Виды и структура деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общая характеристика методов изучения профессиональной деятельности.

 

В тех видах деятельности, где по внешнему поведению работающего человека трудно проследить и понять сложность, особенность и правильность ее исполнения, метод анализа продуктов деятельности заменяет метод наблюдении.Чтобы оценить готовность субъекта труда к успешному преодолению или правильному профессиональному поведению в нештатных ситуациях, может быть применено моделирование критических ситуаций (метод эксперимента).

Методы сбора эмпирических данных
Сбор информации об объекте и субъекте труда, особенностях их взаимодействия в профессиональной деятельности обеспечивает комплекс методов.

Метод изучения документации позволяет получить нормативную информацию о целях, задачах, содержании, условиях, средствах и организации изучаемой деятельности, требованиях и технике безопасности, уровню профессиональной подготовки, о характере ошибочных действий.
Метод опроса обеспечивает получение информации об особенностях профессиональной деятельности путем ответов на вопросы (в устной или письменной форме), касающиеся описания и оценки ее компонентов, отношения к ней и влияния трудового процесса на психический и физический статус опрашиваемого специалиста, самооценки возможностей, профессиональной готовности и успешности.
Метод наблюдения. Применение этого метода в профессиографии наиболее эффективно только после сбора информации об объекте и субъекте труда методами изучения документации и опроса, на основе которых определяются те элементы, виды деятельности, за которыми необходимо наблюдать.
Биографический метод основан на методе опроса и изучения документации о субъекте труда, а также элементах метода непосредственного наблюдения. Они обеспечивают изучение условий формирования профессионала, его познавательную активность, мотивационную сферу (профессиональную направленность), коммуникативные способности, эмоционально-волевую готовность к преодолению критических событий и причин, усложняющих адаптацию субъекта труда. Информация, собранная данными методами, является достаточно прогностичной.
Трудовой метод применяется при изучении таких профессий, которые не требуют длительной теоретической и практической подготовки и не являются особо опасными. Он представляет собой метод, включающий одновременно и элементы сбора, и элементы анализа информации о конкретной профессиональной деятельности.
Метод изучения ошибок направлен на определение причин отклонения от нормального протекания трудового процесса.
Метод изучение продуктов деятельности применяется в тех случаях, когда невозможно или затруднено наблюдение за процессом исполнения профессиональной деятельности.
Продукты труда могут быть не только вещественными, но и информационными, формирующими (воспитатели), законотворческими и т.д.
Методы оценки профессионального обучения и деятельности.
Оценка деятельности необходима для определения индивидуальной успешности ее выполнения, наиболее сложных этапов и задач, уровня профессиональной подготовленности, диагностической и прогностической ценности конкретных экспериментальных методик. В качестве показателей оценки деятельности могут быть использованы параметры скорости, продолжительности и точности выполнения отдельных операций, действий, задач и деятельности в целом.
Методы оценки условий деятельности. Эффективность, качество выполнения трудовых задач, функциональное состояние и работоспособность сотрудника в значительной степени зависит от санитарно-гигиенических и социально-психологических условий деятельности.
Метод эксперимента. Этот метод необходим для подтверждения или опровержения гипотезы о путях и способах рационализации, организации и обеспечения конкретной профессиональной деятельности, сформулированной на основе ее психологического анализа. Эксперимент включает в себя целую группу различных методов и приемов: непрерывное или выборочное наблюдение, регистрацию трудовых действий и операций, включение дополнительных задач исследования различных психических функций. Организация экспериментального исследования должна соответствовать следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному статусу, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, стажу работы и успешности в труде, а также по условиям работы.

Билет 5 Цели, задачи, этапы профессиографии

ЦЕЛИ.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа — подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями . Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности:

• аттестацией работников;

• проектированием новых профессий и специальностей;

• профконсультацией оптантов и отбором специалистов;

• совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;

• научными исследованиями профессионального развития личности.

ЭТАПЫ

1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.

 

2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.

Задачи

 

Профессиография

используется для решения научно-практических задач : для установления психофизиологических функций, актуализируемых конкретной профессиональной деятельностью; для решения задач профобучения, профотбора и рационализации производственного процесса,

Методы оценки профессионального обучения и деятельности.

