Использование данных профессиографии и психографии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы обработки эмпирических данных
Для осуществления качественного и количественного анализа информации о деятельности субъекта труда, собранной посредством эмпирических методов, используется комплекс методических приемов.

Метод экспертной оценки представляет собой опрос группы квалифицированных специалистов в области исследуемой профессиональной деятельности.

Метод сравнительного анализа. В зависимости от целей профессиографирования осуществляется сравнительный качественный анализ конкретной эмпирической информации для определения причин, осложняющих деятельность работника (личностные, психологические и психофизиологические), и для определения условий (внешних и внутренних), обеспечивающих наибольшую эффективность труда, успешность освоения профессии, удовлетворенность трудом и т.д.

Статистический и графический методы анализа. Используется с целью получить качественную информацию о закономерностях и динамике протекания профессиональной деятельности.
Статистический анализ позволяет выделять не только количественные изменения в деятельности, но и их динамику в течение рабочего дня.
Графический анализ дает возможность наглядно определить те изменения, которые свойственны характеру выполнения деятельности и процессам, характерным для нее.

Методы интерпретации результатов исследования
В профессиографии данные методы применяются для толкования или разъяснения нормативно представленных в документации и исполняемых работником задач, функций, действий и операций с точки зрение психологического и психофизиологического обеспечения. Важно раскрыть хотя бы на внешнем уровне именно те личностные качества, профессиональные способности и психофизиологические возможности, которые должны актуализироваться в конкретной деятельности сотрудника для успешного ее исполнения. Именно эти качества являются критериями профессиональной диагностики, характеристиками, требующими формирования, а в случае необходимости - и коррекции.

Таким образом, на основании анализа важных элементов изучаемой профессии выявляются психические качества, имеющие решающее значение; необходимые и желательные; несовместимые с данной деятельностью; комплексные, определяющие успех деятельности. Затем формируются требования к психическим качествам работника.

Билет 5 Цели, задачи, этапы профессиографии

ЦЕЛИ.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа — подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями . Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности:

• аттестацией работников;

• проектированием новых профессий и специальностей;

• профконсультацией оптантов и отбором специалистов;

• совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;

• научными исследованиями профессионального развития личности.

ЭТАПЫ

1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.

 

2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.

Задачи

 

Профессиография

используется для решения научно-практических задач : для установления психофизиологических функций, актуализируемых конкретной профессиональной деятельностью; для решения задач профобучения, профотбора и рационализации производственного процесса,

Методы оценки профессионального обучения и деятельности.

 

Оценка деятельности необходима для определения индивидуальной успешности ее выполнения, наиболее сложных этапов и задач , уровня профессиональной подготовленности, диагностической и прогностической ценности конкретных экспериментальных методик. В качестве показателей оценки деятельности могут быть использованы параметры скорости, продолжительности и точности выполнения отдельных операций, действий, задач и деятельности в целом.

 

Методы оценки условий деятельности. Эффективность, качество выполнения трудовых задач , функциональное состояние и работоспособность сотрудника в значительной степени зависит от санитарно-гигиенических и социально-психологических условий деятельности.

 

В процессе профессиографии необходимо установить характер факторов внешней среды, которые могут оказывать острое или хроническое воздействие на организм и психику человека или выступать в качестве физических помех для реализации конкретных действий и операций.

 

Для характеристики условий и особенностей межличностного общения специалистов следует оценить характер их информационного взаимодействия, состояние психологического климата в коллективе и стиль руководства членами рабочей группы.

 

Результаты изучения особенностей внешних факторов позволяют провести качественно-количественное определение степени их влияния, как на рабочий процесс, так и на состояние, устойчивость, адаптивность профессионально важных функций и качеств субъекта труда, а также обосновать рекомендации по регламентации деятельности, формированию благоприятных межличностных отношений в коллективе и т.д.

 

Метод эксперимента. Этот метод необходим для подтверждения или опровержения гипотезы о путях и способах рационализации, организации и обеспечения конкретной профессиональной деятельности, сформулированной на основе ее психологического анализа.

 

Эксперимент включает в себя целую группу различных методов и приемов: непрерывное или выборочное наблюдение, регистрацию трудовых действий и операций, включение дополнительных задач исследования различных психических функций.

