технология производства
3. Ценовые и дефицитные ожидания производителей
4. Размер налогов и субсидий
5. Количество производителей
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка
Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.