 

Оценка деятельности необходима для определения индивидуальной успешности ее выполнения, наиболее сложных этапов и задач , уровня профессиональной подготовленности, диагностической и прогностической ценности конкретных экспериментальных методик. В качестве показателей оценки деятельности могут быть использованы параметры скорости, продолжительности и точности выполнения отдельных операций, действий, задач и деятельности в целом.

 

Методы оценки условий деятельности. Эффективность, качество выполнения трудовых задач , функциональное состояние и работоспособность сотрудника в значительной степени зависит от санитарно-гигиенических и социально-психологических условий деятельности.

 

В процессе профессиографии необходимо установить характер факторов внешней среды, которые могут оказывать острое или хроническое воздействие на организм и психику человека или выступать в качестве физических помех для реализации конкретных действий и операций.

 

Для характеристики условий и особенностей межличностного общения специалистов следует оценить характер их информационного взаимодействия, состояние психологического климата в коллективе и стиль руководства членами рабочей группы.

 

Результаты изучения особенностей внешних факторов позволяют провести качественно-количественное определение степени их влияния, как на рабочий процесс, так и на состояние, устойчивость, адаптивность профессионально важных функций и качеств субъекта труда, а также обосновать рекомендации по регламентации деятельности, формированию благоприятных межличностных отношений в коллективе и т.д.

 

Метод эксперимента. Этот метод необходим для подтверждения или опровержения гипотезы о путях и способах рационализации, организации и обеспечения конкретной профессиональной деятельности, сформулированной на основе ее психологического анализа.

 

Эксперимент включает в себя целую группу различных методов и приемов: непрерывное или выборочное наблюдение, регистрацию трудовых действий и операций, включение дополнительных задач исследования различных психических функций.

 

Организация экспериментального исследования должна соответствовать следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному статусу, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, стажу работы и успешности в труде, а также по условиям работы.

 

Методы обработки эмпирических данных

 

Для осуществления качественного и количественного анализа информации о деятельности субъекта труда, собранной посредством эмпирических методов, используется комплекс методических приемов.

 

Метод экспертной оценки представляет собой опрос группы квалифицированных специалистов в области исследуемой профессиональной деятельности.

 

В большинстве случаев обеспечивает высокую прогностическую валидность (достоверность).

 

Суть данного метода заключается в получении оценки на основе учета мнений некоторого числа экспертов.

 

Он используется при анализе необходимой информации о специфических особенностях профессии и наиболее типичных случаях, осложняющих деятельность человека.

 

Кроме этого данный метод позволяет обосновать перечень профессионально важных качеств сотрудника, обеспечивающих успешность выполнения деятельности, и необходимый уровень их сформированности.

 

Метод сравнительного анализа. В зависимости от целей профессиографирования осуществляется сравнительный качественный анализ конкретной эмпирической информации для определения причин, осложняющих деятельность работника (личностные, психологические и психофизиологические), и для определения условий (внешних и внутренних), обеспечивающих наибольшую эффективность труда, успешность освоения профессии, удовлетворенность трудом и т.д.

 

Статистический и графический методы анализа. Используется с целью получить качественную информацию о закономерностях и динамике протекания профессиональной деятельности.

 

Статистический анализ позволяет выделять не только количественные изменения в деятельности, но и их динамику в течение рабочего дня.

 

Графический анализ дает возможность наглядно определить те изменения, которые свойственны характеру выполнения деятельности и процессам, характерным для нее.

 

Методы интерпретации результатов исследования

 

В профессиографии данные методы применяются для толкования или разъяснения нормативно представленных в документации и исполняемых работником задач , функций, действий и операций с точки зрение психологического и психофизиологического обеспечения. Важно раскрыть хотя бы на внешнем уровне именно те личностные качества, профессиональные способности и психофизиологические возможности, которые должны актуализироваться в конкретной деятельности сотрудника для успешного ее исполнения. Именно эти качества являются критериями профессиональной диагностики, характеристиками, требующими формирования, а в случае необходимости - и коррекции.

 

Таким образом, на основании анализа важных элементов изучаемой профессии выявляются психические качества, имеющие решающее значение; необходимые и желательные; несовместимые с данной деятельностью; комплексные, определяющие успех деятельности. Затем формируются требования к психическим качествам работника.