 

Организация экспериментального исследования должна соответствовать следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному статусу, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, стажу работы и успешности в труде, а также по условиям работы.

 

Методы обработки эмпирических данных

 

Для осуществления качественного и количественного анализа информации о деятельности субъекта труда, собранной посредством эмпирических методов, используется комплекс методических приемов.

 

Метод экспертной оценки представляет собой опрос группы квалифицированных специалистов в области исследуемой профессиональной деятельности.

 

В большинстве случаев обеспечивает высокую прогностическую валидность (достоверность).

 

Суть данного метода заключается в получении оценки на основе учета мнений некоторого числа экспертов.

 

Он используется при анализе необходимой информации о специфических особенностях профессии и наиболее типичных случаях, осложняющих деятельность человека.

 

Кроме этого данный метод позволяет обосновать перечень профессионально важных качеств сотрудника, обеспечивающих успешность выполнения деятельности, и необходимый уровень их сформированности.

 

Метод сравнительного анализа. В зависимости от целей профессиографирования осуществляется сравнительный качественный анализ конкретной эмпирической информации для определения причин, осложняющих деятельность работника (личностные, психологические и психофизиологические), и для определения условий (внешних и внутренних), обеспечивающих наибольшую эффективность труда, успешность освоения профессии, удовлетворенность трудом и т.д.

 

Статистический и графический методы анализа. Используется с целью получить качественную информацию о закономерностях и динамике протекания профессиональной деятельности.

 

Статистический анализ позволяет выделять не только количественные изменения в деятельности, но и их динамику в течение рабочего дня.

 

Графический анализ дает возможность наглядно определить те изменения, которые свойственны характеру выполнения деятельности и процессам, характерным для нее.

 

Методы интерпретации результатов исследования

 

В профессиографии данные методы применяются для толкования или разъяснения нормативно представленных в документации и исполняемых работником задач , функций, действий и операций с точки зрение психологического и психофизиологического обеспечения. Важно раскрыть хотя бы на внешнем уровне именно те личностные качества, профессиональные способности и психофизиологические возможности, которые должны актуализироваться в конкретной деятельности сотрудника для успешного ее исполнения. Именно эти качества являются критериями профессиональной диагностики, характеристиками, требующими формирования, а в случае необходимости - и коррекции.

 

Таким образом, на основании анализа важных элементов изучаемой профессии выявляются психические качества, имеющие решающее значение; необходимые и желательные; несовместимые с данной деятельностью; комплексные, определяющие успех деятельности. Затем формируются требования к психическим качествам работника.

Дифференцированная профессиография

 

Билет 6.

Содержание инженерно-психологического обеспечения СЧМЭтап жизненного цикла Аспект инженерно-психологического обеспечения

целевой организационно-методический

Проектирование Определение функций человека в проектируемой СЧМ и оценка его психофизиологических возможностей по их выполнению (инженерно-психологическое проектирование) Разработка нормативных и справочно-методических материалов по инженерно-психологическому проектированию деятельности опе­ратора. Организация труда коллек­тива проектировщиков

Производство Учет психофизиологических свойств человека в процессе производства (условия труда, режимы труда и отдыха, взаимосвязи операторов в групповой деятельности и т. п.)

Разработка нормативных и справочно-методических

 

материалов по учету человеческого фактора в процессе производства

Эксплуатация

Учет психофизиологических возможностей человека при эксплуатации техники (профессиональный отбор, обучение, трениров-•гки, формирование оператор­ских коллективов, организация их труда) Разработка методик по профессиональному отбору (если это необходимо) и подготовке операторов, подбору коллективов, организации труда. Разработка норма­тивных документов, регла­ментирующих применение этих методик

 

 

Он включает в себя разработку необходимых справочно-методических материалов, с помощью которых можно выполнять эти работы, а также разработку нормативных документов, регламентирующих (в частности, утверждающих) степень и полноту учета человеческого фактора при проектировании, производстве и эксплуатации СЧМ.

 

При отсутствии таких документов проведение работ по учету человеческого фактора не будет являться обязательным мероприятием, и поэтому задача инженерно-психологического обеспечения не может считаться полностью решенной.

 

2. Показатели качества системы «человек – машина».