Дифференцированная профессиография

 

Билет 6.

Содержание инженерно-психологического обеспечения СЧМЭтап жизненного цикла Аспект инженерно-психологического обеспечения

целевой организационно-методический

Проектирование Определение функций человека в проектируемой СЧМ и оценка его психофизиологических возможностей по их выполнению (инженерно-психологическое проектирование) Разработка нормативных и справочно-методических материалов по инженерно-психологическому проектированию деятельности опе­ратора. Организация труда коллек­тива проектировщиков

Производство Учет психофизиологических свойств человека в процессе производства (условия труда, режимы труда и отдыха, взаимосвязи операторов в групповой деятельности и т. п.)

Разработка нормативных и справочно-методических

 

материалов по учету человеческого фактора в процессе производства

Эксплуатация

Учет психофизиологических возможностей человека при эксплуатации техники (профессиональный отбор, обучение, трениров-•гки, формирование оператор­ских коллективов, организация их труда) Разработка методик по профессиональному отбору (если это необходимо) и подготовке операторов, подбору коллективов, организации труда. Разработка норма­тивных документов, регла­ментирующих применение этих методик

 

 

Он включает в себя разработку необходимых справочно-методических материалов, с помощью которых можно выполнять эти работы, а также разработку нормативных документов, регламентирующих (в частности, утверждающих) степень и полноту учета человеческого фактора при проектировании, производстве и эксплуатации СЧМ.

 

При отсутствии таких документов проведение работ по учету человеческого фактора не будет являться обязательным мероприятием, и поэтому задача инженерно-психологического обеспечения не может считаться полностью решенной.

 

2. Показатели качества системы «человек – машина».

 

Любая СЧМ призвана удовлетворять те или иные потребности человека и общества. Для этого она должна обладать определенными свойствами, которые закладываются при проектировании СЧМ и реализуются в процессе эксплуатации. Под свойством СЧМ понимается ее объективная способность, проявляющаяся в процессе эксплуатации. Количественная характеристика того или иного свойства системы, рассматриваемого применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации, носит название показателя качества СЧМ.

…………..

Под системой в общей теории систем понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенный для решения единой задачи. Системы могут быть классифицированы по различным признакам. Одним из них является степень участия человека в работе системы. С этой точки зрения различают автоматические, автоматизированные и неавтоматические системы. Работа автоматической системы осуществляется без участия человека. В неавтоматической системе работа выполняется человеком без применения технических устройств. В работе автоматизированной системы принимает участие как человек, так и технические устройства. Следовательно, такая система представляет собой систему «человек — машина» .

 

На практике применяются самые разнообразные виды систем «человек — машина». Основой их классификации могут явиться следующие четыре группы признаков: целевое назначение системы, характеристики человеческого звена, тип и структура машинного звена, тип взаимодействия компонентов системы.

 

Целевое назначение системы оказывает определяющее влияние на многие ее характеристики и поэтому является исходным признаком. По целевому назначению можно вы­делить следующие классы систем:

 

а) управляющие, в которых основной задачей человека является управление машиной (или комплексом);

 

б) обслуживающие, в которых человек контролирует состояние машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт и т.п.;

 

в) обучающие, т. е. вырабатывающие у человека определенные навыки (технические средства обучения, тренажеры и т. п.);

 

г) информационные, обеспечивающие поиск, накопление или получение необходимой для человека информации (радиолокационные, телевизионные, документальные системы, системы радио и проводной связи и др.);

 

д) исследовательские, используемые при анализе тех или иных явлений, поиске новой информации, новых заданий (моделирующие установки, макеты, научно-исследовательские приборы и установки).

 

Особенность управляющих и обслуживающих систем заключается в том, что объектом целенаправленных воздействий в них является машинный компонент системы. В обучающих и информационных СЧМ направление воздействий противоположное — на человека. В исследовательских системах воздействие имеет и ту, и другую направленность.

№ 7 система человек – машина (СЧМ). Плюсы и минусы ее составных частей.

Система *человек-машина* (СЧМ) ― сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информациии т.д. Включает одного или большее число людей и производственное оборудование, используемое при выполнении задачи системы в рабочем пространстве, в среде на рабочем месте и в ситуациях, определяемых рабочими задачами.

 

По целевому назначению можно выделить следующие классы систем *человек-машина*.:

а) управляющие - основной задачей человека является управление машиной (или комплексом);

б) обслуживающие - человек контролирует состояние машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт и т.п.;

в) обучающие - вырабатывающие у человека определенные навыки (технические средства обучения, тренажеры и т. п.);

г) информационные - обеспечивающие поиск, накопление или получение необходимой для человека информации

д) исследовательские - используемые при анализе тех или иных явлений, поиске новой информации, новых заданий.

 

Показатели качества СЧМ:

1. Быстродействие - определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру *человек-машина*.

2. Надежность - характеризует безошибочность (правильность) решения стоящих перед СЧМ задач.

3. Точность - это степень отклонения некоторого параметра, измеряемого, устанавливаемого или регулируемого оператором, от своего истинного, заданного или номинального значения.

4. Своевременность решения задачи СЧМ оценивается вероятностью того, что стоящая перед СЧМ задача будет решена за время, не превышающее допустимое.

5. Безопасность труда человека в СЧМ оценивается вероятностью безопасной работы.

6. Степень автоматизации СЧМ характеризует относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами.

7. Экономический показатель характеризует полные затраты на систему *человек-машина*.

 

Основные преимущества машинного комплекса:

· Значительно больший объем внимания однотипной информации в единицу времени

· Высокая скорость работы по заданным программам

· Устойчивость деятельности

 

Основные преимущества человеческого комплекса:

· Возможность настройки на любую программу деятельности

· Пластичность и гибкость сенсорного входа, приводящая к развитию способности брать информацию за пределами расчетной системы управления.

· Пластичность и гибкость переработки принимаемой информации

· Вариативность управляющих действий в зависимости от объективной ситуации.

Вопрос 19.

Среди проблем психологии и физиологии труда особое место занимает вопрос об оптимизации деятельности человека с целью повышения производительности труда. Однако до сих пор не встал вопрос - какими признаками характеризуется оптимальное рабочее состояние, создаваемое оптимальными величинами раздражителей. Таким образом, изучая этот вопрос, учеными были выявлены следующие признаки:

1. Максимальное проявление функций

2. Длительное поддержание максимума функции

3. Малая колеблемость уровня функции

4. Адекватность реагирования

5. Инерционность оптимального состояния

6. Быстрое врабатывания

7. Быстрое восстановление

1. Максимальное проявление функций

Еще Н. Е. Введенский, выдвинувший закон оптимума и пессимума силы и частоты раздражений, на нервно-мышечном препарате показал, что при оптимальных величинах раздражений высота сокращения мышцы бывает максимальной. Этот факт (максимума функции) был затем многократно воспроизведен на различных системах у человека. Например, наибольшая сила наблюдается при оптимальном внешнем сопротивлении и при оптимальной величине произвольной иннервации .

Однако при формулировании данного признака нужно учесть, что при оптимальных условиях могут наблюдаться не только наибольшие, но и наименьшие величины измеряемого показателя, которые все равно свидетельствуют о максимуме функции.

Следовательно, характеризуя первый признак оптимального состояния, следует принимать во внимание не сами по себе абсолютные величины того или иного показателя, а максимальное проявление функции. Действительно, силовую деятельность характеризует максимум силы, а работу на скорость -- максимум быстроты. Показателями же максимума быстроты являются как наименьший латентный период, так и наименьшее время, затрачиваемое на прохождение данного участка пути.

Этот же признак выявлен нами и в отношении сенсорных функций двигательной системы.

В одном из исследований было показано, что точность движений в локтевом суставе наибольшая при амплитуде движений, равной 50-55 град.

В другой работе, исследуя точность глазомера в зависимости от удаленности объекта от глаз, мы выявили, что лучше всего глазомер проявляется при средних расстояниях (около 1 м).