 

Любая СЧМ призвана удовлетворять те или иные потребности человека и общества. Для этого она должна обладать определенными свойствами, которые закладываются при проектировании СЧМ и реализуются в процессе эксплуатации. Под свойством СЧМ понимается ее объективная способность, проявляющаяся в процессе эксплуатации. Количественная характеристика того или иного свойства системы, рассматриваемого применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации, носит название показателя качества СЧМ.

…………..

Под системой в общей теории систем понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенный для решения единой задачи. Системы могут быть классифицированы по различным признакам. Одним из них является степень участия человека в работе системы. С этой точки зрения различают автоматические, автоматизированные и неавтоматические системы. Работа автоматической системы осуществляется без участия человека. В неавтоматической системе работа выполняется человеком без применения технических устройств. В работе автоматизированной системы принимает участие как человек, так и технические устройства. Следовательно, такая система представляет собой систему «человек — машина» .

 

На практике применяются самые разнообразные виды систем «человек — машина». Основой их классификации могут явиться следующие четыре группы признаков: целевое назначение системы, характеристики человеческого звена, тип и структура машинного звена, тип взаимодействия компонентов системы.

 

Целевое назначение системы оказывает определяющее влияние на многие ее характеристики и поэтому является исходным признаком. По целевому назначению можно вы­делить следующие классы систем:

 

а) управляющие, в которых основной задачей человека является управление машиной (или комплексом);

 

б) обслуживающие, в которых человек контролирует состояние машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт и т.п.;

 

в) обучающие, т. е. вырабатывающие у человека определенные навыки (технические средства обучения, тренажеры и т. п.);

 

г) информационные, обеспечивающие поиск, накопление или получение необходимой для человека информации (радиолокационные, телевизионные, документальные системы, системы радио и проводной связи и др.);

 

д) исследовательские, используемые при анализе тех или иных явлений, поиске новой информации, новых заданий (моделирующие установки, макеты, научно-исследовательские приборы и установки).

 

Особенность управляющих и обслуживающих систем заключается в том, что объектом целенаправленных воздействий в них является машинный компонент системы. В обучающих и информационных СЧМ направление воздействий противоположное — на человека. В исследовательских системах воздействие имеет и ту, и другую направленность.

№ 7 система человек – машина (СЧМ). Плюсы и минусы ее составных частей.

Система *человек-машина* (СЧМ) ― сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информациии т.д. Включает одного или большее число людей и производственное оборудование, используемое при выполнении задачи системы в рабочем пространстве, в среде на рабочем месте и в ситуациях, определяемых рабочими задачами.

 

По целевому назначению можно выделить следующие классы систем *человек-машина*.:

а) управляющие - основной задачей человека является управление машиной (или комплексом);

б) обслуживающие - человек контролирует состояние машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт и т.п.;

в) обучающие - вырабатывающие у человека определенные навыки (технические средства обучения, тренажеры и т. п.);

г) информационные - обеспечивающие поиск, накопление или получение необходимой для человека информации

д) исследовательские - используемые при анализе тех или иных явлений, поиске новой информации, новых заданий.

 

Показатели качества СЧМ:

1. Быстродействие - определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру *человек-машина*.

2. Надежность - характеризует безошибочность (правильность) решения стоящих перед СЧМ задач.

3. Точность - это степень отклонения некоторого параметра, измеряемого, устанавливаемого или регулируемого оператором, от своего истинного, заданного или номинального значения.

4. Своевременность решения задачи СЧМ оценивается вероятностью того, что стоящая перед СЧМ задача будет решена за время, не превышающее допустимое.

5. Безопасность труда человека в СЧМ оценивается вероятностью безопасной работы.

6. Степень автоматизации СЧМ характеризует относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами.

7. Экономический показатель характеризует полные затраты на систему *человек-машина*.

 

Основные преимущества машинного комплекса:

· Значительно больший объем внимания однотипной информации в единицу времени

· Высокая скорость работы по заданным программам

· Устойчивость деятельности

 

Основные преимущества человеческого комплекса:

· Возможность настройки на любую программу деятельности

· Пластичность и гибкость сенсорного входа, приводящая к развитию способности брать информацию за пределами расчетной системы управления.

· Пластичность и гибкость переработки принимаемой информации

· Вариативность управляющих действий в зависимости от объективной ситуации.









Дата: 2016-09-30, просмотров: 184.