Опыты ставились на 9 взрослых лицах, у которых исследовался глазомер (нахождение середины 20-сантиметровой линейки) при близком расстоя-нии линейки от глаз (40-50 см), при среднем расстоянии (90-100 см) и при большом расстоянии (2,5-3 м). В каждой серии измерения глазомера производились по 10 раз, затем высчитывалась средняя ошибка. При близком расстоянии в среднем для всех испытуемых ошибка равнялась 2,23 мм, при среднем расстоянии -- 1,42 мм, при большом расстоянии -- 1,50 мм.

Таким образом, как в отношении двигательных функций, так и в отношении функций восприятия и оценки раздражителя первым признаком оптимального состояния работающей системы является максимальное проявление изучаемой функции.

2. Длительное поддержание максимума функции

Н. Е. Введенский отметил одно важное различие между оптимальным и пессимальным раздражителями. И для того и для другого характерно то, что они вызывают максимальные сокращения мышцы (амплитуда сокращения наибольшая). Однако если при пессимальной силе раздражения очень скоро наступает снижение амплитуды сокращения мышцы, то при оптимальных величинах раздражения максимальные величины сокращения воспроизводятся длительное время. Этот же признак отмечается Введенским и для нерва: возбудимость и проводимость (в чем и выражается его «работоспособность») дольше всего оказываются сохраненными при умеренных величинах раздражений.

Ряд авторов подтвердили это. Л.В. Латманизова пришла к выводу, что оптимальный ритм нерва обладает тем преимуществом, что он может длительно воспроизводиться синхронно с раздражением без признаков трансформации, угнетения или утомления. М. И. Виноградов, характеризуя оптимальный темп работы, говорит, что при этом темпе человек может работать длительное время.

3. Малая колеблемость уровня функции

Многие виды деятельности связаны с многократным воспроизведением одного и того же движения с сохранением к нему прежних требований (максимальная сила, или быстрота, или точность). Однако исследования показали, что любая функция даже на максимуме обнаруживает колебания своей величины. Какова же эта колеблемость при оптимальном состоянии работающей системы?

Что касается моторной функции двигательной системы, эти отношения были выявлены в исследовании Е.П. Ильина и Г.П. Пауперовой: максимальная быстрота реагирования (наименьшие латентный период и время двигательной реакции) оказалась наибольшей при средних степенях растяжения мышц. При этом же растяжении колеблемость изученных показателей также оказалась наименьшей

Подтверждение упомянутым данным имеется в работе О. А. Конопкина, который отмечает, что ускорение движения конвейерной ленты за пределы оптимального темпа приводило к росту временной вариативности выполнения операций и к увеличению количества ошибок.

Аналогичный факт (уменьшение колеблемости при оптимальном состоянии) выявлен в исследовании в отношении сензорной функции двигательной системы.

Изучение точности движений при различных амплитудах показало, что наименьшая колеблемость наблюдается при оптимальной амплитуде движений. Разброс повышается при увеличении или уменьшении амплитуды по сравнению с оптимальной. Чем дальше амплитуда от оптимальной, тем вариабильность больше.

Колеблемость выражатась в данном случае в двух показателях. Первый -- амплитуда колебаний -- демонстрировал разницу между наибольшей и наименьшей величинами показателя (размах колебаний) в процентах. Второй показатель -- коэффициент изменчивости -- статистический, служил проверкой для достоверности с точки зрения статистики вычисляемого нами показателя -- амплитуды колебаний. Принципиальных различий в динамике колеблемости, выраженной двумя способами, нет. Поэтому можно считать, что выявленная динамика изменения амплитуды колебаний отражает истинное положение вещей.

При изучении глазомера была получена та же закономерность -- при среднем расстоянии наряду с большей точностью наблюдалась и наименьшая колеблемость. Так, при малом расстоянии амплитуда колебаний равнялась 5,6%, при среднем -- 4,0, при большом -- 4,4%.

Данные других авторов также свидетельствуют, что при оптимальных условиях -- колеблемость наименьшая. 3. А. Бычкова показала, что оптимальный интервал между раздражителями давал и наименьший размах колебаний латентного периода. С. М. Арутюнян отмечает, что для правильного ритма движений у штангистов оптимальным является вес, равный 90-95% максимального. С приближением к оптимальному весу уменьшалась вариативность параметров движения.

Исходя из этих фактов, можно заключить, что третьим признаком оптимального состояния является наибольшая стабильность проявления максимума функции.

4. Адекватность реагирования

При изучении проприоцептивной чувствительности во всех ее проявлениях (оценка амплитуды движений, веса груза и прилагаемых усилий) мы столкнулись с фактом, что в зависимости от того, больше или меньше данный раздражитель его оптимальной величины, оценка раздражителя по качеству будет совершенно различной. Если раздражитель больше оптимального, то он оценивается большим, чем он есть в действительности, и в результате этого при воспроизведении получаются не доводы. Если раздражитель меньше оптимального -- картина обратная. В пределах же оптимального раздражителя, помимо того, что наиболее часто оценка раздражителя совершенно адекватна его величине, переоценки и недооценки встречаются одинаково часто, что в совокупности также дает правильное представление о величине раздражителя. В данном случае колеблемость характеризуется центрированностью показателей около средней величины с колебаниями в ту и другую сторону. Это свидетельствует об уравновешенности возбудительно-тормозных процессов в нервных центрах. Также отмечается, что при усилии больше оптимального отмечаются переоценки, а при усилии меньше оптимального -- недо-оценки.

Итак, в отношении сенсорной функции двигательной системы еще одним признаком следует признать адекватность оценки раздражителя по качеству.

Сходное явление можно выявить и в отношении моторной функции двигательной системы. Так, в упомянутом исследовании Ильина и Пауперовой было получено, что чрезмерная стимуляция мышц их растяжением приводит к увеличению времени реагирования вместо его уменьшения. Собственно, это следует и из закона оптимума - пессимума Введенского, согласно которому сверхоптимальные по силе раздражители приводят к различным фазам парабиоза (уравнитель-ной и парадоксальной).

5. Инерционность оптимального состояния

Изучая зависимость точности движений от степени удаленности заданной амплитуды движений от оптимальной, выявлено у одной трети лиц факт, что если для воспроизведения задается близкая к оптимуму амплитуда, то она не различается испытуемым от оптимальной и испытуемый воспроизводит не заданную ему амплитуду, а оптимальную.

Так, для 55 человек в среднем оптимальная амплитуда равнялась 49,0 град. При попытке воспроизвести углы на 5 град, больше или меньше оптимального данные лица показали в среднем амплитуду, равную 49,3 град., т. е. практически равную оптимальной. Некоторые не могли различить заданную амплитуду движений даже в том случае, если она расходилась с величиной оптимальной амплитуды на 10 град.

Отмеченный факт можно рассматривать как проявление инерционности в работе нервных центров, которые не могут выйти из состояния оптимума, если возмущающий их стимул ненамного отличается от оптиматьного.

Тот факт, что отмеченная особенность встретилась нам только у одной трети обследованных лиц, не может служить опровержением его как самостоятельного признака оптимального состояния. Следует учесть, что брались относительно большие интервалы между оптимальной и задаваемой амплитудами, при которых свойство инерционности могло и не выявиться. Несомненно, что при меньших различиях в амплитудах таких случаев было бы гораздо больше.

Данное свойство оптимального состояния проявлялось и при вос-произведении мышечных усилий.

Сходные закономерности также имеются в литературных данных, относящихся к моторной функции двигательной системы.

Л.Е. Любомирский установил для своих испытуемых оптималь-ный темп движений, равный 60-80 ударам в минуту. При задавании темпа 50 ударов в минуту он усваивался плохо и во многих случаях трансфор-мировался в оптимальный темп (60 и больше). Многие испытуемые не усваивали и темп 90 ударов в минуту. Этот темп часто трансформировал-ся в более редкий.

М. И. Виноградов и К. С. Точилов, тренируя испытуемых к новому темпу движений (более высокому или более низкому по сравнению с индивидуальным темпом), наблюдали, что вновь выбираемый произвольный темп располагается между старым произвольным и новым (тренируемым) темпами. Авторы объясняют это инерционностью доминантной установки двигательной системы (старого оптимального состояния), т.е. прямо характеризуют оптимальное состояние тем признаком, о котором сейчас идет речь.

Факт устойчивости оптимального состояния получен рядом авторов и на нервно-мышечном препарате животных. Л.В. Латманизова пишет, что оптимальный ритм нерва настойчиво возникает по самым различным поводам. А. Н. Кабанов отмечает, что при определенной силе раздражения орган отвечает своим рабочим, оптимальным ритмом даже в том случае, если эти раздражения наносятся с меньшей, чем оптимальная, частотой. Так, в ответ на сравнительно редкие раздражения (30-50 в с) и небольшой силе тока -- 20 миллиампер в нервном волокне возникает соответствующий медленный ритм возбуждений. При усилении тока нерв нередко отвечает более частым ритмом возбуждения, близким к оптимальному, хотя частота раздражений осталась прежней.

Таким образом, с одной стороны, наблюдается стремление работающей системы вернуться в оптимальные условия работы, а с другой -- трудность, с какой система выводится возмущающими стимулами из оптимального состояния. Все это дает основание заключить, что оптимальное состояние характеризуется инерционностью (устойчивостью).

6. Быстрое врабатывания

В ходе более или менее продолжительной работы функциональное состояние работающих систем достигает своего максимума не сразу, т.е. существует период врабатывания. О. Розанова и Е. Петрова при оптимальном темпе движений наблюдали более быструю врабатываемость (достижение максимума коэффициента полезного действия при повторных 30-секундных отрезках работ), чем при неоптимальном темпе работы.

Если судить о периоде врабатывания по уменьшению латентного периода моторных реакций, то данные С. И. Горшкова также могут свидетельствовать о более быстрой врабатываемости при средних нагрузках: при небольших нагрузках латентный период снижается до самого конца работы, т.е. долгое время не наступает максимальная работоспособность; при средней нагрузке латентный период достигает наименьших величин уже к середине работы; при больших нагрузках латентный период сразу увеличивается, т.е. работоспособность по этому показателю вообще не увеличилась.

Данные Е. А. Бабаевой, согласно которым предварительная работа в большем или меньшем темпе, чем рабочий (оптимальный), увеличивала период врабатывания (по темпу), а предварительная работа в рабочем (оптимальном) темпе ускоряла период врабатывания, также можно рассматривать как доказательство того, что при оптимальных условиях период врабатывания короче.

7. Быстрое восстановление

До сих пор рассматривались данные, демонстрирующие скорость вхождения в работу. Имеются, однако, данные, показывающие, что и период восстановления происходит при оптимальных условиях работы быстрее, чем при неоптимальных. И.В. Муравов отмечает, что после оптимальной нагрузки, примененной в качестве активного отдыха, наблюдается более быстрое восстановление после рабочих сдвигов кровообращения и дыхания, функций, от которых в значительной мере зависит работоспособность двигательной системы.

В.И. Завьялов показал, что длительность восстановитель-ного периода для мышц кролика наиболее короткая при средних сте-пенях утомления.

Суммируя все эти данные, можно прийти к выводу, что при оптимальных условиях работы, с одной стороны, наблюдается более быстрый переход от состояния покоя к максимуму работоспособности, а с другой -- после прекращения работы -- более быстрое возвращение к исходному уровню. Эти данные дают основание говорить о том, что оптимальное состояние работающей системы обладает наибольшей подвижностью, под которой мы понимаем скорость, с какой та или иная функция переходит от покоя к максимуму и обратно

Билет 20

Психические процессы, состояния, свойства

Ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира и внутреннего состояния человека.

Выделяются: зрительные; слуховые; вкусовые; температурные; обонятельные; вибрационные; болевые ощущения; ощущение равновесия; ощущение ускорения.

Если раздражитель не обладает достаточной силой, то ощущение не возникает. Порогом различия для веса является прибавка 1/30 первоначального веса. По отношению к свету это 1/100, к звуку – 1/10.

Восприятие предполагает отражение в сознании человека целостных предметов и явлений. Избирательность восприятия играет как положительную роль (выявляются наиболее значимые сигналы), так и отрицательную роль (возможна потеря информации).

Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта, интересов, направленности.

Под рефлексией в организационном поведении понимается осознание человеком того, как он воспринимается партнерами. Идея контрастных представлений состоит в том, что когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, сам воспринимающий человек по контрас

<

Дата: 2016-09-30, просмотров: 207.